Пояснительная записка.
Рабочая программа «Планета загадок» предназначена для внеурочной деятельности, 2 часа в неделю, 68 часов. 1 год обучения.
Цель программы:
вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению природы, населения хозяйства нашей планеты.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов и законов;
формировать у обучающихся исследовательские навыки;
развивать умение собирать и анализировать информацию;
развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Курс «Планета загадок» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, литературе, краеведению.
Данный курс представляется актуальным, так как способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, имеет проф. направленность, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс «Планета загадок» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
чтение и анализ географических карт;
анализ и синтез статистических материалов;
составление схем и комментариев к ним;
составление таблиц;
выдвижение гипотез;
участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
интерпретация результаты исследований;
подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.
Формы подведения итогов и реализации программы «Планета загадок»:
- тестирование обучающихся по материалам программы;
- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, эссе, графические упражнения, составление карт);
- анализ источников информации;
- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникационных способностей обучающихся:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и домашней подготовки:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Повышение уровня качества географических знаний и умений.
Совершенствование умений работы со специальной литературой.
Освоение курса «Планета загадок» вносит неоспоримый вклад в достижение личностных результатов. По окончанию курса учащиеся должны иметь первичные представления о нашей планете, о космическом мире, о живой и неживой природе, природных процессах и явлениях, географических открытиях и первооткрывателях, о разнообразии населения и воздействии человека на окружающую среду.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Сроки реализации программы: теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание:
Раздел 1. Как люди познавали мир (8 часов)
Ойкумена – «обитаемая Вселенная». Освоенная человечеством часть мира. Семь чудес древней Ойкумены. Из истории географических открытий. Расширение географического кругозора человечества. Выдающиеся путешественники и ученые-географы. «Колумб российский между льдами...» Г.И. Шелихов – русский купец и предприниматель. «Русская Америка». Капитан-командор – Витус Беринг. Освоение Арктики. Самый странный и суровый континент на Земле. Открытие и изучение Антарктиды. Современные исследования земной поверхности. Бывают ли географические «закрытия»? Изменения на планете.
Раздел 2. Земля и космос (10 часов)
Мы во Вселенной. Как устроен наш мир. Солнце – раскалённое небесное тело, звезда. Солнечная система и её свойства. Планеты Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Суточное и годовое движение Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Космический дом космонавта. Значение солнечного тепла и света для жизни на Земле. Гигантский магнит.
Раздел 3. Карта – наш помощник (10 часов)
Географическая карта – замечательнейшее создание человеческого ума. Появление географических карт. Старые картографические изображения. Античная Греция – истоки картографии и географии. Карта – наш помощник. Современные карты. Широкое применение карт. Набор условных знаков. Приборы, используемые при построении планов местности и карт. От уровня моря. Почему у глобуса «белая шапка»? Географические названия. Топонимика.
Раздел 4. Каменная оболочка Земли (22 часов)
Тема 1. Беспокойная планета Можно ли просверлить Землю насквозь? Особенности внутреннего строения Земли. Плавают ли материки? Колебания земной коры. Почему бывают землетрясения? Тепло Земли. Что такое вулкан? Извержение вулкана – грозное и величественное явление природы. Горы и равнины. Как появляются горы? Высочайшие горы мира и России. Значение гор и равнин в жизни людей. Изменение гор во времени. Меняющийся облик планеты.
Тема 2. Подземные богатства
Камни рассказывают. Немые свидетели прошлого. Особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Что внутри шахты? Угольный комбайн. Рождённые в пламени. Рудные полезные ископаемые. Металлы и сплавы – неутомимые труженики. Кладовые Солнца. Уголь, нефть, газ – энергия Солнца, законсервированная в недрах Земли. Откуда берётся бензин? Труд нефтяников. Как ищут полезные ископаемые? Геологическая разведка. Есть ли бесполезные ископаемые? Камни Знаков Зодиака. Экологическая тревога: раненая земля.
Раздел 5. Вода на Земле (12 часов)
Тема 1. Сколько на свете воды
Утолим ли мы жажду? Соотношение пресной и солёной воды на Земле. Агрегатные состояния воды. Моря и океаны нашей планеты. А в Чёрном море вода чёрная? Названия морей и океанов. Бермудский треугольник. Таинственный район Мирового океана. Голубые артерии Земли. Нравы рек. Режим реки. «Река священнейшая в мире, Кристальных вод царица, мать!» По великой русской реке. Кубань – главная река Краснодарского края. Твёрдый океан. Ледниковый период. Современное оледенение. Север – громадный край, скованный холодом.
Тема 2. Могучая сила воды4 часа)
Работа воды. Мировой круговорот воды в природе. Пути сообщения. Подводные сокровища. Вода – неукротимая стихия. Опасные природные явления, вызываемые деятельностью воды. По морю глубокому. Корабли. Что делает под водой водолаз? Экологическая тревога: разноцветная речка. Загрязнение водоёмов.ё1 Ё123456
Раздел 6. Воздушный океан планеты (6 часов)
Одежда Земли. Состав воздуха. Способы изучения атмосферы. Сколько весит воздух? Для чего проветривают комнату? Можно ли вызвать искусственный дождь? Способы воздействия на атмосферные процессы. Служба метеозащиты. Какая завтра будет погода? Метеорологические прогнозы. Живые барометры. Реакция на изменения погоды у растений и животных. Экологическая тревога: не хватает свежего воздуха. Загрязнение воздушного бассейна.
Календарно-тематическое
планирование.
№ урока |
Тема урока. |
Ссылка для онлайн урока |
Отчет обучающихся |
|
Раздел 1. Как люди познавали мир (8 часов) |
||
1-2 |
Из истории географических открытий |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-istoriya-geograficheskih-otkritiy-klass-985235.html |
Составление таблицы «Великие путешественники» |
3-4 |
Освоение Арктики Знакомство с экспедициями |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-istoriya-osvoeniya-arktiki-893861.html |
Назовите экспедиции |
5-6 |
Современные исследования земной поверхности
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-sovremennie-kosmicheskie-metodi-issledovaniya-zemli-850966.html |
Что узнали нового |
7-8 |
Выявление на карте географических объектов, названных именами первооткрывателей |
https://infourok.ru/imena_velikih_ puteshestvennikov_na_karte_evrazii_ prezentaciya_k_uroku_okruzhayuschego _mira-304876.htm |
Что узнали нового |
|
Раздел 2. Земля и космос (10 часов) |
||
9-10 |
Солнце – раскалённое небесное тело |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-astronomii-na-temu-solnce-2118184.html |
Выполнение рисунков «Солнце и планеты» |
11-12 |
Планеты Солнечной системы: земная группа и газовые гиганты |
https://infourok.ru/prezentaciya_po_astronomii _na_temu_planety_-_giganty-328722.htm |
Работа с картой «Солнечная система» |
13-14 |
Земля – планета Солнечной системы |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-zemlya-planeta-solnechnoy-sistemi-790282.html |
Особенности Земли как планеты |
15-16 |
Луна – естественный спутник Земли |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-luna-sputnik-zemli-2824826.html |
Особенности Луны |
17-18 |
Ю.А. Гагарин – первый космонавт |
https://infourok.ru/prezentaciya-perviy-kosmonavt-gagarin-yu-a-3837448.html |
«Профессия – космонавт» |
|
Раздел 3. Карта – наш помощник(10 часов) |
||
19-20 |
Географическая карта –создание человеческого ума |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-geograficheskie-karti-2308727.html |
Знакомство с разнообразием географических карт |
21-22 |
Набор условных знаков
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-plan-mestnosti-uslovnie-znaki-571026.html |
Определение объектов, направлений, расстояний по плану местности |
23-24 |
Приборы, используемые при построении планов местности и карт |
https://uchitelya.com/ekologiya/161633-prezentaciya-postroenie-plana-mestnosti.html |
Как ориентироваться на местности при помощи компаса |
25-26 |
Почему у глобуса «белая шапка»? |
https://erkatoy.uz/ru/eto-interesno/4249-pochemu-u-globusa-belaya-shapka |
особенности полярных областей Земли |
27-28 |
Географические названия
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-geograficheskie-nazvaniya-3844159.html |
Географический кроссвордов |
|
Раздел 4. Каменная оболочка Земли(22 часов) |
||
29-30 |
Беспокойная планета |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-tsarstvo-bespokoinoi-planety.html |
Что узнали нового |
31-32 |
Можно ли просверлить Землю насквозь?
|
https://zen.yandex.ru/media/scienceeveryday/vozmojno-li-proburit-zemliu-naskvoz-5d37470ff8a62300ad718b2f |
Выполнение рисунка «Внутреннее строение Земли» |
33-34 |
Почему бывают землетрясения?
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zemletryaseniya-klassi-274783.html |
Найти районы, подверженные землетрясениям |
35-36 |
Тепло Земли. |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-teplo-iz-nedr-zemli-1946803.html |
Найти действующие вулканы планеты |
37-38 |
Горы и равнины
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-gori-i-ravnini-rossii-klass-2177288.html |
Как обозначают на контурной карте горы и равнины |
39 |
Подземные богатства |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-po-teme-nashi-podzemnie-bogatstva-klass-1134909.html |
Определение |
40 |
Камни рассказывают
|
https://infourok.ru/prezentaciya_k_issledovatelskoy _rabote_o_chem_mozhet_rasskazat_kamen- 130352.htm |
Объясненить роли полезных ископаемых в жизни людей |
41-42 |
Что внутри шахты?
|
https://www.studmed.ru/prezentaciya-kak-ustroena-shahta_de706d9522e.html |
«Профессия – шахтёр» |
43-44 |
Рождённые в пламени
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-rudnie-poleznie-iskopaemie-mira-kl-2424630.html |
Определение |
45-46 |
Откуда берётся бензин?
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-issledovatelskomu-proektu-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-benzin-3178935.html |
«Что делают из нефти?» |
47-48 |
Как ищут полезные ископаемые? |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-poleznie-iskopaemie-262556.html |
«Профессия – геолог» |
49-50 |
Экологическая тревога: раненая земля. |
https://infourok.ru/prezentaciya-ekologicheskie-problemi-planeti-2173656.html |
Какие экологические проблемы литосферы |
|
Раздел 5. Вода на Земле(12 часов) |
||
51 |
Сколько на свете воды |
http://www.myshared.ru/slide/883824/ |
Определение |
52 |
Утолим ли мы жажду?
|
https://infourok.ru/prezentaciya-znachenie-vodi-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-2299895.html |
«Значение воды для жизни» |
53-54 |
Голубые артерии Земли
|
https://infourok.ru/prezentaciya_reki_-_arterii_zemli-427836.htm |
Обозначение на контурной карте крупнейших рек |
55-56 |
По великой русской реке «Путешествие по Волге» |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-geografii-v-klasse-puteshestvie-po-volge-2740260.html |
Что нового узнали |
57-58 |
Твёрдый океан Беседа «Природные холодильники Земли» |
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library /2015/03/09/antarktida-kholodilnik-zemli-1 |
Что нового узнали |
59 |
Могучая сила воды |
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013 /03/21/prezentatsiya-na-temu-voda-eto-sila |
Что нового узнали |
60 |
Работа воды. |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-znachenie-rek-dlya-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-klass-predmet-po-viboru-nasha-zemlya-844620.html |
схемы «Значение рек для жизни человека» |
61-62 |
Экологическая тревога: разноцветная речка |
https://infourok.ru/prezentaciya-ekologiya-zagryaznenie-vodi-1850488.html |
причин загрязнения водоёмов |
|
Раздел 6. Воздушный океан планеты(6 часов) |
||
63 |
Одежда Земли. |
https://volna.org/okruzhajushhij_mir/prezentaciya-vozdushnaya-obolochka-zemli.html |
Измерить температуру воздуха в течении дня |
64 |
Обсуждение: «Гигиена жилища и здоровье человека» |
https://infourok.ru/prezentaciya-gigiena-zhilischa-vidi-i-posledovatelnost-uborki-pomescheniya-3310702.html |
Для чего проветривают комнату? |
65 |
Какая завтра будет погода? |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-kakaya-zavtra-pogoda-narodnie-primeti-1151257.html |
Описание погоды за сутки |
66 |
Живые барометры
|
https://infourok.ru/prezentaciya-zhivie-barometri-prirodi-3368307.html |
Понаблюдать за «живыми барометрами» |
67-68 |
Экологическая тревога: не хватает свежего воздуха
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-na-temu-ekologicheskie-problemi-atmosferi-1893122.html |
Какие экологические проблемы атмосферы |
Список используемой литературы
География. Энциклопедия для детей Аванта+ «Астрель» 2008.
Города мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2006.
Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова М. Почемучка. Детское справочное бюро - М.: «Педагогика – Пресс» 1993.
Заповедники мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2006.
Камни мира - М.: Мир энциклопедий Аванта+ «Астрель» 2007.
Космос. Сверхновый атлас Вселенной - М.: «Эксмо» 2008.
Максимов Н.А. За страницами учебника географии. Книга для чтения учащихся 5 классов средней школы. - М.: «Просвещение» 1988.
Чуковский Н.К. Водители фрегатов. - М.: «Детская литература» 1984.
Яковенко Г.П. Детская познавательная энциклопедия. – Киев: МП «Сканнер» 1993.
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.