Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Патриот»
с кадетскими классами»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________ /Юнева Т.В/ Протокол №1 от «___» августа 2019г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ___________ /О.Н.Майстренко/ « ____» августа 2019г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ________ /Д.П.Барановский/ Приказ № ____ от «___» августа 2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «окружающий мир»
для учащихся 1 класса «Б»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Черникова Елизавета Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Программа предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
· уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
· понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
· модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный предмет «Окружающий мир» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 2 часа в неделю.
С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
● принцип целостности. который достигается за счёт интеграции знаний. В основу положено единство системы «природа – человек – общество»;
● принцип развития реализуется за счёт создание условий для проявление самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности-эстетического восприятия окружающего мира;
● принцип гуманитаризации используется для осознания школьниками о необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
● принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;
● принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику;
В курсе учитываются принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, проектная.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС
Личностными результатами обучения учащихся являются:
Метапредметными результатами обучения являются:
§ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
§ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
§ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
§ использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
§ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
§ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
§ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
§ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами учащихся являются:
Блок «Выпускник научится»
§ понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
§ уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
§ осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Блок «Выпускник получит возможность научиться»
§ освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
§ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
§ развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит учащегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал. Это позволяет представить явление мир системно — с точки зрения культурно-нормативного, культурно- значимого, культурно-должного. Таким образом, детям даётся возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия; межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся технологии: личностно-ориентированного обучения; проблемного обучения; проектной
деятельности; исследовательской деятельности; игровые; информационные. дифференцированного обучения; здоровьесберегающие.
Формы организации учебного процесса
1) уроки: комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний, экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;
2) проекты: информационные, исследовательские, социальные.
Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.
К учебнику разработаны рабочая тетрадь с печатной основой 1 кл. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. в которой представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
(2 ч в неделю)
УМК Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
№ п/п |
Тематический блок
|
Кол-во часов |
Разделы |
||
1. |
Ты первоклассник |
4 ч |
2. |
Твои друзья-взрослые и дети |
6 ч |
3. |
Твоё здоровьё |
7 ч |
4. |
Мы и вещи |
4 ч |
5. |
Родная природа |
25 ч |
6. |
Родная страна |
20 ч |
|
Всего: |
66ч. |
Практическая часть |
||
Количество уроков с использованием ИКТ |
33% |
|
Количество проектов |
3ч. |
|
Количество исследовательских работ |
3ч. |
|
Экскурсии |
9ч. |
|
Практические работы |
4ч. |
Темы проектов, исследовательских работ, экскурсий учащихся
№ п/п |
Тема проектов и исследовательских работ |
Сроки реализации |
1 |
Исследовательская работа «Памятники в нашем городе» по теме «Твоё здоровьё». |
Октябрь |
2 |
Прикладной проект «Витаминный салат» по теме «Родная природа». |
Декабрь |
3 |
Информационный проект «Мой питомец» по теме «Родная природа». |
Февраль |
4 |
Исследовательская работа «Наш город» по теме «Родная страна». |
Март |
5 |
Исследовательская работа «Красная книга России» по теме «Родная страна». |
Апрель |
6 |
Информационно-исследовательский проект «Мои летние каникулы» по теме «Я – часть мира». |
Май |
7 |
Экскурсия. Нас окружает удивительный мир. |
Сентябрь |
8 |
Экскурсия. Правила поведения в школе. |
Сентябрь |
9 |
Экскурсия. Что нам осень подарила. Наблюдения за изменениями в природе. |
Сентябрь |
10 |
Экскурсия. Правила поведения на дорогах. |
Октябрь |
11 |
Экскурсия. Родной край. |
Декабрь |
12 |
Экскурсия. Зачем люди трудятся. Где работают наши родители. |
Декабрь |
13 |
Экскурсия. В декабре, в декабре все деревья в серебре. Наблюдения за изменениями в природе. |
Январь |
14 |
Экскурсия. Зачем люди трудятся. Где работают наши родители. |
Март |
Тематическое планирование
по окружающему миру (2 ч в неделю)
УМК Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
№ урока
|
Наименование тем уроков
|
Количество часов |
Дата проведения
|
Коррек тировка |
Ты первоклассник |
4 |
|
||
|
Экскурсия. Нас окружает удивительный мир. |
1 |
03.09 |
|
|
Давай познакомимся |
1 |
05.09 |
|
|
Мы – школьники |
1 |
10.09 |
|
|
Экскурсия. Правила поведения в школе. |
1 |
12.09 |
|
Твои друзья-взрослые и дети |
6 |
|
||
|
Сентябрь – первый месяц осени. |
1 |
17.09 |
|
|
Экскурсия. Что нам осень подарила. Наблюдения за изменениями в природе. |
1 |
19.09 |
|
|
Грибная пора |
1 |
24.09 |
|
|
Семья. Взаимоотношения в семье. |
1 |
26.09 |
|
|
О маме |
1 |
01.10 |
|
|
Любимые занятия. |
1 |
03.10 |
|
Твоё здоровьё |
7 |
|
||
|
Воскресный день. |
1 |
08.10 |
|
|
Как из зерна получилась булка |
1 |
10.10 |
|
|
Человек и домашние животные |
1 |
15.10 |
|
|
Октябрь уж наступил |
1 |
17.10 |
|
|
Явления природы. |
1 |
22.10 |
|
|
Где ты живешь. Исследовательская работа «Памятники в нашем городе» |
1 |
24.10 |
|
|
Экскурсия. Правила поведения на дорогах. |
1 |
05.11 |
|
Мы и вещи |
4 |
|
||
|
Ты и вещи |
1 |
07.11 |
|
|
Кто работает ночью |
1 |
12.11 |
|
|
Что такое здоровье |
1 |
14.11 |
|
|
Твои помощники – органы чувств |
1 |
19.11 |
|
Родная природа |
25 |
|
||
|
Правила гигиены |
1 |
21.11 |
|
|
О режиме дня. Практическая работа. |
1 |
26.11 |
|
|
О времени и часах Проверь себя |
1 |
28.11 |
|
|
Урок в спортивном зале |
1 |
03.12 |
|
|
Ноябрь – зиме родной брат. |
1 |
05.12 |
|
|
Дикие животные |
1 |
10.12 |
|
|
Звери – млекопитающие. |
1 |
12.12 |
|
|
Что мы знаем о птицах . |
1 |
17.12 |
|
|
Экскурсия. Родной край. |
1 |
19.12 |
|
|
Дом, в котором ты живешь. Прикладной проект «Витаминный салат» |
1 |
24.12 |
|
|
Экскурсия. Зачем люди трудятся. Где работают наши родители. |
1 |
26.12 |
|
|
Экскурсия. В декабре, в декабре все деревья в серебре. Наблюдения за изменениями в природе. |
1 |
14.01 |
|
|
Какая бывает вода Практическая работа. |
1 |
16.01 |
|
|
О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. |
1 |
21.01 |
|
|
Идем в гости |
1 |
23.01 |
|
|
С Новым годом! |
1 |
28.01 |
|
|
Январь – году начало, зиме середина |
1 |
30.01 |
|
|
Хвойные деревья. Названия, внешний вид. |
1 |
04.02 |
|
|
Жизнь птиц. Проверь себя |
1 |
06.02 |
|
|
Наша страна – Россия. |
1 |
11.02 |
|
|
Богата природа России. |
1 |
13.02 |
|
|
Мы – граждане России. Какие народы проживают в твоей местности. |
1 |
25.02 |
|
|
Народная сказка. Информационный проект «Мой питомец» |
1 |
27.02 |
|
|
Февраль – месяц метелей и вьюг |
1 |
03.03 |
|
|
Звери – млекопитающие |
1 |
05.03 |
|
Родная страна |
20 |
|
||
|
Наш уголок природы |
1 |
10.03 |
|
|
Мы – граждане России. Исследовательская работа «Наш город» |
1 |
12.03 |
|
|
О правилах поведения. Практическая работа. |
1 |
17.03 |
|
|
8 Марта – праздник всех женщин |
1 |
19.03 |
|
|
Экскурсия. Зачем люди трудятся. Где работают наши родители.. |
1 |
02.04 |
|
|
Здоровая пища. Режим питания. |
1 |
07.04 |
|
|
Повторение. Нас окружает удивительный мир. Какое бывает настроение |
1 |
09.04 |
|
|
Повторение. Взаимоотношения в семье. Апрель – водолей. |
1 |
14.04 |
|
|
Повторение. Явления природы. День космонавтики |
1 |
16.04 |
|
|
Повторение. Что такое здоровье Весенние работы |
1 |
21.04 |
|
|
Повторение. Правила гигиены Кто работает на транспорте. |
1 |
23.04 |
|
|
Повторение. О времени и часах Май весну завершает, лето начинает. |
1 |
28.04 |
|
|
Повторение. Дом, в котором ты живешь. Жизнь земноводных весной |
1 |
30.04 |
|
|
Повторение. Как нужно относиться к друзьям. Животное – живое существо. Исследовательская работа «Красная книга России» |
1 |
05.05 |
|
|
Повторение. Наша страна – Россия. Скоро лето |
1 |
07.05 |
|
|
Повторение. Наш уголок природы Особенности лета в нашей местности |
1 |
12.05 |
|
|
Повторение. Какие народы проживают в твоей местности. Ты – пешеход. Улицы нашего посёлка. Практическая работа. |
1 |
14.05 |
|
|
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. |
1 |
19.05 |
|
|
Повторение. Мы – граждане России. Информационно-исследовательский проект «Мои летние каникулы» по теме «Я – часть мира». |
1 |
21.05 |
|
|
Повторение. Здоровая пища. |
1 |
21.05 |
|
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. 1-4кл. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа курса (с CD-диском)
2. 1-4кл. Окружающий мир в произведениях живописи. Дидактические материалы. Электронный образовательный ресурс на CD
3. 1-2кл. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения
4. 1кл. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса (автор - Виноградова Н.Ф.).
Литература для учащихся:
1. 1кл. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник (в двух частях)
2. 1кл. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
3. 1кл. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса (автор - Виноградова Н.Ф.).
Адреса электронных ресурсов:
Техническое обеспечение
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.