Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Мыльджинскаяосновная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко"
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол № 6 от «31» августа 2020г. |
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _____________И.П. Лесковец «___»_________ 20____г
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________Н.П. Белохвостова Приказ № ______от « ___» _________20___ г. |
Рабочая программа по предмету
«Искусство. Музыка»
6 класс
на 2020-2021 учебный год
Составлена: Л. Л. Рыбиной.
учителемхимии и технологии.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
· в процессе освоения усвоение традиционных музыкальных ценностей многонационального российского общества, понимания их значимости в мировом музыкальном процессе;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
· ответственное отношение к учению;
· осознание ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально- эстетического характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира; чувства гордости за достижения отечественного и мирового искусства;
· осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края; способности к реализации своего творческого потенциала;
· целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий в процессе познания музыкальных произведений и образов и их взаимодействия;
· коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла; высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
· действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· воспринимать и анализировать музыкальные произведения,тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
· строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах музыкальной выразительности;
· расширять свои представления об искусстве и о композиторах, современных событиях культуры;
· соотносить различные музыкальные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
· планирования и регуляции своей деятельности;
· владение устной и письменной речью;
· воспринимать произведения музыкального искусства как средство общения между людьми;
· понимать и принимать и совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, традиционного урока;
Обучающийся получит возможность научиться:
· открыто и эмоционально выражать свое отношение к музыке, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
· выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения);
· проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
·
Предметные результаты.
Тысяча миров музыки |
|
Ученик научится: -сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей; -представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека; -различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; -различать основные жанры народной и профессиональной музыки. |
Ученик получит возможность: -стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; -формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; -классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры; -стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию; -реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале. |
Как создаётся музыкальное произведение. |
|
-сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания; -устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств. |
-расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; -идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; -применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности; -систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников. |
Чудесная тайна музыки. |
|
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; |
-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; -участвовать в жизни класса, школы, и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности; - применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. |
2. Содержание предмета «Музыка» 6 класс.
1. Введение.
1. «Музыка души»
1. Тема «Тысяча миров» музыки.
2. Наш верный спутник.
3. Искусство и фантазия.
4. Искусство – память человечества.
5. В чём сила музыки.
6. Волшебная сила музыки.
7. Музыка объединяет людей.
2. Тема Как создаётся музыкальное произведение.
8. Единство музыкального произведения.
Ритм.
9. «Вначале был ритм»
10. О чем рассказывает музыкальный ритм.
11. Диалог метра и ритма.
12. От адажио к престо.
Мелодия.
13. «Мелодия – душа музыки»
14. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
15. Мелодия «угадыват» нас самих.
Гармония.
16. Что такое гармония в музык.
17. Два начала гармонии.
18. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
19. Красочность музыкальной гармонии.
Полифония.
20. Мир образов полифонической музыки.
21. Философия фуги.
Фактура.
22. Какой бывает музыкальная фактура.
23. Пространство фактуры.
Тембры.
24. Тембры – музыкальные краски.
25. Соло и тутти.
Динамика.
26. Громкость и тишина в музыке.
27. тонкая палитра оттенков.
3. Тема Чудесная тайна музыки.
28. По законам красоты.
29. Подводим итоги.
Введение (1ч.)
«Музыка души»
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
1. Тема «Тысяча миров» музыки (7 ч.)
Наш вечный спутник (1 ч)
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Искусство и фантазия. (1 ч)
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).
Искусство – память человечества. (1 ч)
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.
В чём сила музыки. (1 ч)
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Волшебная сила музыки. (1 ч)
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Музыка объединяет людей. (2 ч)
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
2. Тема Как создаётся музыкальное произведение (21 ч)
Единство музыкального произведения.
В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Ритм. (6 ч)
«Вначале был ритм» (1ч)
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
О чём рассказывает музыкальный ритм (2 ч)
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Диалог метра и ритма (1ч)
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
От адажио к престо. (2 ч)
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Мелодия. (3 ч)
«Мелодия – душа музыки» (1 ч)
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (1 ч)
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).
Мелодия «угадывает» нас самих (1ч)
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).
Гармония. (4 ч)
Что такое гармония в музыке. (1 ч)
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
Два начала гармонии (1 ч)
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1 ч)
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Красочность музыкальной гармонии (1 ч)
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.
Полифония. (2 ч)
Мир образов полифонической музыки (1 ч)
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).
Философия фуги (1 ч)
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Фактура (2 ч)
Какой бывает музыкальная фактура (1 ч)
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Пространство фактуры (1 ч)
Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Тембры (2 ч)
Тембры – музыкальные краски (1 ч)
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Соло и тутти (1ч)
Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и, изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).
Динамика (2 ч)
Громкость и тишина в музыке (1 ч)
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).
Тонкая палитра оттенков (1 ч)
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
3. Тема Чудесная тайна музыки. (2 ч)
По законам красоты. Подводим итоги по теме года «В чём сила музыки». (1 ч)
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы ≪Лебедь≫ из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».
Обобщающий урок по теме: «В чём сила музыки?» (1 ч)
Итоговый тест.
3. Тематическое планирование.
Программа по «Искусстве. Музыке» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
№ п/п |
Темы разделов |
По программе (час) |
По плану (час) |
В том числе |
|
Сольное, хоровое исполнение. |
Тесты |
||||
1 |
«Музыка души» |
1 ч. |
1 ч. |
- |
- |
2 |
«Тысяча миров» музыки |
7 ч. |
7 ч. |
2 |
- |
3 |
Как создаётся музыкальное произведение. |
22 ч. |
22 ч. |
6 |
- |
4 |
Чудесная тайна музыки. |
2 ч. |
2 ч. |
- |
1 |
5 |
Резерв |
2 ч. |
2 ч. |
- |
- |
6 |
Итого |
34 ч. |
34 ч. |
8 |
1 |
Приложение1
4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 20/21 год.
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Планируемые результаты обучения
|
Средства обучения.
|
||||||
|
||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||||||
«Музыка души» (1 ч) |
||||||||||||
1. |
07. 09 |
7.09 |
«Музыка души»
|
1 |
Хоровое исполнение.
|
Научатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности. |
Осваивают диалоговую форму общения. |
|
Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души…». Живопись: И. Левитан. «Вечер. Золотой Плёс»; Г. Сорока. «Вид на плотину». Музыка: Е. Дога. Вальс. Поём: М. Дунаевский «Цветные сны».
|
|||
«Тысяча миров» музыки. (7 ч) |
||||||||||||
2. |
14. 09 |
14.09 |
Наш вечный спутник. |
1 |
Опрос. Соло. |
— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни. |
— формирование понимания связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества; — умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками. |
— развитие образного и ассоциативного мышления. |
Музыка: И. Брамс. Симфония № 3, III часть, фрагмент. Песенный материал. Повторение и повышение качества исполнения песни «Цветные сны». |
|||
3 |
21. 09 |
21.09 |
Искусство и фантазия. |
1 |
Пение. Соло. |
— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока. |
— формирование понимания этической и эстетической ценности музыки. |
— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий. |
Поэзия: Ш. Бодлер. «Плаванье». Изобразительное искусство: И. Фаберже. Модель Кремля; Деревянный дом в Томске (фото). Музыка: М. Глинка. «Вальс-фантазия». Песенный материал: Качественное исполнение песни «Цветные сны». |
|
||
4. |
28. 09 |
28. 09 |
Искусство – память человечества. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока. |
— формирование понимания культурных эпох, стилей в искусстве. |
— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем об эпохах в культуре, о героях античных мифов. |
Изобразительноеискусство: Рафаэль. «Парнас. Аполлон и музы»; Храм Афины Афеи на Эгине (фото); Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан (фото). Музыка: М. Мусоргский. «Старый замок» Песенный материал. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне веришь?» из кинофильма «Большое космическое путешествие» |
|
||
5 |
05. 10 |
28.09 |
В чём сила музыки. |
1 |
Беседа. Сольное исполнение. |
— укрепление навыков хорового пения; — умение определить характер прослушанных музыкальных произведений в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
— размышление о воздействии музыки на человека. |
— развитие эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к музыке. |
Изобразительное искусство: С. Красаускас. Гравюра из цикла «Вечно живые». Музыка: Л. Бетховен. Симфония № 7, II часть, фрагмент; Р. Вагнер. Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Песенный материал. Повторение и улучшение качества исполнения песен, разученных на прошлом уроке. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне веришь?» из кинофильма «Большое космическое путешествие»
|
|
||
6 |
12. 10 |
5. 10 |
Волшебная сила музыки. |
1 |
Сольное исполнение. |
— умение выразить силу художественного воздействия музыки на человека на примере мифов о музыке. |
— осмысление важной основополагающей роли древнегреческих мифов для развития разных видов искусства в разные эпохи. |
— совершенствование художественного вкуса на примере античных мифов и их воплощения в произведениях разных видов искусства. |
Поэзия: Ш. Бодлер. «Плаванье», фрагмент. Изобразительное искусство: «Орфей, играющий на лире» (вазопись); Дж. У. Уотерхаусс. «Одиссей и сирены». Музыка: К. Дебюсси. «Сирены». Песенный материал: Качественное исполнение песни «Ты мне веришь?». |
|
||
7 - 8 |
19. 10 09. 11 |
12.10 19.10 |
Музыка объединяет людей. |
2 |
Беседа.Хоровое исполнение. |
— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни. |
— закрепление умения рассказывать о роли музыки, о её влиянии на людей, на жизнь человека. |
— умение обосновывать, аргументировать свою позицию, учитывать позиции других участников беседы, координировать свою позицию с позициями партнёров. |
Литература: Пиндар. «Ода», фрагмент. Музыка: Л. Бетховен. Симфония № 9, финал, фрагмент. Изобразительное искусство: А. Аппиани. «Парнас»; «Певческое поле» в Таллине (фото). Музыка: Л. Бетховен. Симфония № 9, фрагмент IV части. Песенный материал. Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. «Спасём наш мир».
|
|
||
Как создаётся музыкальное произведение. (22 ч) |
|
|||||||||||
9 |
16. 11 |
9.11 |
Единство музыкального произведения. |
1 |
Сольное исполнение. |
— знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности, которым посвящены главы учебника (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль). |
—формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры. |
— формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения. |
Музыка: Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (повторное прослушивание). Песенный материал. Повторение и улучшение качества исполнения песен, разученных на прошлом уроке.
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. «Спасём наш мир». |
|
||
10 |
23. 11 |
16. 11 |
«Вначале был ритм». |
1 |
Сольное исполнение. |
— умение определять на слух ритмические признаки жанра вальса. |
— умение размышлять и вести беседу о роли ритма в природе, жизни человека, о его присутствии в науке и разных видах искусства, о «музыке сфер» Пифагора. |
— этическая и эстетическая оценка коренных свойств ритма — порядка, симметрии. |
Изобразительное искусство: Асклепион на острове Кос, Греция (фото); Екатерининский дворец. Пушкин (Царское Село) (фото); Кашпо с изображением бабочек (фото); Неизвестный художник. «Король вальса»; С. Боттичелли. «Весна» (фрагмент). Музыка: И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» Песенный материал: Качественное исполнение песни «Спасём наш мир».
|
|
||
11 - 12 |
30. 11 07. 12 |
|
О чём рассказывает музыкальный ритм. |
2 |
Хоровое исполнение. |
— умение определять специфические черты мазурки, полонеза, болеро, назвать и охарактеризовать их. |
— определение взаимосвязей между музыкой танцев, движениями, картинами с изображениями танцев, стихотворениями о танцах. |
— осознание танца как вида отдыха, общения, творчества и самовыражения людей. |
Живопись: Т. Квятковский. «Полонез»; А. Асатрян. «Болеро». Поэзия: Н. Заболоцкий. «Болеро». Музыка: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор; Ф. Шопен. Полонез ля мажор ; М. Равель. Болеро. Песенный материал. Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют там-тамы». |
|||
13 |
14. 12 |
|
Диалог метра и ритма. |
1 |
Сольное исполнение. |
— знание разных музыкальных размеров; — умение воспроизвести ритм «мотива судьбы» как одной из важнейших тем в творчестве Л. Бетховена и во всей классической музыке. |
— осознание роли метра и ритма в произведениях разных видов искусства, разных сфер деятельности людей. |
— укрепление понимания эстетической ценности метроритма как одного из основополагающих выразительных средств в музыке. |
Музыка: А. Хачатурян. «Танец с саблями»; Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть. Песенный материал. Повторение и улучшение качества исполнения песен, разученных на прошлом уроке.
|
|
||
14 - 15 |
21. 12 28. 12 |
|
От адажио к престо. |
2 |
Сольное исполнение. |
—знание обозначений темпов, умение применять их в музыкальном анализе. |
— определение роли темповой составляющей в разных сферах жизни и деятельности людей, в разных видах искусства. |
— определение взаимосвязи понятий «темп», «метр», «ритм» с характером человека, его настроением, поведением |
Архитектура: Берлинский кафедральный собор, Германия (фото). Живопись: М. Кароль. «Тарантелла». Поэзия: С. Есенин. «Поёт зима — аукает». Музыка: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»; Дж. Россини. Неаполитанская тарантелла. Также целесообразно прослушивание фрагмента «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридова. Песенный материал: Качественное исполнение песни Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют там-тамы».
|
|
||
16 |
11. 01 |
|
«Мелодия — душа музыки» |
1 |
Беседа. Хоровое исполнение. |
—умение определить мелодию в произведении (на слух и по нотам) и описать её характер; —умение определить главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма |
— умение вести беседу о выразительных средствах в разных видах искусства на примере ведущей роли мелодии в музыке; — умение объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии. |
— понимание и оценка влияния мелодии как важнейшего средства выразительности и эстетического воздействия на человека; — знакомство с жанром вокальной серенады как воплощением лирических чувств — любви, нежности, грусти. |
Литература: Цитаты П. Чайковского, А. Пушкина о роли мелодии в искусстве. Музыка: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада».Песенный материал. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное Далёко». |
|
||
17 |
18. 01 |
|
«Мелодией одной звучат печаль и радость». |
1 |
Сольное исполнение. |
— формирование навыков рассказа о жизни и творчестве любимого композитора на примере В. А. Моцарта; — нахождение и определение ведущего мелодического начала в произведениях В. А. Моцарта. |
— укрепление уважительного и восхищённого отношения к творчеству великих авторов произведений разных видов искусства на примере изучения жизни и произведений В. А. Моцарта. |
— укрепление эмоционально-личностного отношения к музыке В. А. Моцарта; — формирование художественного вкуса и эталонных критериев для оценки произведений искусства. |
Изобразительное искусство: «Вид Вены во времена Моцарта» (репродукция); «Моцарт в своей венской квартире» (гравюра XIX в.); В. Д. Грант. «Умирающий Моцарт сочиняет Реквием». Музыка: В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада, I часть; В. А. Моцарт. Реквием, «Lacrimosa». Песенный материал. Повторение и улучшение качества исполнения песен, разученных на прошлом уроке.
|
|
||
18 |
25. 01 |
|
Мелодия «угадывает» нас самих. |
1 |
Беседа. Сольное исполнение. |
— формирование понимания о первостепенной роли мелодического начала в музыкальном языке; — совершенствование навыков пения, смыслового прослушивания музыки, анализа нотного текста. |
— укрепление восхищения и гордости за русское искусство, уважительного и заинтересованного отношения к авторам выдающихся произведений русской культуры на примере творчества П. Чайковского. |
— формирование эстетического, ценностного, эмоционального отношения к мелодии как важнейшему средству выразительности в музыке. |
Изобразительное искусство: Сцена из балета «Щелкунчик» (фото); В. Павлова. «Чайковский на прогулке». Музыка: П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик» (к учебнику 5 класса). Песенный материал: Качественное исполнение песни Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное Далёко» |
|
||
19 |
01. 02 |
|
Что такое гармония в музыке. |
1 |
Беседа. Хоровое исполнение. |
— умение определить особенности гармонии как выразительного средства в музыкальном произведении. |
— осознание гармонии как неотъемлемой составляющей человеческой жизни, культуры, произведений разных видов искусства. |
— осознание понятия «гармония» как красоты, соразмерности в разных сферах творчества людей, в их поведении, поступках; — осознание этических и эстетических свойств гармонии. |
Изобразительное искусство: Рафаэль. «Сикстинская мадонна». Музыка: И. С. Бах. Прелюдия до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира»). Песенный материал. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» |
|
||
20 |
08. 02 |
|
Два начала гармонии. |
1 |
Сольное исполнение. |
— понимание определений «мажор», «минор», «мажорное трезвучие», «минорное трезвучие»; — умение объяснить фразу И. В. Гёте о мажоре и миноре. |
— знание и понимание мифа о Гармонии. — дочери бога войны Ареса и богини красоты Афродиты; — понимание гармонии как объединения противоположных начал. |
— понимание музыки как искусства, воплощающего различные оттенки чувств человека. |
Музыка: В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Песенный материал. Повторение и улучшение качества исполнения песен, разученных на прошлом уроке.
|
|
||
21 |
15. 02 |
|
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. |
1 |
Сольное исполнение. |
— знание терминов «тремоло», «цыганская гамма»; — умение назвать музыкально-выразительные средства, характеризующие образ Кармен. |
— умение охарактеризовать яркие образы, воплощённые в разных видах искусства, на примере образа Кармен (в литературном и музыкальном воплощении); — понимание слов «драма», «трагедия», «рок». |
— умение охарактеризовать, дать оценку поступков Кармен в этическом плане. |
Живопись: Э. Мане. «Эмилия Амбр в роли Кармен». Поэзия: А. Блок. Стихотворение из цикла «Кармен». Музыка: Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» Песенный материал: Качественное исполнение песни Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка». |
|||
22 |
22. 02 |
|
Красочность музыкальной гармонии. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— умение проанализировать музыкально-выразительные средства сказочных образов на примере «Шествия чуд морских» Н. Римского-Корсакова. |
— умение определить, обсудить, объяснить гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни; — понимание, умение объяснить, использование в беседе противоположных понятий: «гармония» и «дисгармония», «порядок» и «хаос». |
— умение определить, обсудить, объяснить красочность, гармоничность сюжетов и образов русских сказок, гармонию в изображении сказочных персонажей. |
Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко». Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока. |
|
||
23 |
01. 03 |
|
Мир образов полифонической музыки. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— понимание полифонии как способа организации музыкальной ткани; — знание и понимание понятия «канон»; — формирование умения канонического пения. |
— формирование и укрепление уважения и интереса к старинному искусству, церковной культуре. |
— осознание полифонической музыки разных веков как важнейшей и ценнейшей культурной традиции; — формирование возвышенного, эстетического и этического отношения к церковному искусству, к полифонической музыке. |
Поэзия: М. Волошин. «Ночь» из цикла «Руанский собор», фрагмент. Живопись: Рафаэль. «Мадонна Конестабиле»; А. Рублёв. «Троица». Архитектура: внутренний вид собора Сен-Шапель, Париж (фото). Музыка: В. А. Моцарт. Канон «Да будет мир». Песенный материал. Норвежская народная песня «Камертон». |
|
||
24 |
08. 03 |
|
Философия фуги. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— знание, умение объяснить, использование в рассуждениях понятий «фуга», «тема», «ритмическое увеличение/уменьшение», «зеркальное отражение», «токката». |
— умение определить основы полифонии как сочетания равноправных голосов, линий в произведениях разных видов искусства. |
— формирование и определение образа автора — художника и композитора в одном лице — на примере личности и творчества М. Чюрлёниса. |
Живопись: М. Чюрлёнис. «Фуга»; «И. С. Бах играет на органе Потсдамской гарнизонной церкви» (репродукция иллюстрации). Музыка: И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Песенный материал. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» |
|
||
25 |
15. 03 |
|
Какой бывает музыкальная фактура. |
1 |
Сольное исполнение. |
— знание и формирование навыков анализа разных типов музыкальной фактуры; — понимание, умение объяснить и использовать в разговоре о музыке термины «аккордовая фактура», «фигурационная фактура», «фактурные пласты», «одноголосная фактура», «фактурный узор». |
— осознание разнообразия способов строения и изложения в произведениях разных видов искусства; — понимание фактуры как строения «ткани» произведения искусства, отражающей многообразие природы, окружающего мира; — понимание связи фактуры произведения искусства со строением и свойствами воплощаемого образа, например предмета окружающей жизни или явления природы. |
— формирование чуткого, отзывчивого и заинтересованного отношения к строению музыкального произведения; — формирование аналитического подхода к фактуре как музыкально-выразительному средству. |
Поэзия: Е. Бекетова. «Сирень», фрагмент. Музыка: С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Романс «Сирень» Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока. |
|
||
26 |
29. 03 |
|
Пространство фактуры. |
1 |
Сольное исполнение. |
— укрепление и развитие навыков анализа музыкального содержания и нотного текста с точки зрения выразительных средств на примере исследования фактуры. |
— осознание красоты и величия природы как одной из основных тем для творчества в разных видах искусства. |
— понимание этической и эстетической ценности произведений искусства, воспевающих природу. |
Поэзия: Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Весна», фрагменты. Живопись: А. Саврасов. «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)». Музыка: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Романс «Весенние воды»; Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» Песенный материал: Качественное исполнение песни «Во поле берёза стояла».
|
|
||
27 |
05. 04 |
|
Тембры — музыкальные краски. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— умение определять на слух и охарактеризовать тембры скрипки, виолончели, флейты. |
— осознание связи тембровой стороны музыки с красками в живописи; — осознание связи различных инструментальных тембров с тембрами человеческих голосов. |
— осознание эстетической ценности и красоты разных инструментальных тембров на примере тембров скрипки, виолончели, флейты. |
Изобразительное искусство: И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина. Музыка: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; С. Рахманинов. «Вокализ»; И. С. Бах. Скерцо из Оркестровой сюиты № 2. Песенный материал. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!». |
|
||
28 |
12. 04 |
|
Соло и тутти. |
1 |
Сольное исполнение. |
— знание групп симфонического оркестра (названия, состав); — расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона, флейты-пикколо, арфы. |
— осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова; — осознание и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля, иллюстрации И. Билибина и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова. |
— формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина; — укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре. |
Изобразительное искусство: М. Врубель. «Город Леденец», «Царевна-Лебедь»; И. Билибин. «Тридцать три богатыря»; Симфонический оркестр (фото). Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». Поэзия: Фрагменты из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина. Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока. |
|
||
29 |
19. 04 |
|
Громкость и тишина в музыке. |
1 |
Сольное исполнение. |
— понимание, умение объяснить, определить в музыке и показать в нотах приёмы динамики crescendo и diminuendo |
— осознание связи музыкальной динамики со звуками природы и окружающей жизни; — укрепление осознания красоты природы и выражения её образов в разных видах искусства |
— укрепление чувства любви к природе с помощью восприятия произведений искусства, посвящённых образам и явлениям природы; — укрепление любви к искусству благодаря восприятию произведений, рисующих знакомые и понятные образы природы |
Живопись: И. Левитан. «Озеро», «Буря. Дождь»; И. Айвазовский. «Шторм». Музыка: Л. Бетховен. «Гроза. Буря», фрагмент из Симфонии № 6. Песенный материал: Качественное исполнение песни «До чего дошёл прогресс!». |
|
||
30 |
26. 04 |
|
Тонкая палитра оттенков. |
1 |
Хоровое исполнение. |
— понимание и выучивание таблицы основных динамических оттенков; — знакомство с музыкой французских композиторов, посвящённой образам природы; — знакомство с нотной записью партитуры; умение разобраться в нотной записи произведения О. Мессиана. |
— понимание связи между литературными, живописными и музыкальными образами, посвящёнными природе. |
— укрепление понимания связи музыкальной динамики со звуками природы; — укрепление любви к природе и к искусству. |
Живопись: И. Айвазовский. «Лунная ночь на берегу моря»; Ж. Може. «Птицы», фрагмент. Поэзия: С. Малларме. «Явление», фрагмент. Музыка: К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» в фортепианном и оркестровом исполнении; О. Мессиан. «Пробуждение птиц», фрагмент. Песенный материал. М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Дорога Добра» из телефильма «Приключения Маленького Мука». |
|
||
Чудесная тайна музыки. (2 ч) |
|
|||||||||||
31 |
03. 05 |
|
По законам красоты. Подводим итоги (обсуждение с учителем). |
1 |
Сольное исполнение. |
— осознание роли музыки в искусстве кино, театра, в телевизионных передачах; — понимание роли музыкально-выразительных средств в создании образа, характера, настроения музыкального произведения. — знание музыкально-выразительных средств как элементов музыкального языка |
— укрепление понимания вечности тем искусства, вневременного характера достижений человеческого творчества и культуры. — понимание вечности и общечеловеческого характера искусства; — умение вести беседу со сверстниками и учителем о гармоничности искусства, пробуждающего в человеке самые светлые стороны души, положительные черты характера. |
— укрепление осознания этической и эстетической ценности и уникальности искусства в многообразии его видов; — понимание основной цели и темы музыки как выражения внутренней сути явлений, процессов, сущности человеческой души. — понимание сочетания временного и вечного в человеческой истории, культуре, искусстве; — понимание музыкально-выразительных средств как необходимого шага приобщения к музыке. |
Живопись: Л. Сигнорелли. «Тайная вечеря»; П. Нифс. «Интерьер готического собора», фрагмент; Рафаэль. «Мадонна Темпи», «Донна Велата», фрагмент, «Портрет юноши ПьетроБембо», фрагмент. Архитектур а: Мост Вздохов. Венеция. Италия (фото). Музыка: К. Сен-Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»; Р. Джадзотто. «Адажио Альбинони», фрагмент. Живопись: В. Поленов. «Призраки Эллады». Поэзия: Ф. Пессоа «Пастух», перевод Ю. Левитанского, фрагмент. Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.
|
|
||
32 |
10. 05 |
|
Обобщающий урок по теме: «В чём сила музыки?» |
1 |
Тест итоговый. |
|
|
|
|
|
||
33 - 34 |
|
|
Резерв. |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
|
Приложение 2
5. Фонд оценочных средств.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».
Возможные виды и формы контроля.
|
Виды контроля.
|
Содержание. |
Формы. |
Внутренний контроль. |
Рубежный. |
Уровень усвоения материала, по изученной части. |
Беседа. |
Итоговый (промежуточная аттестация) |
Уровень усвоения материала, изученного за учебный год. |
Итоговое тестирование. |
|
Текущий. |
Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме. |
Сольное, хоровое исполнение. |
|
Внешний контроль. |
|
|
Конкурсы различных уровней. |
Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.
Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Критерии оценки:
Отметка «5»
Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;
Отметка «4»
Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;
Отметка «3»
Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Сольное исполнение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Критерии оценки:
Отметка «5»
Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;
Отметка «4»
Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;
Отметка «3»
Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное.
Музыкальная терминология
Критерии оценки:
Отметка «5»
Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.
Отметка «4»
Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.
Отметка «3»
Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.
Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5»
Учащиеся правильно излагают изученный материал;
Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;
Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;
Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.
Отметка «4»
Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.
Отметка «3»
Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;
Допускает неточности в изложении изученного материала.
Оценка реферата.
Отметка «5»
Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.
Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.
Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.
Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.
Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.
Отметка «4»
Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.
Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.
Показано умение систематизировать и обобщать
информацию, давать
ей критическую оценку.
Работа оформлена в соответствии с планом, но
не соблюдены все
требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки,
ошибки в списке библиографии).
Отметка «3»
Тема реферата раскрыта поверхностно.
Изложение материала непоследовательно.
Слабая аргументация выдвинутых тезисов.
Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).
Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.
Оценка проектной работы.
Отметка «5»
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология исполнения проекта.
Проявлены творчество, инициатива.
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.
3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.
Критерии оценивания тестовых работ.
«5» - 12 -11.
«4» - 10 - 9.
«3» - 8 - 7.
Требования к ведению тетради.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.
3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.
4. Названия и авторы разучиваемых песен.
5. Сложно запоминающиеся тексты песен.
6. Музыкальные впечатления.
7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)
Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.
Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.
Оценка выставляется за:
1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.
2. Выполненное домашнее задание.
Приложение 3
6. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
1. Библиотечный фонд.
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)
2.Книги для учителя.
2. Технические средства обучения.
1 Персональный компьютер.
2. Колонки.
3. Проектор.
Приложение 4
7. Сведения об учебно-методическом комплекте.
Для учителя.
1. Искусство: Музыка. 6 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017.
2.Линия УМК. Искусство: Музыка. 6 класс:учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева – 3 – е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2015.
3. Аудиоприложение.
Для учеников.
1. ЛинияУМК. Искусство: Музыка. 6 класс:учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева – 3 – е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2015.
Приложение 5
8. Тесты.
Итоговый тест по Музыке 6 класс.
1. Годы жизни И. С. Баха:
а) 1804-1857; б) 1685-1750; в) 1745-1777.
2. Годы жизни С.В. Рахманинова:
а) 1889-1945; б) 1854- 1895; в) 1873-1943.
3. Годы жизни М.И. Глинки:
а) 1804-1857; б) 1854- 1895; в) 1873-1943.
4. Что означает presto (престо)?
а) скоро; б) быстро; в) медленно.
5. Кому принадлежат слова: «Мелодия – душа музыки»?
а) П. Чайковскому; б) С.Баху; в) С.Рахманинову; г) М.Глинке.
6. Реквием – это:
а) многочастное произведение для хора, солистов и оркестра траурного характера;
б) многочастное произведение для хора, солистов и оркестра радостного характера;
в) многочастное произведение для хора, солистов и оркестра лирического характера;
7. Автор 15 сказочных опер:
а) И.С. Бах,
б) С.В. Рахманинов,
в) Н.А. Римский-Корсаков,
г) П.И. Чайковский.
8. И.С. Бах – это композитор:
а) австрийский;
б) норвежский;
в) немецкий.
9.Музыкальное произведение, исполняемое под покровом ночной тишины лично для кого-то в знак любви и почитания:
а) романс;
б) песня;
в) баркарола;
г) серенада.
10. Слово «полифония» обозначает:
а) силу звука;
б) темп;
в) многоголосие;
11. Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы?
а) Садко;
б) «Кармен»
в) «Сказка о царе Салтане»
12) Мазурка – это?
а) танец –шествие;
б) старинный польский танец;
в) болеро.
Ключи: 1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) а; 6) а; 7) в; 8) в; 9) г; 10) в; 11) а;12) б.
Приложение 6.
9. Перечень учебно-методического образовательного процесса.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));
- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).
Федеральные государственные стандарты:
- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);
- Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».
Приложение 7
10.Список литературы и интернет ресурсов.
1. https://kopilkaurokov.ru/muzika/testi/tiestovyie-zadaniia-dlia-6-klassa-po-muzykie
2. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/09/13/rabochaya-programma-po-muzyke-dlya-6-klassa-fgos-naumenko-aleev
3. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/02/11/rabochaya-programma-po-muzyke-6-klass-v-ramkah-fgos-ooo-na-osnove
4. Линия УМК. Искусство: Музыка. 6 класс: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева – 3 – е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2015.
5. Искусство: Музыка. 6 класс: методическое пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М.: Дрофа, 2017.
6. https://x-minus.me/.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.