Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум
имени Героя Советского Союза Быкова Бориса Ивановича
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (б). 10
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(включая экономику и право)
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
для профессии СПО естественно научного профиля
43.01.09 Повар, кондитер
2020г.
СОГЛАСОВАНО на заседании МК ОУД протокол №_____ от________________2020 г. Председатель МК ОУД _______________В.А. Фомин |
УТВЕРЖДАЮ: директор ГБПОУ «БККПТ им. Героя Советского Союза Быкова Б.И.» _____________В.В. Мелентей
|
Рабочая программа ОУД (б). 10 «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования ( приказ Минобрнауки РФ от 9.12.2016г. № 1569 с изменениями от 29.12.2014 № 1645, 31.12.2015 № 1578, 29.06.2017г. № 613) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 №798 (ред. от 09.042015г) зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2016г. № 44898 естественно научного профиля профессионального образования.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (Протокол №3 от 21.07.2015). Регистрационный номер рецензии №377 от 23 июля 2015г.ФГАУ «ФИРО».
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.»
Разработчик: Фомин В. А. преподаватель истории и обществознания ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины (наименование)
Место учебной дисциплины в учебном плане
Результаты освоения учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
ОУД (б).10. «Обществознание (включая экономику и право)»
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД (б). 10 «Обществознание (включая экономику и право)», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, Примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з) и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).
Содержание ОУД (б). 10 «Обществознание», направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Достижение поставленных целей при реализации программы предусматривает решение следующих задач:
- сочетание учебного процесса с внеурочной деятельностью
- проведение практических работ и интеграция с внеаудиторными самостоятельными работами
- проведение семинаров, обобщающих уроков, самостоятельных и контрольных работ различных уровней сложности
- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности
- развитие творческих способностей, обучающихся и технологии сотрудничества.
Изучение дисциплины осуществляется в течение первых двух лет обучения (1 и 2 курсы) и заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как, философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, о развитии человека и общества, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, о проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальным и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они получат достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО естественно научного профиля профессионального образования.
В ходе прохождения программы, обучающиеся посещают учебные занятия, участвуют в семинарах и внеурочных мероприятиях, занимаются индивидуально при выполнении домашних самостоятельных работ, творческих заданий и работают в коллективе, группах, или в парах при выполнении конкретных заданий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
• готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
• сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
• владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
• владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
• сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
• сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
• владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
• сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Человек. Человек в системе общественных отношений
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1.3. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия:
Духовная культура личности и общества.
Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества.
Мораль.
Религия.
Искусство.
2. Общество как сложная динамическая система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Практические занятия:
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные институты общества.
Общество и природа.
Глобализация.
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция.
Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия:
Экономика как наука.
Типы экономических систем.
Факторы спроса и предложения.
Функции государства в экономике.
Причины безработицы и трудоустройство.
Особенности современной экономики России.
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Диванное поведение, его формы, проявления.
Профилактика негативных форм диванного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практические занятия:
Социальная стратификация.
Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России.
Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия:
Политическая система общества, ее структура.
Государство в политической системе общества.
Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство.
Избирательное право в Российской Федерации.
Личность и государство.
6. Право
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Практические занятия:
Право в системе социальных норм.
Система права. Формы права.
Конституционное право.
Права и обязанности человека и гражданина.
Гражданское право.
Трудовое право.
Административное право.
Уголовное право
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Человек, индивид, личность - взаимосвязь понятий
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых
• Я или мы - взаимодействие людей в обществе
• Индустриальная революция - плюсы и минусы
• Глобальные проблемы человечества
• Современная массовая культура - достижение или деградация?
• Наука в современном мире -все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии
• Роль искусства в обществе
• Экономика современного общества
• Структура современного рынка товаров и услуг
• Безработица в современном мире - сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли
• Современные социальные конфликты
• Современная молодежь - проблемы и перспективы
• Этносоциальные конфликты в современном мире
• Семья как ячейка общества
• Политическая власть - история и современность
• Политическая система современного российского общества
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
• Формы государства - сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).
• Формы участие личности в политической жизни
• Политические партии современной России
• Право и социальные нормы
• Система права и система законодательства
• Развитие прав человека в ХХ - начале XXI вв.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер естественнонаучного профиля профессионального образования - 171 час. Из них - аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, -171 час.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
|
|
Вид учебной работы |
Количество часов |
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Профессия СПО 43.01.09Повар, кондитер
|
практические |
Введение |
2 |
|
1. Человек. Человек в системе общественных отношений |
30 |
|
1.1. Природа человека, врожденные и Приобретенные качества |
20 |
|
1.2 Духовная культура человека и общества |
2 |
|
1.3. Наука и образование в современном мире |
4 |
|
1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
4 |
|
2. Общество как сложная динамическая система |
14 |
4 |
3. Экономика |
35 |
3 |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы |
8 |
3 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике |
12 |
|
3.3. Рынок труда и безработица |
10 |
|
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики |
5 |
|
4. Социальные отношения |
30 |
|
4.1. Социальная роль и стратификация |
8 |
3 |
4.2. Социальные нормы и конфликты |
12
|
|
4.3. Важнейшие социальные общности и группы |
10 |
|
5. Политика |
22 |
|
5.1. Политика и власть. Государство в Политической системе |
10 |
3 |
5.2. Участники политического процесса |
12 |
|
6. Право |
38 |
|
6.1. Правовое регулирование общественных отношений |
10 |
5 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации |
16 |
|
6.3. Отрасли российского права |
12 |
|
Итого |
171 |
21 |
. |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение |
■ Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения |
1. Человек. Человек в системе общественных отношений |
|
1.1.Природа человека, врожденные и Приобретенные качества |
■ Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление. ■ Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение; ■ Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
1.2 Духовная культура личности и общества |
■ Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни. ■ Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур. ■ Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет. ■ Называть учреждения культуры, рассказывать о. государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. |
1.3 Наука и образование в современном мире |
■ Различать естественные и социально-гуманитарные науки. ■ Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом. |
1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
■ Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей. |
2 Общество как сложная система |
|
Общество как сложная система |
■ Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. ■ Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс. |
3. Экономика |
|
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы |
■ Давать характеристику понятия экономика; типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике |
■ Давать определение понятий: спрос и предложение; издержки, выручка, прибыль, деньги, процент, экономический рост и развитие, налоги, государственный бюджет. |
3.3. Рынок труда и безработица. |
■ Знать понятия спрос на труд и предложение труда ; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. |
■ Охарактеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенности; организацию международной торговли. |
4. Социальные отношения |
|
4.1. Социальная роль и стратификация. |
■ Знать понятия: социальные отношения и социальная стратификация; ■ определять социальные роли человека в обществе. |
4.2. Социальные нормы и конфликты |
■ Охарактеризовать виды социальных норм и санкций, диванное поведение, его формы, проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения. |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы |
■ Объяснять особенности социальной стратификации в современной России, виды социальных групп (молодежь, этнические общности, семья). |
5. Политика |
|
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе |
■ Давать определение понятий: власть, политическая система, ее внутренняя структура. ■ Характеризовать внутренние и внешние функции государства, формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. ■ Характеризовать типологию политических режимов. Знать понятие правовое государство и называть его признаки. |
5.2. Участники политического процесса |
■ Охарактеризовать взаимоотношения личности и государства; ■ Знать понятия гражданское общество и правовое государство. ■ Охарактеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации. |
6. Право |
|
6.1. Правовое регулирование общественных отношений |
■ Выделить роль права в системе социальных норм. ■ Дать характеристику системы права. |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации |
■ Дать характеристику основ конституционного строя Российской Федерации, системы государственной власти РФ, прав и свобод граждан. |
6.3. Отрасли российского права |
■ Давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся[1] .
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» входят:
· узкофункциональный комплекс преподавателя
· наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.);
· информационно-коммуникативные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по истории, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др .на базе библиотеки.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
2. технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. -М., 2017
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. -М., 2017
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. -М., 2017
5. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. -М., 2017
6. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.:2014
7. Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.:2014
8. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Соболева О.Б., Кошкина С.Г., Бордовский Г.А. - М.: 2013
10. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. - М.: 2014
11. Обществознание, Марченко М.Н. - М., 2011.
12. Обществознание в схемах и таблицах. Северинов К.М. - М.: 2010
13. Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А. - М.: 2012 ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания
ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. Баранов П.А., Шевченко С.В. - М.: 2014
ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: 2015
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120- ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317- ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N413" «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
Г отовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2014
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.- М.: 2014
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М.: 2014
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст.2381.
Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - №32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. - Ст. 4147
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. - Ст. 2954
Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991, № 18. - Ст. 566
Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823
Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1993
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.
Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая.
Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной
государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.
Интернет- ресурсы
http:// history, standart. edu. ru - История России. Обществознание: Учебнометодический комплект для школы
http:// www. openclass. ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
http:// festival. 1 september.ru/ subjects - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.base.garant.ru- «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал)
http://www.istrodina.com-Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»
Лист изменений и дополнений, внесенных
в рабочую программу.
Номер изменения |
Дата внесения изменений |
Номер страницы с изменениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Было |
Стало |
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Основание:_____________________________________________________
Подпись лица, внесшего изменение:_________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.