I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по коррекционному курсу «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.
Учебная программа по «Экономике домашнего хозяйства» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией».
Данная программа разработана и составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – формирование жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной целью социально-экономического образования и воспитания школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начальной экономической культуры.
Цели курса
· Дать школьникам общее представление об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, производитель, гражданин.
· Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
· Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
· Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
· Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.
Задачи курса
1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональномусамоопределению.
Коррекционная работа по «Экономике» носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных (коррекционных) задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса «Экономики домашнего хозяйства» – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Данная программа «Экономика домашнего хозяйства» основана 6 класс на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодёжи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования и воспитания на данном этапе – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня, «что должен знать каждый» об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
В связи с отсутствием учебников по коррекционному курсу «Экономика домашнего хозяйства», составленной по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010., допускается частичное использование учебников по «Экономике» для 6 класса:
1. Экономика: «Я и школа»: Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред. И.А.Сасовой .-М.: ВИТА–ПРЕСС,2010.
4. Количество часов на коррекционный курс «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс
(1 час в неделю 34 часа в год).
Коррекционный курс «Экономика» в специальной коррекционной школе является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Экономике» в 6 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Коррекционный курс «Экономика» изучается в 6 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения занятие по «Экономике» в 6 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 6 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 6 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения коррекционного «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.
В рамках курса «Экономика домашнего хозяйства» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География», «Технология», «Природоведение», «Окружающий мир» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и аргументации (пояснения или комментария) своей позиции оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
· мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
· заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
· ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные:
· на решение проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределенности;
· на организацию сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;
· на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
· на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по «экономике домашнего хозяйства» являются:
· обладать способностью анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
· осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества, принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
· с учетом имеющегося опыта родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, любимой профессии.
· анализировать источники доходов семьи и видеть возможность их увеличения.
· принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учить рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязанности перед самим собой и семьей.
· осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
· анализировать как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов и вкладчиков.
· при выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативы.
Требования к подготовке учащихся.
Основные знания и умения.
Знать:
- какие бывают потребности;
- каковы источники удовлетворения потребностей;
- почему все потребности нельзя удовлетворить;
- необходимость выбора;
- деньги и их роль в жизни человека и общества;
- доходы и расходы в семье;
- где можно приобрести товары и услуги;
- права потребителя;
- взаимоотношения покупателя и продавца;
- значение труда в удовлетворении потребностей;
- что такое собственность;
- представление о школьном хозяйстве;
- представление о домашнем хозяйстве;
- представление об особенностях регионального хозяйства;
- возможности местного хозяйства в удовлетворении потребности людей.
Уметь:
- анализировать свои потребности;
- выделять жизненно важные потребности;
- определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
- пользоваться деньгами;
- определять источники доходов и расходов;
- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
- совершать элементарные покупки в магазине;
- анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
III. Содержание коррекционного курса «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс.
Проблема выбора 8 ч.
Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Хочу и могу. Вещи первой необходимости в вашем доме.
Деньги 7 ч.
Происхождение денег. Что такое деньги. Зачем нужны деньги. Потребность людей в деньгах. Деньги в твоей семье. Где хранят деньги. Деньги в разных странах.
Доходы и расходы 10 ч.
Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. Твой вклад в приумножении доходов семьи.
Расходы семьи: на питание, одежду,оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование.
Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет.
Покупатель и продавец 9 ч.
Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. Как вам известны цены на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция.
IV. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Экономика домашнего хозяйства» 6 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока
|
Формы организации и виды деятельности. |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
2. |
Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. Работа с литературными источниками «Сказка о рыбаке и рыбке». |
1 |
|
|
3. |
Возможности удовлетворения потребностей. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
4. |
Ресурсы. Природные, трудовые ресурсы. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
5. |
Экономические ресурсы. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
6. |
Ограниченность ресурсов. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
7. |
Ограниченность времени. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
8. |
Без чего человеку не обойтись. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
9. |
Вещи первой необходимости в вашем доме. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
10. |
Что такое деньги? Их происхождение. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
11. |
Зачем нужны деньги? |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
12. |
Потребности людей в деньгах. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
13. |
Деньги в семье. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. Участие в игре «Монополия». |
1 |
|
|
14. |
Где и как хранят деньги. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
15. |
Деньги в разных странах. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
16. |
Обобщающий урок по теме: «Деньги». |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
17. |
Доходы семьи. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
18. |
Твой вклад в доходы семьи. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
19. |
Доходы предприятий и государства. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
20. |
Расходы семьи. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
21. |
Расходы предприятий и государства. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
22. |
Бюджет. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
23. |
Что значит экономить? |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
24. |
Как важно вести учёт доходов и расходов. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
25. |
Обобщающий урок по теме: «Доходы и расходы». |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. Участие в игре «Доходы и расходы». |
1 |
|
|
26. |
Покупатель. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
27. |
Продавец. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
28. |
Товар. Ассортимент. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
29. |
Где покупают товары. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
30. |
Ценообразование. Почему цены разные. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
31. |
Конкуренция. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
32. |
Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
33. |
Экономическая деятельность подростков. |
Слушание лекции, запись в тетради информационного материала, просмотр и обсуждение видеофрагментов фильма (презентации), работа с учебником, работа над творческим заданием по заданной теме урока. |
1 |
|
|
34. |
Итоговое занятие по экономике. |
Участие в экономической игре. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.