Сведения об УМК |
Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. М.: Дрофа, 2018. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
При базовом изучении курса астрономии учащиеся должны знать: смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия ( и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро; определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; должны уметь:
Учебное оборудование: Глобус Луны, экран, компьютер.
Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета:
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов: контрольная работа, проверочные работы, практические работы.
Система оценки достижения планируемых результатов. Для оценивания предметных результатов по учебному предмету «Физика» используется 5-бальная система оценки. 1. Устный опрос класса Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Проведение письменных работ (контрольных работ, проверочные работы) Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов. Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов. Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 – 5 недочётов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Грубые ошибки · Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. · Неумение выделять в ответе главное. · Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. · Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы · Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. · Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. · Неумение определить показания измерительного прибора. · Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки · Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. · Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. · Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. · Нерациональный выбор хода решения. Недочеты · Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач. · Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. · Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. · Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. · Орфографические и пунктуационные ошибки
|
Содержание учебного предмета, курса. |
Содержание изучаемого курса Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Астрономия, ее значение и связь с другими науками Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Луна – естественный спутник Земли. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты. Солнце и звезды Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Строение и эволюция Вселенной Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
|
Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 класс
№ п/п |
Сроки проведения
|
Название раздела, темы, урока |
Количество часов |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
I |
|
|
Астрономия, ее значение и связь с другими науками |
2 |
|
1 |
04.09 |
|
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. |
1 |
§ 1 |
2 |
11.09 |
|
Наблюдения – основа астрономии. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. |
1 |
Стартовая тестовая работа на 25 минут |
II |
|
|
Практические основы астрономии |
5 |
|
3 |
18.09 |
|
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. |
1 |
§3,4 |
4 |
25.09 |
|
Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
1 |
§ 5,6 |
5 |
02.10 |
|
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
1 |
§7,8 |
6 |
09.10 |
|
Время и календарь. |
1 |
§ 9 подготов. к контр. работе |
7 |
16.10 |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». |
1 |
повторить |
III |
|
|
Строение Солнечной системы |
7 |
|
8 |
23.10 |
|
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. |
1 |
§ 10 |
9 |
06.11 |
|
Конфигурации планет. Синодический период. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. |
1 |
§ 11 |
10 |
13.11 |
|
Законы движения планет солнечной системы. |
1 |
§ 12 |
11 |
20.11 |
|
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. |
1 |
§ 13 |
12 |
27.11 |
|
Движение небесных тел под действием сил тяготения. |
1 |
§ 14 п. 1,2,3 |
13 |
04.12 |
|
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам. |
1 |
§ 14. п.4,5,6 подготов. к контр. работе |
14 |
11.12 |
|
Контрольная работа по итогам первого полугодия №2 |
1 |
Включая задания по теме «Строение Солнечной системы». |
IV |
|
|
Природа тел Солнечной системы |
8 |
|
15 |
18.12 |
|
Общая характеристика планет. |
1 |
§ 15 |
16 |
25.12 |
|
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
1 |
§ 16 |
17 |
15.01 |
|
Система Земля – Луна. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. |
1 |
§ 17 |
18 |
22.01 |
|
Планеты земной группы. Общая характеристика Меркурия, Венеры и Марса. |
1 |
§ 18 |
19 |
29.01 |
|
Далекие планеты. Общая характеристика планет-гигантов. Спутники и кольца планет гигантов. |
1 |
§19 |
20 |
05.02 |
|
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». |
1 |
повторить |
21 |
12.02 |
|
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты. |
1 |
§20 подготов. к контр. работе |
22 |
19.02 |
|
Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы». |
1 |
повторить |
V |
|
|
Солнце и звезды |
6 |
|
23 |
26.02 |
|
Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
1 |
§ 21 подготовится к проверочной раб |
24
|
5.03 |
|
Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». |
1 |
повторить |
25 |
12.03 |
|
Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». |
1 |
§ 22 |
26 |
19.03 |
|
Массы и размеры звезд. Модели звезд. |
1 |
§23 |
27 |
02.04 |
|
Переменные и нестационарные звезды. |
1 |
§ 24 подготов. к контр. работе |
28 |
09.04 |
|
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». |
1 |
повторить |
VI |
|
|
Строение и эволюция Вселенной |
5 |
|
29 |
16.04 |
|
Наша Галактика. Млечный путь и Галактика. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. |
1 |
§25 |
30 |
23.04 |
|
Другие звездные системы- галактики. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Разнообразие мира галактик. |
1 |
§26 |
31 |
30.04 |
|
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. |
1 |
§27 |
32 |
07.05 |
|
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение |
1 |
подготовится к проверочной раб |
33 |
14.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
повторить |
VII |
|
|
Жизнь и разум во Вселенной |
2 |
|
34 |
21.05 |
|
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. |
1 |
§28 |
35 |
28.05 |
|
Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. |
1 |
повторить |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.