Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Добрянка, 2019 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Введение в специальность» разработана с учетом требований ФГОС СОО и среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ СПО).
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Составитель: Ушакова Г. Г. преподаватель КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Рассмотрено и одобрено на заседании П(Ц)К общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «__»__________2019 г.
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № ____ от «__» ____________ 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Общая характеристика учебной дисциплины «Введение в специальность» |
4 |
Место учебной дисциплины в учебном плане |
5 |
Результаты освоения учебной дисциплины |
5 |
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Введение в специальность» |
6 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
12 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Введение в специальность» |
14 |
Литература |
15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Введение в специальность» предназначена для изучения дисциплины в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, с целью более успешной адаптации обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (адаптационная дисциплина).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего профессионального образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Содержание программы «Введение в специальность направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
-формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;
-развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к творчеству, т.е. развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);
- создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;
- развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;
- предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области;
в метапредметном направлении
- развитие целеполагания, планирования,выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-планирование сотрудничества в поиске и сборе информации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
- Особенности самопознания;
- Виды письменных студенческих работ; правила составления плана; особенности рационального конспектирования; правила составления конспектов; алгоритм составления тезисов; структуру и требования к написанию реферата, доклада и сообщение; особенности написания курсовой и дипломной работа;
- Содержание, структуру и виды профессиональной компетентности воспитателя.
- Характеристику профессиональной деятельности воспитателя;
- Структуру и сущность самообразования.
- Оценивать свою целеустремленность; определять ближние, средние и дальние свои цели;
- Составлять план, тезисы, писать конспекты разных видов; писать реферат или доклад; составлять аннотации к курсовой работе и дипломной;
- Определять уровень наличия своих профессиональных компетенций, как будущего воспитателя;
- Знакомиться с режимными моментами работы воспитателя в ДОО.
- Составлять индивидуальную программу самообразования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Введение в специальность» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины — «Введение в специальность» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Введение в специальность» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Требования к результатам освоения ОУД «Введение в специальность» в направлении личностного развития:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- правосознание;
- экологическую культуру;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
-способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Личностные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины должны отражать:
умение
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых , обучающихся во внеучебных видах деятельности;
-умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
-готовность к выбору профессионального образования.
- умение ясно, логично и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл познавательной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Требования к результатам освоения ОУД «Введение в специальность» в направлении метапредметного развития, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Метапредметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Требования к результатам освоения ОУД «Введение в специальность» в направлении предметного развития, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение профессиональной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Гуманитарный профиль профессионального образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по специальностям СПО гуманитарного профиля — 83 часа, из них аудиторная(обязательная) нагрузка обучающихся - 63 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 20 часов.
Вид учебной работы |
Количество часов |
Аудиторные занятия Содержание обучения. |
Специальности СПО |
максимальная учебная нагрузка |
83 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
63 |
ИТОГО |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. |
20 |
Аудиторные практические задания и лабораторные работы: |
36 |
практические занятия |
36 |
лабораторные работы |
- |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
|
Кол-во часов |
Уровень освоения |
||
Тема 1. Введение в учебную дисциплину
|
Содержание учебного материала |
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе |
5 |
|
||
1 |
Возникновение и развитие педагогической профессии Цель и пути её достижения (педагогические ориентиры успеха). Самопознание – первый шаг на пути. |
1 |
1 |
|||
Практическое занятие |
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; |
4 |
|
|||
№ 1 |
Сущность и специфика педагогической деятельности. Самооценка своей целеустремленности. Профиль умений. Построение «дерева целей» (определение ближних, средних и дальних целей). |
|
||||
Тема 2. Письменная обработка информации.
|
Содержание учебного материала |
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, |
4 |
|||
1 |
1.Виды письменных студенческих работ. Правила составления плана. 2.Рациональное конспектирование. Правила составления конспектов. Алгоритм составления тезисов. 3.Реферат, его структура и требования к написанию. Доклад и сообщение. 4.Курсовая работа. Дипломная работа. |
4 |
2 |
|||
Практическое занятие |
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; |
2 |
|
|||
№ 2 |
1.Составление плана, тезисов, всех видов конспектов. 2.Защита реферата или доклада. 3.Составление аннотации на курсовую работу или дипломную работу. |
|
||||
Практическое занятие |
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; |
4 |
||||
№ 3 |
Составление таблицы «Виды конспектов». 2.Конспект на тему «Способы сокращения слов». 3.Написание реферата и доклада. |
4 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
Поиск и выделение необходимой информации: -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; -формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; |
|
||||
Подготовка сообщений, презентаций. Подготовка сообщений на темы: Самопознание – первый шаг на пути. |
|
|||||
Тема 3. Личность воспитателя
|
Содержание учебного материала |
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; |
4 |
|||
1 |
1Личность
воспитателя и её направленность, качества личности воспитателя. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. |
4 |
1 |
|||
Практическое занятие |
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; |
4 |
|
|||
№ 4 |
Составление плана-конспекта «Возникновение и становление педагогической профессии». 2.Написание сочинения: «Я- воспитатель». |
4 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
Поиск и выделение необходимой информации: -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; -формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; |
|
||||
Составление анкеты по конкретной теме, апробация ее в своей группе, формулировка выводов. |
|
|||||
Тема 4. Профессиональная компетентность воспитателя
|
Содержание учебного материала |
Поиск и выделение необходимой информации: -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
4 |
|||
1
|
1.Понятие
профессиональной компетентности воспитателя. Содержание и
структура профессиональной компетентности воспитателя. 2.Виды
профессионально-педагогической компетентности. |
4 |
2 |
|||
Практические занятия |
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
6 |
|
|||
№ 5 |
Определение уровня наличия профессиональных компетенций обучающегося как будущего воспитателя. |
2 |
||||
№ 6 |
Составление
конспекта -профессиональная компетентность воспитателя ДО. |
4 |
||||
Тема 5. Профессиональная деятельность воспитателя
|
Содержание учебного материала |
сформированность навыков профессионального самоопределения, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей |
4 |
|||
1 |
1.Характеристика
профессиональной деятельности воспитателя. |
4 |
2 |
|||
Практические занятия |
сформированность навыков профессиональной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей
|
8 |
|
|||
№ 7 |
1.Знакомство с режимными моментами работы воспитателя в ДОО. 2.Знакомство
с проведением развивающих занятий воспитателем в ДОО. |
4 |
||||
|
||||||
№ 8 |
1.Написание
сочинения на тему «Рабочий день воспитателя». |
формирование умений: поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств. |
4 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе. |
|
||||
Выбор темы. Ознакомление с разнообразием образовательных программ в ДО. Подготовка введения по выбранной теме в электронном варианте |
||||||
Тема 6 Умение учиться
|
Содержание учебного материала |
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей |
2 |
|||
1 |
1.Проблема
времени, его экономия. Режим дня. Основные приемы учебной работы. Значение и
организация рабочего места. |
2 |
2 |
|||
Практические занятия |
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
4 |
|
|||
№ 9
|
1.Приемы развития внимания. 2.Сообщение на тему: Способности и их способы развития. |
2 |
||||
№ 10 |
Составление рекомендаций на тему: Как правильно организовать учебный труд. |
развить умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию; |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
· сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом). |
|
||||
Разработка презентации для защиты своей работы. Подготовка к защите исследовательской /проектной работы. |
||||||
Тема 7 Самообразование воспитателя
|
Содержание учебного материала |
· формирование умений: поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств. |
4 |
|
||
1.Творческая лаборатория воспитателя. |
4 |
2 |
||||
Практическое занятие |
· сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом). |
4 |
|
|||
№ 11 |
Составление программы самообразования. |
4 |
||||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
2 |
|||||
ВСЕГО: |
83 |
|||||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Тема 1. Введение в учебную дисциплину
|
Проведение сравнительного анализа представления информации в различных видах. формировать
в процессе работы и вне её: |
Тема 2. Письменная обработка информации.
|
Умение определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации образовательного процесса. Умение обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, определение этапов образовательного процесса, самоанализ и рефлексия; Формирование информационныхУУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Тема 3. Личность воспитателя
|
Умение находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития; - анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств; - находить пути самообразования и самосовершенствования; - вести диалог; Формирование презентационных УУД: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; выбор способа представления информации: преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица). |
Тема 4. Профессиональная компетентность воспитателя
|
Умение определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации образовательного процесса. Умение обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, определение этапов образовательного процесса, самоанализ и рефлексия; Формирование информационных УУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Тема 5. Профессиональная деятельность воспитателя
|
Умение ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; - находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития; - анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств; - находить пути самообразования и самосовершенствования; - вести диалог; Формирование информационных УУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Тема 6 Умение учиться
|
Формирование презентационных УУД: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; выбор способа представления информации: преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица). Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. |
Тема 7 Самообразование воспитателя
|
Умение ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; - находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития; - анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств; - находить пути самообразования и самосовершенствования; - вести диалог; Формирование информационных УУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Освоение программы учебной дисциплины предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В техникуме имеется кабинет теоретических и методических основ дошкольного образования (каб. 11)
В данном кабинете имеются информационно-справочные стенды по предметам, плакаты, раздаточные материалы.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1.Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. – М., 2015
2. Введение в педагогическую деятельность: учебник и практикум для СПО/В.В.Кузнецов, М.: Издательство Юрайт, 2018.
3.Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.Г.Чугаева, 2018
4. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова., В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
5. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, - М,; Педагогическое общество России, 2015.-268 с.
7. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к исследовательской деятельности и оформление ее результатов / Н. Н. Соловьева. – М.: АПК и ППРО, 2013.
4. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования/В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 496 с.
Дополнительные источники:
1. Бобрикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. Учебное пособие / Л. В. Бобрикова, Н. И.Виноградова. – М.: И.Ц. «Академия», 2002
2. Гурман С. М. Оформление учебных текстовых документов: Методические указания/С. М. Гурман, В. И. Семенова-Богданович, 2010.
3. Герасимов Н. Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
4. Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М., 1981
3. Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педагогике / В. И. Журавлев. – М.: Просвещение, 1998.
5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования в профессиональной подготовке / В. В. Краевский. – Таллин: Валгус, 1980.
6. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. – М., 1996.
7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004
8. Пискунов А. И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. – М., 1998
9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: Физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский. - М., 1987.
11. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова. // Дошкол. воспитание. – 2001. - №9. С.98.
Основные источники:
12. Немов Р. Психология.
13. О. П. Солодилова, Возрастная психология, учебное пособие, М., «Проспект», 2004.
14. Основы специальной психологии. Под редакцией Л. В. Кузнецовой, М., «Академия» 2003
15. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, СП., 2001
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.