Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс УМК" Школа России"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс УМК" Школа России"

Оценка 4.6
Образовательные программы
DOCX
музыка
1 кл—4 кл
14.04.2020
Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс УМК" Школа России"
Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс УМК" Школа России"
музыка_1-4_кл.DOCX

 

Рабочая программа по учебному предмету

«Музыка 1-4 классы»

 

«Школа России»


 

1   класс

 

1.Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и реализуется на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной учебно – методического комплекта «Школа России». М.; Просвещение, 2019

 

 

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 

 

Задачи программы:

 

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

 

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории,

 

духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

 

–  развитие  восприятия  музыки,  интереса  к  музыке  и  музыкальной  деятельности,

 

образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

 

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

 

 

В1 классе на изучение курса «Музыка» выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).


Используемый УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 1 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012;

 

 

2.Планируемые результаты освоения программы учащимися

 

 

Личностные результаты:

 

·    укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 

·   наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 

·   формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 

·   приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 

·      развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 

·      продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 

·    развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,

 

понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

 

Метапредметные результаты:

 

·    наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

 

·      ориентированность  в  культурном  многообразии  окружающей  действительности,

 

участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

 

·     овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

 

·           применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

·       готовность  к  логическим  действиям  (анализ,  сравнение,  синтез,  обобщение,

 

классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

 

·     планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;


·   участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,

 

распределения функций и ролей;

 

·      умение  воспринимать  окружающий  мир  во  всем  его  социальном,  культурном,

 

природном и художественном разнообразии.

 

Предметные результаты:

 

·    развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 

·   развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

 

·     общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

 

·    представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 

·     использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-

 

образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

 

·      готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 

·      участие  в  создании  театрализованных  и  музыкально-пластических  композиций,

 

исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

 

1)       сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

 

2)      сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 

3)      умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;


4)         использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

Обучающиеся научатся:

 

·   воспринимать музыку различных жанров;

 

·   эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

 

·   определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

 

·   общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

 

·   воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

 

·   продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

 

·   узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 

·   исполнять   музыкальные   произведения   отдельных   форм   и   жанров   (пение,

 

драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

 

3.Содержание программы

 

 

Музыка вокруг нас (16 часов)

 

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

 

Музыка и ты (17 часов)

 

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-


концерт.  Музыка  в  цирке.   Дом,   который  звучит.   «Ничего   на   свете  лучше  нету…».

 

Обобщающий урок. Урок-концерт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

 

Количес

 

 

N

Тема урока

тво

Формы контроля

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«И Муза вечная со мной!»

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровод муз

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повсюду музыка слышна

1

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Душа музыки –мелодия

1

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка осени

1

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочини мелодию

1

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Азбука, азбука каждому нужна…»

1

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная азбука

1

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные инструменты. Народные

 

 

 

9

инструменты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Садко». Из русского былинного сказа

 

 

 

10

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные инструменты

 

 

 

11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучащие картины

 

 

 

12

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Разыграй песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришло Рождество, начинается торжество

 

 

 

14

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Количес

 

 

N

Тема урока

тво

Формы контроля

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родной обычай старины

 

 

 

15

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый праздник среди зимы

 

 

 

16

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Край, в котором ты живешь

 

 

 

17

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэт, художник, композитор

 

 

 

18

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка утра

 

 

 

19

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка вечера

 

 

 

20

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные портреты

 

 

 

21

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская

 

 

 

22

народная сказка

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мамин праздник

 

 

 

23

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музы не молчали

 

 

 

24

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Обобщающий урок. Разыграй сказку.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные инструменты

 

 

 

26

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные инструменты. У каждого свой

 

 

 

 

 

 

 

 

27

музыкальный инструмент

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чудесная лютня»(по алжирской

 

 

 

 

 

 

 

 

28

сказке).Звучащие картины

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка в цирке.

1

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Количес

 

 

N

Тема урока

тво

Формы контроля

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

30

Дом, который звучит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера-сказка

 

 

 

31

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

.«Ничего на свете лучше нету…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афиша. Программа.

 

 

 

33

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 

-        Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы;

 

-        Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса;

 

-        Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.;

-        Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина;

 

-        Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс 1(СD) mp3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2    класс

 

 

1.Пояснительная записка

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и реализуется на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной учебно – методического комплекта «Школа России». М.; Просвещение, 2014

 


Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 

 

 

Задачи программы:

 

-   воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

 

-   воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

 

-   развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

 

-   накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

 

 

Во 2 классе на изучение курса «Музыка» выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

 

Используемый УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 2класс - учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2019;

 

 

 

 

2.Планируемые результаты освоения программы учащимися

 

 

В  результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определѐнные результаты.

 

Личностные результаты

 

-  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

 

-   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

 

-   Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

 

-   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

-   Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

-   Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты

 

-   Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

 

-   Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

-   Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

-   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 

-   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

 

-   Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

 

Предметные результаты

 

-   Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

 

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

 

-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

 

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации

 

В  соответствии с системно-деятельностным подходом для достижения планируемых результатов используются следующие технологии: технологии опережающего обучения, традиционные технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии развивающего обучения, опережающее обучение: элементы системы Л.В.Занкова: проектная деятельность.

 

Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок- игра, урок – путешествие и т. д.), интегрированный урок.

 

Виды деятельности: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально – групповые, практические, проблемно – поисковые.

 

При разработке каждого урока выбор типа урока зависит от изучаемой темы урока и раздела программы.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

по предмету «Музыка» к концу второго года обучения.

 

 

Учащиеся научатся понимать:

 

-   жанры музыки (песня, танец, марш);

 

-   ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);


-   особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

 

Учащиеся получат возможность научиться:- Выявлять жанровое начало музыки;

 

-   оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

 

-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

 

-   участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 

-   Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

 

 

3.Содержание программы

 

 

 

Россия — Родина моя -3ч

 

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

 

Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

 

День, полный событий -6ч

 

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.

 

Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы».

 

Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

 

О России петь — что стремиться в храм -6ч

 

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви.

Рождество Христово. Молитва. Хорал.

 

Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня».

 

А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! -5ч

 

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

 

Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская»,


«Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская».

 

П.  Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

 

В музыкальном театре -4ч

 

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

 

Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

 

В концертном зале -3ч

 

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

 

Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

 

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...-7ч

 

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

 

Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя».

 

В.  А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис —

 

В.  А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.


Тематическое планирование

 

Тема

Количество

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

Россия – Родина моя 3ч

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

Музыкальные образы родного края

1

 

 

 

 

 

2.

Песенность, как отличительная черта русской музыки

1

 

 

 

 

 

 

 

3.

Мелодия – душа музыки

1

 

 

 

 

 

 

 

 

День, полный событий -6ч

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

Мир ребенка в музыкальных образах

1

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Природа и музыка

1

 

 

 

 

 

6.

Танцы, танцы, танцы

1

 

 

 

 

 

 

 

7.

Эти разные марши

1

 

 

 

 

 

 

 

8.

Расскажи сказку Контрольная работа.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

О России петь - что стремиться в храм -7ч

 

 

 

 

 

 

9.

Колокольные звоны России

1

 

 

 

 

 

 

 

10.

Святые земли русской.

1

 

 

Александр Невский

 

 

 

 

 

 

11.

Святые земли русской.

1

 

 

Сергий Радонежский

 

 

 

 

 

 


12.

Жанр молитвы

1

 

 

 

 

 

13.

Рождественские праздники

1

 

 

 

 

 

14.

Музыка на новогоднем празднике. Урок-концерт

1

 

 

 

 

 

 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 5ч

1

 

 

 

 

 

15.

Оркестр русских народных инструментов

1

 

 

 

 

 

16.

Фольклор –народная мудрость

1

 

 

 

 

 

 

 

17.

Музыка в народном стиле

1

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

Праздники русского народа. Масленица

1

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

Праздники русского народа. Встреча весны

1

 

 

 

 

 

 

В музыкальном театре (4ч)

 

 

 

 

 

 

20.

Детский музыкальный театр

1

 

 

 

 

 

 

 

21.

Балет на сказочный сюжет

1

 

 

 

 

 

 

 

22.

Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и

1

 

 

балетов Урок-концерт.

 

 

 

 

 

 

23.

Опера ―Руслан и Людмила‖

1

 

 

 

 

 

 

В концертном зале 3ч

1

 

 

 

 

 

24.

Жанр симфонической сказки

1

 

 

 

 

 

25.

В концертном зале

1

 

 

Музыкальные образы сюиты ―Картинки с выставки‖

 

 

 

 

 

 

26.

Обобщающий урок Контрольная работа

1

 

 

 

 

 


27.

Мир музыки Моцарта

1

 

 

 

 

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч)

 

 

 

 

28.

Интонация

1

 

 

 

29.

Выразительность и изобразительность в музыке

1

 

 

 

30.

Песня, танец и марш в музыке Кабалевского

1

 

 

 

31.

Жанр инструментального концерта

1

 

 

 

32.

Мир музыки Прокофьева и Чайковского

1

 

 

 

33.

Контрольная работа

1

 

 

 

34.

Повторение изученного материала

1

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 

·         Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы;

 

·         Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса;

 

·         Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.;

 

·         Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина;

 

·         Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс 1(СD) mp3.

 

 

 

 

 

 

 

3    класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и реализуется на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагинойучебно –


методического комплекта  «Школа России». М.;  Просвещение, 2014

 

Цель программы:формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полноотражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 

Задачи программы:

 

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

 

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

 

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

 

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

 

В1 классе на изучение курса «Музыка» выделяется 34 часа (1 час  в неделю, 34

учебные недели).

 

Используемый УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2019;

 

Планируемые результаты

 

В  результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

 

Личностные результаты:

 

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

 

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

 

·         уважительное отношение к культуре других народов:

·         эстетические потребности, ценности и чувства

 

·         развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

·         развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты:

 

·         способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

 

·         умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

·         освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

 

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий


·     умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

 

Предметные результаты

 

В   результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

 

·         основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 

·         воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;

 

·         начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

 

Обучающиеся научатся:

 

·         воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своѐ отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

 

·         воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

 

·         вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 

·         реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;

 

·         понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Россия-Родина моя- 5 ч.

 

Мелодия- душа музыки. Природа и музыка. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата « Александр Невский». Опера « Иван Сусанин». Родина моя. Русская земля... Да будет во веки веков сильна. Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов.Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка .

 

Примерный музыкальный материал.

 

Главная мелодия 2-й части. Из

 

Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

 

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

 

Романс.  Из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести  А.  Пушкина  «Метель».  Г.

Свиридов.


Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

 

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные

песни.

 

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 

День, полный событий- 4 ч.

 

Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

 

Обобщающий урок.

 

Примерный музыкальный материал

 

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

 

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

 

С   няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М.

 

Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

 

О России петь – что стремиться в храм- 4 ч.

 

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки.

 

Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. . Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя-тые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание)

 

и   молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспе-вающие красоту материнства, любовь, добро.

 

Примерный музыкальный материал

 

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

 

Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира».

И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова

В.            Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.


Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!- 4 ч.

 

Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель, мой Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Примерный музыкальный материал

 

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.

 

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

 

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

 

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

 

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 

Веснянки, русские и украинские народные песни

 

В музыкальном театре (6ч.)

 

Опера « Руслан и Людмила».Увертюра. Опера « Орфей и Эвридика». Опера « Снегурочка». Океан – море синее. Балет « Спящая красавица».

 

В       современных ритмах. Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни-тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

 

Примерный музыкальный материал

 

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

 

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

 

В концертном зале- 6 ч.

 

Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита « ПерГюнт». « Героическая» Призыв к мужеству. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и сим-фонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможнос-ти (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности


драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты : скрипка.

 

Обобщающий урок.

 

Примерный музыкальный материал

 

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты);

Сюита 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

 

Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

 

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Волшебный смычок, норвежская народная Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…- 5 ч.

 

Чудо- музыка. Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

 

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музы-кального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок

 

Примерный музыкальный материал

 

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнцаС. Прокофьев.

 

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

 

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

 

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

 

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

 

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Музыканты, немецкая народная песня.

Камертон, норвежская народная песня.

 

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

 

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Название темы, раздела

Кол-во

п/п

 

часов

1

Мелодия – душа музыки.

 

2

Природа и музыка.

 

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

 

4

Кантата «Александр Невский».

 

5

Опера «Иван Сусанин».Родина моя. Русская земля... Да будет во веки

 

 

веков сильна.

 

6

Утро.

 

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

 

8

В детской. Игры в игрушки.

 

9

На прогулке.Вечер.

 

10

Радуйся Мария! Богородица Дево, радуйся!

 

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама!

 

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

 

14

Настрою гусли на старинный лад.

 

15

Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель.

 

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

 

17

Опера «Руслан и Людмила».

 

18

Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.

 

19

Опера «Орфей и Эвридика»

 


20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В

 

 

заповедном лесу.

 

21

Океан- моресинее.

 

22

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

 

23

В современных ритмах.

 

24

Музыкальное состязание

 

25

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

 

26

Музыкальные инструменты. Контрольная работа

 

27

Сюита « ПерГюнт».Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная.

 

28

« Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал

 

 

симфонии.

 

29

Мир Бетховена. Обобщающий урок.

 

30

Чудо- музыка.

 

31

Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов.

 

32

Мир С. Прокофьева.

 

33

Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу

 

 

нас зовет.

 

34

Обобщающий урок.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 

-        Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы;

 

-        Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса;

 

-        Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.;

-        Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина;

 

-        Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс 1(СD) mp3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4    класс

 

Пояснительная записка

Рабочая       программа       разработана       на        основе       Федерального       государственного

образовательного   стандарта   начального   общего    образования,    Концепции    духовно-

нравственного  развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,    планируемых

результатов начального общего образования и реализуется на основе авторской программы

 

«Музыка.    1-4      классы»    Е.Д.Критской,    Г.П.Сергеевой,   Т.    С.    Шмагинойучебно    

методического комплекта  «Школа России». М.;  Просвещение, 2014

 

Цель программы:формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полноотражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 

Задачи программы:

 

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

 

– воспитание  эмоционально-ценностного  отношения  к  искусству,  художественного


вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

 

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

 

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

 

В1 классе на изучение курса «Музыка» выделяется 34 часа (1 час  в неделю, 34

учебные недели).

 

Используемый УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс - учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2019;

 

Планируемые результаты

 

В  результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

 

Личностные результаты:

 

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

 

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

 

·         уважительное отношение к культуре других народов:

·         эстетические потребности, ценности и чувства

 

·         развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

·         развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

·

 

Метапредметные результаты:

 

·         способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

 

·         умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

·         освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

 

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

 

·         умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

 

Предметные результаты

 

В   результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:


·         основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 

·         воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;

 

·         начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

 

Обучающиеся научатся:

 

·         воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своѐ отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

 

·         воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

 

·         вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

 

·         реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;

 

·         понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Основное  содержание  курса  представлено  следующими  содержательными  линиями:

 

«Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства»,«Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.

 

«Музыка в жизни человека». 4 ч.

 

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

 

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

 

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

 

«Основные закономерности музыкального искусства». 22 ч.

 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

 

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)


Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

 

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

 

«Музыкальная картина мира». 7 ч.

 

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

 

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

 

Музыкальные инструменты.

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

 

Урок 1. Мелодия. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

 

Урок 2. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

 

Урок 3. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 

Урок 4. «Я пойду по полю белому…» Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

 

Урок 5. «На великий праздник собралася Русь!» Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

 

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.)

 

Урок 6.Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

 

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)

 

Урок 7. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

 

Урок 8. «Что за прелесть эти сказки…». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в


сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

 

Урок 9.Музыка ярмарочных гуляний. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского- «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет».

 

Урок 10.Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

 

Урок 11. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

 

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

 

Урок 12. Композитор – имя ему народ. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

 

Урок 13. Музыкальные инструментыРоссии. Оркестр русских народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Оркестр русских народных инструментов.

 

Урок 14. О музыке и музыкантах. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

 

Тема раздела: «В концертном зале» (4 ч.)

 

Урок 15. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

 

Урок 16. «Старый замок». «Счастье в сирени живет…». Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.

 

Урок 17. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

 

Урок 18. «Патетическая» соната. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…» Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

 

Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)

 

Урок 19. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

 

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

 

Урок 20. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие). (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…).Песенность, танцевальность,


маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

 

Урок 21. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (IV действие). (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

 

Урок 22. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 

Урок 23.Русский Восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

 

Урок 24. Балет И.Стравинского «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

 

Урок 25. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта.

Жанры легкой музыки.

 

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (2 ч.)

 

Урок 26. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

 

Урок 27. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. Композитор исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей.

 

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…» (3 ч.)

 

Урок 28. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

 

Урок 29. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).

 

Урок 30. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

 

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

 

Урок 31. Праздники русского народа: Троицын день. Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

 

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)

 

Урок 32. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков


(«Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

 

Урок 33. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

 

Урок 34. Заключительный урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного

 

 

 

Тематическое планирование

 

Название темы, раздела

Форма

п/п

 

контроля

1

Мелодия.

 

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».

 

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 

 

Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

 

4

«Я пойду по полю белому…»

 

5

«На великий праздник собралася Русь!»

 

6

Святые земли Русской. Илья Муромец.

 

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

 

8

«Что за прелесть эти сказки…». Три чуда.

 

9

Музыка ярмарочных гуляний.

 

10

Святогорский монастырь.

 

11

«Приют, сияньем муз одетый…».

 

12

Композитор – имя ему народ.

 

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных

 

 

инструментов.

 

14

О музыке и музыкантах. «Музыкант – чародей» (белорусская народная

 

 

сказка).

 

15

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему

 

 

рококо.

 

16

«Старый замок». «Счастье в сирени живет…».

 

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы…

 

18

«Патетическая» соната. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…»

 

19

Зимнее утро. Зимний вечер.

 

20

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II-III действие). (Бал в замке

 

 

польского короля. За Русь все стеной стоим…).

 

21

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (IV действие). (Сцена в лесу).

 

22

«Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

 

23

Русский Восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

 

24

Балет И.Стравинского «Петрушка».

 

25

Театр музыкальной комедии.

 

26

«Исповедь души». «Революционный» этюд.

 

27

Мастерство исполнителя.

 

28

Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».

 


29

Светлый праздник.

 

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.

 

31

Праздники русского народа: Троицын день.

 

32

Музыкальные инструменты (гитара).

 

33

Музыкальный сказочник.

 

34

Заключительный урок – концерт.

 

 

всего

34

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 

-        Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы;

 

-        Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса;

 

-        Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4кл.;

-        Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина;

 

-      Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3.


 

-       

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка 1-4 классы» «Школа

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка 1-4 классы» «Школа

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе

Используемый УМК: Критская Е

Используемый УМК: Критская Е

Предметные результаты: · развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; · развитое художественное восприятие, умение оценивать…

Предметные результаты: · развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; · развитое художественное восприятие, умение оценивать…

Обучающиеся научатся: · воспринимать музыку различных жанров; · эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; · определять…

Обучающиеся научатся: · воспринимать музыку различных жанров; · эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; · определять…

Музыка в цирке. Дом, который звучит

Музыка в цирке. Дом, который звучит

Количес N

Количес N

Количес N

Количес N

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения

Метапредметные результаты -

Метапредметные результаты -

Учащиеся получат возможность научиться:-

Учащиеся получат возможность научиться:-

Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами»

Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами»

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Жанр молитвы 1 13

Жанр молитвы 1 13

Мир музыки Моцарта 1

Мир музыки Моцарта 1

Школа России». М.; Просвещение, 2014

Школа России». М.; Просвещение, 2014

Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: · основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный…

Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: · основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный…

Радуйся, Росско земле; Орле Российский

Радуйся, Росско земле; Орле Российский

Баллада о князе Владимире. Слова

Баллада о князе Владимире. Слова

Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная)

Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная)

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы

Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям

Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям

Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям

Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие

А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе

А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов

Шутка» И.Бах, «Патетическая соната»

Шутка» И.Бах, «Патетическая соната»

Светлый праздник. 30

Светлый праздник. 30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020