Министерство образования и науки ЛНР
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных
технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.12 Информационная безопасность
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по специальности
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
( программа подготовки специалистов среднего звена)
2023
ОДОБРЕНА: Методическая комиссия преподавателей и мастеров п/о профессионального информационно технического цикл а Протокол от « 31 » 08 2023 г. № _1__ Председатель МК_________ /_Склярова О.С._ /
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебно - производственной работе _________ / _Супереко Л.Ю._ / « 31» 08 2023 г.
|
|
|
|
|
||
|
||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (программа подготовки специалистов среднего звена), входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
|
||
|
||
Составитель (автор): Диденко Дмитрий Михайлович, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»
|
|
|
стр. |
1.
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫучебной дисциплины |
11 |
4. |
Контроль и оценка результатов Освоенияучебной дисциплины |
13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Информационная безопасность
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и переподготовки по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и направлена на формирование соответствующих общих компетенций (ОК) и профессиональных ПК:
ОК.1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК.4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК.7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК.8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК.9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.3 |
Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров, и подключение периферийных устройств |
ПК 3.3 |
Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- использовать методы анализа криптошифров;
- пользоваться организационными техническими и программными методами защиты систем в интернете;
- пользоваться методами идентификации пользователей;
- определять удовлетворенность клиентов качеством услуг;
- работать в системах CRM;
- применять технологии электронной коммерции.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- правовые основы защиты систем в интернете;
- стандарты, модели и методы шифрования информации;
- требования к организации защиты систем в интернете;
- перспективы развития защиты систем в интернете;
- основные положения систем CRM;
- теоретические основы электронной коммерции;
1.4. Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена
программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена и полностью реализует вариативную часть
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 66 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 60 часов;
самостоятельной работы студента – 6 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.12 Информационная безопасность
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
18 |
практические занятия |
- |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
6 |
в том числе: |
|
разработка презентаций |
6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
6 |
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.12 Информационная безопасность
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1. |
Основные понятия и определения информационной безопасности. Персональные данные о гражданах. Права на доступ к информации. Вычислительные сети и защита информации. Нормативно-правовая база функционирования систем защиты информации. Компьютерные преступления и особенности их расследования. |
2 |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольная работа |
- |
||||
Самостоятельная работа |
- |
||||
Раздел 1. Защита информации в сети Интернет Тема 1.1 Защита информации. Проблемы защиты информации в сети Интернет. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1.
|
Источники рисков и форм атак на системы в интернете. Проблемы защиты информации в сети Интернет. |
2 |
2 |
||
2. |
Угрозы, исходящие от использования «электронной почты» и социальных сетей. Идентификация. Аутентификация. |
2 |
2 |
||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольная работа |
- |
||||
Самостоятельная работа |
- |
||||
Тема 1.2 Криптографическая защита информации. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||
1. |
Криптографические модели. Симметричные и несимметричные методы шифрования и криптосистемы для защиты информации. |
2 |
2 |
||
2. |
Стандартные алгоритмы шифрования. Криптоанализ. Безопасность и быстродействие криптосистем. |
2 |
2 |
||
Практические занятия |
- |
|
|||
Лабораторные работы |
4 |
||||
1. |
Лабораторная работа № 1 «Стандартные алгоритмы шифрования» |
2 |
|||
2. |
Лабораторная работа № 2 «Криптографические системы шифрования данных (PGP, КриптоПро CSP, Контур.Крипто)» |
2 |
|||
Контрольная работа |
- |
|
|||
Самостоятельная работа СР № 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических указаний преподавателя, выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет. Оформление отчётов о выполнении практических работ и подготовка их к защите. Подготовка презентации с использованием дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: - Криптографическая защита информации |
6 |
||||
Тема 1.3 Методы идентификации и проверки подлинности пользователей систем Интернет
|
Содержание учебного материала |
10 |
|||
1.
|
Многоуровневая защита корпоративных сетей. Идентификация и механизмы подтверждения подлинности пользователя. Взаимная проверка подлинности пользователей. Протоколы идентификации с нулевой передачей знаний. Усиленная аутентификация. |
2 |
2 |
||
2. |
Проблема аутентификации данных и электронная цифровая подпись. Алгоритмы цифровой подписи. Отечественный стандарт цифровой подписи. WEB-сайты с ЭП. |
2 |
2 |
||
Лабораторные работы |
4 |
|
|||
1. |
Лабораторная работа № 3 « Работа в программе КриптоАРМ (КриптоАРМ Старт)» |
2 |
|||
2. |
Лабораторная работа № 4 «Аутентификация пользователей Web-систем» |
2 |
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольная работа №1 |
2 |
||||
Самостоятельная работа |
- |
||||
Раздел 2 Защита информации в системах электронной коммерции
Тема 2.1 Электронная коммерция, системы электронной коммерции. Интернет-коммерция |
Содержание учебного материала |
12 |
|||
1. |
Сущность электронной коммерции. Основные типы электронной коммерции.. |
2 |
2 |
||
2. |
Интернет-коммерция. Виды и характеристики информационно-коммерческих систем, создаваемых в сети Интернет (Web-представительства), специализированные порталы и электронные торговые площадки. |
2 |
2 |
||
3. |
Классификация сетевых электронных платежных систем. Безопасность электронных платежных систем. |
2 |
2 |
||
Практические занятия |
- |
|
|||
Лабораторная работа |
6 |
||||
1. |
Лабораторная работа № 5 «Электронная коммерция на потребительском рынке товаров и услуг: технологии business-to-consumer. Организация электронной торговли туристическим продуктом». |
2 |
|||
|
Лабораторная работа № 6 (продолж. Лр№5) «Электронная коммерция на потребительском рынке товаров и услуг: технологии business-to-consumer. Организация электронной торговли туристическим продуктом». |
2 |
|||
2. |
Лабораторная работа № 7 «Организация системы Интернет-магазина» |
2 |
|||
Контрольная работа |
- |
||||
Самостоятельная работа. |
- |
||||
Тема 2.2 Технологии Интернет-банкинга |
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
1.
|
Дистанционное банковское обслуживание. Интернет-банкинг. Возможности интернет-банкинга. Риски использования сервиса. Безопасность интернет-банкинга. Защита систем дистанционного банковского обслуживания. |
4 |
2 |
||
Практические занятия |
- |
|
|||
Лабораторная работа |
2 |
||||
1. |
Лабораторная работа № 8 «Системы интернет-банкинга». |
2 |
|||
Контрольная работа |
- |
||||
Самостоятельная работа.
|
- |
||||
Тема 2.3 CRM-системы
|
Содержание учебного материала |
12 |
|||
1.
|
Определение CRM-системы. Сущность CRM - Customer Relationship Management. Преимущества клиент ориентированного подхода к бизнесу. Архитектура CRM-системы. Формы функционирования и классификация CRM-систем. |
4 |
2 |
||
2. |
CRM- система «клиентская база». Техника управления контактами и клиентской базой в CRM- системе. |
2 |
2 |
||
3. |
Техника управления электронной торговлей (интеграция с сайтом компании, портал для клиентов или партнеров) в CRM- системе. Безопасность CRM-систем. |
2 |
2 |
||
Практические занятия |
- |
|
|||
Лабораторная работа |
2 |
||||
1. |
Лабораторная работа № 9 «Работа в различных системах CRM: CRM платформы Клиент-Коммуникатор, CRM Microsoft, 1С:CRM». |
2 |
|||
Контрольная работа №2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа |
- |
||||
|
Промежуточная аттестация(экзамен) |
6 |
|||
Всего; |
66 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, подготовка самостоятельной работы студентов осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов: ученические столы и стулья;
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий (коллекции цифровых образовательных ресурсов по дисциплине);
- стационарные стенды;
- шкафы для хранения оборудования и пособий.
- методические рекомендации по выполнению графических работ;
- раздаточный дидактический материал;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;
- иллюстративный материал (плакаты, слайды);
- комплект моделей;
- набор деталей для эскизирования;
- набор сборочных единиц;
- комплект моделей по проекционному черчению.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор; Интернет ресурс; программные средства обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Кияев В., Граничин О., Безопасность информационных систем: курс. - Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2019.-368с.
2. Скрипник Д. А., Общие вопросы технической защиты информации - Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2019.-273с.
Дополнительные источники:
1. Голиков А.М. Методы шифрования информации в сетях и системах радиосвязи: Сборник лабораторных работ. – Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2017. (http://edu.tusur.ru/training/publications/1051)
Информационные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Уроки программирования с нуля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mycsharp.ru/ свободный. Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2023 г.
2. Видеокурс по C# с нуля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// https://proglib.io/p/leaming-c-sharp свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2023 г.
3. Самоучитель C# [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nullpro.info/category/c/samouchitel-c/ свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2023 г.
- наличие среднего профессионального, высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
- использовать методы анализа криптошифров;
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 1 «Стандартные алгоритмы шифрования» Лабораторная работа № 2 «Криптографические системы шифрования данных (PGP, КриптоПро CSP, Контур.Крипто)» |
- пользоваться организационными техническими и программными методами защиты систем в интернете;
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 2 «Криптографические системы шифрования данных (PGP, КриптоПро CSP, Контур.Крипто)» Лабораторная работа № 4 «Аутентификация пользователей Web-систем» |
- пользоваться методами идентификации пользователей;
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 4 «Аутентификация пользователей Web-систем» Лабораторная работа № 5 «Электронная коммерция на потребительском рынке товаров и услуг: технологии business-to-consumer. Организация электронной торговли туристическим продуктом». |
- определять удовлетворенность клиентов качеством услуг;
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 6 «Организация системы Интернет-магазина» |
- работать в системах CRM;
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 8 «Работа в различных системах CRM: CRM платформы Клиент-Коммуникатор, CRM Microsoft, 1С:CRM». |
- применять технологии электронной коммерции.
|
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении лабораторных работ: Лабораторная работа № 7 «Системы интернет-банкинга». |
знания: |
|
- - правовые основы защиты систем в интернете; - стандарты, модели и методы шифрования информации; |
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении текущего (оперативного) контроля, устного опроса, контрольной работы № 1 |
- требования к организации защиты систем в интернете; - перспективы развития защиты систем в интернете; |
Оценка результатов деятельности студентов при выполнении текущего (оперативного) контроля, устного опроса, контрольной работы № 2 |
- основные положения систем CRM; - теоретические основы электронной коммерции; |
Накопительная система оценивания за выполнение лабораторных заданий, самостоятельной работы студентов и контрольных работ. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов не только сформированность умений и знаний по профессиональным компетенциям, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии |
Наблюдение за проявлением интереса к будущей профессии при всех формах и методах контроля различных видов учебной деятельности (аудиторной, внеаудиторной, учеб ноисследовательской) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Выбор и применение методов и способов решения профессио нальных задач в области проек гирования цифровых устройств; оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач |
Наблюдение за рациональностью планирования, организации деятельности за правильностью выборов методов и способов выполнения профессио нальных задач в процессе освоения образовательной программы, соответствия выбранных методов и спо собов требования стандарта. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Решение стандартных и нестан дартных профессиональных задач. |
Наблюдение за способностью кор ректировки собственной деятельности в решении различных профес сиональных ситуациях в области мониторинга и управления элементами систем, поддерживающих безопасность работ и определения меры ответственности за выбор при нятых решений. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Эффективный поиск, ввод и ис пользование информации, не обходимой для выполнения профессиональных задач |
Наблюдение умения самостоятельно осуществ пять эффективный поиск и сбор информации, исследуя различные источники, включая электронные, для выполнения задач профессионального и личностного характера. Наблюдение способности анализировать и оценивать необходимость использования подобранной ин формации. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Использование информационно коммуникационных технологий для решения профессиональных задач |
Наблюдение за рациональностью использования информационно коммуникативных технологий при выполнении работ по техническому обслуживанию оборудования и со ответствия требованиям норматив ных документов при использовании программного • обеспечения, инфор мационных технологий |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Коммуникабельность при взаи модействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения |
Наблюдение за коммуникабельной способностью взаимодействия в коллективе (в общении с сокурсни ками, потенциальными работодате лями) в ходе обучения. Наблюдение полноты понимания и четкости предоставления о результативности выполняемых работ при согласо ванных действиях участников кол лектива, способности бесконфликт ного общения и Саморегуляции в коллективе. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
Ответственность за результат выполнения заданий. Способность к самоан ализу и коррекции результатов соб ственной работы |
Наблюдение за развитием и проявлением организаторских способно стей в различных видах деятельно сти за умением брать на себя ответ ственность при различных видах работ, осуществлять контроль ре зультативности их выполнения подчиненными, корректировать результаты собственных работ. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Способность к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля |
Наблюдение за обоснованностью определения и планирования соб- ственной деятельности с целью повышения личностного и квалификационного уровня. Промежуточная аттестация: оценка освоения компетенции |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Проявление интереса к иннова циям в области профессиональной деятельности |
Наблюдение за готовностью ориентироваться и анализировать инновации в области технологий внедрения оборудования в профессиональной деятельности. |
Составитель (автор):
Диденко Дмитрий Михайлович, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.