1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. От 31.12.2015 года).
3.
Примерной программой по учебным предметам. Математика. 5-9 классы
[Текст]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты
второго поколения).
4.
Образовательной программой основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№3 ,ст. Шелковская» .
5.
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3 , ст. Шелковская» на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа основного общего образования по алгебре для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 учебных часов.
Цели и задачи обучения
. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
· Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
· Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
· Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
· Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
· Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета алгебра-9кл.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные
Приоритетное внимание уделяется формированию:
• умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры;
• критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Обучающийся получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получат возможность:
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3.Содержание курса алгебры 9 класса.
Вводное повторение курса алгебры 8 класса(2ч).
Свойства функций. Квадратичная функция (23 часа)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов. Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с где а0. Ввести понятие корня n -й степени.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Решать системы неравенств с двумя переменными.
Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ(21 час)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
№ урока |
Наименование раздела, тема урока |
Кол-во часов, отводимых на тему |
|
|
Вводное повторение курса алгебры 8 класса(2ч). |
|
|
1. |
Квадратные уравнения. |
1 |
|
2. |
Решение квадратных уравнений. |
1 |
|
|
Квадратичная функция(23 ч). |
|
|
3. |
Функция. Область определения и область значений функции. |
1 |
|
4. |
Функция. Область определения и область значений функции. |
1 |
|
5. |
Свойства функций. |
1 |
|
6. |
Свойства функций. |
1 |
|
7. |
Свойства функций. |
1 |
|
8. |
Квадратный трехчлен и его корни. |
1 |
|
9. |
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
1 |
|
10. |
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
1 |
|
1. |
Разложение квадратного трехчлена на множители. |
1 |
|
12. |
Контрольная работа № 1по теме: «Функции». |
1 |
|
13. |
Функция y=ax2 , ее график и свойства. |
1 |
|
14. |
Функция y=ax2 , ее график и свойства. |
1 |
|
15. |
Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2.. |
1 |
|
16. |
Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 |
1 |
|
17. |
Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 |
1 |
|
18. |
Построение графика квадратичной функции. |
1 |
|
19. |
Построение графика квадратичной функции. |
1 |
|
20. |
Построение графика квадратичной функции. |
1 |
|
21. |
Функция y=xn |
1 |
|
22. |
Корень n-ой степени. |
1 |
|
23. |
Корень n-ой степени. |
1 |
|
24. |
Обобщающий урок по теме "Квадратичная функция". |
1 |
|
25. |
Контрольная работа № 2 "Квадратичная функция". |
1 |
|
|
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов).
|
|
|
26. |
Целое уравнение и его корни. |
1 |
|
27. |
Целое уравнение и его корни. |
1 |
|
28. |
Целое уравнение и его корни. |
1 |
|
29. |
Дробные рациональные уравнения. |
1 |
|
30. |
Дробные рациональные уравнения. |
1 |
|
31. |
Дробные рациональные уравнения. |
1 |
|
32. |
Дробные рациональные уравнения. |
1 |
|
33. |
Дробные рациональные уравнения. |
1 |
|
34. |
Решение неравенств второй степени с одной переменной. |
1 |
|
35. |
Решение неравенств второй степени с одной переменной. |
1 |
|
36. |
Решение неравенств второй степени с одной переменной. |
1 |
|
37. |
Решение неравенств методом интервалов. |
1 |
|
38. |
Решение неравенств методом интервалов |
1 |
|
39. |
Контрольная работа № 3 по теме "Уравнения и неравенства с одной переменной". |
1 |
|
|
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов).
|
|
|
40. |
Уравнение с двумя переменными и его график |
1 |
|
41. |
Уравнение с двумя переменными и его график. |
1 |
|
42. |
Графический способ решения систем уравнений. |
1 |
|
43. |
Графический способ решения систем уравнений. |
1 |
|
44. |
Решение систем уравнений второй степени. |
1 |
|
45. |
Решение систем уравнений второй степени. |
1 |
|
46. |
Решение систем уравнений второй степени. |
1 |
|
47. |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. |
1 |
|
48. |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. |
1 |
|
49. |
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. |
1 |
|
50. |
Неравенства с двумя переменными. |
1 |
|
51. |
Неравенства с двумя переменными. |
1 |
|
52. |
Неравенства с двумя переменными. |
1 |
|
53. |
Системы неравенств с двумя переменными. |
1 |
|
54. |
Системы неравенств с двумя переменными. |
1 |
|
55. |
Системы неравенств с двумя переменными. |
1 |
|
56. |
Контрольная работа № 4 "Решение систем уравнений и неравенств". |
1 |
|
|
Прогрессии (15 часов).
|
|
|
57. |
Последовательности. |
1 |
|
58. |
Последовательности. |
1 |
|
59. |
Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена ..арифметическопрогрессии |
1 |
|
60. |
Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена. |
1 |
|
61. |
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. |
1 |
|
62. |
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. |
1 |
|
63. |
Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. |
1 |
|
64. |
Контрольная работа № 5 по теме "Арифметическая прогрессия". |
1 |
|
65. |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена. |
1 |
|
66. |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена. |
1 |
|
67. |
Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена. |
1 |
|
68. |
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. |
1 |
|
69. |
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. |
1 |
|
70. |
Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. |
1 |
|
71. |
Контрольная работа № 6 по теме "Геометрическая прогрессия". |
1 |
|
|
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов). |
|
|
72. |
Примеры комбинаторных задач. |
1 |
|
73. |
Примеры комбинаторных задач.. |
1 |
|
74. |
Перестановки. |
1 |
|
75. |
Перестановки. |
1 |
|
76. |
Размещения. |
1 |
|
77. |
Размещения. |
1 |
|
78. |
Сочетания. |
1 |
|
79. |
Сочетания. |
1 |
|
80. |
Решение задач на элементы комбинаторики. |
1 |
|
81. |
Относительная частота случайного события. |
1 |
|
82. |
Вероятность равновозможных событий. |
1 |
|
83. |
Решение задач на вероятность. |
1 |
|
84. |
Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». |
1 |
|
|
Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ (21 час). |
|
|
85. |
Алгебраические выражения. |
1 |
|
86. |
Алгебраические выражения. |
1 |
|
87. |
Алгебраические выражения. |
1 |
|
88. |
Уравнения. |
1 |
|
89. |
Уравнения. |
1 |
|
90. |
Уравнения. |
1 |
|
91. |
Системы уравнений. |
1 |
|
92. |
Системы уравнений. |
1 |
|
93. |
Текстовые задачи. |
1 |
|
94. |
Текстовые задачи. |
1 |
|
95. |
Текстовые задачи. |
1 |
|
96. |
Текстовые задачи. |
1 |
|
97. |
Неравенства. |
1 |
|
98. |
Неравенства. |
1 |
|
99. |
Неравенства. |
1 |
|
100. |
Неравенства. |
1 |
|
101. |
Функции и графики. |
1 |
|
102. |
Функции и графики. |
1 |
|
103. |
Функции и графики. |
1 |
|
104. |
Итоговая контрольная работа(2ч.) |
1 |
|
105 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Всегозагод |
|
105 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.