Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Вятский торгово-промышленный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.11У «ИНФОРМАТИКА»
основная профессиональная образовательная программа
образовательная программа среднего профессионального образования
программа подготовки квалифицированных рабочих служащих
профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Кирс
2021
Составитель: Конькова Ольга Николаевна, преподаватель
Экспертиза:
Техническая экспертиза: Шуплецова И.В., методист
Содержательная экспертиза: Сысолятина Е.Ю., председатель ПЦК
Рассмотрено и рекомендовано ПЦК общеобразовательных дисциплин
протокол №__ от _______2021 г.
©
© Конькова Ольга Николаевна, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) 4
2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 9
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА.. 24
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 27
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 30
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
1.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение разработки рабочей программы общеобразовательного учебного предмета
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета разработана на основе:
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1578;
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
– с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) (КРОМЕ АСТРОНОМИИ)
1.2. Область применения программы общеобразовательного
учебного предмета
Программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
Рабочая программа предназначена для использования в учебном процессе очной формы обучения.
1.3. Место учебного предмета в структуре образовательной программы
Учебный предмет является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественно-научным профилем профессионального образования.
Учебный предмет относится к предметной области «Математика и информатика».
Учебный предмет является предметом по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования углублённый.
Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Информатика» на ступени основного общего образования.
В то же время учебный предмет «Информатика» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «Математика» и профессиональными дисциплинами «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инженерная графика». (в соответствии с учебным планом).
Изучение учебного предмета «Информатика» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств
сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных
информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметные результаты:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений
и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных
технологий;
предметные результаты:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Освоение содержания учебного предмета «Информатика» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий |
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности) |
Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий. Познавательные УУД: Общеучебные действия, включая знаково-символические (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вы- бор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной ин- формации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно пере- давать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения тек- ста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера Личностные УУД: Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение (определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе) |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
|
2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной деятельности |
Объем часов по очной форме обучения, час |
Максимальная учебная нагрузка (всего): |
282 |
в том числе: |
32 |
объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по учебным занятиям |
248 |
самостоятельная работа обучающегося |
32 |
Консультации |
2 |
промежуточная аттестация |
|
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Профильное изучение общеобразовательного учебного предмета «Информатика» осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальности 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов, час |
Формы текущего контроля |
1. Информация |
|
24 |
|
1.1. Информация. Представление информации |
Содержание учебного материала:
|
6 |
Выполнение практических работ. Тестирование. |
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.1 Понятие информации. п.2 Способы представления информации, языки кодирования. Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления. Математическое и компьютерное моделирование систем управления. |
|
|
|
Практическое занятие 1.1 «Шифрование данных»
|
|
|
1.2. Измерение информации |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.3 Измерение информации. Алфавитный подход п.4 Измерение информации. Содержательный подход |
|
|
|
Практическое занятие 1.2 «Измерение информации»
|
|
|
1.3. Представление чисел в компьютере |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.5 Представление чисел в компьютере. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием. Арифметические действия в позиционных системах счисления. Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием. Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная арифметика. |
|
|
|
Практическое занятие 1.3 «Представление чисел»
|
|
|
1.4. Представление текста, изображения и звука в компьютере |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.6 Представление текста, изображения и звука в компьютере. Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность дискретного представления информации. Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука. Дискретное представление статической и динамической графической информации. Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации. |
|
|
|
Практическое занятие 1.4 «Представление тексов. Сжатие текстов» Практическое занятие 1.5 «Представление изображения и звука»
|
|
|
2. Информационные процессы |
|
24+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
2.1. Хранение и передача информации |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.7 Хранение информации. Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы. Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов. Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода. Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программ-архиваторов. Алгоритм LZW. п.8 Передача информации. Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и декодирующее устройства. Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных. Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок. Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография (алгоритмы шифрования). Стеганография. |
|
|
2.2. Обработка информации и алгоритмы |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
п.9 Обработка информации и алгоритмы. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра, выходящие из одного узла). Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений). Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных. Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. |
|
|
|
Практическое занятие 2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем»
|
|
|
2.3. Автоматическая обработка информации |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.10 Автоматическая обработка информации. Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга. Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее неразрешимость. Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики). Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки слиянием (MergeSort). Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного пошагового выполнения. Доказательство правильности программ. |
|
|
|
Практическое занятие 2.2 «Автоматическая обработка данных»
|
|
|
2.4. Информационные процессы в компьютере |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.11 Информационные процессы в компьютере |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Проект: Выбор конфигурации компьютера Практическое занятие 2.3 «Выбор конфигурации компьютера» Проект: Настройка BIOS. Практическое занятие 2.4 «Настройка BIOS»
|
4 |
|
3.Программирование |
|
48+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
3.1. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.12 Алгоритмы и величины. п.13 Структура алгоритмов. Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке. Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления. Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел. Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.). Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива; заполнение двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива. Вставка и удаление элементов в массиве. Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии. Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки. Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов. Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку. Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений. Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции, заданной формулой, программой или таблицей значений. Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение траекторий, заданных разностными схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы. Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического программирования. Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари, деревья, очереди. Хэш-таблицы. п.14 Паскаль – язык структурного программирования |
|
|
3.2. Программирование линейных алгоритмов |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.15 Элементы языка Паскаль и типы данных п.16 Операции, функции, выражения п.17 Оператор присваивания, ввод и вывод данных |
|
|
|
Практическое занятие 3.1 «Программирование линейных алгоритмов»
|
|
|
3.3. Логические величины и выражения, программирование ветвлений |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.18 Логические величины, операции, выражения. Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции. Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма. Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов. Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии. п.19 Программирование ветвлений п.20 Пример поэтапной разработки программы решения задачи |
|
|
|
Практическое занятие 3.2 «Программирование логических выражений» Практическое занятие 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов»
|
|
|
3.4. Программирование циклов |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.21 Программирование циклов п.22 Вложенные и итерационные циклы Этапы решения задач на компьютере. Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка программ, использующих подпрограммы. Библиотеки подпрограмм и их использование. Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ. Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ. |
|
|
|
Практическое занятие 3.4 «Программирование циклических алгоритмов»
|
|
|
3.5. Подпрограммы |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.23 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции. Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над строками. |
|
|
|
Практическое занятие 3.5 «Программирование с использованием подпрограмм»
|
|
|
3.6. Работа с массивами |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.24 Массивы п.26 Типовые задачи обработки массивов Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы. Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы. |
|
|
|
Практическое занятие 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов»
|
|
|
3.7. Организация ввода-вывода с использованием файлов |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.25 Организация ввода и вывода данных с использованием файлов Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков программирования. Представление о синтаксисе и семантике языка программирования. Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования. Изучение второго языка программирования. |
|
|
|
Практическое занятие 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов»
|
|
|
3.8. Работа с символьной информацией |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.27 Символьный тип данных п.28 Строки символов |
|
|
|
Практическое занятие 3.8 «Программирование обработки строк символов»
|
|
|
3.9. Комбинированный тип данных |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.29 Комбинированный тип данных |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Практическое занятие 3.9 «Программирование обработки записей»
|
4 |
|
4. Персональный компьютер и его устройство |
|
12+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
4.1. История и архитектура ПК |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.2.5.1 История и архитектура ПК. Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. |
|
|
4.2. Процессор, системная плата, внутренняя память |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.2.5.2, 2.5.3, 2.5.2 Процессор, системная плата, внутренняя память |
|
|
4.3. Внешние устройства ПК |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.2.5.5, 2.5.6 Внешние устройства ПК |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: практическая работа 6.19. Разработка презентации по истории развития компьютерной техники |
4 |
|
5. Программное обеспечение ПК |
|
8 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
5.1. Классификация ПО |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 2.6.1 Классификация ПО. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их функции. Программное обеспечение мобильных устройств. Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование. Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ: диагностика неисправностей. |
|
|
5.2. Операционные системы |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 2.6.2, 2.6.3 Операционные системы |
|
|
6. Технологии обработки текстов |
|
14 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
6.1 Текстовые редакторы и процессоры |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.1.1Текстовые редакторы и процессоры. Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и таблиц. Библиографическое описание документов. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. |
|
|
|
Практическое занятие 8.1 «Форматирование документа» |
|
|
6.2. Специальные тексты |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.1.2 Специальные тексты. Средства создания и редактирования математических текстов. |
|
|
|
Практическое занятие 8.2 «Создание математических текстов» |
|
|
6.3. Издательские системы |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.1.3 Издательские системы. Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи. Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы. |
|
|
7. Технологии обработки изображения и звука |
|
12+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
7.1. Графические технологии. Трехмерная графика |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.2.1, 3.2.2 Графические технологии. Трехмерная графика. Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями. Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов. |
|
|
|
Практическое занятие 9.1 «Трёхмерная графика» |
|
|
7.2. Технологии обработки видео и звука; мультимедиа |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.2.3, 3.2.4, 3.2.5 Технологии обработки видео и звука; мультимедиа. Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации. Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. Аддитивные технологии (3D-печать). |
|
|
7.3. Мультимедийные презентации |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.2.6 Мультимедийные презентации |
|
|
|
Практическое занятие 10.2 «Использование мультимедиа в презентации» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Практическое занятие 10.1 «Обработка цифрового видео и звука» |
4 |
|
8. Технологии табличных вычислений |
|
18 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
8.1. Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.3.1, 3.3.2 Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами. Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в формулах. |
|
|
|
Практическое занятие 11.1 «Вычисления по формулам» Практическое занятие 11.2 «Встроенные функции. Передача данных между листами» |
|
|
8.2. Деловая графика |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.3.3 Деловая графика |
|
|
|
Практическое занятие 11.3 «Деловая графика» |
|
|
8.3. Фильтрация данных |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.3.4 Фильтрация данных. Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт. |
|
|
|
Практическое занятие 11.4 «Фильтрация данных» |
|
|
8.4. Задачи на поиск решения и подбор параметров |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 3.3.5 Задачи на поиск решения и подбор параметров. Решение вычислительных задач из различных предметных областей. Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных. |
|
|
|
Практическое занятие 11.5 «Поиск решения и подбор параметра» |
|
|
9. Организация локальных компьютерных сетей |
|
8 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
9.1. Назначение и состав ЛКС |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.1.1 Назначение и состав ЛКС. Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы |
|
|
9.2. Классы и топологии ЛКС |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.1.2 Классы и топологии ЛКС. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей. |
|
|
10. Глобальные компьютерные сети |
|
12+2 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
10.1. История и классификация ГКС |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.2.1 История и классификация ГКС |
|
|
10.2. Структура Интернета |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.2.2 Структура Интернета. Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен. Технология WWW. Браузеры. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов |
|
|
|
Практическое занятие 12.1 «Создание FTP –аккаунта на бесплатном хостинге» Практическое занятие 12.2 «Работа с тематическими каталогами в Интернете» Практическое занятие 12.3 «Поиск информации в Интернете на языке запросов» |
|
|
10.3. Основные услуги Интернета |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.2.3 Основные услуги Интернета. Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные версии прикладных программных систем. Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений. |
|
|
|
Практическое занятие 12.4 «Скачивание файлов из Интернета с использованием менеджера загрузки. Использование файлообменников» Практическое занятие 12.7 «Использование FTP-менеджера для закачивания файлов на web-сервер» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Практическое занятие 12.5 «Работа с электронной почтой» Практическое занятие 12.6 «Создание почтового ящика на бесплатном почтовом сервере» |
2 |
|
11. Основы сайтостроения |
|
14+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
11.1. Способы создания сайтов. Основы HTML |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.3.1 Способы создания сайтов. Основы HTML |
|
|
11.2. Оформление и разработка сайта |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.3.2 Оформление и разработка сайта |
|
|
|
Практическое занятие 13.1 «Создание простейшего web-сайта по образцу» Практическое занятие 13.2 «Создание web-сайта по образцу с использованием гиперссылок» Практическое занятие 13.3 «Создание web-сайта по образцу с использованием таблицы» Практическое занятие 13.4 «Разработка простейшего сайта на языке HTML» |
|
|
11.3. Создание гиперссылок и таблиц |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 4.3.3 Создание гиперссылок и таблиц |
|
|
|
Практическое занятие 13.5 «Разработка сайта на языке HTML с использованием таблиц и списков» Практическое занятие 13.6 «Разработка сайта на языке HTML с использованием графики» Практическое занятие 13.7 «Разработка сайта с применением основных принципов web-дизайна» Практическое занятие 13.8 «Создание web-сайта с использованием конструктора сайтов» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Практическое занятие 13.9 «Создание web-сайта на заданную тему» |
4 |
|
12. Основы системного подхода |
|
16+2 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
12.1. Понятие системы |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.1.1 Понятие системы |
|
|
12.2. Модели систем |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.1.2 Модели систем |
|
|
|
Практическое занятие 14.1 «Модели систем» |
|
|
12.3. Информационные системы |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.1.3 Информационные системы |
|
|
12.4. Инфологическая модель предметной области |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.1.4 Инфологическая модель предметной области |
|
|
|
Практическое занятие 14.2 «Проектирование инфологической модели» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: проектирование информационных систем |
2 |
|
13. Реляционные базы данных |
|
16+2 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
13.1. Реляционные базы данных и СУБД |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.2.1 Реляционные базы данных и СУБД. Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Формы. Отчеты. Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация. |
|
|
13.2. Проектирование реляционной модели данных |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.2.2 Проектирование реляционной модели данных |
|
|
13.3. Создание базы данных |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.2.3 Создание базы данных |
|
|
|
Практическое занятие 15.1 «Знакомство с СУБД» Практическое занятие 15.2 «Создание базы данных «Классный журнал» |
|
|
13.4. Простые запросы к базе данных |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п. 1.2.4 Простые запросы к базе данных. Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля |
|
|
|
Практическое занятие 15.3 «Реализация запросов с помощью конструктора» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: проектирование информационных систем: Больница (стационарное отделение, поликлиника). Расписание уроков в школе. Библиотека (книги, читатели, библиотекари). Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП). Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты). Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры). Авиарейсы (самолёты, пилоты, рейсы, пассажиры). Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата). Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы) |
2 |
|
14. Информационное моделирование |
|
22+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
14.1. Компьютерное информационное моделирование |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.16 Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). |
|
|
14.2. Моделирование зависимостей между величинами |
Содержание учебного материала:
|
|
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.17 Моделирование зависимостей между величинами |
|
|
|
Практическое занятие 6.1 «Получение регрессионных моделей» |
|
|
Тема 14.3. Модели статистического прогнозирования |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.18 Модели статистического прогнозирования. Построение математических моделей для решения практических задач. Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания. Использование дискретизации и численных методов в математическом моделировании непрерывных процессов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия. Использование учебных систем автоматизированного проектирования. |
|
|
|
Практическое занятие 6.2 «Прогнозирование»
|
|
|
Тема 14.4. Моделирование корреляционных зависимостей |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.19 Моделирование корреляционных зависимостей |
|
|
|
Практическое занятие 6.4 «Расчёт корреляционных зависимостей» |
|
|
Тема 14.5. Модели оптимального планирования |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.20 Модели оптимального планирования |
|
|
|
Практическое занятие 6.6 «Решение задачи оптимального планирования» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Проект: «Получение регрессивных зависимостей» Практическое занятие 6.3 «Проектные задания на получение регрессионных зависимостей» Проект «Корреляционные зависимости» Практическое занятие 6.5 «Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» Проект «Оптимальное планирование» Практическое занятие 6.7 «Оптимальное планирование» |
4 |
|
15. «Социальная информатика» |
|
8+2 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий. |
15.1. Информационное общество |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.21 Информационные ресурсы п.22 Информационное общество. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования). |
|
|
Тема 15.2. Информационное право и безопасность |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): п.23 Правовое регулирование в информационной сфере п.24 Проблема информационной безопасности. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Проект: «Подготовка реферата по социальной информатике» |
2 |
|
|
Дифференцированный зачёт |
|
|
|
Консультации |
2 |
|
Всего: |
|
282 |
|
2.3. Содержание профильной составляющей
Для профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства профильной составляющей являются следующие дидактические единицы:
Раздел/тема |
Дидактические единицы |
Персональный компьютер и его устройство |
История и архитектура ПК. Процессор, системная плата, внутренняя память. Внешние устройства ПК. |
Программное обеспечение ПК |
Классификация ПО. Операционные системы. |
Технологии обработки текстов |
Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты. Издательские системы. |
Технологии обработки изображения и звука |
Графические технологии. Трехмерная графика. Технологии обработки видео и звука; мультимедиа. Мультимедийные презентации. |
Технологии табличных вычислений |
Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами. Деловая графика. Фильтрация данных. Задачи на поиск решения и подбор параметров. |
Организация локальных компьютерных сетей |
Назначение и состав ЛКС. Классы и топологии ЛКС. |
Глобальные компьютерные сети |
История и классификация ГКС. Структура Интернета. Основные услуги Интернета. |
Основы сайтостроения |
Способы создания сайтов. Основы HTML. Оформление и разработка сайта. Создание гиперссылок и таблиц |
Основы системного подхода |
Понятие системы. Модели систем. Информационные системы. Инфологическая модель предметной области. |
Реляционные базы данных |
Реляционные базы данных и СУБД. Проектирование реляционной модели данных. Создание базы данных. Простые запросы к базе данных. |
2.4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Информация |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Шифрование данных. Измерение информации. Представление чисел. Представление тексов. Сжатие текстов. Представление изображения и звука. |
Информационные процессы |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Управление алгоритмическим исполнителем. Автоматическая обработка данных. Выбор конфигурации компьютера. Выбор конфигурации компьютера. Настройка BIOS. |
Программирование |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Программирование линейных алгоритмов, логических выражений, ветвящихся алгоритмов, циклических алгоритмов, программирование с использованием подпрограмм. Программирование обработки одномерных массивов, обработки двумерных массивов, обработки строк символов, обработки записей. |
Персональный компьютер и его устройство |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Разработка презентации по истории развития компьютерной техники. |
Программное обеспечение ПК |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. |
Технологии обработки текстов |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Форматирование документа. Создание математических текстов. |
Технологии обработки изображения и звука |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Трёхмерная графика. Обработка цифрового видео и звука. Использование мультимедиа в презентации. |
Технологии табличных вычислений |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Вычисления по формулам. Встроенные функции. Передача данных между листами. Деловая графика. Фильтрация данных. Поиск решения и подбор параметра |
Организация локальных компьютерных сетей |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. |
Глобальные компьютерные сети |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Создание FTP –аккаунта на бесплатном хостинге. Работа с тематическими каталогами в Интернете. Поиск информации в Интернете на языке запросов. Скачивание файлов из Интернета с использованием менеджера загрузки. Использование файлообменников. Использование FTP-менеджера для закачивания файлов на web-сервер. Работа с электронной почтой. Создание почтового ящика на бесплатном почтовом сервере. |
Основы сайтостроения |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Создание простейшего web-сайта по образцу. Создание web-сайта по образцу с использованием гиперссылок. Создание web-сайта по образцу с использованием таблицы. Разработка простейшего сайта на языке HTML. Разработка сайта на языке HTML с использованием таблиц и списков. Разработка сайта на языке HTML с использованием графики. Разработка сайта с применением основных принципов web-дизайна. Создание web-сайта с использованием конструктора сайтов. Создание web-сайта на заданную тему. |
Основы системного подхода |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Изучение моделей систем. Проектирование инфологической модели. |
Реляционные базы данных |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Знакомство с СУБД. Создание базы данных «Классный журнал». Реализация запросов с помощью конструктора». Проектирование информационных систем. |
Информационное моделирование |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Получение регрессионных моделей. Прогнозирование. Расчёт корреляционных зависимостей. Решение задачи оптимального планирования. Получение регрессивных зависимостей. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости», «Оптимальное планирование» |
Социальная информатика |
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Практическая деятельность: Подготовка реферата по социальной информатике. |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Успешное освоение учебного предмета предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. Обучающийся обязан посещать уроки, в том числе практические, лабораторные занятия, получать консультации преподавателя и выполнять внеаудиторную (самостоятельную) работу.
Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий осуществляется преподавателем исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения предмета, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация учебного процесса предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
Изучение предмета следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделить целям, задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Главной задачей урока является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Содержание урока определяется настоящей рабочей программой предмета.
Урок предполагает систематическое устное изложение учебного материала. На них обучающийся получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Теоретический материал урока обычно носит проблемный характер и нацелен на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, кроме того он способствуют формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Предполагается, что обучающиеся приходят на урок, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Часто обучающимся трудно разобраться с дискуссионными вопросами, дать однозначный ответ. Преподаватель, сравнивая различные точки зрения, излагает свой взгляд и нацеливает их на дальнейшие исследования и поиск научных решений. После урока желательно вечером перечитать и закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает. При работе с конспектом урока необходимо отметить материал, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю.
Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися теоретических вопросов, рассмотренных на уроках и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала; применение теоретических знаний в реальной практике решения задач; восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.
Практические (лабораторные) занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки определяются преподавателем, ведущим занятия.
На практических (лабораторных) занятиях под руководством преподавателя обучающиеся обсуждают дискуссионные вопросы, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания, выполняют практические (лабораторные) задания и т.п. Для успешного проведения практического (лабораторного) занятия обучающемуся следует тщательно подготовиться.
Основной формой подготовки обучающихся к практическим (лабораторным) занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными и т.п.
Изучив конкретную тему, обучающийся может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на занятии задать их преподавателю. Практические (лабораторные) занятия предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу и развить навыки публичного ведения дискуссий и общения, сформировать определенные навыки и умения и т.п.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий (изучение учебной и научной литературы, материалов уроков, систематизацию прочитанного материала, подготовку контрольной работы, решение задач и т.п.), которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемого предмета. Самостоятельная работа по учебному предмету осуществляется в различных формах (например: создание проектов по различной тематике).
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно либо группой и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Результатом самостоятельной работы должно стать формирование у обучающегося определенных знаний, учебных действий.
Система оценки качества освоения учебного предмета включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по предмету.
При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущего контроля в течение семестра.
Процедура оценивания результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе действующего Положения об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Для приобретения требуемых компетенций, хороших знаний и высокой оценки по предмету обучающимся необходимо выполнять все виды работ своевременно в течение семестра.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Образовательные технологии
При реализации учебного предмета используются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач.
1. Игровая технология. Позволяет активизировать и интенсифицировать учебный процесс, осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных предметов, знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе, сокращение времени накопления опыта.
2. Проектная технология. Преимущества работы над проектом: модель производственной деятельности, возможность получения практически-полезного продукта при групповой работе над проектом, стимулирование к самообучению, возможность проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель).
4.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Информатика» предполагает наличие учебного кабинета информатики, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран, интерактивная доска);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебного предмета «Информатика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
4.3. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 26 с.: ил.
2. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 224 с.: ил.
3. Семакин И.Г. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. / И. Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Семакин И.Г. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Семакин И.Г. Информатика. Углублённый уровень: практикум для 10-11 класса: в 2 ч. / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Дополнительная литература
1. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. Книга для учителя. / И.Н.Бежина, Н.Г.Иванова, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, Л.В.Шестакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
3. Семакин И.Г. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / И . Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 64 с. : ил.
4. Семакин И.Г. Информатика. 10–11 классы. Углубленный уровень : методическое пособие. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 80 с. : ил.
Электронные информационные ресурсы
1. http://fcior.edu.ru - сайт ФЦИОР
2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ - сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
3. resh.edu.ru – российская электронная школа
4. schoolcollection.edu.ru - ЦОР по информатике из Единой коллекции ЦОР
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; − владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; − использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; − владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; − владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; − сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; − сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); − владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; − сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; − понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; − применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. |
- устный опрос; - тестирование по теме; -
выполнение индивидуальных проектных заданий; -опрос
по индивидуальным заданиям |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.