Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №61
Тракторозаводского района г. Волгограда»
Рассмотрено на заседании МО учителей физики, математики, информатики и ИКТ Руководитель МО: _____________ /А.Н.Клюшенкова/ « » августа 2019 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: ___________ /Н.А.Сиволобова/ « » августа 2019 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ №61: ____________ /Т.В.Шумилина/ « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Алгебра и начала анализа»
для 11 класса
Учитель: Заикина О.Б.
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 общеобразовательных классов разработана на основе:
1. Авторской программы «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.», авторов Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Под редакцией А.Б. Жижченко.
2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: сборник «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа» Составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение», 2009.
3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г.№1089.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам предметного курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Задачи учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
¨ систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
¨ расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
¨ развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
¨ знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Ø формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
Ø развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
Ø воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Программа базового уровня алгебры и начал математического анализа рассчитана на 83 часа. Из них по 2,5 часа в неделю в 11 классе (34 недели).
По тематическому планированию, представленному в Программах для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Бурмистровой, изменений в программе по алгебре и началам анализа Ю.М. Колягина в 10 и 11 классах нет.
Сопоставление содержания программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана.
Примерное планирование учебного материала в 10 классе на базовом уровне рассчитано на 85 часов. А рабочая программа предусматривает 105 часов. Поэтому в программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем в 10 классе (сравнительная таблица приведена ниже). Планирование в 11 классе остаётся без изменений.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов
|
1. |
Тригонометрические функции |
15 |
2. |
Производная и её геометрический смысл |
15 |
3. |
Применение производной к исследованию функции |
12 |
4. |
Производная и интеграл |
10 |
5. |
Комбинаторика. Элементы теории вероятностей |
9 |
6. |
Уравнения и неравенства с двумя переменными |
7 |
7. |
Итоговое повторение |
15 |
|
Итого за год |
83 |
|
Контрольных работ - 8 |
|
Содержание обучения
1. Тригонометрические функции (15 часов)
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y=cos х и её график. Свойства функции y=sin х и её график. Свойства функции y=tg х и её график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель: изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.
Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x)=-sin x и cos(-x)=cos x выражают свойства нечетности и четности функций y=sin x и y=cos x соответственно.
Построение графиков тригонометрических функций проводится с использованием их свойств и начинается с построения графика функции y=cos x.С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
Учебная цель – введение понятия тригонометрической функции, формирование умений находить область определения и множество значения тригонометрических функций; обучение исследованию тригонометрических функций на четность и нечетность и нахождению периода функции; изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств; изучение свойств функции y = sin х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств; ознакомление со свойствами функций y = tg x и y = ctg x, изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графиков функций и применению свойств функций при решении уравнений и неравенств;
2. Производная и её геометрический смысл (15 часов)
Предел последовательности. Непрерывность функции. Определение производной. Правило дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель: показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной (интеграла), так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с производными границами, с построением графиков функций. Прежде всего, следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают важные физические и технические процессы.
Усвоение геометрического смысла производной и написание уравнения касательной к графику функции в заданной точке является обязательным для всех учащихся.
Овладение правилами дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций, вынесения постоянного множителя за знак производной; знакомство с дифференцированием сложных функций и правилам нахождения производной обратной функции; обучение использованию формулы производной степенной функции f (x) = xp для любого действительного p; формирование умений находить производные элементарных функций; знакомство с геометрическим смыслом производной обучение составлению уравнений касательной к графику функции в заданной точке.
3. Применение производной к исследованию функций (12 часов)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель: демонстрация возможностей производной в исследовании свойств функций и построении их графиков и применение производной к решению прикладных задач на оптимизацию, дополнительно – применение теоремы Лагранжа для обоснования достаточного условия возрастания и убывания функции, теоремы Ферма и её геометрическому смыслу, а также достаточному условию экстремума, знакомство с понятием асимптоты, производной второго порядка и её приложение к выявлению интегралов выпуклости функции, знакомство с различными прикладными программами, позволяющими построить график функции и исследовать его с помощью компьютера.
Учебная цель: обучение применению достаточных условий возрастания и убывания к нахождению промежутков монотонности функции; знакомство с понятиями точек экстремума функции, стационарных и критических точек, с необходимыми и достаточными условиями экстремума функции; обучение нахождению точек экстремума функции; обучение нахождению наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной; знакомство с понятием второй производной функции и её физическим смыслом; с применением второй производной для нахождения интегралов выпуклости и точек перегиба функции; формирование умения строить графики функций – многочленов с помощью первой производной, с привлечением аппарата второй производной.
4 . Первообразная и интеграл (10 часов)
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Применение интегралов для решения физических задач.
Основная цель: ознакомление учащихся с понятием первообразной и обучение нахождению площадей криволинейных трапеций. Площадь криволинейной трапеции определяется как предел интегральных сумм. Большое внимание уделяется приложениям интегрального исчисления к физическим и геометрическим задачам. Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона-Лейбница. Далее возникает определенный интеграл как предел интегральной суммы; при этом формула Ньютона-Лейбница также оказывается справедливой. Таким образом, эта формула является главной: с её помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций.
Учебная цель: ознакомление с понятием первообразной, обучение нахождению первообразной для степеней и тригонометрических функций; ознакомление с понятием интегрирования и обучение применению правил интегрирования при нахождении первообразных; формирование понятия криволинейной трапеции, ознакомление с понятием определенного интеграла, обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях; ознакомить учащихся с применением интегралов для физических задач, научить решать задачи на движение с применением интегралов.
5. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей (9 часов)
Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель: ознакомление с основными формулами комбинаторики и их применением при решении задач, развивать комбинаторное мышление учащихся, ознакомить с теорией соединений, обосновать формулу бинома Ньютона. Основной при выводе формул числа перестановок и размещений является правило умножения, понимание которого формируется при решении различных прикладных задач. Свойства числа сочетаний доказываются и затем применяются при организации и исследовании треугольника Паскаля.
Учебная цель: овладение одним из основных средств подсчета числа различных соединений, знакомство учащихся с размещениями с повторениями. Знакомство с первым видом соединений – перестановками; демонстрация применения правила произведения при выводе формулы числа перестановок из п элементов. Введение понятия размещения без повторений из m элементов по n; создание математической модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа размещений; знакомство с сочетаниями и их свойствами; решение комбинаторных задач, сводящихся к подсчету числа сочетаний из m элементов по n; обоснованное конструирование треугольника Паскаля; обучение возведению двучлена в натуральную степень с использованием формулы Ньютона. Составление порядочных множеств (образование перестановок); составление порядочных подмножеств данного множества (образование размещений); доказательство справедливости формул для подсчета числа перестановок с повторениями и числа сочетаний с повторениями, усвоение применения метода математической индукции.
Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.
Основная цель: сформировать понятие вероятности случайного независимого события. Исследование простейших взаимосвязей между различными событиями, а также нахождению вероятностей видов событий через вероятности других событий. Классическое определение вероятности события с равновозможными элементарными исходами формируется строго, и на его основе (с использованием знаний комбинаторики) решается большинство задач. Понятие геометрической вероятности и статистической вероятности вводились на интуитивном уровне. При изложении материала данного раздела подчеркивается прикладное значение теории вероятностей в различных областях знаний и практической деятельности человека.
Учебная цель: знакомство с различными видами событий, комбинациями событий; введение понятия вероятности события и обучение нахождению вероятности случайного события с очевидными благоприятствующими исходами; знакомство с теоремой о вероятности суммы двух несовместных событий и её применением, в частности при нахождении вероятности противоположного события; и с теоремой о вероятности суммы двух производных событий; интуитивное введение понятия независимых событий; обучение нахождению вероятности произведения двух независимых событий.
6. Уравнения и неравенства с двумя переменными (7 часов)
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.
Основная цель: обобщить основные приемы решения уравнений и систем уравнений, научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными, сформировать навыки решения задач с параметрами, показать применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
Учебная цель: научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными.
7. Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа (15 часов)
Выражения с корнями. Степенные выражения. Иррациональные выражения. Логарифмические выражения. Тригонометрические преобразования выражений. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические уравнения. Дробно-рациональные неравенства. Область определения и область значения функции. Чётные и нечётные функции, периодичность функций. Нули функции. Промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции. Производная и её применение. Первообразная и её применение.
Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение, систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс средней школы.
Повторение проводится по основным содержательно-методическим линиям и выстраивается в следующим порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования, учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
Ø построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
Ø выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
Ø выполнения расчетов практического характера;
Ø использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
Ø самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
Ø проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
Ø самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Методы и технологии, используемые при обучении математике
В данной программе преобладающими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ, педагогика сотрудничества. проблемное обучение, уровневая дифференциация, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ОУУН: фронтальный опрос, опрос в парах, самостоятельная работа, зачет, тестирование, контрольная работа.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АЛГЕБРА
Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем[1]. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
ФУНКЦИИ
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формула числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула Бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместимых событий, вероятность противоположного события. Понятие и независимость событий. Вероятность и статическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов в год)
№ |
Тема урока. |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Форма урока |
Формы и методы |
Задание на дом |
Дата проведения |
|
||
По плану |
По факту |
|
||||||||
1. Тригонометрические функции -15 часов. |
||||||||||
1 |
Область определения и множество значений тригонометрических функций. |
Область определения и множество значений функций. Тригонометрические функции. |
Применение свойств при решении уравнений и неравенств. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение . |
П. 38 |
|
|
|
|
2 |
Область определения и множество значений тригонометрических функций. |
Область определения и множество значений функций. Тригонометрические функции. |
Применение свойств при решении уравнений и неравенств. |
практикум |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|
3 |
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. |
Нечетная функция, четная функция, периодические функции, наименьший положительный период. |
Применение свойств при решении уравнений и неравенств |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 39 |
|
|
|
|
4 |
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. |
Нечетная функция, четная функция, периодические функции, наименьший положительный период. |
Применение свойств при решении уравнений и неравенств |
практикум |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|
5 |
Свойства функции у=соsx и ее график при решении уравнений |
Свойства функции: область определения, множество значений, убывание, возрастание, четность, периодичность, наибольшее и наименьшее значения. |
Уметь применять свойства функции при решении уравнений и неравенств, при построении графика функции. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 40 |
|
|
|
|
6 |
Свойства функции у=соsx и ее график при решении уравнений |
практикум |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Свойства функции у=соsx и ее график при решении неравенств |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
8 |
Свойства функции у=sinx и ее график при решении уравнений |
Свойства функции: область определения, множество значений, убывание, возрастание, четность, периодичность, наибольшее и наименьшее значения |
Уметь применять свойства функции при решении уравнений и неравенств, при построении графика функции. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 41 |
|
|
|
|
9 |
Свойства функции у=sinx и ее график при решении уравнений |
практикум |
|
|
|
|
|
|||
10 |
Свойства функции у=tgx и ее график при решении уравнений. |
Свойства функции: область определения, множество значений, убывание, возрастание, четность, периодичность, наибольшее и наименьшее значения. |
Уметь применять свойства функции при решении уравнений и неравенств, при построении графика функции. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 42 |
|
|
|
|
11 |
Свойства функции у=tgx и ее график при решении уравнений. |
практикум |
|
|
|
|
|
|||
12 |
Обратные тригонометрические функции
|
Функции y = arcsin x, y = arccos x, y = arctgx Свойства функций: область определения, множество значений, убывание, возрастание, четность, периодичность, наибольшее и наименьшее значения. |
Уметь применять свойства функции при решении уравнений и неравенств, при построении графика функции. |
лекция практикум |
|
П. 43 |
|
|
|
|
13-14 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
семинар |
Групповая работа |
П. 38-43 |
|
|
|
|
15 |
Контрольная работа № 1 |
|
|
Контр.раб. |
Фронтальн. контроль |
|
|
|
|
|
2. Производная и ее геометрический смысл – 15 часов. |
||||||||||
16 |
Производная. |
Определение производной, средняя скорость движения, мгновенная скорость, разностное отношение, дифференцирование |
Знать определение производной, применять физический смысл производной при решении упражнений. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 44 |
|
|
|
|
17 |
Производная.
|
практикум |
упражнения |
|
|
|
|
|||
18 |
Производная степенной функции.
|
Формулы для вычислений производных, область определения функции. |
Уметь находить производные с помощью формул |
лекция
|
Рассказ, проблемное изложение
|
П. 45 |
|
|
|
|
19 |
Производная степенной функции. |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
20 |
Правила дифференцирования. |
Правила дифференцирования суммы, произведения и частного. Производная |
Уметь находить производные с помощью формул дифференцирования |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 46 |
|
|
|
|
21 |
Правила дифференцирования. |
практикум |
упражнения |
|
|
|
|
|||
22 |
Правила дифференцирования. |
сложной функции. |
|
семинар |
Групповая работа |
|
|
|
|
|
23 |
Производные некоторых элементарных функций. |
Элементарные функции: показательная, логарифмическая, тригонометрическая, а также их различные комбинации. |
Уметь находить производные элементарных функций с помощью формул дифференцирования |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 47 |
|
|
|
|
24 |
Производные некоторых элементарных функций. |
Практич.раб. |
Парная работа |
|
|
|
|
|||
25 |
Производные некоторых элементарных функций. |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
26 |
Геометрический смысл производной. |
Угловой коэффициент прямой, угол между прямой и осью ох, касательная к графику функции, геометрический смысл производной, уравнение |
Уметь находить уравнение касательной к графику функции. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 48 |
|
|
|
|
27 |
Геометрический смысл производной. |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
28 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Правила дифференцирования суммы, произведения и частного. Производная сложной функции, геометрический смысл производной, уравнение касательной |
Уметь находить производные элементарных функций с помощью формул дифференцирования. Уметь находить уравнение касательной к графику функции.
|
Смотр знаний |
Индивид. контроль |
П. 44-48 |
|
|
|
|
29 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
|
|
|
|
|
|||
30 |
Контрольная работа № 2 |
|
|
Контр.раб. |
Фронтальн. контроль |
|
|
|
|
|
|
3. Применение производной к исследованию функций -12 час. |
|||||||||
31 |
Возрастание и убывание функции.
|
Правила применения производной к нахождению промежутков возрастания и убывания функций. Теорема Лагранжа. |
Уметь применять правила применения производной к нахождению промежутков возрастания и убывания функций. |
Практич.раб. практикум |
Исследоват. метод упражнения |
П. 49 |
|
|
|
|
32 |
Возрастание и убывание функции |
практикум |
Работа с книгой |
|
|
|
|
|||
33 |
Экстремумы функции. |
Точка максимума функции, точка минимума функции, точки экстремума функции. Теорема Ферма, стационарные и критические точки функции. |
Уметь находить точки экстремума функции. |
Лабор.раб. |
Исследоват. метод |
П. 50 |
|
|
|
|
34 |
Экстремумы функции. |
зачет |
Индивид. контроль |
|
|
|
|
|||
35 |
Применение производной к построению графиков функций. |
Правила применения производной к нахождению промежутков возрастания и убывания функций, точки экстремума функции. |
Уметь применять возможности производной в исследовании свойств функции и построении их графиков |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 51 |
|
|
|
|
36 |
Применение производной к построению графиков функций. |
практикум |
упражнения |
|
|
|
|
|||
37 |
Применение производной к построению графиков функций. |
Лабор.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
38 |
Наибольшее и наименьшее значения функции. |
Наибольшее или наименьшее значение функции на отрезке и на интервале. |
Применение правила нахождения наибольшего или наименьшего значения функции при решении задач и упражнений. |
практикум |
Исследоват. метод |
П.52 |
|
|
|
|
39 |
Наибольшее и наименьшее значения функции. |
семинар
|
Исследоват. метод
|
|
|
|
|
|||
40 |
Выпуклость графика функции, точки перегиба. |
Производная первого, второго и третьего порядка. Выпуклость вверх и вниз, интервалы выпуклости, точки перегиба. |
Уметь находить точки экстремума функции с использованием второй производной, интервалы выпуклости вверх и вниз при построении графиков функций. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 53 |
|
|
|
|
41 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Правила применения производной к исследованию функций. |
Использовании свойств производной при построении графиков функций. |
практикум |
Индивид. контроль |
П. 49-53 |
|
|
|
|
42 |
Контрольная работа № 3 |
|
|
Контр.раб. |
Фронтальн. контроль |
|
|
|
|
|
4. Интеграл -10 часов.
|
||||||||||
43 |
Первообразная |
Первообразная, графики перообразных. |
Уметь находить первообразную для элементарных функций, схематически изображать графики первообразных. |
лекция |
Рассказ, проблемное изложение |
П. 54 |
|
|
|
|
44 |
Правила нахождения первообразных |
Правила нахождения первообразных, таблица первообразных, правила интегрирования |
Знание основных формул, применение при решении упражнений. |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
П. 55 |
|
|
|
|
45 |
Правила нахождения первообразных |
семинар |
Работа с книгой |
|
|
|
|
|||
46 |
Правила нахождения первообразных |
Правила нахождения первообразных, таблица первообразных, правила интегрирования |
Знание основных формул, применение при решении упражнений |
|
|
|
|
|
|
|
47 |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл. |
Формула Ньютона - Лейбница, площадь криволинейной трапеции и интеграл. |
Применение интеграла для вычисления площадей фигур. |
практикум |
проблемное изложение |
П. 56 |
|
|
|
|
48 |
Площадь криволинейной трапеции и интеграл. |
Лабор.раб. |
Исследоват. метод |
|
|
|
|
|||
49 |
Вычисление интегралов. |
Формула Ньютона - Лейбница, таблица первообразных, правила интегрирования |
Уметь вычислять интегралы с помощью таблицы. |
практикум |
Составление таблицы |
П. 57 |
|
|
|
|
50 |
Применение производной и интеграла к решению практических задач. |
Простейшие дифференциальные уравнения, решение физических, биологических и технических задач, гармонические колебания |
Уметь решать простейшие дифференциальные уравнения. |
практикум
|
упражнения |
П. 59
|
|
|
|
|
51 |
Уроки обобщения и систематизации знаний. |
|
|
практикум |
Парная работа |
|
|
|
|
|
52 |
Контрольная работа №4 |
|
|
Контр.раб. |
Фронтальн. контроль |
|
|
|
|
|
5. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей – 9 часов.
|
||||||||||
53 |
Правило произведения |
Правило произведения. |
Меть применять правило произведения при решении задач. |
лекция |
беседа |
П. 60 |
|
|
|
|
54 |
Перестановки.
|
Перестановки из n элементов, формула |
Уметь вычислять факториал, применять |
практикум |
упражнения |
П.61 |
|
|
|
|
55 |
Размещения. Сочетания и их свойства. |
|
|
практикум |
упражнения |
П.62 |
|
|
|
|
56 |
Бином Ньютона. |
Бином Ньютона, треугольник Паскаля. |
Уметь записывать разложение бинома, находить члены разложения бинома. |
лекция практикум |
беседа упражнения |
П.64 |
|
|
|
|
57 |
События. Комбинация событий. Противоположное событие
|
Случайные, достоверные, невозможные, элементарные события. Равновозможность событий. |
Уметь определять вид событий, несовместимость событий. |
лекция |
беседа |
П.65 |
|
|
|
|
58 |
Вероятность события. Сложение вероятностей. |
Невозможные и достоверные события, вероятность события. |
Уметь определять вероятность событий. |
лекция |
беседа |
П.67 |
|
|
|
|
59 |
Сложение вероятностей. |
Практич.раб. |
Исследоват. метод |
П.68 |
|
|
|
|||
60 |
Независимые события. Умножение вероятностей. |
Независимые события. Умножение вероятностей. |
Уметь определять являются ли события независимыми и уметь находить вероятность событий. |
лекция |
беседа |
П.69 |
|
|
|
|
61 |
Уроки обобщения и систематизации знаний. |
|
|
практикум |
Парная работа |
|
|
|
|
|
|
Уравнения. Неравенства. – 7 ч |
|||||||||
62 |
Равносильные преобразования уравнений.
|
Равносильные уравнения, возведение уравнения в степень, извлечение корня степени n, логарифмирование показательного уравнения. |
Уметь применять равносильные преобразования при решении уравнений |
практикум
|
Исследоват. метод упражнения |
п.7.1 |
10.04 |
|
|
|
63 |
Возведение уравнения в четную степень. |
Иррациональные уравнения, уравнения, содержащие модуль |
Уметь применять возведение уравнения в четную степень, приводящие к уравнению – следствию. |
практикум |
Исследоват. метод упражнения |
п.8.2 |
16.04 |
|
|
|
64 |
Потенцирование логарифмических уравнений. |
Потенцирование логарифмических уравнений. |
Уметь применять потенцирование, приводящее к уравнению – следствию. |
практикум |
Исследоват. метод упражнения |
п.8.3 |
17.04 |
|
|
|
65 |
Решение уравнений с помощью систем. |
Уравнение равносильно совокупности системе. |
Уметь применять переход от уравнения к равносильной системе |
практикум |
Исследоват. метод упражнения |
п.9.2 |
22.04 |
|
|
|
66 |
Решение уравнений с помощью систем. |
Уравнение равносильно совокупности системе. |
практикум |
Исследоват. метод упражнения |
п.9.3 |
23.04 |
|
|
||
67 |
Уравнения и неравенства с модулями |
Применение метода промежутков, понятие модуля числа. |
Знание понятия модуля и его основные свойства, уметь применять метод промежутков. |
практикум |
Исследоват. метод упражнения |
п.12.1 |
30.04 |
|
|
|
|
Повторение -15ч
|
|||||||||
68 |
Выражения с корнями |
|
|
практикум |
упражнения |
повторение. |
20.05 |
|
|
|
69 |
Степенные выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
Иррациональные выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
71 |
Логарифмические выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 |
Тригонометрические преобразования выражений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
73 |
Иррациональные уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74 |
Показательные уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75 |
Логарифмические уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76 |
Показательные и логарифмические неравенства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
77 |
Тригонометрические уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
78 |
Область определения и область значения функции. Четные и нечетные функции, периодичность функций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
79 |
Нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
Производная и ее применение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
81 |
Первообразная и ее применение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
82-83 |
Решение заданий из вариантов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать[2]
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
· вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
· вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций;
· описывать по графику и в простейших случаях по формуле[3] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
· решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
· вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
· исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
· вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
· использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
· изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Учебно-методический комплект
1.Программа для общеобразовательных учреждений по алгебре для 10-11 классов, составитель Бурмистрова Т.А., автор Колягин Ю.М. – М.: Просвещение, 2011г.
2. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н. Е.Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией А.Б.Жижченко, – М.: Просвещение, 2017г.
3. Дидактические материалы для 11 класса «Алгебра и начала математического
анализа» авторов М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва,
– М.: Просвещение, 2012г.
Дополнительная литература
1. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразов. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.К. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2017.
2. Денищева Л.О. Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10 –11 класс.: Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2015.
3. Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.:Илекса, 2009.
4. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
5. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2008.
6. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 112 с.
7. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 96 с.
8. Материалы телекоммуникационной системы СтатГрад, публикуемые на сайте http://statgrad.mioo.ru.
9. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
10. Студенецкая В.Н., (Авт.-сост). Решение задач по статистики, комбинаторики, теории вероятности Волгоград: Учитель, 2005 .
11. Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10 – 11 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
12. 4.Единый государственный экзамен 2016-2017 г.. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2016-2017.
1. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Версия для школьника. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
2. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников 11.. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
3. Готовимся к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение – МЕДИА.
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ
http://geometry2006.narod.ru – авторский сайт В.А.Смирнова, где можно найти рабочие тетради по выполнению заданий В4 и В9.
http://mathege.ru. открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ).
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
[3] Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.