Рабочая программа Основы светской этики
Оценка 4.6

Рабочая программа Основы светской этики

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
4 кл
14.09.2020
Рабочая программа  Основы светской этики
Рабочая программа "Основы светской этики"
Основы светской этики Машкова М.В..doc

                                    

1.      Пояснительная записка

 Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основании:

Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования второго поколения;

в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ « Новомарьясовская СОШ-И»;

           Преподавание  основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

 Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление    внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

            В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объеме 1 ч. в неделю в 4 классе и рассчитан на 34часа.

   В соответствии с учебным планом учебного заведения  на 2016/2017 учебный год  на предмет «Основы религиозных культур и светской этики »   в 4  классе     отведено 34 часа в год (1 час  в  неделю).

Обучение ведется по учебнику М.Т. Студеникин: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М.: Москва, Русское слово 2012г.

            Рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс. В классе 18 учащихся, 8 девочек, 10 мальчиков. Уровень подготовки учащихся свидетельствует о следующих проблемных моментах: развитие коммуникативных компетенций, выработка произвольного внимания; умение самостоятельно находить и использовать нужный материал по темам уроков в дидактической литературе, умение  пользоваться различными ресурсами ( энциклопедии, интернет и др. литература).

Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездки на семинары, больничного листа, уроки, согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем  уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение в изменение в график годового календарного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.

2.      Планируемые результаты:

Личностные  :

  формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

—        воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные  :

овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

—        определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные :

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как ос­новы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

                                          3.Содержание учебного предмета:

Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

 Что такое хорошо и как не делать плохо?  Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме.

Какие правила мужские, а какие женские? Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения благонравной девицы (Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц (Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме.

Что можно и что нельзя людям разных призваний? Кодексы чести разных профессий. Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей XIX века. Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление проектов по теме.

Что хранит многоликую Россию? Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме.

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        4.  Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во

ча

сов

Дата  проведения

Фак.

дата

Планируемые результаты

 

 

 

Знать, понимать, иметь представления

Уметь

1

1 четверть (9 ч.)

Россия — наша Родина.

1

 

6.09.

 

общественные нормы  нравственности и морали.

Применять в жизни общественные нормы  нравственности и морали.

2

Что такое светская этика.

1

13.09.

 

3

Культура и мораль.

1

20.09.

 

Об  истории  развития представлений человечества о морали и нравственности.

4

 

Особенности морали.

1

 

27.09.

 

5

Добро и зло.

1

4.10

 

основные определения

понятий этики, культуры, морали.

осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как ос­новы культурных традиций многонационального народа России;

 

6

Добро и зло.

1

11.10.

 

7

Добродетель и порок.

1

18.10.

 

8

Добродетель и порок.

1

25.10.

 

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

8.11

 

о взаимосвязях между

культурой, моральными традициями и поведением людей.

10

2 четверть(8 ч.).

Свобода и ответственность.

1

 

15.11.

 

11

Моральный долг.

1

22.11.

 

О моральных и этических требованиях,

предъявляемых к человеку в светской

культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализировать моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку

12

Справедливость.

1

29.11.

 

13

Альтруизм и эгоизм.

1

6. 12.

 

14

Дружба.

1

13.12.

 

15

Что значит быть моральным.

1

 

20.12.

 

16

Подведение итогов.

1

27.12.

 

О нравственных и

моральных нормах общества

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

17

Подведение итогов.

1

 

 

18

3 четверть(9ч.).

Род и семья — исток нравственных отношений.

1

 

13.01.

 

19

Нравственный поступок.

1

 

20.01.

 

Понятие нравственного поступка

сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

20

Золотое правило нравственности.

1

 

27.01.

 

Нормы морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры  проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм

морали и нравственности в жизни людей, общества.

21

Стыд, вина и извинения.

1

3.02.

 

22

Честь и достоинство.

1

10.02.

 

23

Совесть.

1

17.02.

 

 анализировать примеры  проявления высокой нравственности в повседневной жизни

24

Образцы нравственности.

1

24.02

 

25

Образцы нравственности.

1

2.03.

 

26

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

 

16.03.

 

27

4 четверть(9ч.)

Этикет.

1

 

30.03

 

нравственные формы поведения и нормы разных культурных традиций.

анализировать жизненные ситуации,

выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

28

Семейные праздники.

1

6.04.

 

29

Жизнь человека — высшая нравственная ценность.

1

 

13.04.

 

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

 

 

20.04.

 

толерантно

относится к представителям

разных мировоззрений

и культурных традиций.

 

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

 

1

 

27.04

 

 

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать  в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

4.05

 

 

 

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

 

18.05.

 

 

34

 

 

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

1

 

 

 

25.05. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основании:

Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основании:

В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2016/2017 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34…

В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2016/2017 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34…

Предметные : — знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Предметные : — знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Что такое хорошо и как не делать плохо?

Что такое хорошо и как не делать плохо?

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Итоговая презентация творческих проектов учащихся 1 27

Итоговая презентация творческих проектов учащихся 1 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020