Пояснительная записка
Рабочая программа отряда волонтеров «Лига добра» для 5-6 класса составлена на основе:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
2. Авторской программы О А. Аплевич, Н. В. Жадько. – М.: Просвещение, 2019
3. Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения МОАУ «СОШ №72»».
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в кружковой деятельности 1 час в неделю. Срок реализации программы 2024 – 2025 учебный год.
Цель изучения курса:
• вовлечение детей и подростков в добровольческую (волонтерскую) деятельность;
• участие их в ней способствуют успешной социализации, т.к. существует четкая
взаимосвязь между детско- юношеским добровольчеством (волонтерством), образованием и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.
Задачи курса:
• формирования социальных компетенций и гражданских установок,
• овладение опытом решения реальных практических дел,
• вовлечение школьников в социальную проектную деятельность,
• развитие умения согласовывать личные и общественные интересы.
Направления работы
ü экологическое (организация и участие в различных акциях помощи бездомным животным "Поможем животным вместе!", "Сезоны добра", поездки в приюты и на передержки города)
ü спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа, я - спортивная семья!", масленичные старты)
ü патриотическое (пост № 1, классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк")
ü социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы актива)
ü событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы, мастер-классы)
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся, а также их социализации.
Программа клуба волонтёров «Лига добра» создана для обучающихся 5 – 8 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Возраст – 10 – 15 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
• расширение круга приёмов составления разных типов плана;
• расширение круга структурирования материала;
• умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
• умение организовывать волонтёрскую деятельность;
• умение оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников
Содержание курса
Раздел 1. Волонтерская деятельность в России (18 часов)
Обучающиеся знакомятся с историей благотворительности в России, с именами и
культурным наследием известных российских меценатов. Уделяется внимание
филантропии как виду благотворительности. Расширить свои знания по истории
благотворительности обучающимся предлагается через самостоятельный поиск
информации в различных источниках. Знакомство с современными благотворителями позволяет перейти к изложению материала о причинах (мотивах), побуждающих людей заниматься благотворительностью. Продолжается работа с понятиями, связанными с благотворительностью и волонтёрской (добровольческой) деятельностью. Вводится понятие «общественно полезная деятельность». Знакомятся с историей волонтерского движения в России и за рубежом.
Знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определяют миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Формируют банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Знакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.
Знакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими
волонтерскую деятельность.
Создают различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности.
Раздел 2. Вы решили стать волонтером (15 часов)
Интересной и полезной информацией для обучающихся будет информация о партнёрах Движения первых. Это позволит активизировать деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по нескольким направлениям деятельности Движения первых. Информация об Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ) акцентирует внимание на важном для обучающихся в школе направлении деятельности — гражданской активности.
Развитие информационно-коммуникативной компетенции идёт за счёт самостоятельного поиска информации в различных источниках, использования интернет-ресурсов.
Продолжается знакомство обучающихся с направлениями волонтёрской деятельности.
Обучающиеся заполняют Анкету волонтёра. Анкета включает новые вопросы и позволяет обучающемуся определиться с адресами волонтёрской помощи исходя из личных потребностей, интересов, возможностей. Через работу в команде развиваются коммуникативные компетенции. Правила волонтёра разрабатываются совместно, каждый обучающийся может аргументированно отстоять свою точку зрения.
Оказывают адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные в период
подготовки.
Итоговое занятие. (1 час)
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый стол,
праздник, конференция). Подводим итоги и поощряем членов волонтёрской организации (отряда, группы) за личный вклад в совместную работу.
Календарно-тематическое планирование
на 2024-2025 учебный год
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Кол-во часов |
1. 1 |
02.09.2024 |
|
Введение |
1 |
2. 2 |
09.09.2024 |
|
Из истории волонтерского движения в мире и России |
1 |
3. 3 |
16.09.2024 |
|
Из истории волонтерского движения в нашем городе |
1 |
4. 4 |
23.09.2024 |
|
Добрые дела |
1 |
5. 5 |
30.09.2024 |
|
Интервью с историческими личностями |
1 |
6. 6 |
07.10.2024 14.10.2024 21.10.2024 |
|
Правовое регулирование волонтерской деятельности в России |
3 |
7. 7 |
05.11.2024 |
|
Инструкция и права волонтера |
1 |
8. 8 |
11.11.2024 18.11.2024 |
|
Особенности волонтерской деятельности в мире |
2 |
9. 9 |
25.11.2024 02.12.2024 |
|
Практическая деятельность |
2 |
10. 10 |
09.12.2024 |
|
Добрые дела |
1 |
11.
|
16.12.2024 |
|
Направление волонтерской деятельности: социальное и культурно спортивное волонтерства |
1 |
12 |
23.12.2024 |
|
Направление волонтерской деятельности: экологическое |
1 |
13. |
13.01.2025 |
|
Практическая деятельность (подготовка мероприятия в школе) |
1 |
14. |
20.01.2025 |
|
«Здоровый образ жизни? Легко» |
1 |
15. |
27.01.2025 |
|
Ценности личности. Базовые ценности для волонтера |
1 |
16. |
03.02.2025
|
|
Исследовательская деятельность |
1 |
17 |
10.02. 2025
|
|
Почему люди выбирают занятие волонтерской деятельности ? |
1 |
18 |
17.02.2025 24.02.2025 |
|
Как стать волонтером? |
2 |
19 |
03.03.2025 10.03. 2025
|
|
Визитная карточка волонтера |
2 |
20 |
17.03. 2025
|
|
Что необходимо знать и уметь волонтеру? |
1 |
21 |
1.04.2025 |
|
«Мотивационное письмо» |
1 |
22 |
07.04.2025 |
|
Экологический проект (высадка растений) |
1 |
23 |
21.04.2025 |
|
Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья |
1 |
24 |
28.04.2025 |
|
История программы ГТО |
1 |
25 |
5.05.2025 |
|
«Ветеран живет рядом…» |
1 |
26 |
12.05.2025 19.05.2025 |
|
Трудовая акция «Школьный двор» |
2 |
27 |
26.05.2025
|
|
Итоговое занятие. Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел» |
1 |
Всего часов |
|
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.