Рабочая программа ОРКСЭ (модуль светская этика)

  • docx
  • 09.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика.docx

 

1.     Пояснительная  записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, Основной образовательной программы МКОУ-Новокузьминская ООШ, Учебного плана МКОУ-Новокузьминской ООШ.

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

 

задачи:

ü дать представление об основных нормах нравственности, первичные

ü представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

ü формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,

ü адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

ü изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом и программами начального общего  образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

 

 

2.     Планируемые результаты

Личностные результаты.

ü     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

ü     формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

ü     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

ü     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

ü     развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

ü     развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

ü     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

ü     наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные.

ü     принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

ü     понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

ü     осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

ü     владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами, 

ü     строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

ü адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

ü владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

ü слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.

ü излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

ü определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

ü сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,

ü не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

ü понимать и сопереживать чувствам других людей.

ü проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Регулятивные

ü планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

ü вносить соответствующие коррективы в процесс  реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок

ü определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

ü осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

ü знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

ü познакомиться с основными нормами светской  морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

ü понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

ü иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;

ü осознавать ценности человеческой жизни.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения программы

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

·        Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос,  домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.

·        Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

·        Самоконтроль.

·        Фронтальный контроль.

·        Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

 

3.     Содержание учебного предмета

1.     Этика общения (4 часа)

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые  слова и поступки.

Каждый интересен.

2.     Этикет (4 часа)

Премудрости этикета.

Красота этикета.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеек нашей речи.

3.     Этика человеческих отношений (4 часа)

В развитии добрых чувств – творение души

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

4.     Этика отношений в коллективе (4 часа)

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня

Мой класс – мои друзья.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

5.     Простые нравственные истины (4 часа)

Жизнь священна.

Человек рожден для добра

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

6.     Душа обязана трудиться (4 часа)

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков

7.     Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)

Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

8.     Судьба и Родина едины (6 часов)

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек - чело века.

Слово, обращенное к себе

9.     Обобщение пройденного.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

1

 

Этика общения

 

4

Отвечают  на  вопросы. Формулируют  проблемные вопросы.

Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы.

Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы.

2

 

Этикет

4

Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

3

Этика человеческих отношений

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу;

Пишут мини-сочинение

4

Этика отношений в коллективе

4

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную   работу

5

Простые нравственные истины

4

Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы.

Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал.

Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу.

Анализируют высказывания о нравственном выборе.

6

Душа обязана трудиться

4

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

7

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу.

Пишут мини-сочинение.

8

Судьба и Родина едины

6

Составляют список нравственных качеств; обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную   работу

Всего: 34часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

 

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты

Универсальные

учебные действия

Этика общения (4 часа)

1

Добрым жить на белом свете веселей

1

 

Читать и

понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания -  ориентироваться в словарях и справочниках;

-  формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; 

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

2

Правила общения для всех

1

 

3

От добрых правил - добрые  слова и поступки

1

 

4

Каждый интересен

1

 

 

 

Этикет (4 часа)

5

Премудрости этикета

1

 

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом. Подводят

итоги урока; готовятся к работе над проектом.

-  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей,

- познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

П., - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

6

Красота этикета

1

 

7

Простые школьные и домашние правила этикета

1

 

8

Чистый ручеек нашей речи

1

 

Этика человеческих отношений (4 часа)

9

В развитии добрых чувств – творение души

1

 

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; выполняют словарную работу;

Пишут

мини-сочинение

ориентироваться в словарях и справочниках;

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

 

 

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; 

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

10

Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

 

11

Чувство Родины

1

 

12

Жизнь протекает среди людей

1

 

Этика отношений в коллективе (4 часа)

13

Чтобы быть коллективом

1

 

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают

на вопросы, выполняют словарную   работу

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

14

Коллектив начинается с меня

1

 

15

Мой класс – мои друзья

1

 

16

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

 

Простые нравственные истины (4 часа)

17

Жизнь священна

1

 

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают

на вопросы, выполняют словарную   работу

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

18

Человек рожден для добра

 

1

 

19

Милосердие – закон жизни

1

 

20

Жить во благо себе и другим

1

 

Душа обязана трудиться (4 часа)

21

Следовать нравственной установке

1

 

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом. Подводят

итоги урока; готовятся к работе над проектом.

- формирование первичных

представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека

 

- осознавать ценность человеческой жизни

 

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

22

Достойно жить среди людей

1

 

23

Уметь понять и простить

1

 

24

Простая этика поступков

1

 

Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)

25

Общение и источники преодоления обид

1

 

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; выполняют словарную работу; Пишут

мини-сочинение

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; 

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

26

Ростки нравственного опыта поведения

1

 

27

Доброте сопутствует терпение

1

 

28

Действия с приставкой «со-»

1

 

Судьба и Родина едины (6 часов)

29

С чего начинается Родина

1

 

Формулируют  проблемные

вопросы

Планируют алгоритм решения проблемы,

записывают проблемные

вопросы.

Читают текст учебника с комментированием;

работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

 

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; 

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

30,31

В тебе рождается патриот и гражданин

2

 

32

Человек - чело века

1

 

33

Слово, обращенное к себе

1

 

34

Обобщение пройденного

1