Приложение 1 к Образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом директора
от 28.08.2021г. № 934
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1г. Белоярский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
10 КЛАСС
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
35 часов
Составитель: Бушманов А.М.,
преподаватель – организатор основ
безопасности жизнедеятельности
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе:
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
ü приказа МОН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012, регистрационный № 24480);
ü санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
ü Рабочей программы по ОБЖ, созданной на основе ФГОС (предметная линия учебников под редакцией С.В. Ким, В.А. Горский 10-11 классы); М.: «Вента-Граф», 2020г.;
ü Учебного плана СОШ №1 г. Белоярский на 2020-2021 учебный год.
ü ООП СОО СОШ №1 г. Белоярский;
ü Учебного плана СОШ №1 г. Белоярский;
ü Положения о системах оценивания и нормах оценок по предметам в СОШ №1 г.Белоярский;
Общая характеристика учебного предмета
Основные цели изучения предмета ОБЖ:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:
— сформировать у учащихся научные представления о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества, о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; обеспечить усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни; формировать умения предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
— воспитывать чувство личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкую правовую гражданскую позицию по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностное отношение к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
— развивать личные духовные и физические качества: самодисциплину, самоконтроль, самооценку собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»в базисном учебномплане
В учебном плане среднего общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования вводится обязательное изучение учебного предмета «ОБЖ» для учащихся 10 классов. На изучение предмета отводится 35 час, (1 час в неделю).
«Основы безопасности жизнедеятельности» - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности
Ученик научится:
· Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
· Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
· Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
· Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
· Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
· Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
· Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
· Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время года.
· Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
· Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
· Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
· Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
· Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
· Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
· Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
· Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
· Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
· Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
· Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году.
· Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научится:
· Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
· Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
· Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
· Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
· Ученик получает возможность научиться:
· Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
· Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.
· Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
· Ученик научится:
· Уяснить сущность терроризма и экстремизма как социального противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
· Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность.
· Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
· Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
· Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
· Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
· Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
· Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.
Ученик получит возможность научиться:
· Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
· Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
· Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
· Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
· Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
· Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
· Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.
· Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.
· Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
· Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.
· Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
· Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.
· Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.
· Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.
· Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время
Ученик получит возможность научиться:
· Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
· Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.
· Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Ученик научится:
· Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
· Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.
· Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
Ученик получит возможность научиться:
· Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
· Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.
Обеспечение военной безопасности государства. Основы обороны государства
Ученик научится:
· Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
· Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .
· Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
· Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.
· Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
· Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
· Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
· Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.
· Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.
· Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
· Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
· Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
· Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.
· Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.
· Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.
Ученик получит возможность научиться:
· Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.
· Формировать свое мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.
· Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.
· Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
· Готовить сообщения на данную тему.
Основы военной службы.
Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору.
Ученик научиться
· Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.
· Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
· Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.
· Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
· Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
· Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
· Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.
· Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.
· Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.
· Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.
· Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
· Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
· Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.
· Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.
· Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.
· Анализировать содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
· Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
· Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.
· Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
· Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
· Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
· Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.
Ученик получит возможность научиться:
· Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
· Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
· Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.
· Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.
· Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам.
Содержание учебного материала
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства.
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Оповещение населения. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Геологические, метеорологические, гидрологические стихийные бедствия. Климатогеографические сезонные стихийные бедствия. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите
государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.
История создания ВС России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды ВС: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской флот. Рода войск: РВСН, ВДВ. Тыл ВС.
Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Биологические ритмы и работоспособность человека. Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Причины возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Учебно-тематический план
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс
№ модуля, раздела, темы |
Наименование разделов, глав |
Количество часов |
Р-1 |
Основы безопасности личности, общества, государства |
13 |
Глава 1 |
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания |
5 |
Глава 2 |
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства |
2 |
Глава 3 |
Организационные основы защиты населения и территории России в ЧС |
6 |
Р-2 |
Военная безопасность государства |
10 |
Глава 4 |
ЧС военного характера и безопасность |
6 |
Глава 5 |
ВС РФ на защите государства от военных угроз |
4 |
Р-3 |
Основы медицинских знаний и ЗОЖ |
12 |
Глава 6 |
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания |
6 |
Глава 7 |
Оказание первой помощи при неотложных состояниях (6ч) |
6 |
Итого |
35 |
Нормы оценок
Оценивание результатов обучения по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Все тестовые задания по ОБЖ оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающихся по ОБЖ:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности. Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видео-файлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса). Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются средства, перечисленные в таблице.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
|
1. Нормативно-правовые документы |
||||
1 |
Конституция Российской Федерации |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
2 |
Закон «Об образовании» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
3 |
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
4 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. №804 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
5 |
Стратегия национальной безопасности |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
6 |
Федеральный закон «О безопасности» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
7 |
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
8 |
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
9 |
Федеральный закон «О гражданской обороне» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
10 |
Федеральный закон «О пожарной безопасности» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
11 |
Федеральный закон «О противодействии терроризму» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
12 |
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
13 |
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
14 |
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
15 |
Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
16 |
Федеральный закон «Об обороне» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
17 |
Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы |
|||
18 |
Военная доктрина Российской Федерации |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
19 |
Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
20 |
Указ Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
21 |
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
22 |
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
23 |
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
24 |
Правила дорожного движения Российской Федерации |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
2. Учебная литература |
||||
25 |
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов |
шт. |
30 |
|
26 |
Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова |
шт. |
6 |
|
27 |
Учебник по основам медицинских знаний (для старшеклассниц) |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
3. Учебные и учебно-наглядные пособия |
||||
28 |
Набор плакатов или электронные издания: · Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации · Ордена России · Текст Военной присяги · Воинские звания и знаки различия · Военная форма одежды · Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе · Военно-прикладные виды спорта · Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин · Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации · Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники · Приёмы и правила метания ручных гранат · Мины Российской армии · Фортификационные сооружения · Индивидуальные средства защиты · Приборы радиационной разведки · Приборы химической разведки · Организация и несение внутренней службы · Строевая подготовка · Оказание первой помощи · Гражданская оборона |
компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
29 |
Средства индивидуальной защиты: · общевойсковой противогаз · общевойсковой защитный комплект · респиратор |
шт. шт. шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) 1 1 |
|
30 |
Приборы: · радиационной разведки · химической разведки |
шт. шт. |
1 1 |
|
31 |
Бытовой дозиметр |
шт. |
1 |
|
32 |
Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ |
шт. |
1 |
|
33 |
Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ |
шт. |
1 |
|
34 |
Компас |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
35 |
Визирная линейка |
шт. |
По количеству обучающихся в классе (группе) |
|
36 |
Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) |
компл. |
1 |
|
37 |
Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ |
шт. |
1 |
|
4. Медицинское имущество |
||||
38 |
Индивидуальные средства медицинской защиты: · аптечка АИ · пакеты перевязочные ППИ · пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 |
шт. шт. шт. |
1 1 4 |
|
39 |
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи: · сумка СМС |
шт. |
1 |
|
40 |
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: · бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см · бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см · вата медицинская компрессная · косынка медицинская (перевязочная) · повязка медицинская большая стерильная · повязка медицинская малая стерильная |
шт. шт. кг шт. шт. шт. |
3 3 0,1 3 3 3 |
|
41 |
Медицинские предметы расходные: · булавка безопасная · шина проволочная (лестничная) для ног · шина проволочная (лестничная) для рук · шина фанерная длиной 1 м |
шт. шт. шт. шт. |
3 1 1 1 |
|
42 |
Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты: · знак нарукавного Красного Креста · лямка медицинская носилочная · флаг Красного Креста |
шт. шт. шт. |
1 1 1 |
|
Аудиовизуальные пособия
№ п/п |
Класс |
Раздел, тема |
Название |
1 |
10 |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе |
Презентация |
Правила поведения в условиях ЧС природного и технического характера |
Презентация |
||
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени |
Презентация |
||
Средства индивидуальной защиты |
Презентация |
||
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения |
Презентация |
||
Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях |
Презентация |
||
Вредные привычки, их влияние на здоровье |
Презентация |
||
История создания и развития вооружённых сил России |
Презентация |
||
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации |
Презентация |
||
Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Воздушно-десантные войска |
Презентация |
||
Память поколений - дни воинской славы России |
Презентация |
||
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы |
Презентация |
||
Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою военной службе |
Презентация |
||
Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации |
Презентация |
||
2 |
11 |
Правила личной гигиены и здоровье |
Презентация |
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов |
Презентация |
||
Заболевания, передаваемые половым путём. Психологическое состояние человека и причины самоубийств |
Презентация |
||
Семья в современном обществе. Законодательство о семье Семья - ячейка общества |
Презентация |
||
Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте. Первая помощь при ранениях |
Презентация |
||
Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи |
Презентация |
||
Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания |
Презентация |
||
Организация воинского учёта и его предназначение |
Презентация |
||
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе |
Презентация |
||
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт. |
Презентация |
||
Войны в истории человечества и России. Военная служба - особый вид государственной службы |
Презентация |
||
Военная присяга |
Презентация |
||
Ответственность граждан по вопросам призыва |
Презентация |
Оборудование для лабораторно – технических работ
№ п/п |
Класс |
Название |
Тема, раздел |
Кол-во экз. |
1 |
10 |
Противогазы |
Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ), привила их использования |
30 |
Респираторы |
1 |
|||
2 |
10 |
ОЗК |
8 |
|
3 |
10 |
Макет автомата Калашникова (АК 74) |
6 |
|
4 |
Мина противотанковая (учебная) |
2 |
||
5 |
Пневматические винтовки. |
4 |
Стенды, плакаты
Стенды:
-Уголок «Символы России и Вооружённых сил»
-Уголок «Служу России»
-Уголок «Вооружённые силы защитники Отечества»
-Уголок «Огневая подготовка»
-Уголок «Составы и воинские звания ВСРФ», «Строевая подготовка»
-Уголок «Первая медицинская помощь"
-Уголок «Действия населения при авариях и катастрофах»
-Уголок «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы»
Плакаты:
-Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
-Правила поведения при землетрясении
-Правила поведения при наводнении
-Пожарная безопасность
-Правила оказания первой помощи
-Противодействие терроризму и экстремизму в российской Федерации
-Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
ЛИТЕРАТУРА 10 класс:
Ким С. В., Горский В. А. «Основы безопасности
жизнедеятельности» 10-11 кл.— М., 2020. «Вентана-Граф»
МЕДИАТЕКА:
Диск по ОБЖ (презентации по ОБЖ);
Диск по ОБЖ. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодий 2003 год для 5-11 классов;
Диск по ОБЖ «Энциклопедия ОБЖ;
Диск по ОБЖ «Учебные фильмы по ОБЖ.
Плакаты:
1. Химические аварии;
2. Правила пользования первичными средствами пожаротушения;
3. Взрыв;
4. Радиационная авария;
5. Потеря сознания;
6. Внезапная смерть;
7. Артериальное кровотечение;
8. Сердечно-легочная реанимация;
9. Общие правила;
10. Падения с высоты;
11. Первая помощь при ранении;
12. Обморожение;
13. Гидродинамические аварии;
14. Наводнение;
15. Перенос пострадавших;
16. Транспортная иммобилизация;
17. Техника реанимации;
18. Переломы костей конечностей;
19. Утопление;
20. Ожоги, отравления, обморожения;
21. Остановка кровотечения;
22. Электротравмы;
23. Действия населения при стихийном бедствии (комплект плакатов) пожаротушения;
24. Умей действовать при пожаре (комплект плакатов) пожаротушения;
25. Действия населения при аварии и катастрофах (комплект плакатов) пожаротушения.
26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.