Рабочая программа по биологии 10-11кл
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 10-11кл

Оценка 4.8
docx
18.01.2020
Рабочая программа по биологии 10-11кл
биология 10-11кл Колкотина н).docx

Уйский муниципальный район

МБОУ «Ларинская СОШ»

Аннотация к рабочей программе.

Предмет

Биология

Классы

10-11

Автор-составитель

Колкотина Елена Владимировна,  учитель географии и биологии МБОУ «Ларинская СОШ», первая категория

Программа составлена на основе

Федерального государственного стандарта среднего  общего образования, примерной основной образовательной программы среднего  общего образования.,   авторской учебной программы по информатике  к учебнику 10-11   классов (Базовый уровень) Л.Л. Босова  (Издательство «БИНОМ» «Лаборатория знаний», ООП СОО МБОУ «Ларинская СОШ»

Структура рабочей программы

- .Аннотация к рабочей программе  с указанием учебно-методического комплекса и его содержанием  и форм промежуточного контроля по учебному предмету

Обязательные разделы рабочей программы:

1.         Планируемые результаты изучения учебного предмета

2.         Содержание учебного предмета

3.         Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Приложения.

1. Календарно-тематическое планирование учебного предмета с указанием форм текущего контроля

2. Содержание НРЭО

3.  Перечень контрольных работ

4.  Оценочные материалы (электронный носитель)

Программа к УМК 

Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника) авторской программы В.В. Пасечник «Общая биология» для учащихся 10,-11 классов. (сборник: «Программы среднего (полного) общего образования по биологии. Х-ХI классы, автор В.В.Пасечник/программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; Москва, Дрофа, 2011

Учебники

1.                  А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2014.

 

Оценочные материалы

  1. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010
  2. Оценочные материалы,  рассмотренные на заседании методического объединения учителей математики  и информатики  (протокол № 1 от 28.08.2019), согласованные с заместителем директора по УВР  и утверждённые директором школы  составе ООП СОО (приказ №380 от 04.09.2019)

Методическое обеспечение

Биология:Т.А. Козлова тематическое и поурочное планирование по биологии. 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология: Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень"

Цели реализации  программы

освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке

Задачи реализации программы

 

 

 

-обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

          через систему  уроков и индивидуальные образовательные

            маршруты учеников.                                                                                                             

добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Содержание программы

·         Введение

·         Основы цитологии

·         Размножение и индивидуальное развитие  организмов

·         Основы генетики

·         Генетика человека

·         . Основы селекции и биотехнологии

·         Основы учения об эволюции

·         Основы селекции и биотехнологии

·         Антропогенез

·         Эволюция биосферы и человек

Количество часов в неделю

10-  класс по 1 часу в неделю

11класспо2 часа в неделю

Количество часов  на учебный год (по классам)

10 класс -34 часа

 11 класс -68 часа

Итого за два года обучения: 102 часа

Формы промежуточной аттестации

10  класс: Контрольная работа  (при условии выбора учащимся предмета ) либо отметка выставляется как среднее арифметическое полугодовых отметок

10 класс - в соответствии с Положением «О проведении  промежуточной аттестации обучающихся  и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МБОУ «Ларинская СОШ»: промежуточная аттестация в 11 классах проводится по результатам текущего контроля успеваемости по полугодиям и выставляется как среднее значение полугодовых  отметок

Формы текущего контроля

Контрольная работа, диагностическая работа, тестирование, практическая работа, устный опрос, ответ у доски, защита проекта, творческая работа, самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа   учебного предмета «Биология»

10-11 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» 10-11 классы

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

–          Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие:

–          – осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора

–          жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);

–          – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;

–          – использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;

–          – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

–          – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

–          – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

–          – использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

–          Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

–          – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

–          – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.

–          Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).

–          Регулятивные УУД:

–          – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

–          – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

–          – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);

–          – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

–          Средством формирования регулятивных УУД служат технология

–          проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

–          Познавательные УУД:

–          – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;

–          – самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

–          – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

–          – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

–          – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

–          – понимать систему взглядов и интересов человека;

–          – владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

–          Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:

–          – осознание роли жизни (1-я линия развития);

–          – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

–          – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

–          – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

–          Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

–          Коммуникативные УУД:

–          – при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);

–          – понимать систему взглядов и интересов человека;

–          – толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.

–          Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

 

Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:

–          1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.

–          – характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

–          – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

–          – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

–          2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.

–          – объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);

–          – приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;

–          – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

–          – объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;

–          – характеризовать основные этапы происхождения человека.

–          3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.

–          – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);

–          – использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

–          – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

–          – использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.

–          4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.

–          – объяснять специфику биологии как науки;

–          – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

–          – характеризовать основные уровни организации живого;

–          – объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;

–          – характеризовать основные положения клеточной теории;

–          – перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;

–          – характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;

–          – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

–          – уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

–          – объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;

–          – объяснять причины многообразия живых организмов;

–          – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

–          5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений

–          человека и природы.

–          – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

–          – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

–          – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

–          6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.

–          – применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;

–          – применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).

 

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 

          раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

          понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

          понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

          использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

          формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

          сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

          обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

          приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

          распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

          описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

          объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

          классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

          объяснять причины наследственных заболеваний;

          выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

          выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

          составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

          приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

          оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

          представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

          оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

          объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

          объяснять последствия влияния мутагенов;

          объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

 

          давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

          характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

          сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

          решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

          решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

          решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

          устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

          оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы  учебного предмета  Биология 10 класс

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

 

 

Тематическое планирование учебного предмета «Биология»   10-11 классы  (Базовый уровень)

№ главы

Тема

Кол-во часов

Содержание

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

 

10 класс

 

 

 

 

1

Введение. .

2

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

 

Объяснять смысл важнейших биологических терминов (Н). Характеризовать методы биологии (Н), объяснять область их применения Называть свойства живого, при- водить примеры их проявления (Н).

Объяснять специфику живого (П). Называть и характеризовать уровни организации (Н), объяснять их отличия

2

Основы цитологии

16

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов

Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; иметь представление о клеточном уровне организации живого

Определение основополагающих понятий: цитология, методы изучения клетки,  Ультра центрифугирование, клеточная теория.  Знать особенности строения клетки эукариот и прокариот.

Строение клетки. Сходство принципов по строения клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции Определение основополагающих понятий, 

характеризующих особенности строения органоидов клетки.

Знать об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки.

Иметь представление о гене, кодоне, антикодоне, триплете, знать особенности процессов трансляции и транскрипции.

Знать способы питания организмов.

Иметь представление о фазах митоза, процессе редупликации, жизненном цикле клетки, интерфазе

Знать процессы жизнедеятельности клетки.

Определение основополагающих понятий: обмен веществ, энергетический обмен, 

пластический обмен, метаболизм. Гликолиз. Клеточное дыхание. Цикл Кребса. 

Дыхательная цепь. Окислительное 

фосфориллирование. 

 

Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.  

Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук

Объяснять значение клеточной теории для развития биологии

Характеризовать клетку как структурную единицу живого.  

Выделять существенные признаки строения клетки.

Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки.  

Наблюдать         и описывать клетки на готовых микропрепаратах

Объяснять         особенности клеточного         строения организмов. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

 Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.  

Сравнивать строение эукариотических         и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ.  

Объяснять космическую роль фотосинтеза в биосфере

Выделять существенные признаки процесса биосинтеза белков и его механизм

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

 

3

Размножение и индивидуальное развитие  организмов

7

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Иметь представление о типах клеточного питания: фотосинтез и хемосинтез 

Знать, как происходят основные этапы биосинтеза белка. хранение, передача и 

реализация наследственной информации в 

клетке. Уметь пользоваться генетическим кодом. 

Решать биологические задачи, связанные 

с определением последовательности 

нуклеиновых кислот и установлением 

соответствий между ней и 

последовательностью аминокислот в 

пептиде. 

задачи по молекулярной биологии

 

Определять митоз как основу бесполого размножения и роста

Построение ментальной карты понятий 

отражающей сущность полового 

размножения организмов. 

Продуктивное общение и взаимодействие 

в процессе совместной учебной 

деятельности с учётом позиции других 

участников деятельности при обсуждении 

вопросов мейотического деления клетки. 

Овладение методами научного познания в процессе сравнивания процессов митоза и мейоза, процессов образования мужских и женских половых клеток у человек

 

4

Основы генетики

8

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теориянаследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

: иметь представление о развитии знаний о наследственности и изменчивости.  Знать основные понятия генетики.иметь представление о моногибридном скрещивании. Знать закон единообразия гибридов первого поколения при полном и неполном доминировании.

: о механизмах определения пола. Знать хромосомное определение пола

 уметь объяснять необходимость знаний об основных понятиях генетики для понимания механизмов наследственности и изменчивостиуметь объяснять необходимость знаний о моногибридном скрещивании для понимания закономерностей наследственности

уметь объяснять необходимость знаний о хромосомной теории для понимания механизмов наследственности и профилактики наследственных заболеваний

5

Генетика человека

1

Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

- характеризовать методы исследования генетики человека; - понимать влияние мутагенов на организм человека; - характеризовать методы профилактики наследственных заболеваний человека.

- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

 

11класс

 

 

 

 

1

Основы учения об эволюции.

18

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции

иметь представление об истории  развития эволюционной теории. Знать предпосылки возникновения Дарвинизма

иметь представление о эволюционной теории Ч. Дарвина.  Знать основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

иметь представление о факторах эволюции с точки зрения СТС. Знать популяцию как единицу эволюции и факторы, влияющие на эволюционные процессы в популяциях

иметь представление о доказательствах эволюции. Знать сущность сравнительно-анатомических, эмбриологических и палеонтологических доказательств

:  уметь объяснять необходимость знаний об истории развития эволюционной теории для понимания ее роли в становлении биологической науки.

уметь объяснять необходимость знаний о виде для понимания уровневой организации и свойств  живой материи

уметь объяснять необходимость знаний о факторах эволюции для понимания механизмов развития живой природы

уметь объяснять необходимость знаний о главных направлениях эволюции для понимания ее сущности.

 

2

Основы селекции и биотехнологии

7

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.  Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы

иметь представление о процессе видообразования. Знать способы и пути видообразования.

основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

- что такое биотехнологии и их роль в развитии современной цивилизации

 

уметь объяснять необходимость знаний о видообразовании для понимания путей эволюции органического мира.

 

3

Антропогенез

7

Место человека в системе органического мира Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу

Давать определения ключевым понятиям Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Приматы Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности

Объяснять причины един-

ства человеческих рас.

Обосновывать   механизм

формирования     человече-

скихра

.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.Осуществлять самостоятельный   поиск   биологи-

ческой информации из различных источников.

Описывать   образ   жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Выделять  признаки  раз-

личий человеческих рас и

объяснять   причины   раз-

личий.

Характеризовать     совре-

менный этап эволюции че-

ловека.

Уметь: характеризовать роль биологических и социальных факторов в эволюции человека, доказывать, что человек – одновременно и биологическое и социальное существо

4

Основы экологии

20

Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности.    Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.  Демонстрация.      Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения( слайды, анимации и д.) : «Методы исследования генетики человека», «Влияние мутагенов на организм человека», «Профилактика наследственных заболеваний человека»

Что изучает экология.

- в чем значение факторов среды;

- какую роль играют условия внешней  среды и внутренние свойства популяции-онной группы в процессах изменения ее численности во времени;

- различные типы взаимодействий организмов;

- особенности конку-рентных отношений и факторы, определяю-щие исход конкурент- ной борьбы;

- состав и свойства экосистем;

- потоки энергии и круговорот веществ, обеспечивающих функционирование экологических систем, и роль в этих процессах живых организмов.

 

Объяснять    роль   живых организмов в круговороте веществ.

Характеризовать влияние человеческой    деятельности на круговорот веществ в природе.

Характеризовать  верхние и нижние пределы распространения   жизни   в   биосфере.

Приводитьпримеры проявлений функций живого вещества 

 

5

Эволюция биосферы и человек

 

9

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды

Давать         определения ключевым понятиям.

Объяснять   влияние   на окружающую   среду   деятельности     первобытного человека.

Характеризовать    развитие   учения   о   ноосфере В.И. Вернадски

Объяснять причины и последствия        загрязнения атмосферы.

.Называть растения и животных,  находящихся  под угрозой исчезновения.

Объяснять    последствия уничтожения лесов

Приводить примеры природных  ресурсов  различных групп.Описывать   влияние   загрязнений природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия       загрязнения пресных и морских вод

Приводить примеры истощения водных ресурсов

Выявлять антропогенные изменения  в экосистемах своего региона

 

Повторение

7

 

 

 

 

Итого

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» 10 класс (базовый уровень).

 (1ч. в неделю, всего-34 часа)

Тема урока

Кол. часов

НРЭО

Формы контроля

Дата проведения урока

Дата по плану

Дата по факту

 

1.Введение

2

 

 

 

 

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1

 

 

 

 

2.

Cущность  жизни  и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

 

 

 

 

 

2.Основы цитологии

16

 

 

 

 

3.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

1

 

 

 

 

4.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

 

 

 

 

5.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

 

 

 

 

6.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

 

 

 

 

7.

Строение и функции белков.

1

 

 

 

 

8.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТф и другие соединения клетки

1

 

 

 

 

9.

. Контрольная работа № 1. «Химическая  организация клетки».

1

 

Конт.раб

 

 

10.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

 

 

 

 

11.

ЭПС. Комплекс  Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движенияЛабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

1

 

 

 

 

12.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение  строения клеток растений и животных»  

1

 

 

 

 

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

1

Анализ вирусных заболеваний у учащихся школы.

 

 

 

14.

Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого».

1

 

Конт.раб

 

 

15.

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

Энергетический обмен в клетке.

1

Космическая роль растений. Охрана растений

 

 

 

16.

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.

1

 

 

 

 

17.

Генетический код. Транскрипция.

1

 

 

 

 

18.

Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

1

 

Конт.раб

 

 

 

3.Размножение и индивидуальное развитие  организмов

7

 

 

 

 

19

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

 

 

 

 

20

Мейоз.

1

 

 

 

 

21

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Вегетативное размножение растений нашей местности.

 

 

 

22

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

 

 

 

 

23

Оплодотворение.

1

 

 

 

 

24.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный  период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

Влияние вредных привычек на здоровье человека.

 

 

 

25

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

1

 

 

 

 

 

4.Основы генетики-

8

 

 

 

 

26

История развития генетики. Гибридологический метод

1

 

 

 

 

27

Моногибридное скрещивание Анализирующее  скрещивание.Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

1

 

 

 

 

28

Дигибридное скрещивание.

1

 

 

 

 

29

Хромосомная теория наследственности.

1

 

 

 

 

30

Взаимодействие неаллельных генов.Практическая  работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

1

 

 

 

 

31

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1

 

 

 

 

32

Изменчивость. Виды мутаций.Контрольная работа № 4 «Основы генетики».

1

 

Контр.раб

 

 

33

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

Виды мутагенов.

 

 

 

 

5.      Генетика человека

1

 

 

 

 

34

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1

Модифицированные продукты и их влияние на здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» 11 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

НРЭО

Формы контроля

Дата проведения урока

Дата по плану

Дата по факту

 

I. Основы учения об эволюции.

18

 

 

 

 

1.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

 

 

2.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

1

 

 

3.

Вид, его критерии.Лабораторная работа.№1 «Изучение морфологического критерия вида».

1

 

 

4.

Популяции.

1

 

5.

Генетический состав популяций.

1

 

 

6.

Изменения генофонда популяций.

1

 

7.

Борьба за существование и её формы.

1

 

 

8.

Естественный отбор и его формы.

1

 

9.

Естественный отбор и его формы.Лаб.раб.№2 «выявление  приспособлений у организмов к среде обитания»

1

 

 

10.

Изолирующие механизмы.

1

 

 

11.

Видообразование.

1

 

 

12.

Макроэволюция, её доказательства.

1

 

 

13.

Макроэволюция, её доказательства.

1

 

 

14.

Система растений и животных – отображение эволюции.

1

 

 

15.

Главные направления эволюции органического мира.

1

 

 

16.

Главные направления эволюции органического мира.

1

 

 

17.

Обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

1

 

 

18.

Контрольный  урок по теме «Основы учения об эволюции».

1

Контр.раб

 

 

II. Основы селекции и биотехнологии.

7

 

 

 

 

19.

Основные методы селекции и биотехнологии.

1

 

 

20.

Методы селекции растений.

1

 

 

21.

Гетерозис и полиплоидия.

1

 

 

22.

Методы селекции животных.

1

 

 

23.

Селекция микроорганизмов.

1

 

 

24.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1

 

25.

Контрольный  урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

1

Контр.раб

 

 

III. Антропогенез

7

 

 

 

 

26.

Положение человека в системе органического мира.

 

 

 

,

 

27.

Основные стадии антропогенеза.

1

 

 

28.

Основные стадии антропогенеза.Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

 

 

29.

Движущие стадии антропогенеза.

1

 

 

30.

Прародина человека.

1

 

 

31.

Расы и их происхождение.

1

 

 

32.

Контрольный   урок по теме

«Антропогенез».

1

Контр.раб

 

 

IV. Основы экологии

 

20

 

 

 

 

33.

Что изучает экология.

1

 

 

34.

Среда обитания организмов и её факторы.

1

 

 

35.

Среда обитания организмов и её факторы.

1

 

 

36.

Местообитание и экологические ниши.

1

 

37.

Основные типы экологических взаимодействий.

1

 

 

38.

Основные типы экологических взаимодействий.

1

 

 

39

Конкурентные взаимодействия.

1

 

 

40.

Основные экологические характеристики популяции.

1

 

 

41.

Динамика популяции.

1

 

 

42.

Экологические сообщества.

1

 

43.

Экологические сообщества.

1

 

 

44.

Структура сообщества.

1

 

 

45.

Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

 

 

46.

Пищевые цепи.Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

Составление пищевых цепей на примере сообществ Южного Урала

 

.

 

47.

Экологические пирамиды.

1

 

 

48.

Экологические сукцессии.

1

 

 

49.

Влияние загрязнений на живые организмы.

1

 

 

50.

Основы рационального природопользования.

1

Примеры рационального природопользования на Южном   Урале

 

 

51

Обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

1

 

 

52.

Контрольный  урок по теме

«Основы экологии».

1

Контр.раб

 

 

V. Эволюция биосферы и человек

9

 

 

 

 

53.

Гипотезы о происхождении жизни.

1

Стоянки древних людей на Южном Урале

 

 

54.

Современные представления о происхождении жизни.

1

 

.

 

55.

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

 

 

56.

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

 

 

57.

Эволюция биосферы.

1

 

 

58.

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

1

 

 

59.

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

Антропогенное влияние на биосферу

 

 

 

 

60.

Контрольный  урок по теме

«Эволюция биосферы и человек».

1

Контр.раб

 

61.

Итоговый урок «Роль биологии в будущем».

1

 

 

Повторение

7

 

 

62.

Повторение темы «Основы цитологии».

1

 

 

63.

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

1

 

 

64.

Повторение темы «Основы генетики».

1

 

 

65.

Повторение темы «Генетика человека».

1

 

 

66.

Повторение темы « Основы учения об эволюции».

1

 

 

67.

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

1

 

 

68.

Повторение темы «Антропогенез».

1

 

 

 

 

 

приложение 2

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей  (НРЭО) 10 класс

Номер урока

Тема урока

Содержание НРЭО

13

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

Анализ вирусных заболеваний у учащихся школы.

15

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.Энергетический обмен в клетке.

Космическая роль растений. Охрана растений

21

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Вегетативное размножение растений нашей местности.

24

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный  период.

Влияние вредных привычек на здоровье человека.

34

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Модифицированные продукты и их влияние на здоровье.

 

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей  (НРЭО) 11 класс

Номер урока

Тема урока

Содержание НРЭО

46

Пищевые цепи.Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

Составление пищевых цепей на примере сообществ Южного Урала

50

Основы рационального природопользования

Примеры рационального природопользования на Южном   Урале

53

Гипотезы о происхождении жизни.

 Стоянки древних людей на Южном Урале

59

Антропогенное воздействие на биосферу.

Антропогенное воздействие на биосферу. Челябинской области»

Приложение 3

 

Перечень контрольных работ по предмету «Биология»

10 класс

№ к.р.

Тема

№ урока

Дата проведения

по плану

фактически

1

«Химическая  организация клетки».

9

 

 

2

Клетка – структурная единица живого».

14

 

 

3

«Обмен веществ и энергии в клетке».

18

 

 

4

Основы генетики».

32

 

 

 

11 класс

№ к.р.

Тема

№ урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

«Основы учения об эволюции».

18

 

 

2

Основы селекции и биотехнологии

25

 

 

3

Антропогенез

32

 

 

4

Основы экологии

52

 

 

5

Эволюция биосферы и человек

60

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

 

Уйский муниципальный район

Уйский муниципальный район

Задачи реализации программы - обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников

Задачи реализации программы - обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 10-11 классы

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 10-11 классы

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД )

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД )

Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

– 3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. – – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания…

– 3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. – – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания…

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку

ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку

ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку

ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку

Содержание программы учебного предмета

Содержание программы учебного предмета

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение

Тематическое планирование учебного предмета «Биология» 10-11 классы (

Тематическое планирование учебного предмета «Биология» 10-11 классы (

Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; иметь представление о клеточном уровне организации живого

Знать основные методы изучения клетки; основные положения клеточной теории; иметь представление о клеточном уровне организации живого

Индивидуальное развитие человека

Индивидуальное развитие человека

Основы учения об эволюции. 18

Основы учения об эволюции. 18

Понятие о макроэволюции иметь представление об истории развития эволюционной теории

Понятие о макроэволюции иметь представление об истории развития эволюционной теории

Факторы эволюции современного человека

Факторы эволюции современного человека

Эволюция биосферы и человек 9

Эволюция биосферы и человек 9

Тема урока Кол. часов

Тема урока Кол. часов

Строение клетки. Клеточная мембрана

Строение клетки. Клеточная мембрана

Генетический код. Транскрипция

Генетический код. Транскрипция

История развития генетики. Гибридологический метод1

История развития генетики. Гибридологический метод1

Методы исследования генетики человека

Методы исследования генетики человека

Тема урока Кол-во часов

Тема урока Кол-во часов

Главные направления эволюции органического мира

Главные направления эволюции органического мира

Положение человека в системе органического мира

Положение человека в системе органического мира

Основные типы экологических взаимодействий

Основные типы экологических взаимодействий

Южном Урале 51

Южном Урале 51

Контрольный урок по теме «Эволюция биосферы и человек»

Контрольный урок по теме «Эволюция биосферы и человек»

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО) 10 класс

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО) 10 класс

Приложение 3 Перечень контрольных работ по предмету «Биология» 10 класс № к

Приложение 3 Перечень контрольных работ по предмету «Биология» 10 класс № к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020