Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы духовно – нравственной культуры народов России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программы курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012., к учебнику «Основы светской этики». 5 класс М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 г, учебного плана школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по ОДНКНР в 5 классе отводиться 1 час в неделю, 35 часов в год.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Цель курса: знакомство с основными нормами нравственности и морали, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей, развитие кругозора обучающихся.
Задачи курса:
- изучить нормы светской морали;
- дать представления о светской этике;
- познакомить учащихся с основами культур;
- развивать представления о значении нравственных норм;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- улучшать взаимоотношения детей и родителей;
Планируемые результаты освоения программы
ОДНКНР как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проект «Права и обязанности граждан Российской Федерации»
Проект «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»
Плакат «Кодекс взаимоотношений одноклассников»
Проект «Милосердие и сострадание в нашей жизни»
Книжка – малышка «Пословицы, как источник знаний о добре и зле»
Проект «Традиции воспитания»
Проект «Семья и семейные ценности»
Презентация «Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней»
Проект «Межнациональные отношения»
Плакат «Правила дружбы»
Брошюра «Права и обязанности учащихся»
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Знакомство с новым учебником.
Тема 1. Гражданин России (2 час)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность (2 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (2 час)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (2 час)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (2 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (2 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (2 час)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (2 час)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (2 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (2 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание (2 час)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться (2 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет (2 час)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Формы организации учебных занятий
Уроки коллективного обучения.
Уроки организации работы в динамических парах или парах сменного состава.
Уроки организации работы в статистических парах или парах постоянного состава.
Уроки работы в малых группах.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, учёный совет, суд.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, аукцион, брифинг, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублёр, урок мудрости, творческий отчёт.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- слушание объяснений учителя
- слушание и анализ выступлений своих товарищей
- самостоятельная работа с учебником
- работа с научно-популярной литературой
- отбор и сравнение материала по нескольким источникам
- написание рефератов и докладов
- анализ теоретического материала
- формулирование выводов и правил
- подбор иллюстративного материала для выводов и правил
- выполнение заданий по разграничению понятий
- систематизация учебного материала
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- наблюдение за демонстрациями учителя
- просмотр учебных фильмов
- анализ графиков, таблиц, схем
- объяснение наблюдаемых понятий
- анализ проблемных ситуаций
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- работа с раздаточным материалом
- выполнение работ практикума
- построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных
- подготовка демонстрационного материала в виде презентации
- создание учебных практико-ориентированных проектов.
Тематическое планирование
учебного материала по ОДНКНР за курс 5 класса
1 час в неделю, всего 35 часов
№ урока |
Тема урока |
примечания |
|
1 |
Введение в предмет |
|
|
2 |
Гражданин России |
|
|
3 |
Государственные символы России |
|
|
4 |
Порядочность |
|
|
5 |
Совесть |
|
|
6 |
Ответственность за свои дела |
|
|
7 |
Доверие и доверчивость |
|
|
8 |
Милосердие и сострадание |
|
|
9 |
Милосердие в блокадном Ленинграде |
|
|
10 |
Правда и ложь |
|
|
11 |
Традиции воспитания |
|
|
12 |
Воспитание дворян |
|
|
13 |
Честь и достоинство |
|
|
14 |
Честь и достоинство Александра Невского |
|
|
15 |
Терпимость и терпение |
|
|
16 |
Дети разных народов |
|
|
17 |
Столовый этикет |
|
|
18 |
Повторение и обобщение изученного |
|
|
19 |
Мужество |
|
|
20 |
Мужество наших современников |
|
|
21 |
Равнодушие и жестокость |
|
|
22 |
Я люблю тебя жизнь |
|
|
23 |
Этикет посещения массовых мероприятий |
|
|
24 |
Самовоспитание |
|
|
25 |
Воспитание полководца Суворова |
|
|
26 |
Учись учиться |
|
|
27 |
Коллективизм и справедливость |
|
|
28 |
«Фруктовый» этикет |
|
|
29 |
Речевой этикет |
|
|
30 |
День вежливости |
|
|
31 |
Мои права и обязанности |
|
|
32 |
Устав школы |
|
|
33 |
Этикет народов мира |
|
|
34 |
Обобщающее повторение. Творческие работы учащихся |
|
|
35 |
Итоговый урок |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
№ п/п |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
М.Т. Студеникин |
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций |
2016 |
Москва «Русское слово – учебник» |
2 |
|
Мультимедийный проектор |
|
|
3 |
|
Интерактивная доска |
|
|
4 |
|
Компьютер |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.