Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСИНОВАТСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 14»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ______В.В.Чумак Протокол от « »________ 2022 г. №____
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора _________ .Н.Слесарева
« » ________ 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор __________ Л.Н.Сердюк
Приказ от « » ____ 2022 г.№
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
6-9 КЛАССЫ
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
воспитатель
Ващенко Дарья Петровна
Ясиноватая
2022 год
Оглавление
Пояснительная записка. 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 4
Содержание учебного предмета. 17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 21
Требования к обязательному количеству контрольных и проверочных работ. 22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.. 23
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 24
«Обществознание» 6 класс. 24
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 27
«Обществознание» 7 класс. 27
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 31
«Обществознание» 8 класс. 31
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 35
«Обществознание» 9 класс. 35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя составлена в соответствии с
· Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление № I-233П-НС);
на основе
· «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 22-НП);
· Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022. № 586);
· Примерной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание». 6-9 классы (рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3);
· Основной образовательной программы основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Ясиноватская санаторная школа-интернат № 14» на 2022-2023 учебный год (Приказ от 25.08.2022 г. № 135);
в соответствии с
· Учебным планом школы-интерната на 2022-2023 учебный год (34 часа, из расчета 1 урок в неделю за вычетом праздничных дней),
в соответствии с
· Планом учебной нагрузки (количество рабочих недель – 34).
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;
— характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
7КЛАСС
Социальные ценности и нормы
— осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни обществаприводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
— классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
— сравнивать отдельные виды социальных норм;
— устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение
к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
— извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
— оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
— использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
— осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
— характеризовать право, как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
— использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
— осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
— приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
— классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
— использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
— определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
— использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
— приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
— классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
— приобретать опыт использования знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
— характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
— приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
— использовать полученные знания для публичного представления
— результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
— осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
— характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;
— приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
— классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения сущности
политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
— определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
— овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
— искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
— оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
— осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
— характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
— сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
— использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
— с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
— систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
— осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге куль тур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
— характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
— приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать виды социальной мобильности;
— устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
— использовать полученные знания для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
— осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
— анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
— оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
— использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
— осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
— осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
— характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
— приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста;
— сравнивать требования к современным профессиям;
— устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
— использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
— осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
— осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный
Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права
Конституция Российской Федерации — основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции.
Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги.
Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство.
Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия — светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия — многонациональное государство.
Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества.
6 класс
Раздел/Тема |
Кол-во часов |
Человек и его социальное окружение |
20 |
Тема: Социальное становление человека |
6 |
Тема: Деятельность человека. Учебная деятельность школьника |
4 |
Тема: Общение и его роль в жизни человека |
2 |
Тема: Человек в малой группе |
8 |
Общество в котором мы живем |
10 |
Тема: Общество - совместная жизнь людей |
2 |
Тема: Положение человека в обществе |
1 |
Тема: Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики |
1 |
Тема: Политическая жизнь |
2 |
Тема: Культурная жизнь |
1 |
Тема: Развитие общества |
3 |
Итоговое повторение |
4 |
Тема: Защита проектов |
4 |
7 класс
Раздел/Тема |
Кол-во часов |
Социальные ценности и нормы |
12 |
Тема: Социальные ценности |
2 |
Тема: Социальные нормы |
2 |
Тема: Мораль и моральный выбор. Право и мораль. |
8 |
Человек как участник правовых отношений |
7 |
Тема: Правоотношения |
3 |
Тема: Правонарушения и их опасность для личности и общества |
2 |
Тема: Защита прав и свобод человека и гражданина |
2 |
Основы российского права |
11 |
Тема: Как устроено российское право |
1 |
Тема: Основы гражданского права |
2 |
Тема: Основы семейного права |
2 |
Тема: Основы трудового права |
2 |
Тема: Виды юридической ответственности |
2 |
Тема: Правоохранительные органы Российской Федерации |
2 |
Итоговое повторение |
4 |
Тема: Итоговое повторение |
4 |
8 класс
Раздел/Тема |
Кол-во часов |
Человек в экономических отношениях |
20 |
Экономика — основа жизнедеятельности человека |
5 |
Рыночные отношения в экономике |
5 |
Финансовые отношения в экономике |
5 |
Домашнее хозяйство |
3 |
Экономические цели и функции государства |
2 |
Человек в мире культуры |
10 |
Культура, её многообразие и формы |
1 |
Наука и образование в Российской Федерации |
4 |
Роль религии в жизни общества |
2 |
Роль искусства в жизни человека |
2 |
Роль информации в современном мире |
1 |
Итоговое повторение |
4 |
Защита проектов |
4 |
9 класс
Раздел/Тема |
Кол-во часов |
Человек в политическом измерении |
6 |
Политика и политическая власть |
3 |
Участие граждан в политике |
3 |
Гражданин и государство |
8 |
Основы конституционного строя Российской Федерации |
2 |
Высшие органы государственной власти в Российской Федерации |
2 |
Государственно- территориальное устройство Российской Федерации |
2 |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина |
2 |
Человек в системе социальных отношений |
11 |
Социальные общности и группы |
2 |
Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции |
4 |
Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства |
3 |
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни |
2 |
Человек в современном изменяющемся мире |
9 |
Человек в современном изменяющемся мире |
5 |
Итоговое повторение |
4 |
Контрольные и проверочные работы по предмету не предусмотрены программой.
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
1. Закон «Об образовании» ДНР.
2. Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 120-НП от 07 августа 2020 года).
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1182).
4. Примерная программа основного общего образования по обществознанию
5. Обществознание. 6,7,8,9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
6. Обществознание 6,7,8,9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
7. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
8. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
9. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
10. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
11. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
12. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Интернет- ресурсы:
· Авторские презентации
· Сообщество учителей истории. Методические материалы на сайте «Сеть творческих учителей»
· VIP.KM.RU (методическая копилка уроков обществознания)
· edu.km.ru (методическая кубышка)
· hkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
· history-lesson.ru презентации Чернова по обществознанию.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию входят:
1. учебники (в книжной и электронной форме);
2. таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
3. рабочие тетради;
4. сборники заданий, электронные обучающие программы;
5. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
6. книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
1. программно-нормативные документы;
2. тематическое планирование;
3. предметные и курсовые методические пособия;
4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п |
Дата |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изуче-ние темы |
Примечание |
|||
план |
корр |
план |
корр |
факт |
|||
|
|
|
|
|
Человек и его социальное окружение |
20 |
|
1 |
|
|
|
|
Вводный урок: Для чего изучать обществознание в школе? |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). |
1 |
|
4 |
|
|
|
|
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности |
1 |
|
5 |
|
|
|
|
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция |
1 |
|
7 |
|
|
|
|
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение |
1 |
|
8 |
|
|
|
|
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности |
1 |
|
9 |
|
|
|
|
Право человека на образование. |
1 |
|
10 |
|
|
|
|
Права и обязанности учащегося |
1 |
|
11 |
|
|
|
|
Общение. Цели и средства общения |
1 |
|
12 |
|
|
|
|
Особенности общения подростков. Общение в современных условиях |
1 |
|
13 |
|
|
|
|
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе |
1 |
|
14 |
|
|
|
|
Межличностные отношения (деловые, личные) |
1 |
|
15 |
|
|
|
|
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества |
1 |
|
16 |
|
|
|
|
Семейные традиции. Семейный досуг |
1 |
|
17 |
|
|
|
|
Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками |
1 |
|
18 |
|
|
|
|
Конфликты в межличностных отношениях |
1 |
|
19 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Человек и его социальное окружение |
1 |
|
20 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Человек и его социальное окружение |
1 |
|
|
|
|
|
|
Общество в котором мы живем |
10 |
|
21 |
|
|
|
|
Что такое общество. Связь общества и природы |
1 |
|
22 |
|
|
|
|
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие |
1 |
|
23 |
|
|
|
|
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе |
1 |
|
24 |
|
|
|
|
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны |
1 |
|
25 |
|
|
|
|
Политическая жизнь общества. Россия - многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации |
1 |
|
26 |
|
|
|
|
Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств |
1 |
|
27 |
|
|
|
|
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа |
1 |
|
28 |
|
|
|
|
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях информационного общества |
1 |
|
29 |
|
|
|
|
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций |
1 |
|
30 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Общество, в котором мы живем |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итоговое повторение |
4 |
|
31 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
32 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
33 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Общество, в котором мы живем |
1 |
|
34 |
|
|
|
|
Итоговое повторение: Общество и его сферы. Человек в обществе |
1 |
|
( 34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п |
Дата |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изуче-ние темы |
Примечание |
|||
план |
корр |
план |
корр |
факт |
|||
|
|
|
|
|
Социальные ценности и нормы |
12 |
|
1 |
|
|
|
|
Общественные ценности. Свобода и ответственность человека и гражданина. Гражданственность и патриотизм |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Общественные ценности. Гуманизм |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе |
1 |
|
4 |
|
|
|
|
Виды социальных норм. Традиции и обычаи |
1 |
|
5 |
|
|
|
|
Нормы и принципы морали |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
Добро и зло |
1 |
|
7 |
|
|
|
|
Нравственные чувства человека. Совесть и стыд |
1 |
|
8 |
|
|
|
|
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения |
1 |
|
9 |
|
|
|
|
Влияние моральных норм на общество и человека |
1 |
|
10 |
|
|
|
|
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль |
1 |
|
11 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Социальные ценности и нормы |
1 |
|
12 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Социальные ценности и нормы |
1 |
|
|
|
|
|
|
Человек как участник правовых отношений |
7 |
|
13 |
|
|
|
|
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность |
1 |
|
14 |
|
|
|
|
Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. |
1 |
|
15 |
|
|
|
|
Правовая культура личности |
1 |
|
16 |
|
|
|
|
Правонарушение и юридическая ответственность |
1 |
|
17 |
|
|
|
|
Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества |
1 |
|
18 |
|
|
|
|
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации |
1 |
|
19 |
|
|
|
|
Права ребёнка и возможности их защиты |
1 |
|
|
|
|
|
Основы российского права |
11 |
|
|
20 |
|
|
|
|
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Правовые нормы. Отрасли права |
1 |
|
21 |
|
|
|
|
Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений |
1 |
|
22 |
|
|
|
|
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений |
1 |
|
23 |
|
|
|
|
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации |
1 |
|
24 |
|
|
|
|
Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
|
25 |
|
|
|
|
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха |
1 |
|
26 |
|
|
|
|
Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности |
1 |
|
27 |
|
|
|
|
Виды юридической ответственности |
1 |
|
28 |
|
|
|
|
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних |
1 |
|
29 |
|
|
|
|
Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов Российской Федерации |
1 |
|
30 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Основы российского права |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итоговое повторение |
4 |
|
31 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Основы российского права |
1 |
|
32 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
33 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
34 |
|
|
|
|
Итоговое повторение: Человек как участник правовых отношений |
1 |
|
( 34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п |
Дата |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изуче-ние темы |
Примечание |
|||
план |
корр |
план |
корр |
факт |
|||
|
|
|
|
|
Человек в экономических отношениях |
20 |
|
1 |
|
|
|
|
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Экономическая система и ее функции. Собственность |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. |
1 |
|
4 |
|
|
|
|
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Производительность труда. Разделение труда |
1 |
|
5 |
|
|
|
|
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков |
1 |
|
7 |
|
|
|
|
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка |
1 |
|
8 |
|
|
|
|
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства |
1 |
|
9 |
|
|
|
|
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица |
1 |
|
10 |
|
|
|
|
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации |
1 |
|
11 |
|
|
|
|
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платежная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание |
1 |
|
12 |
|
|
|
|
Страховые услуги |
1 |
|
13 |
|
|
|
|
Защита прав потребителя финансовых услуг |
1 |
|
14 |
|
|
|
|
Экономические функции домохозяйств |
1 |
|
15 |
|
|
|
|
Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования |
1 |
|
16 |
|
|
|
|
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений |
1 |
|
17 |
|
|
|
|
Экономические цели и функции государства |
1 |
|
18 |
|
|
|
|
Доходы и расходы государства. Налоги. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно- кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции |
1 |
|
19 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Человек в экономических отношениях |
1 |
|
20 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Человек в экономических отношениях |
1 |
|
|
|
|
|
|
Человек в мире культуры |
10 |
|
21 |
|
|
|
|
Культура, ее многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура |
1 |
|
22 |
|
|
|
|
Наука. Естественные и социально- гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества |
1 |
|
23 |
|
|
|
|
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе |
1 |
|
24 |
|
|
|
|
Образование в Российской Федерации. Самообразование |
1 |
|
25 |
|
|
|
|
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации |
1 |
|
26 |
|
|
|
|
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания |
1 |
|
27 |
|
|
|
|
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации |
1 |
|
28 |
|
|
|
|
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества |
1 |
|
29 |
|
|
|
|
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете |
1 |
|
30 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Человек в мире культуры |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итоговое повторение |
4 |
|
31 |
|
|
|
|
Контрольная работа по разделу: Человек в мире культуры |
1 |
|
32 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
33 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
34 |
|
|
|
|
Итоговое повторение: Экономика и культура |
1 |
|
( 34 часа, 1час в неделю)
№ п\п |
Дата |
|
Количество часов на изуче-ние темы |
Примечание |
|||
план |
корр |
план |
корр |
факт |
|||
|
|
|
|
|
Человек в политическом измерении |
6 |
|
1 |
|
|
|
|
Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. |
1 |
|
2 |
|
|
|
|
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Федеративное и унитарное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество |
1 |
|
4 |
|
|
|
|
Формы политического участия. Выборы, референдум |
1 |
|
5 |
|
|
|
|
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации |
1 |
|
6 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Человек в политическом измерении |
1 |
|
|
|
|
|
|
Гражданин и государство |
8 |
|
7 |
|
|
|
|
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – светское государство |
1 |
|
8 |
|
|
|
|
Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства |
1 |
|
9 |
|
|
|
|
Высшие органы государственной власти в Российской Федерации. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ.Правительство РФ |
1 |
|
10 |
|
|
|
|
Судебная система в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации |
1 |
|
11 |
|
|
|
|
Государственно-территориальное устройство РФ |
1 |
|
12 |
|
|
|
|
Местное самоуправление |
1 |
|
13 |
|
|
|
|
Конституционный статус гражданина РФ. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации |
1 |
|
14 |
|
|
|
|
Контрольная работа: Человек в политическом измерении. Гражданин и государство |
1 |
|
|
|
|
|
|
Человек в системе социальных отношений |
11 |
|
15 |
|
|
|
|
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп |
1 |
|
16 |
|
|
|
|
Социальная мобильность |
1 |
|
17 |
|
|
|
|
Социальный статус человека в обществе |
1 |
|
18 |
|
|
|
|
Социальные роли. Ролевой набор подростка |
1 |
|
19 |
|
|
|
|
Социализация личности. |
1 |
|
20 |
|
|
|
|
Роль семьи в социализации личности Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи |
1 |
|
21 |
|
|
|
|
Этносы и нации в диалоге культур. Россия - многонациональное государство |
1 |
|
22 |
|
|
|
|
Социальные конфликты и пути их разрешения |
1 |
|
23 |
|
|
|
|
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения |
1 |
|
24 |
|
|
|
|
Социальная и личная значимость здорового образа жизни |
1 |
|
25 |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Человек в системе социальных отношений |
1 |
|
|
|
|
|
Человек в современном изменяющемся мире |
9 |
|
|
26 |
|
|
|
|
Информационное общество. Сущность, причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия |
1 |
|
27 |
|
|
|
|
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения |
1 |
|
28 |
|
|
|
|
Молодежь – активный участник общественной жизни. Волонтерское движение. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт |
1 |
|
29 |
|
|
|
|
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. |
1 |
|
30 |
|
|
|
|
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества |
1 |
|
31 |
|
|
|
|
Контрольная работа: Человек в современном изменяющемся мире |
1 |
|
32 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
33 |
|
|
|
|
Защита проектов |
1 |
|
34 |
|
|
|
|
Итоговое повторение: Человек в системе общественных отношений |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.