Рабочая программа обучения на дому
Оценка 5

Рабочая программа обучения на дому

Оценка 5
Образовательные программы
docx
другое
31.03.2020
Рабочая программа обучения на дому
Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Дмитрия Самохвалова с диагнозом F 07,0со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неустойчивыми причинами. Цель: Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Р.п. обучения на дому.docx

Пояснительная записка

Обоснование актуальности

Психолого-педагогические особенности ученика  4 класса.

ФИ.О ребенка ____ года рождения. Живет в многодетной и малообеспеченной семье. Мать ФИО, домохозяйка, осуществляет уход за ребенком-инвалидом, занимается развитием и воспитанием сына; отец Ф.И.О. работает ______ монтер пути, обеспечивает семью материально. 

У Дмитрия   серьёзные проблемы со здоровьем: отмечаются трудности общей координации движений, которая  характеризуется недостаточной произвольностью. Отмечается несформированность статических движений (сидение, длительное стояние, удержание позы при выполнении упражнений).  Плохо удерживает равновесие, неловок при ходьбе. Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способен удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированны  графомоторные умения.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.  Ребёнок эмоционально не устойчив. В течение дня заметны колебания настроения.

  Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает название предмета повседневной жизни, реагирует на своё имя. Не говорит, иногда произносит нечленораздельные звуки (а, у, о, и). Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. Замкнут при общении со взрослыми, боится незнакомых людей. Контакт с учителем непродолжителен. С детьми  (сёстрами) не общается.

      При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется при виде матери, отца и сестёр.  Навыки социального поведения не сформированы.

У ребёнка часто происходят эпилептические приступы, после чего очень трудно восстановить пройденный материал. Требуется повторение. Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

 Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

 

«Развитие речи и окружающий мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа  надомного обучения  по предмету «Развитие речи и окружающий мир»   4 класса для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.п. «село Новый Мир» на 2018-2019 учебный год рассчитана на 68 часов 

Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение  направлено, прежде всего, на решение вопроса развития  речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные  инструкции  и  указания  взрослого  учителя.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Дмитрия Самохвалова  с диагнозом  F 07,0со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неустойчивыми причинами.

Цель: Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях  окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.

Задача:

- организовать речевую среду;

- пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;

- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;

- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

   Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

  Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

Ø   развитие общих речевых навыков;

Ø    «Это - я»;

Ø   «Личная гигиена»

Ø   «Моя семья»;

Ø   «Мир животных»;

Ø   «Мир растений»;

Ø   Явления природы;

Ø   «Одежда и обувь»

  Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана  и методических рекомендаций региональных органов образования.

  Наиболее значимыми принципами обучения являются:

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН «Развитие речи и окружающий мир» 

Учебные предметы

Годы обучения

1

2

3

4

Развитие речи и окружающий мир

2

2

2

2

Альтернативное чтение

1

1

1

1

Графика и письмо

2

2

2

2

Математические представления и конструирование

2

2

2

2

Музыка и движение

1

1

1

1

Максимально допустимое количество часов  (в течение недели)

8

8

8

8

При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

 Продолжительность учебной недели –3 дня.

Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям.

Продолжительность урока – 35 минут.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил.

Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора ребёнка с тяжёлой  умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.

В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается пиктограмма Темы, связанные с жизнью и бытом школьника (транспорт, посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимся бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.). Это закладывает основу для расширения словарного запаса, развития речи и её содержательности, формирует коммуникативные функции.

Требования к уровню подготовки обучающегося.

Обучающийся должен уметь:

ü  пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

ü  воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы;

ü  узнавать предмет по его частям;

ü  обобщать названия изученных групп предметов;

ü  соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

ü  слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

ü  выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Обучающийся должен знать:

ü  своё имя, фамилию;

ü  название и расположение основных частей  тела и лица;

ü  название времени года, явлений природы;

ü  название деревьев, цветов, ягод;

ü  название 3 - 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, школьные и гигиенические принадлежности  и их графическое изображение;

ü  содержание детских стихов и потешек;

ü  содержание сказок.

Информационное сопровождение

  Учебные принадлежности,  аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр,

 

Календарно – тематическое планирование по предмету  «Развитие речи и окружающий мир» 

на 2018-2019 уч.год  (68 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

Развитие общих речевых навыков

1.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук: «Мячики-ежики», «Пальчики здороваются», «Волшебник карандаш», «Делай как я»

1

 

2.

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови)

1

 

3-4

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: нанизывание колец на стержень «Собери пирамидку»

2

 

5-6

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: нанизывание колец на шнур «Мастерим бусы»

2

 

«Время года»: Осень.

7-8

Время года – осень. Основные признаки.

2

 

9

Упражнения с сюжетной картиной (осенним пейзажем): «Найди такую картинку»

1

 

10

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)

1

 

11

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

1

 

12

Упражнение на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений: «Пальчики здороваются», «Бегут пальчики по дорожке», «Замок», «Лодочка

1

 

13-14

Изменения в природе, жизни растений в осенние месяцы.

2

 

15-16

Помидор, огурец, морковь, лук. Внешний вид, способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу.

2

 

17-18

Изменения в природе, жизни животных в осенние месяцы.

2

 

19-20

Голубь, воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, грач. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц. Польза птиц.

2

 

Это - я

21-23

Моё тело.

3

 

24-25

«Покажи, что назову» (закрепление пройденного).

2

 

26

«Найди одинаковые картинки» (закрепление частей тела).

1

 

27

«Личная гигиена»

1

 

28

«Царица Зарядка» .

1

 

29

«Здоровье и питание» .

1

 

30

«Здоровые зубы».

1

 

31

«Как Илья животик кормил» .

1

 

32

«Витаминка» .

1

 

33

Гигиена кожи .

1

 

34

Гигиена одежды и обуви.

1

 

35

Гигиена волос и ногтей.

1

 

«Моя семья»

36-37

Состав семьи.

2

 

38-39

Родственные отношения.

2

 

40

Фамилия, имя, отчество.

1

 

Время года:  Зима

41-43

Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.

3

 

44-46

Зимние забавы (рассматривание картинки).

3

 

47-49

Домашние животные: кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза. Внешний вид. Польза домашних животных

3

 

50-51

«Одежда и обувь»

2

 

52

Изучение названий одежды уличной.

1

 

53

Изучение названий одежды домашней.

1

 

54

Изучение названий обуви уличной.

1

 

55

Изучение названий обуви домашней.

1

 

56

Смена одежды по сезонам.

1

 

57

Смена обуви по сезонам.

1

 

Развитие общих речевых навыков

58

Игры и упражнения на  развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Весёлое путешествие», «Птицы разговаривают»

1

 

59-60

Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»

2

 

61

Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка».

1

 

Время года : Весна

62

 Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых, распускание почек, появление листочков.

1

 

63

Первые весенние цветы: мать-и мачеха, одуванчик.

1

 

64

Деревья весной: береза, тополь, черемуха, сирень.

1

 

65

Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых.

1

 

66

Домашние животные и их детеныши: корова, собака, кошка.

1

 

67

Домашняя птица: курица, петух, гусь, индюк. Внешний вид, польза для людей.

1

 

68

Дикие животные и их детеныши: медведь, лиса.

1

 

Рабочая программа надомного обучения

по предмету «Математические представления и конструирование»   4  класса 

для  учащегося с тяжёлой умственной отсталостью

Пояснительная записка

Рабочая программа надомного обучения по предмету «Математические представления и конструирование»  4 класса  для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью  разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.п. «село Новый Мир» на 2018-2019 учебный год рассчитана на 68 часов 

  Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. 

  Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали  подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);

- количественные представления;

- представление о величине (большой – маленький);

- временные представления.

Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающийся должен уметь:

ü  выделять 1 и много предметов из группы;

ü  соотносить количество 1 с количеством пальцев;

ü  сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения  (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;

ü  различать предметы по  величине;

ü  выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две  формы (кубик, «крыша»);

ü  понимать слова, используемые учителем  при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

ü  сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;

ü  ориентироваться в пространстве и времени.

Обучающийся должен знать:

ü  количественные понятия: один, много, поровну;

ü  величину: большой – маленький;

ü  форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);

ü  пиктограммы погодных явлений; 

ü  название, расположение и назначение помещений в школе.

Календарно – тематическое планирование по предмету  «Математические представления и конструирование»  на 2018-2019уч.год  (68 часов)

 

Тема

Кол-во часов

Дата

Конструирование.

1.-2

Выкладывание прямых линий из счётных палочек: «Дорожка короткая и длинная»

2

 

3-4

Выкладывание из шнурков извилистых линий «Плывет кораблик по волнам»

2

 

5-6.

Игры с конструктивным материалом (кубики, кирпичики) «Дом с забором»

2

 

7-8

Упражнения с предметными разрезными картинками с вертикальным разрезом. Пазлы из 2-х частей «Осенние листья» (клен, дуб)

2

 

9-10

Игры с мозаикой: «Бусы»

2

 

Представление о форме.

11-12

Рисование на манке – круги.

2

 

13-14

Тактильные и визуальные упражнения по выбору круглых предметов из множества других

2

 

15-16

Рисование на манке - квадрат

2

 

17-19

Конструирование из 2-х частей - квадрат

3

 

20-23

Рисование линий на песке, манке, на бумаге. Выкладывание с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (прямая, извилистая, как волна)

4

 

Представление о величине.

24-28

Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большие и маленькие пирамидки».

4

 

29-31

Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большой и маленький» (кубик, шарик).

3

 

32-33

Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большие и маленькие матрешки».

2

 

34-36

Обводка по опорным точкам: квадрат большой -маленький, дорожка длинная-короткая.

3

 

37-38

Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч.

2

 

Конструирование

39-40

Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе и на манке:

«Елочка», «Широкая и узкая дорожка», «Забор», «Лесенка»

2

 

41-42

Игры с мозаикой: «Укрась елку», «Гирлянда»

2

 

43-44

Игры со строительным материалом и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой)

2

 

45-46

Игры с конструктивным материалом: «Домик для собачки»

2

 

47-48

Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку»

2

 

49-50

Рисование по клеточкам: дорожка длинная-короткая, квадрат большой-маленький

2

 

51-52

Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе и на манке:

«Елочка», «Широкая и узкая дорожка», «Забор», «Лесенка»

2

 

53-54

1

1

 

Количественные представления

55-56

Действия с непрерывными множествами. Упражнения на формирование понятия «один-много»: собери кубики в машинку, шарики в коробку.

2

 

57-58

Действия с непрерывными множествами: пересыпание крупы с определением количества (много, мало, нет – пусто)

2

 

59-60

Упражнения на выбор предметов из множества. Игровые ситуации на развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера: полный стакан – пустой стакан (банка, миска)

2

 

61-62

Количество один и показ одного пальца. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

2

 

Представления о форме

63-64

Рисование линий на песке, манке, на бумаге. Выкладывание с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (прямая, извилистая, как волна)

2

 

65-66

Моделирование геометрических фигур из маленьких квадратиков - один большой, из частей круга – круг.

2

 

Представление о величине

67-68.

Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая матрешка.

3

 

 

Рабочая программа надомного обучения

по предмету «Графика и письмо»   4 класса

для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью

Пояснительная записка

Рабочая программа  надомного обучения по предмету «Графика и письмо»  4 класса для учащего  ся с тяжёлой умственной отсталостью  разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.п. «село Новый Мир» на 2018-2019 учебный год рассчитана на 68 часов 

Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. 

При разработке программы  учитывались следующие особенности развития учащихся  с тяжёлой умственной отсталостью.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Дмитрия с диагнозом  F 07.0  со значительными нарушениями умственной деятельности, обусловленная неустойчивыми причинами.

В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами (символами);

- «письменные» упражнениями  (рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой; на грифельной, магнитной доске) упражнения с помощью внутренних и внешних трафаретов;

- занятия с пластилином или тестом.

  Рабочая программа  структурирована в виде тематических блоков:

Ø  упражнения для развития тонкой моторики рук;

Ø  «рисуночное письмо»;

Ø  жестово-образные игры;

Ø  «письменные упражнения».

 Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся должен уметь:

ü  воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние  человека;

ü   воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;

ü   понимать соотносящие и указательные жесты;

ü   обследовать предмет и выделять его формы;

ü   соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;

ü   показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);

ü   правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;

ü   закрашивать изображение предмета с определённым контуром;

ü   располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);

ü   проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально)  различными изобразительными средствами;

ü   пользоваться внутренними и внешними трафаретами;

ü   составление  узора из магнитиков  с помощью учителя.

Обучающийся должен знать:

ü   название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;

ü   название и содержание различных упражнений.

 

Календарно – тематическое планирование по предмету  «Графика и письмо» 

на 2018-2019 уч.год   (68 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

Упражнения для развития тонкой моторики рук

1-3

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статистических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук

Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока», «Ладушки», Бегут пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик, где ты был»

3

 

 

4-6

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров: мячики, втулки, природный материал (желуди, шишки)

3

 

7-9

Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений и консервативного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами

3

 

«Рисуночное письмо»

10-12

Упражнение с внутренними трафаретами: дерево, осенние листья.

3

 

13-15

Игры с красками (пальчиками): дерево (дуб), листья (клен, дуб)

3

 

 

16-18

Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево» (дорисовка), «Дождь».

3

 

19-21

Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами теста, пластилина.

3

 

22-23

Освоение учащимися основными приемами работы с тестом, пластилином: раскатывать, прямыми и круговыми движениями.

2

 

24-25

Лепка «Грибы» (раскатывание, скатывание, расплющивание)

2

 

Упражнение для развития тонкой моторики рук

26-27

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Спрячь мячик», «Разноцветные счеты», «Бегут пальчики по дорожке»

2

 

28-29

Тренировочные упражнения для кистей рук сопряженно с педагогом, совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание,

встряхивание.

2

 

 

30-31

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей. Рисование на манке: «Дорожка», «Дождик», «Ручеек» (горизонтальные, вертикальные, волнистые линии)

2

 

 

32-33

Обводка по внутреннему трафарету: «Яблоко», «Помидор»

2

 

34-35

Штриховка округлых форм, прямыми линиями: «Яблоко», «Помидор»

2

 

«Рисуночное письмо»

36-37

Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки»

2

 

38-39

Упражнение на нахождение нужных элементов для аппликации. Д/И «Что лишние?»

2

 

40-41

Дорисовка «Дорожка к домику», «Светофор».

2

 

42-43

Упражнения на закрепление умений изображать линии «Ручеек» (волнистые), «Травка зеленеет…» (прямые, вертикальные)

2

 

44-45

Рисование по клеткам. «Проведи линию от точки до точки»

2

 

46-47

Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки»

2

 

Упражнения для развития тонкой моторики рук

48-50

Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками.

3

 

51-52

Артикуляционная гимнастика по подражанию «Бегемот» - широко открыть рот, Заборчик - растянуть губы в улыбку, Слоник- вытянуть губы трубочкой, «Блинчики» - высунуть язык вперёд).

2

 

53-54

Упражнения на развитие двигательной подражательности: «Поймай бабочку», «Догони колёсико», «По ровненькой дорожке», «Поезд»

2

 

«Рисуночное письмо

55-58

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка цветными карандашами. «Овощи», «Форма»

4

 

59-60

Рисование совместно с учащимся  красками  и губкой:  «Дерево», «Дорожка»

2

 

61-63

Рисование палочкой на магнитной доске прямых и округлых форм: «Дорожки», «Клубочки», «Пуговки»

3

 

64-65

Рисование мелками на доске  «Солнышко», «Тучка», «Дождик»

2

 

Жестово – образные игры

 

66-68

Игры – импровизации, в которых учащийся  выполняет действия в соответствии с содержанием сказок, стихов: «Разные шарики», «Волшебные дорожки»…

3

 

 

Рабочая программа надомного обучения

по предмету «Музыка и движение» 4 класса для учащегося

с тяжёлой умственной отсталостью

Пояснительная записка

Рабочая программа надомного обучения по предмету «Музыка и движение»   4 класса  для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью  разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» 2018-2019 учебный год рассчитана на 34 часа  (исходя из 34 учебных недель в году).

Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности Дмитрия С с диагнозом  F 07.0 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неустойчивыми причинами.

Уроки «Музыка и движение», специальные коррекционные занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и чёткости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений.

Уроки проходят в живой, эмоциональной форме, с различными упражнениями, которые сопровождаются стишками, потешками, песнями.

Рабочая программа  структурирована в виде тематических блоков:

Ø  слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен;

Ø  музыкально – ритмические движения;

Ø  игра на музыкальных инструментах.

  Методы и приёмы работы:

  • наглядно – слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных инструментах);
  • зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен: показ учителем действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
  • совместные действия ребёнка со взрослым;
  • подражание действиям взрослого;
  • жестовая инструкция;
  • собственные действия ребёнка по  вербальной инструкции взрослого.

Требование  к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся должен уметь:

ü  слушать и понимать мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, вальс);

ü  видеть и понимать доступные по содержанию видиозаписи концертов;

ü  узнавать и напевать  мелодии знакомых песен;

ü  слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;

ü  передавать простейшие ритмические движения: ходить, двигаться по кругу, парами;

ü  выполнять элементарные движения с предметами;

ü  выполнять  простейшие танцевальные  движения под музыку;

ü  узнавать и показывать музыкальные инструменты и выбирать их по звучанию;

ü  соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с его изображением.

Обучающийся должен знать:

ü  название и содержание 3-4 песен;

ü  название  3-х музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан;

ü  3-4 простых  танцевальных движения под разные жанры музыки;

ü  направления движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка и движение» 

на 2018-2019 уч.год   (34 часа)

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Слушание и пение

1-2

Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года» (осень)

2

 

3

Слушание и узнавание произведения с CD диска «Спокойной ночи малыши» (игра с куклой)

1

 

Музыкально – ритмические движения

4-5.

Движения рук под музыку «Зайка серенький сидит»

2

 

6.

Выполнение движений по подражанию. «Мишка с куклой пляшут полечку» слова и муз. Гранина (используя куклу)

1

 

7-8

Музыкально – дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2

 

9-10

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, между предметами.

2

 

11-12

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой. «В лесу родилась елочка»

2

 

Игры на музыкальных инструментах

13

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Веселый оркестр»

1

 

14

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Чудесный мешочек.

1

 

15

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка).

1

 

Слушание и пение

16

Произведения П.И.Чайковского: «Времена года» (зима),

 

1

 

17-18

Слушание произведения с CD диска «Маленькой Ёлочки» О.Фельцман/И.Шаферан

2

 

19-20

Слушание произведения с CD диска «Белые снежинки» Г.Гладков

2

 

Музыкально - ритмические движения

21-22

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой. «Маленькой елочки холодно зимой», «Снежинки кружатся», «Веселые матрешки»

2

 

23-24

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен)

2

 

25-26

Слушание музыкальных инструментов и нахождение их. Д/И «Найди такой же инструмент»

2

 

27

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой

1

 

28

Движения под музыку (покачивания, похлопывания)

1

 

Игры на музыкальных инструментах

29-30

Игра на самодельных инструментах: ложках

2

 

31

Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы.

1

 

32

Игры, в которых из ряда предложенных нужно выбрать понравившийся инструмент

1

 

Слушание и пение

33

Слушание произведения П.И Чайковского «Детский альбом»

1

 

Музыкально - ритмические движения

34

Выполнение простейших движений (ходьба, топающим  шагом) в соответствии с характером музыки» быстро, медленно.

1

 

Рабочая программа надомного обучения

по предмету «Альтернативное чтение»  4 класса для учащегося

с тяжёлой умственной отсталостью

Пояснительная записка

Рабочая программа  надомного обучения по предмету «Альтернативное чтение»   4 класса  для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью  разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» 2018-2019 учебный год рассчитана на 34 часа  (исходя из 34 учебных недель в году).

Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания. На втором плане стоят слова – «Ты должен».

Важным моментом в методике «Лёб-система» является то, что при взаимодействии с ребенком можно опираться на имеющиеся понятия и один символ может обозначать разные желания. Например, символ «кушать» может быть использован для обозначения следующих желаний:

  • я хочу что-нибудь кушать;
  • я хочу свою любимую еду;
  • я покушал, но хочу еще.

Исходя из опыта использования представленных выше систем альтернативного общения, можно выделить следующие способы применения пиктографического метода для формирования навыков общения у неговорящих детей ребенок может только указывать на выбранный им символ;

  1. ребенок может найти нужный символ и передать взрослому;
  2. ребенок может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать);
  3. ребенок может указать символ с помощью «указателя головой».

Выбор альтернативных методов коммуникации детей должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.

  Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические  и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.

В рабочей программе определены следующие задачи:

- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;

- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- развивать фразовую речь;

- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;

- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать  соотносящиеся и указательные жесты.

Рабочая программа  структурирована в виде тематических блоков:

Ø  «чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах;

Ø  «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на  CD – диски); «чтение видеоизображений» (изображений на CD – дисках, видеофильмов: мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных).

Требование к уровню подготовки обучающейся.

Обучающейся должен уметь:

ü  осмысливать простые изображения;

ü  показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;

ü  использовать систему знаков в социальном окружении;

ü  устанавливать связь между реальным предметом и его  графическим изображением;

ü  самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.

 Обучающейся должен знать:

ü  членов своей семьи и ближнего окружения;

ü  название 3 – 4 объектов  из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, школьные и гигиенические принадлежности;

ü  содержание детских стихов, потешек;

ü  содержание сказок

ü  графические изображения: времени года, явлений природы, обобщающих слов.

 

Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» 

на 2018-2019 уч.год   (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

«Чтение» изображений на картинках  и  пиктограммах

1-2

Рассматривание сюжетных картинок с доступным  содержанием. Времена года.

2

 

 

3-4

Рассматривание сюжетных картинок: Д/и «Покажи, что я назову»

 

 2

 

5-6.

Игры с использованием пиктограмм (дождь, ветер, солнце)

 

 2

 

«Аудиальное чтение»

7

Прослушивание аудиокниг. Звуки природы.

1

 

8

Чтение сказки «Теремок»

1

 

9

Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание)

1

 

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм

10-11

Упражнение на узнавание: овощи, фрукты по их изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото»).

 2

 

12-13

Рассматривание сюжетных картинок (предметы мебели): Д/И «Найди и покажи».

 2

 

14-16

Упр. с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки».

3

 

«Аудиальное чтение»

17

Слушание аудиозаписи. Сказка «Зимовье зверей»

1

 

«Чтение» изображений на картинках  и пиктограммах

18-19

Времена года. Основные признаки. Упражнения на рассматривание сюжетных картинок: «Найди такую же картинку», «Покажи, что я назову», Найди одинаковые картинки»

2

 

20-21

Игры с использование пиктограмм. Цвет зимы – белый.

2

 

22

Чтение произведения: «Мойдодыр» К.Чуковского. Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета по названию)

1

 

«Аудиальное чтение»

23

Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природу, улицы, голоса животных.

1

 

24-26

Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…», развитие восприятия речи, внимания, памяти

3

 

27

Чтение произведения «Колобок»

1

 

28-29

Чтение произведения А.Сутеева «Кто сказал – мяу»

2

 

30

Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания)

1

 

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

31

Время года – весна. Основные признаки и приметы. Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка, что я назову», «Найди такую же картинку», «Разрезные картинки из 2-х частей»

1

 

«Аудиальное чтение»

32

Чтение произведения «Федорино горе»

1

 

33

Игра инсценировка: «Машина посуда» (имитация движений, звукоподражания)

1

 

34

Чтение произведения «Три медведя»

1

 

 


 

Рабочая программа обучения на дому

Рабочая программа обучения на дому

Пояснительная записка Обоснование актуальности

Пояснительная записка Обоснование актуальности

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /

Предполагаемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты освоения программы:

Собери пирамидку» 2 5-6

Собери пирамидку» 2 5-6

Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц

Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц

Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью…

Целью обучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью…

Конструирование из 2-х частей - квадрат 3 20-23

Конструирование из 2-х частей - квадрат 3 20-23

Представление о величине 67-68

Представление о величине 67-68

Обучающийся должен знать: ü название, назначение и приёмы использования изобразительных средств; ü название и содержание различных упражнений

Обучающийся должен знать: ü название, назначение и приёмы использования изобразительных средств; ü название и содержание различных упражнений

Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки» 2 38-39

Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки» 2 38-39

Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы

Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы

Музыкально – дидактическая игра «Чудесный мешочек» 2 9-10

Музыкально – дидактическая игра «Чудесный мешочек» 2 9-10

Бойков, В.И. Липакова и др.; Под

Бойков, В.И. Липакова и др.; Под

Обучающейся должен знать: ü членов своей семьи и ближнего окружения; ü название 3 – 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель,…

Обучающейся должен знать: ü членов своей семьи и ближнего окружения; ü название 3 – 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель,…

Чтение произведения А.Сутеева «Кто сказал – мяу» 2 30

Чтение произведения А.Сутеева «Кто сказал – мяу» 2 30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020