Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №61
Тракторозаводского района г. Волгограда»
Рассмотрено на заседании МО учителей физики, математики, информатики и ИКТ Руководитель МО: _____________ /А.Н.Клюшенкова/ « » августа 2019 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: ___________ /Н.А.Сиволобова/ « » августа 2019 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ №61: ____________ /Т.В.Шумилина/ « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Алгебра и начала анализа»
для 10 класса
Учитель: Заикина О.Б.
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования МБОУ «Школа №78», программы общеобразовательных учреждений по Алгебре и началам математического анализа, 10 – 11 классы. Авторы Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. / Сборник программ общеобразовательных учреждений. Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010 год.
Программа обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала математического анализа, 10 класс». Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Москва, «Просвещение», 2010-2013 г.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2019/2020 учебный год на изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе отводится 2,5 часа в неделю, 85 часов в год.
Содержание учебного предмета
Повторение (4 ч.)
Входная диагностическая контрольная работа за курс 9 класса (1 час)
Глава IV. Степень с действительным показателем (11 ч.)
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
Контрольная работа №1 по теме «Степень с действительным показателем» (1 час)
Глава V. Степенная функция (10 ч.)
Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.
Контрольная работа №2 по теме «Степенная функция» (1 час)
Глава VI. Показательная функция (10 ч.)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Контрольная работа №3 по теме «Показательная функция» (1 час)
Глава VII. Логарифмическая функция (12 ч.)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Контрольная работа №4 по теме «Логарифмическая функция» (1 час)
Глава VIII. Тригонометрические формулы (20 ч.)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и –α. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические формулы» (1 час)
Глава IX. Тригонометрические уравнения (15 ч.)
Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = a. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Методы замены неизвестного и разложение на множители.
Контрольная работа №6 по теме «Тригонометрические уравнения» (1 час)
Повторение (3 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы учебной программы и основные содержательные линии |
Кол-во часов |
В том числе |
|
контрольных работ |
самостоятельных работ |
|||
1 |
Повторение. |
4 |
1 |
|
2 |
Степень с действительным показателем. |
11 |
1 |
1 |
3 |
Степенная функция. |
10 |
1 |
2 |
4 |
Показательная функция. |
10 |
1 |
2 |
5 |
Логарифмическая функция. |
12 |
1 |
1 |
6 |
Тригонометрические формулы. |
20 |
1 |
2 |
7 |
Тригонометрические уравнения. |
15 |
1 |
2 |
8 |
Повторение. |
3 |
|
|
|
ИТОГО ЗА ГОД |
85 |
7 |
10 |
Виды и формы контроля
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, математические диктанты, контрольная работа, наблюдение, работа по карточке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
за курс 10 класса по алгебре и началам математического анализа
на базовом уровне
Степень с действительным показателем.
Знать: понятие степени с действительным показателем; определение арифметического корня и степени; их свойства при выполнении вычислений и преобразований выражений; понятие степени с рациональным и иррациональным показателем; понятие бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь: находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; с помощью формул обращать бесконечную периодическую дробь в обыкновенную, а обыкновенную дробь в бесконечную периодическую.
Степенная функция.
Знать: свойства функций; схему исследования функции; определение степенной функции; понятие иррационального уравнения.
Уметь: строить графики степенных функций при различных значениях показателя;
исследовать функцию по схеме. Решать иррациональные уравнения.
Показательная функция.
Знать: определение показательной функции и её свойства;
методы решения показательных уравнений и неравенств и их систем.
Уметь: определять значения показательной функции по значению её аргумента при различных способах задания функции; строить график показательной функции; проводить описание свойств функции; решать простейшие показательные уравнения и их системы; решать простейшие показательные неравенства и их системы.
Логарифмическая функция.
Знать: понятие логарифма, основное логарифмическое тождество и свойства логарифмов; формулу перехода; определение логарифмической функции и её свойства; понятие логарифмического уравнения и неравенства; методы решения логарифмических уравнений; алгоритм решения логарифмических неравенств.
Уметь: вычислять логарифм числа по определению; применять свойства логарифмов; выражать данный логарифм через десятичный и натуральный;
решать простейшие логарифмические уравнения, их системы; решать простейшие логарифмические неравенства.
Тригонометрические формулы.
Знать: понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса произвольного угла; радианной меры угла;
как определять знаки синуса, косинуса и тангенса простого аргумента по четвертям;
основные тригонометрические тождества;
формулы синуса, косинуса суммы и разности двух углов;
формулы двойного угла;
вывод формул приведения.
Уметь: выражать радианную меру угла в градусах и наоборот;
вычислять синус, косинус, тангенс и котангенс угла;
определять знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса по четвертям;
выполнять преобразование простейших тригонометрических выражений.
Тригонометрические уравнения.
Знать: определение арккосинуса, арксинуса, арктангенса и формулы для решения простейших тригонометрических уравнений;
методы решения тригонометрических уравнений.
Уметь: решать простейшие тригонометрические уравнения по формулам;
решать квадратные уравнения относительно sin, cos, tg.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала)
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки)
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
· ответ на вопрос не дан.
2. Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
· возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
· ответ на вопрос не дан.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
· незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
· незнание наименований единиц измерения;
· неумение выделить в ответе главное;
· неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
· неумение делать выводы и обобщения;
· неумение читать и строить графики;
· неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
· потеря корня или сохранение постороннего корня;
· отбрасывание без объяснений одного из них;
· равнозначные им ошибки;
· вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
· логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
· неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
· неточность графика;
· нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
· нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
· неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
· нерациональные приемы вычислений и преобразований;
· небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия.
№ п/п |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин |
Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10 класса общеобразовательной школы. |
2014 |
Москва «Просвещение» |
2 |
Ю.М. Колягтн, Ю.В. Сидоров и др. |
Изучение алгебры и начал анализа в 10 – 11 классах. |
2014 |
Москва «Просвещение» |
3 |
М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва и др. |
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса. |
2014 |
Москва «Просвещение» |
4 |
А.П. Ершова, В.В. Голобородько |
Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы. |
2010 |
Москва «Дрофа» |
2. Технические средства обучения:
· Компьютер, мультипроектор.
3. Электронные образовательные ресурсы::
http://www.prosv.ru
http:/www.drofa.ru
http://www.center.fio.ru/som
http://www.edu.ru
http://www.internet-scool.ru
http://www.legion.ru
http://www.intellectcentre.ru
http://www.fipi.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
|
план |
факт |
||||
Повторение (4 ч.) |
|||||
1. |
|
|
Квадратные уравнения. Квадратные неравенства. |
Повторить решение квадратных уравнений, квадратных неравенств, целых и дробных рациональных уравнений. |
|
2. |
|
|
Квадратные корни. |
|
|
3. |
|
|
Квадратичная функция. |
|
|
4. |
|
|
Входная диагностическая контрольная работа за курс 9 класса. |
КР |
|
Глава IV. Степень с действительным показателем (11 ч.) |
|||||
5. |
|
|
Действительные числа. |
Знать определение действительного числа, бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Уметь применять свойства арифметического корня натуральной степени и степени с рациональным и действительным показателем. |
|
6. |
|
|
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. |
|
|
7. |
|
|
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия |
|
|
8. |
|
|
Арифметический корень натуральной степени. |
|
|
9. |
|
|
Арифметический корень натуральной степени. |
|
|
10. |
|
|
Арифметический корень натуральной степени. |
СР |
|
11. |
|
|
Степень с рациональным и действительным показателями. |
|
|
12. |
|
|
Степень с рациональным и действительным показателями. |
|
|
13. |
|
|
Степень с рациональным и действительным показателями. |
|
|
14. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
15. |
|
|
Контрольная работа №1 на тему «Степень с действительным показателем» |
КР |
|
Глава V. Степенная функция (10 ч.) |
|||||
16. |
|
|
Степенная функция, её свойства и график. |
Уметь схематически строить график степенной функции. При решении уравнений и неравенств выполнять только равносильные преобразования. Уметь решать иррациональные уравнения. |
|
17. |
|
|
Степенная функция, её свойства и график. |
|
|
18. |
|
|
Взаимно обратные функции. Сложные функции. |
|
|
19. |
|
|
Дробно-линейная функция. |
|
|
20. |
|
|
Равносильные уравнения и неравенства. |
|
|
21. |
|
|
Иррациональные уравнения. |
|
|
22. |
|
|
Иррациональные уравнения. |
СР |
|
23. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
24. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
25. |
|
|
Контрольная работа №2 на тему «Степенная функция» |
КР |
|
Глава VI. Показательная функция (10 ч.) |
|||||
26. |
|
|
Показательная функция, её свойства и график. |
Знать определение и свойства показательной функции, уметь строить её график. Уметь решать показательные уравнения и неравенства и их системы. |
|
27. |
|
|
Показательная функция, её свойства и график. |
|
|
28. |
|
|
Показательные уравнения. |
|
|
29. |
|
|
Показательные уравнения. |
СР |
|
30. |
|
|
Показательные неравенства. |
|
|
31. |
|
|
Показательные неравенства. |
СР |
|
32. |
|
|
Системы показательных уравнений и неравенств. |
|
|
33. |
|
|
Системы показательных уравнений и неравенств. |
|
|
34. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
35. |
|
|
Контрольная работа №3 на тему «Показательная функция» |
КР |
|
Глава VII. Логарифмическая функция (12 ч.) |
|||||
36. |
|
|
Логарифмы. |
Знать определение и свойства логарифма, определение и свойства логарифмической функции, уметь строить её график, решать логарифмические уравнения и неравенства. |
|
37. |
|
|
Логарифмы. |
|
|
38. |
|
|
Свойства логарифмов. |
|
|
39. |
|
|
Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. |
|
|
40. |
|
|
Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. |
|
|
41. |
|
|
Логарифмическая функция, её свойства и график. |
|
|
42. |
|
|
Логарифмические уравнения. |
|
|
43. |
|
|
Логарифмические уравнения. |
СР |
|
44. |
|
|
Логарифмические неравенства. |
|
|
45. |
|
|
Логарифмические неравенства. |
|
|
46. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
47. |
|
|
Контрольная работа №4 на тему «Логарифмическая функция» |
КР |
|
Глава VIII. Тригонометрические формулы (20 ч.) |
|||||
48. |
|
|
Радианная мера угла. |
Знать определение синуса, косинуса, тангенса и основные формулы, выражающие зависимость между ними. Уметь применять эти формулы при выполнении упражнений Уметь применять формулы приведения при упрощении выражений и доказательствах тождеств. |
|
49. |
|
|
Поворот точки вокруг начала координат. |
|
|
50. |
|
|
Поворот точки вокруг начала координат |
|
|
51. |
|
|
Определение синуса, косинуса и тангенса угла. |
|
|
52. |
|
|
Определение синуса, косинуса и тангенса угла. |
|
|
53. |
|
|
Знаки синуса, косинуса и тангенса. |
|
|
54. |
|
|
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. |
|
|
55. |
|
|
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. |
|
|
56. |
|
|
Тригонометрические тождества. |
|
|
57. |
|
|
Тригонометрические тождества. |
СР |
|
58. |
|
|
Синус, косинус и тангенс углов α и –α |
|
|
59. |
|
|
Формулы сложения. |
|
|
60. |
|
|
Формулы сложения. |
|
|
61. |
|
|
Синус, косинус и тангенс двойного угла. |
|
|
62. |
|
|
Синус, косинус и тангенс половинного угла. |
|
|
63. |
|
|
Формулы приведения. |
|
|
64. |
|
|
Формулы приведения |
СР |
|
65. |
|
|
Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. |
|
|
66. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
67. |
|
|
Контрольная работа №5 на тему «Тригонометрические формулы» |
КР |
|
Глава IX. Тригонометрические уравнения (15 ч.) |
|||||
68. |
|
|
Уравнение cos x = а |
Знать определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, применять формулы корней простейших тригонометрических уравнений; применять метод разложения на множители для решения тригонометрических уравнений. |
|
69. |
|
|
Уравнение cos x = а |
|
|
70. |
|
|
Уравнение cos x = а |
СР |
|
71. |
|
|
Уравнение sin x = а |
|
|
72. |
|
|
Уравнение sin x = а |
|
|
73. |
|
|
Уравнение sin x = а |
|
|
74. |
|
|
Уравнение tg x = а |
|
|
75. |
|
|
Уравнение tg x = а |
СР |
|
76. |
|
|
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. |
|
|
77. |
|
|
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. |
|
|
78. |
|
|
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. |
|
|
79. |
|
|
Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. |
|
|
80. |
|
|
Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. |
|
|
81. |
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
82. |
|
|
Контрольная работа №6 на тему «Тригонометрические уравнения» |
КР |
|
Повторение (3 ч.) |
|||||
83. |
|
|
Повторение. Степень с действительным показателем.
|
Решать в формате ЕГЭ задачи на темы: «Степень с действительным показателем», «Степенная функция», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Тригонометрические уравнения», «Текстовые задачи». |
|
84. |
|
|
Повторение. Степенная функция.
|
|
|
85. |
|
|
Итоговое повторение. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.