Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Гуковский строительный техникум»
ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
Гуково, 2024 г.
Рассмотрено на заседании ПЦК |
Утверждаю |
Протокол № от «……» 20 г.. |
Зам.директора по УП и МР Лобанова Н.И.______________________ |
Председатель ПЦК_______________ |
«______»_________20_____г. |
Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия для специальностей среднего профессионального образования:
· 43.01.09 «Повар, кондитер»;
на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Астрономия» среднего профессионального образования, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07.2015г.), с уточнениями ( протокол №3 от 25.05.2017). Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля получаемого профессионального образования с изменениями на основании приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2024 N 79088.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Гуковский строительный техникум»
Разработчик:
Кутепова О.А.. преподаватель физики ГБПОУ РО «ГСТ»
Рецензент:
Ф.И.О.________________________________________
Должность; квалификация________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия» |
5 |
Место учебной дисциплины в учебном плане |
7 |
Результаты освоения учебной дисциплины |
7 |
Содержание учебной дисциплины |
9 |
Тематическое планирование |
10 |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов |
20 |
Характеристика основных видов деятельности студентов темы 2 |
22 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Астрономия» |
25 |
Рекомендуемая литература |
26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум» для специальностей и профессий среднего профессионального образования технического и естественно - научного профиля 43.01.09 «Повар, кондитер»;
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
· формирование у обучающихся представлений о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения;
· формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной
· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия»
Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе… Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Именно поэтому очень важно, чтобы современные дети изучали астрономию. Основная цель данного курса сообщение обучающимся "четких представлений об окружающем мире, объяснения причин и физической природы повседневно наблюдаемых астрономических явлений и развития любознательности учащихся". Курс астрономии направлен на формирование у обучающихся представлений о движении, строении, происхождении развитии небесных тел и их систем; знакомство с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в данной области знаний. А также о практическом применении астрономических знаний для развития таких наук, как астрология, хиромантия, космология. Содержание курса выстроено с учётом последовательного, логически выстроенного материала, формирующего единую картину Вселенной. Основу изучения курса астрономии составляют принципы научности и доступности, деятельностный подход в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы: практические основы астрономии, движение небесных тел, методы астрофизических исследований, природа Солнечной системы, звезды и Солнце, строение и эволюция Вселенной, предмет астрологии, космос и человек Задачи курса: - сформировать представление об окружающем мире и о нашем месте в нем, об астрономической картине мира; - сформировать умение объяснять наблюдаемые астрономические явления (видимые движения небесных тел, Солнца, Луны, планет, комет и метеоров), понимать их природу, знать экологические проблемы жизнедеятельности природы; Уроки астрономии должны способствовать расширению кругозора, формировать любознательность и интересы обучающихся. Обучающийся должен использовать знания астрономии в своей жизни и практической деятельности (служба Солнца, служба погоды, времени и геомагнитного прогнозирования).
Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений. С целью формирования у обучающихся информационной культуры в содержание программы введены разделы предмет астрологии, космос и человек. Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества. В целом учебная дисциплина «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» завершается дифференцированным зачетом в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Астрономия» является базовой учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Результатам освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметные результаты изучения базового курса дисциплины
· смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
· определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
· смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
· использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
· выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
· решение задачи на применение изученных астрономических законов;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 38 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка- 38 часов для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов |
43.01.09 |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
38 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
38 |
в том числе: |
|
Теоретические занятия |
38 |
Практические занятия |
|
В том числе |
|
· Работа над материалом учебника, конспектом лекций; · Выполнение индивидуальных заданий; · Выполнение упражнений; · Творческие задания; · Написание рефератов; |
0 |
Индивидуальные проектные задания /исследовательская работа |
0 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
43.01.09 «Повар, кондитер» |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагаринв. Достижения современной космонавтики. |
2 |
1 |
Тема 1. Основы практической астрономии
|
Небесная сфера. особые точки небесной сферы. Небесные координаты Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. видимая звездная величина |
2 |
2 |
Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. |
2 |
||
Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения |
2 |
||
Время и календарь. |
2 |
||
Тема 2. Небесная механика |
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет Методы определения расстояний до тел Солнечной Системы и их размеров. |
2 |
|
Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. |
2 |
2 |
|
Тема 3. Строение Солнечной системы |
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. |
2 |
2 |
Планеты -гиганты. Спутники планет и кольца планет. |
2 |
2 |
|
Малые тела Солнечной системы.
|
1 |
2 |
|
Контрольная работа №1 |
1 |
2 |
|
Тема 4. Практическая астрофизика и физика Солнца |
Электромагнитное излучение, космические лучи гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. |
2 |
2 |
Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана - Больцмана |
2 |
2 |
|
Тема 5. Звезды |
Звезды: основные физико - химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и нестационарные звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. |
2 |
2 |
|
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна , вспышки, протуберанцы. Число Вольфа. Роль магнитных полей на солнце. солнечно - земные связи. |
2 |
2 |
Тема 6. Наша - Галактика - Млечный путь |
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя |
2 |
2 |
Тема 7. Строение и эволюция Вселенной |
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. |
2 |
2
|
Основы Космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная материя. |
2 |
||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
ИТОГО |
38 |
|
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1.Легенды и мифы на небе.
2. Звездные карты и координаты.
3. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.
4. Эклиптика. Видимое движение Солнца
5. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.
6. Время и календарь.
7. Состав и масштабы Солнечной системы.
8. Конфигурации и условия видимости планет.
9. Законы Кеплера.
10.Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
11.Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.
12.Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.
13.Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.
14.Планета Земля.
15.Луна – естественный спутник Земли.
16.Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.
17.Планеты – гиганты.
18.Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).
19.Солнце – ближайшая звезда.
20.Определение расстояний до звезд.
21.Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.
22.Двойные звезды. Массы звезд.
23.Размеры звезд. Плотность их вещества.
24.Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.
25.Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.
26.Наша галактика.
27.Диффузная материя.
28.Другие звездные системы –
галактики.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение |
Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Излагать основные положения современной научной картины мира. Приводить примеры влияния открытий в астрономии на прогресс в технике и технологии производства. Использовать Интернет для поиска информации. Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.
|
Тема 1. Основы практической астрономии
|
Применять знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних ши- ротах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Подготовка и выступление с презентациями и сообщениями. |
Тема 2. Небесная механика |
Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. |
Тема 3. Строение Солнечной системы |
Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
Тема 4. Практическая астрофизика и звездная астрономия |
Объяснять природу электромагнитных волн. Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. Знать эффект Доплера, закон смещения Вина, закон Стефана - Больцмана |
Тема 5. Звезды |
На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях про- тон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколеба- тельного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволю- ции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач |
Тема 6. Наша - Галактика - Млечный путь |
Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
Тема 7. Строение и эволюция Вселенной |
Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Участие в дискуссии |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется на базе кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
¾ ПК,
¾ видеопроектор,
¾ проекционный экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2020.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2019 г.;
3. Авторская программа по астрономии Чаругина В. М.
4. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2020 г.
5. Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград, Учитель 2023 г.
6. Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985.
7. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»: «Физика», статьи по астрономии.
Дополнительные источники:
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
3. «Физика Вселенной». 1-е изд., 1976, Наука, 2-е изд., 2004.
4. Жуков Л.В., Соколова И.И. «Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие». – СПб.: Паритет, 2013.
5. Журналы «Земля и вселенная».
6. Куликовский П.С. «Справочник любителя астрономии». М.: УРСС, 2012.
7. . Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Предметные результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
· смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; · определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; · смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; · использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; · выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; · приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; · решение задачи на применение изученных астрономических законов;
|
Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).
Подготовка рефератов, презентаций. Тестовые задания.
Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.