Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом программы по ознакомлению с художественной литературой на основе программы «Детство» под редакцией Т. М. Бондаренко.
Цели и задачи:
Учить воспринимать образное содержание произведения.
Учить выразительно читать наизусть стихотворения.
Дать представление о жанровых особенностях.
Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы.
Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров.
Учить составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление.
Углублять представления о соответствии названия текста его содержанию.
В процессе обучения важное место занимает работа над текстом. Дети учатся отвечать на вопросы о прочитанном; рассказывать сказку; определять с помощью учителя главную мысль произведения; по вопросам учителя и самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к тексту. Дети учатся практически различать стихотворение, сказку, рассказ.
Для активизации работы детей на занятии и повышение у них уровня интереса к читаемому произведению полезно создавать игровые ситуации на материале читаемых текстов, практиковать задания творческого характера.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в учебный год. В связи с постановлением правительства РФ от 04.08.2016г. № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году», рабочая программа пересмотрена и количество часов в год составляет 32 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Бондаренко Т. М. Знакомство с художественной литературой. Воронеж, 2007.
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. М., 1998.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Уметь пересказывать сказки и рассказы.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворение.
Уметь замечать сходство и различие в построении сюжета.
Понимать обобщенное значение пословиц, поговорок, загадок.
Уметь эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
Уметь осмысливать идею сказки, рассказа, стихотворения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Русские народные сказки: «Лиса и Журавль», «Сивка-бурка», «Петушок -золотой гребешок», «Снегурочка».
Стихотворения: Е. Трутнева «Осень», С. Михалков «Котята», Е. Трутнева «Первый снег», С. Есенин «Берёза», Г. Новицкая «Вскрываются почки».
Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука, Рак»; С. Михалков «Ошибка»; Л. Толстой «Собака и её тень».
Рассказы: В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», «Друг детства»; С. Иванов «Каким бывает первый снег».
Авторские сказки: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -длинные уши...»; А.С. Пушкин «О рыбаке и рыбке»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; С. Аксаков «Аленький цветочек»; Г. X. Андерсен «Гадкий утёнок», К.Чуковский «Айболит».
Малые фольклорные формы.
Календарно – тематическое планирование занятий по ознакомлению с художественной литературой
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Содержание урока |
Виды и формы контроля |
Дата проведения по плану |
Дата проведен фактически |
1 |
Рассказывание русской народной сказки «Царевна- лягушка» |
1 |
комбинированный |
Дать представление о жанровых особенностях русской сказки |
Фронтальный |
06.09 |
|
2 |
О чем печалилась осень? Чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций |
1 |
Комбинированный |
Учить воспринимать образное содержание произведения. |
Фронтальный |
13.09 |
|
3 |
Рассказывание русской народной сказки «Сивка бурка» |
1 |
Комбинированный |
Учить внимательно слушать произведение, осмысливать характеры персонажей |
Фронтальный |
20.09 |
|
4 |
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» |
1 |
комбинированный |
Развивать память, учить выразительно читать стихотвор-е |
Фронтальный |
27.09 |
|
5 |
Чтение туркменской сказки «Падчерица» |
1 |
Комбинированный |
Учить внимательно слушать произведение |
Фронтальный |
04.10 |
|
6 |
Ознакомление с малыми фольклорными формами |
1 |
Комбинированный |
Уточнять представления о жанровых особенностях |
Фронтальный |
11.10 |
|
7 |
Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д. Мамина - Сибиряка |
1 |
Комбинированный |
Учить внимательно слушать произведение. Подбирать слова сравнения, синонимы |
Фронтальный |
18.10 |
|
8 |
Заучивание стихотворения А.Пушкина «Уж небо осенью дышало» |
1 |
Комбинированный |
Учить выразительно читать наизусть стихотворение |
Фронтальный |
25.10 |
|
9 |
Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» |
1 |
Комбинированный |
Учить внимательно слушать произведение |
Фронтальный |
08.11 |
|
10 |
Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей» |
1 |
Комбинированный |
Познакомить с басней и её жанровыми особенностями |
Фронтальный |
15.11 |
|
11 |
Чтение сказки А.Пушкина «О рыбаке и рыбке» |
1 |
Комбинированный |
Учить воспринимать образное содержание произведения |
Фронтальный |
22.11 |
|
12 |
Чтение стихотворения К.Чолиева «Деревья спят» |
1 |
Комбинированный |
Учить подбирать эпитеты и сравнения к заданному слову |
Фронтальный |
29.11 |
|
13 |
Рассказывание рус. нар. сказки «Снегурочка» |
1 |
Комбинированный |
Учить пересказывать текст |
Фронтальный |
06.12 |
|
14 |
Заучивание стихотворении Трутневой « Первый снег» |
1 |
Комбинированный |
Учить читать наизусть стихотворение |
Фронтальный |
13.12 |
|
15 |
Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иваныч |
1 |
Комбинированный |
Учить воспринимать образное содержание сказки |
Фронтальный |
20.12 |
|
16 |
Чтение басни И.Крылова «Ворона и Лисица» |
1 |
Комбинированный |
Продолжить знакомить с жанровыми особенностями басни |
Фронтальный |
27.12 |
|
17 |
Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» |
1 |
Комбинированный |
Учить понимать нравственный смысл произведения |
Фронтальный |
17.01 |
|
18 |
Заучивание стихотворения Есенина «Береза» |
1 |
Комбинированный |
Учить выразительно читать стихотворение |
Фронтальный |
24.01 |
|
19 |
Малые фольклорные формы |
1 |
Комбинированный |
Познакомить с загадками, скороговорками |
Фронтальный |
31.01 |
|
20 |
Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег» |
1 |
Комбинированный |
Закреплять знания об особенностях разных лит. жанров |
Фронтальный |
07.02 |
|
21 |
Чтение басни С.Михалкова «Ошибка» |
1 |
Комбинированный |
Учить понимать нравственный смысл басни |
Фронтальный |
21.02 |
|
22 |
Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» |
1 |
Комбинированный |
Закреплять знания о жанровых особенностях сказки |
Фронтальный |
28.02 |
|
23 |
Чтение рассказов, стихотворений о весне |
1 |
Комбинированный |
Закреплять знания об особенностях разных лит. жанров |
Фронтальный |
07.03 |
|
24 |
Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень» |
1 |
Комбинированный |
Учить соотносить идею басни со значением пословицы |
Фронтальный |
14.03 |
|
25 |
Чтение сказки Михайлов «Лесные хоромы» |
1 |
Комбинированный |
Учить осмысливать идею сказки, оценивать характеры героев |
Фронтальный |
21.03 |
|
26 |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» |
1 |
Комбинированный |
Учить передавать в слове настроение и впечатление |
Фронтальный |
04.04 |
|
27 |
Малые фольклорные формы
|
1 |
Комбинированный |
Углублять представления о пословицах и поговорках |
Фронтальный |
11.04 |
|
28 |
Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки» |
1 |
Комбинированный |
Учить выразительно читать наизусть стихотворение |
Фронтальный |
18.04 |
|
29 |
Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» |
1 |
Комбинированный |
Углублять знания о русском устном народном творчестве |
Фронтальный |
25.04
|
|
30 |
Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» |
1 |
Комбинированный |
Уточнять представления о жанровых особенностях басни |
Фронтальный |
02.05 |
|
31 |
Чтение сказки К.Чуковского «Айболит» |
1 |
Комбинированный |
Учить осмысливать идею сказки, оценивать характеры героев |
Фронтальный |
16.05 |
|
32 |
Итоговая литературная викторина |
1 |
Комбинированный |
Закреплять знания о литературных произведениях |
Итоговый |
23.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.