Рабочая программа «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Оценка 5

Рабочая программа «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Оценка 5
docx
09.12.2020
Рабочая  программа «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
programma_odnknr.docx

                                            Пояснительная записка

 

Рабочая  программа «Основы духовно – нравственной культуры народов России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,  программы курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012., к учебнику «Основы светской этики». 5 класс М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 г, учебного плана школы.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по ОДНКНР в 5 классе отводиться 1 час в неделю, 35 часов в год.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно ­ нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно ­ нравственной  культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно ­ деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демо­кратического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно ­ нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Цель курса: знакомство с основными нормами нравственности и морали, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей, развитие кругозора обучающихся.

 

Задачи курса:

- изучить нормы светской морали;

- дать представления о светской этике;

- познакомить учащихся с основами культур;

- развивать представления о значении нравственных норм;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- улучшать взаимоотношения детей и родителей;

 

Планируемые результаты освоения программы

    ОДНКНР как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

 

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 

Метапредметные  результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Предметные результаты:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

 

 

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проект «Права и обязанности граждан Российской Федерации»

Проект «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»

Плакат «Кодекс взаимоотношений одноклассников»

Проект «Милосердие и сострадание в нашей жизни»

Книжка – малышка «Пословицы, как источник знаний о добре и зле»

Проект «Традиции воспитания»

Проект «Семья и семейные ценности»

Презентация «Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней»

Проект «Межнациональные отношения»

Плакат «Правила дружбы»

Брошюра «Права и обязанности учащихся»

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником.

Тема 1. Гражданин России (2 час)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность (2 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (2 час)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (2 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (2 час)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (2 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (2 час)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (2 час)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

 Тема 9. Терпимость и терпение (2 час)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество (2 час)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 час)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание (2 час)

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться (2 час)

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет (2 час)

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Формы организации учебных занятий

Уроки коллективного обучения.

Уроки организации работы в динамических парах или парах сменного состава.

Уроки организации работы в статистических парах или парах постоянного состава.

Уроки работы в малых группах.

Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, учёный совет, суд.

Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, аукцион, брифинг, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублёр, урок мудрости, творческий отчёт.

Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

Интегрированные уроки.

Виды учебной деятельности

1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- слушание объяснений учителя

- слушание и анализ выступлений своих товарищей

- самостоятельная работа с учебником

- работа с научно-популярной литературой

- отбор и сравнение материала по нескольким источникам

- написание рефератов и докладов

- анализ теоретического материала

- формулирование выводов и  правил

- подбор иллюстративного материала для выводов и правил

- выполнение заданий по разграничению понятий

- систематизация учебного материала

2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- наблюдение за демонстрациями учителя

- просмотр учебных фильмов

- анализ графиков, таблиц, схем

- объяснение наблюдаемых понятий

- анализ проблемных ситуаций

3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- работа с раздаточным материалом

- выполнение работ практикума

- построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных

- подготовка демонстрационного материала в виде презентации

- создание учебных практико-ориентированных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

учебного материала по ОДНКНР за курс 5 класса

1 час в неделю, всего 35 часов

 

№ урока

Тема урока

примечания

1

Введение в предмет

 

 

2

Гражданин России

 

 

3

Государственные символы России

 

 

4

Порядочность

 

 

5

Совесть

 

 

6

Ответственность за свои дела

 

 

7

Доверие и доверчивость

 

 

8

Милосердие и сострадание

 

 

9

Милосердие в блокадном Ленинграде

 

 

10

Правда и ложь

 

 

11

Традиции воспитания

 

 

12

Воспитание дворян

 

 

13

Честь и достоинство

 

 

14

Честь и достоинство Александра Невского

 

 

15

Терпимость и терпение

 

 

16

Дети разных народов

 

 

17

Столовый этикет

 

 

18

Повторение и обобщение изученного

 

 

19

Мужество

 

 

20

Мужество наших современников

 

 

21

Равнодушие и жестокость

 

 

22

Я люблю тебя жизнь

 

 

23

Этикет посещения массовых мероприятий

 

 

24

Самовоспитание

 

 

25

Воспитание полководца Суворова

 

 

26

Учись учиться

 

 

27

Коллективизм и справедливость

 

 

28

«Фруктовый» этикет

 

 

29

Речевой этикет

 

 

30

День вежливости

 

 

31

Мои права и обязанности

 

 

32

Устав школы

 

 

33

Этикет народов мира

 

 

34

Обобщающее повторение. Творческие работы  учащихся

 

 

35

Итоговый урок

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

М.Т. Студеникин

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

2016

Москва

«Русское слово – учебник»

2

 

Мультимедийный проектор

 

 

3

 

Интерактивная доска

 

 

4

 

Компьютер

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа «Основы духовно – нравственной культуры народов

Пояснительная записка Рабочая программа «Основы духовно – нравственной культуры народов

Задачи курса: - изучить нормы светской морали; - дать представления о светской этике; - познакомить учащихся с основами культур; - развивать представления о значении нравственных…

Задачи курса: - изучить нормы светской морали; - дать представления о светской этике; - познакомить учащихся с основами культур; - развивать представления о значении нравственных…

Предметные результаты: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных…

Предметные результаты: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек

Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: - наблюдение за демонстрациями учителя - просмотр учебных фильмов - анализ графиков, таблиц, схем - объяснение наблюдаемых понятий…

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: - наблюдение за демонстрациями учителя - просмотр учебных фильмов - анализ графиков, таблиц, схем - объяснение наблюдаемых понятий…

Тематическое планирование учебного материала по

Тематическое планирование учебного материала по

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2020