Рабочая программа по астрономии для 10 класса по УМК Б.А. Воронцов-Вельяминова
Оценка 5

Рабочая программа по астрономии для 10 класса по УМК Б.А. Воронцов-Вельяминова

Оценка 5
doc
27.02.2020
Рабочая программа по астрономии для 10 класса по УМК  Б.А. Воронцов-Вельяминова
астрономия 10 2019-2020 уч.год.doc

Сведения об УМК

Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018.

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.  М.: Дрофа, 2018.          

Требования к уровню подготовки учащихся

При базовом изучении курса астрономии учащиеся должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия ( и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

 смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

 

Учебное оборудование:  Глобус Луны, экран, компьютер.

 

Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые

 в изучении предмета: 

 

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Эрудит: биографии ученых и изобретателей

http://erudite.nm.ru

Библиотека – всё по предмету «Физика».

http://www.proshkolu.ru 

 

Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов: контрольная работа, проверочные работы, практические работы.

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

Для оценивания предметных результатов по учебному предмету «Физика» используется 5-бальная система оценки.

1.    Устный опрос класса

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

 

Проведение письменных работ (контрольных работ, проверочные работы)

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4 – 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Грубые ошибки

·           Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

·           Неумение выделять в ответе главное.

·           Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

·           Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

·           Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

·           Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

·           Неумение определить показания измерительного прибора.

·           Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

·           Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

·           Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

·           Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

·           Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

·           Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

·           Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

·           Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

·           Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

·           Орфографические и пунктуационные ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса.

Содержание изучаемого курса 

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ     

                Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия,  ее  связь  с  другими  науками.  Структура  и  масштабы  Вселенной.

Особенности  астрономических   методов  исследования.   Телескопы   и   радиотелескопы.

Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы.

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Луна – естественный спутник Земли. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной

космологии.  «Красное  смещение»  и  закон  Хаббла.  Нестационарная  Вселенная  А.  А.

Фридмана.  Большой  взрыв.  Реликтовое  излучение.  Ускорение  расширения  Вселенной.

«Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 класс

 

№ п/п

Сроки проведения

 

 

Название раздела, темы, урока

 

Количество

часов

 

Примечание

 

План

 

Факт

I

 

 

Астрономия, ее значение  и связь с другими науками

2

 

1

04.09

 

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.

1

§ 1

2

11.09

 

 Наблюдения – основа астрономии. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.

1

Стартовая тестовая работа на 25 минут

II

 

 

Практические основы астрономии

5

 

3

18.09

 

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

1

§3,4

4

25.09

 

Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил.  Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

§ 5,6

5

02.10

 

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

§7,8

6

09.10

 

Время и календарь.

1

§ 9 подготов. к контр. работе

7

16.10

 

Контрольная работа № 1  по теме «Практические основы астрономии».

1

повторить

III

 

 

Строение Солнечной системы

7

 

8

23.10

 

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.

1

§ 10

9

06.11

 

Конфигурации  планет. Синодический период.  Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

1

§ 11

10

13.11

 

Законы  движения планет солнечной системы.

1

§ 12

11

20.11

 

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный  параллакс.

1

§ 13

12

27.11

 

 Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

§ 14   п. 1,2,3

13

04.12

 

Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам.

1

§ 14. п.4,5,6 подготов. к контр. работе

14

11.12

 

Контрольная работа по итогам первого полугодия  №2

1

Включая задания по теме «Строение Солнечной системы».

IV

 

 

Природа тел Солнечной системы

8

 

15

18.12

 

Общая характеристика планет. 

1

§ 15

16

25.12

 

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.  

1

§ 16

17

15.01

 

Система Земля – Луна. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.

1

§ 17

18

22.01

 

Планеты земной группы.  Общая характеристика Меркурия, Венеры и Марса.

1

§ 18

19

29.01

 

Далекие планеты. Общая характеристика планет-гигантов. Спутники и кольца планет гигантов.

1

§19

20

05.02

 

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».

1

повторить

21

12.02

 

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.

1

§20 подготов. к контр. работе

22

19.02

 

Контрольная работа № 3  по теме «Природа тел Солнечной системы».

1

повторить

V

 

 

Солнце и звезды

6

 

23

26.02

 

Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

§ 21 подготовится к проверочной раб

24

 

 

 

 

5.03

 

Проверочная  работа «Солнце и Солнечная система».

1

повторить

25

12.03

 

Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд.  Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость».

1

§ 22

26

19.03

 

 Массы и размеры звезд. Модели звезд.

1

§23

27

02.04

 

Переменные и нестационарные звезды.

1

§ 24 подготов. к контр. работе

28

09.04

 

Контрольная работа № 4  по теме «Солнце и звезды».

1

повторить

VI

 

 

Строение и эволюция Вселенной

5

 

29

16.04

 

Наша Галактика.  Млечный путь и Галактика.  Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике.

1

§25

30

23.04

 

 Другие звездные системы- галактики. Спиральные рукава. Ядро Галактики.  Разнообразие мира галактик.

1

§26

31

30.04

 

 Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.

1

§27

32

07.05

 

Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

1

подготовится к проверочной раб

33

14.05

 

Итоговая контрольная работа.

1

повторить

VII

 

 

Жизнь и разум во Вселенной

2

 

34

21.05

 

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.

1

§28

35

28.05

 

Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

1

повторить

 


Скачано с www.znanio.ru

Сведения об УМК Программа: Астрономия

Сведения об УМК Программа: Астрономия

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой…

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой…

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 класс № п/п

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Проверочная работа «Солнце и

Проверочная работа «Солнце и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020