1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, Основной образовательной программы МКОУ-Новокузьминская ООШ, Учебного плана МКОУ-Новокузьминской ООШ.
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
задачи:
ü дать представление об основных нормах нравственности, первичные
ü представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
ü формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
ü адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
ü изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
2.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
ü формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
ü формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
ü принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
ü развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
ü развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
ü развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
ü развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
ü принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
ü понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
ü осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
ü владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
ü строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
ü адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
ü владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
ü слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
ü излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
ü определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
ü сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
ü не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
ü понимать и сопереживать чувствам других людей.
ü проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
ü планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
ü вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
ü определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
ü осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
ü знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
ü познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
ü понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
ü иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
ü осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
· Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
· Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
· Самоконтроль.
· Фронтальный контроль.
· Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
3. Содержание учебного предмета
1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
3. Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
4. Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
5. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
6. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
7. Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
8. Судьба и Родина едины (6 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе
9. Обобщение пройденного.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Этика общения
|
4 |
Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
2 |
Этикет |
4 |
Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
3 |
Этика человеческих отношений |
4 |
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
4 |
Этика отношений в коллективе |
4 |
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
5 |
Простые нравственные истины |
4 |
Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
6 |
Душа обязана трудиться |
4 |
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
7 |
Посеешь поступок – пожнешь характер |
4 |
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
8 |
Судьба и Родина едины |
6 |
Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Всего: 34часа |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
||
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
||||||
Этика общения (4 часа) |
|||||||
1 |
Добрым жить на белом свете веселей |
1 |
|
Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания - ориентироваться в словарях и справочниках; - формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод |
Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать |
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
|
2 |
Правила общения для всех |
1 |
|
||||
3 |
От добрых правил - добрые слова и поступки |
1 |
|
||||
4 |
Каждый интересен |
1 |
|
||||
Этикет (4 часа) |
|||||||
5 |
Премудрости этикета |
1 |
|
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
- знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений |
П., - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями |
|
6 |
Красота этикета |
1 |
|
||||
7 |
Простые школьные и домашние правила этикета |
1 |
|
||||
8 |
Чистый ручеек нашей речи |
1 |
|
||||
Этика человеческих отношений (4 часа) |
|||||||
9 |
В развитии добрых чувств – творение души |
1 |
|
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
ориентироваться в словарях и справочниках; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера
|
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
|
10 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию |
1 |
|
||||
11 |
Чувство Родины |
1 |
|
||||
12 |
Жизнь протекает среди людей |
1 |
|
||||
Этика отношений в коллективе (4 часа) |
|||||||
13 |
Чтобы быть коллективом |
1 |
|
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности |
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
|
14 |
Коллектив начинается с меня |
1 |
|
||||
15 |
Мой класс – мои друзья |
1 |
|
||||
16 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи |
1 |
|
||||
Простые нравственные истины (4 часа) |
|||||||
17 |
Жизнь священна |
1 |
|
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности |
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
|
18 |
Человек рожден для добра
|
1 |
|
||||
19 |
Милосердие – закон жизни |
1 |
|
||||
20 |
Жить во благо себе и другим |
1 |
|
||||
Душа обязана трудиться (4 часа) |
|||||||
21 |
Следовать нравственной установке |
1 |
|
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека
- осознавать ценность человеческой жизни
|
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями |
|
22 |
Достойно жить среди людей |
1 |
|
||||
23 |
Уметь понять и простить |
1 |
|
||||
24 |
Простая этика поступков |
1 |
|
||||
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) |
|||||||
25 |
Общение и источники преодоления обид |
1 |
|
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей |
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. |
|
26 |
Ростки нравственного опыта поведения |
1 |
|
||||
27 |
Доброте сопутствует терпение |
1 |
|
||||
28 |
Действия с приставкой «со-» |
1 |
|
||||
Судьба и Родина едины (6 часов) |
|||||||
29 |
С чего начинается Родина |
1 |
|
Формулируют проблемные вопросы Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России
|
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
|
30,31 |
В тебе рождается патриот и гражданин |
2 |
|
||||
32 |
Человек - чело века |
1 |
|
||||
33 |
Слово, обращенное к себе |
1 |
|
||||
34 |
Обобщение пройденного |
1 |
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.