Рабочая программа метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)
Оценка 4.7

Рабочая программа метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
математика
3 кл—4 кл
11.02.2021
Рабочая программа метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)
В основу курса заложена схема работы с задачей, состоящая из 4-х основных элементов: понимание, моделирование, выдвижение способа, реализация способа.
РП курса Метапредмет ЗАДАЧА Лукина С.В..docx

Рабочая программа

метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)

 

Пояснительная записка

Назначение метапредметного курса в том, чтобы развивать мышление школьника  через организацию опыта мышления и рефлексии способа мыслительной работы. Программа метапредметного курса «Задача» создана в соответствии с Основной образовательной программой на ступени начального общего образования МАОУ СОШ №140, ориентирована на учащихся 3-4-х классов общеобразовательных школ и направлена на освоение обобщенных способов решения типов задач и задачной формы организации по выделению и освоению различных способов работы в различных деятельностных и мыследеятельностных ситуациях.

Рабочая программа метапредметного курса «Задача» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.     Закона Российской Федерации «Об образовании».

2.     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3.     Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального  общего образования второго поколения.

4.     Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

 

  Программа метапредметного курса «Задача» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.   Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Выход за рамки собственно предмета, на универсальных знаниях учащихся.

  Актуальность программы метапредметного курса «Задача» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

В основу курса заложена схема работы  с задачей, состоящая из 4-х основных элементов: понимание, моделирование, выдвижение способа, реализация способа.

Задачи присутствуют во многих учебных предметах. С точки зрения предметов, они полностью различны. С точки зрения анализа средств мышления, между ними множество интересных связей и соотношений.

Решение задачи – есть вид творческой деятельности, а поиск решения – есть процесс изобретательства.

Обучающиеся получают знания о разных типах задач и способах их решения.

У обучающихся формируются такие способности как:

·        перенос способа решения одного типа материала на другой;

·        понимание условий и анализа заданной ситуации;

·        моделирование структур взаимосвязей различных параметров;

·        рефлексивная способность анализа собственного действия;

·        способность изменять подход к пониманию и способу решения задачи.

 

Таким образом, метапредметный курс «Задача» направлен на погружение учащихся 3-4 классов в решение задач и развитие у них способностей осуществлять выше перечисленные процессы.

Цель метапредмета «Задача» - обучение школьников решению разных типов задач и способам их решения в разных предметных областях.

Задачи курса:

1)                    обучение:

·        пониманию текста и выделению условия (работа с первичными версиями учащихся и обнаружение зоны незнания в условии задачи), макетированию условия и графическому его фиксированию;

·        выдвижению вторичных версий, созданию модели задачи;

·        фиксированию способа решения и  процесса логики;

·        рефлексии собственной деятельности в ситуации.

2)                    формирование коммуникативной формы коллективного обсуждения при решении творческих задач:

·        выделение предмета обсуждения, предмета высказывания, логики аргументации,

·        схематизация содержания и способов размышления,

·        чтение и понимание чужих схем.

 

Программа метапредметного курса «Задача» реализует следующие принципы: сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой.

 

На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу метапредметного курса, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

 

Методические рекомендации по реализации программы

Методы:

·        Метод проблемных ситуаций.

·        Метод поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

·        Когнитивные методы с использованием мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения), исследование, умозаключение.

·        Креативные методы: фантазирование, экспериментирование, придумывание, конструирование.

·        Методы рефлексии: словесной, образной, чувственной, символической.

 

Этапы работы над задачей.

1.        Понимание условий.

2.        Первичная схематизация условий.

3.        Выдвижение идей способа решения.

4.        Моделирование отношений на основании базового специфического средства.

5.        Реализация способа.

6.        Знаковая фиксация базового решения.

 

 

 

Рефлексивный анализ использованных средств.

 

Схема метапредмета «Задача»

 

ПОНИМАНИЕ

С

П

О

С

О

Б

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ВЫДВИЖЕНИЕ СПОСОБА

РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБА

 

  Система деятельностно-ценностной задачи

Учебная задача

Познавательная задача

Информационная задача

Коммуникационная

задача

Условие

Выделение ключей для поиска информации

Обсуждение решения

Требование

Поиск информации

Сопоставление решения с культурными образцами

Возможные справочные данные

Систематизация и анализ информации

Формулирование выводов

Формулирование выводов

 

Место курса в системе работы в школе: курс рассматривается как самостоятельная дисциплина во внеурочной деятельности.

 Общая характеристика  курса, место курса в учебном плане

 Данный курс является метапредметным, программа разработана для учащихся 3-4 классов,  рассчитан на 32 часа: 

3 класс - 16 часов (1 занятие в неделю);

4 класс - 16 часов (1 занятие в неделю).

 

Содержание метапредметного курса «Задача»

1.     Введение в метапредмет «Задача» (1ч).

2.     Занимательные задачи в стихах (1ч).

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение и деление».

3.     Математические  ребусы (1ч).

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

4.     Задачи с неполными, лишними, нереальными данными (1 ч).

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

5.     Загадки-смекалки (1ч).

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

6.     Обратные задачи (1ч).

Решение обратных задач, используя круговую схему.

7.     Практикум «Подумай и реши» (1ч).

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

8.     Задачи с изменением вопроса (1ч).

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

9.     Нестандартных задач (1 ч).

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

10.  Олимпиадных задач (1ч).

 Решение задач повышенной сложности.

11.  Задачи международной игры «Кенгуру» (1 ч).

 Решение задач международной игры «Кенгуру».

12.  Логических задач (1 ч).

 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

13.       Нестандартные задачи: ТРИЗ (1ч).

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

14. Комбинаторные задачи (1ч).

    Решение комбинаторных задач.

15. Задачи на множества (1ч).

     Решение задач с помощью кругов Эйлера.

16.  Игра «Проверь себя».

      Итоговое занятие.

Тематическое планирование

 

урока

Тема

Кол-во часов

Виды и формы

учебной деятельности

Планируемые результаты (УДД)

Формы

контроля

1.      

Введение в метапредмет «Задача»

 

1

Определить границы собственного знания и незнания по данному курсу.

Сформировать собственную жизненную позицию по данному курсу.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

·     слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

·     самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели, планирование и контроль учебной деятельности.

Познавательные:

·      поиск и выделение необходимой информации;

·      выбор основания для классификации и сравнения объектов, обобщение, умозаключение и выводы.

Личностные УУД:

·     формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться.

Проблемная ситуация

2.      

Занимательные задачи в стихах по теме «Умножение и деление»

1

Знакомятся со способами решения задач.

Работают в группах.

Практическая работа

3.      

Математические ребусы

1

Анализируют ребусы.

Повторяют основные правила решения ребусов.

Работают в группах над составлением ребусов.

Осуществляют самооценку и взаимооценку выполненных работ.

Составление ребусов

4.      

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными

1

Анализируют задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Учатся классифицировать их по общим признакам.

Работают в парах и группах, анализируют результат своей деятельности.

Практическая работа

5.      

Загадки-смекалки

1

Знакомятся с задачами-смекалками.

Анализируют задачи.

Работают в парах и группах.

Практическая работа

6.      

Обратные задачи

1

Знакомятся с обратными задачами.

Тренируются в решении обратных задач.

Работают в парах и группах.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

·     слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

·     самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели, планирование и контроль учебной деятельности.

Познавательные:

·      поиск и выделение необходимой информации;

·      выбор основания для классификации и сравнения объектов, обобщение, умозаключение и выводы.

Личностные УУД:

·     формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться.

Практическая работа

7.      

Практикум «Подумай и реши»

1

Учатся решать задачи.

Работают в мини-группах.

 

Практическая работа

8.      

Задачи с изменением вопроса

1

Знакомятся с задачами с изменением вопроса.

Анализируют способы решения задач.

Тренируются в решении задач.

Работают в парах.

Практическая работа

9.      

Нестандартные задачи

1

Учатся решать задачи.

Работают в мини-группах.

Практическая работа

10.  

Олимпиадные задачи

 

Учатся решать задачи.

Работают в мини-группах.

Практическая работа

11.  

Задачи международной игры «Кенгуру»

1

Учатся решать задания повышенной трудности

Работают индивидуально, в парах и группах.

Разрабатывают критерии оценки своей деятельности.

Учатся оценивать работу друг друга (работу групп) по разработанным  критериям.

Практическая работа

12.  

Логические задачи

1

Знакомятся с видами логических задач.

Тренируются в решении логических задач.

Работают в группе.

Учатся оценивать себя и работу друг друга (работу групп) по разработанным  критериям.

Практическая работа

13.  

Нестандартные задачи: ТРИЗ

1

Знакомятся с видами  нестандартных задач.

Тренируются в решении задач

Работают индивидуально и в парах.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

·     слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

·     самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели, планирование и контроль учебной деятельности.

Познавательные:

·      поиск и выделение необходимой информации;

·      выбор основания для классификации и сравнения объектов, обобщение, умозаключение и выводы.

Личностные УУД:

формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться.

Практическая работа

14.  

Решение комбинаторных задач

1

Знакомятся с видами  комбинаторных задач.

Тренируются в решении задач

Работают индивидуально.

Учатся оценивать себя и работу друг друга (работу групп) по разработанным  критериям.

Практическая работа

15.  

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

Знакомятся с видами задач.

Тренируются в решении задач

Выявляют характерные признаки групп.

Работают в группах.

Практическая работа

16.  

Игра «Проверь себя»

1

 

Итоговое занятие

 

                                                                                                          Итого:

16

 

 

 

 

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребѐнка.

 

Формы

·        учебный диалог (в парах, в группах);

·        решение творческих задач;

·        творческий поиск;

·        практические работы.

Личностные и метапредметные  результаты освоения  курса

УУД

ФГОС

Фундаментальное ядро

Регулятивные

умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами,

целеполагание как постановка

учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные,

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

определять способы действий в рамках  предложенных условий и требований,

прогнозирование – предвосхищение предложенных условий и требований, результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае

расхождения эталона, реального действия и его продукта;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание

качества и уровня усвоения.

владение основами самоконтроля,

самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому

усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные

смысловое чтение

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе

с помощью компьютерных средств

умение создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

знаково-символические действия,

включая моделирование;

строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для

классификации,

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

умение организовывать учебное

сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками – определение цели, функций участников, способов

взаимодействия;

работать индивидуально и в группе,

находить общее решение

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

формулировать, аргументировать и

отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

Формы оценки метапредметных результатов:

·        выполнение учащимся специально сконструированных диагностических задач,

·        выполнение учебных и учебно-практических задач в рамках учебного предмета;

·        выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

Материально-техническое и методическое  обеспечение курса

Список литературы

1.     Воронцов А.В. «Проектные задачи в начальной школе»; Москва: «Просвещене», 2011.

2.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М., 1998.

3.     Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

4.     Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

5.     Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М., 2001.

6.     Мыследеятельностная педагогика в начальной школе: метапредметы. — М., 2004.

7.     Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 4 классов. — М., 2005.

8.     Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

9.     Демидов Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: «Academia». 2002

10. Дьячкова Г.Т. «Математика Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007

11. Зайцева С.А.,  ЦелищеваИ.И. «Моделирование простых текстовых задач» - М., 2006.

12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.

13. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»: Учебное пособие для педагогов. М.: НИИ ИСРОО. Пушкинский институт, 2011. – 272 с. – Серия «Мыследеятельностная педагогика».

14. Хиленко Т.П. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией»; Москва: «Просвещение», 2013.

15. Холодова О. А. «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей; Рабочие тетради в двух частях» Москва: «РОСТ», 2012.

16. Шелехова Л.В. «Сюжетные задачи по математике в начальной школе» - М., 2006.

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребѐнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

18. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач // Начальная школа №6. 2003. с.41-44.

19. Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике // Начальная школа №9. 2003. с.79-81

20. Царёва С.Е. «Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» - Начальная школа, №4. 2004г.

21. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться. «Начальная школа» №9, 2007.

22. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа №5. 2004. с.69-74

23. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках // Начальная школа Плюс До и После №10. 2007. с.70-71

24. http://www.openclass.ru

25. http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

    Технические средства обучения

1.     Компьютер

2.     Экран

3.     Проектор

4.     Колонки


 

5.     Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)

Рабочая программа метапредметного курса «Задача» (3-4 классы)

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации…

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации…

Программа метапредметного курса «Задача» реализует следующие принципы: сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой

Программа метапредметного курса «Задача» реализует следующие принципы: сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой

Рефлексивный анализ использованных средств

Рефлексивный анализ использованных средств

Содержание метапредметного курса «Задача» 1

Содержание метапредметного курса «Задача» 1

Комбинаторные задачи (1ч).

Комбинаторные задачи (1ч).

Личностные УУД: · формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться

Личностные УУД: · формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться

Личностные УУД: · формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться

Личностные УУД: · формирование мотивации к познавательной деятельности, адекватная самооценка и оценка работы других, осознание необходимости учиться

Нестандартные задачи: ТРИЗ 1

Нестандартные задачи: ТРИЗ 1

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»:

Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021