Рабочая программа по биологии 5 класс

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс рабочие прогграммы.docx

Пояснительная записка

 

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану школы.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

- Федеральный  закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  

- Закон «Об образовании в городе Севастополе» от 23 января 2015 г.  № 107-ЗС,

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,

-Приказ  Минобрнауки России от 17.12. 2010  № 1897 «Федеральный Государственный  образовательный стандарт основного общего образования»,

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования",

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 « О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»,

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",

             -Основная образовательная программа основного общего образования государственного  бюджетного образовательного учреждения города Севастополя « Средняя общеобразовательная школа №9» (2016-2018 гг.)

            -Рабочая авторская программа  «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В. Суматохин и др.

–М.:«Просвещение», 2011г.

            -Учебный план ГБОУ СОШ № 9 на 2017/2018 учебный год.

            -Положение о разработке РП учебных предметов  ГБОУ СОШ № 9

 Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников:

 Предметная линия учебников «Линия жизни» (5-9 класс)

- учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. – М.: Просвещение, 2014.,

 В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

            Данная программа используется как для очного обучения, семейного, так и для обучения на дому по медицинским показаниям. Планируемые результаты индивидуального, семейного обучения достигаются за счет учителя и индивидуальной  работы самого обучающегося.

 

 

 

 

Планируемые результаты

освоения учебного предмета «Биология 5 класс»

 

В результате изучения биологии обучающиеся 5 класса

научатся:

выделять существенные признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; давать общую характеристику растительного царства; давать характеристику основных группам растений и животных; объяснять происхождение растений и животных, основные этапы развития растительного и животного  мира.

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование, работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;                    • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

получат возможность научиться:

•  находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; рациональной организации труда и отдыха, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

·          Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

·          Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

·          Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

·          Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

·          Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·          Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

·          Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

 

 

 

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

·         Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

·         Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

·         Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

·         В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

·         Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·         Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·         Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

·         Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·         Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·         Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

·         Вычитывать все уровни текстовой информации.

·         Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

·         Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

·        Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе  являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5.понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

 

Содержание программы

Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов

5 класс

 (34 ч, 1 ч в неделю)

 

Введение (5 ч)

Биология наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание строения растения с помощью лупы.

Строение клеток кожицы чешуи лука.

 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2.  Многообразие организмов (19 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Характеристика  царства Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельно­сти и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к раз­личным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Лабораторные и практические работы

Особенности строения мукора и дрожжей

Строение цветкового растения

Разведение и изучение амёб в лаборатории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование

Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов

5 класс

34 часа (1 час в неделю)

 

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

В том  числе на:

Уроки

Контрольные работы

Форма контроля

Лаборат.-практич.,

развитие речи,

тв.работы,

экскурсии

 

Введение

(5 ч.)

4

-

 

1 экскурсия

1

Раздел 1. Клеточное строение организмов

 

(10 ч.)

9

1

письменный

5 лаб. раб.

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов  (19 часов)

2.1

Царство бактерий. Царство грибы

(5ч.)

4

1

письменный

1 лаб. раб.

2.2

Царство Растения 

(7ч.)

6

1

письменный

1 лаб. раб.

2.3

Царство Животные

 

(7ч.)

6

1

проекты

1 лаб. раб.

Всего:

34 часа

30

4

 

8 лаб. раб.,

1 экскурсия

 


Календарно – тематическое планирование курса биологии

5 –А, Б класс

34 часа в год (1 час в неделю)

 

п/п

Дата

Тема, содержание урока

Кол-во  часов

Примечание

5-А

5-Б

П

Ф

П

Ф

ВВЕДЕНИЕ ( 5часов)

1.

 

 

 

 

Инструктаж по ТБ. Биология — наука о живой природе Биологические науки. Роль биологии в практической деятельности людей.

1

 

2.

 

 

 

 

 

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

1

 

3.

 

 

 

 

 

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.  Отличительные признаки живого.

1

 

4.

 

 

 

 

 

Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

 

5.

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок. Экскурсия1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

1

 

Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ  (10 часов)

6.

 

 

 

 

 

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1

Рассматривание строения растения с помощью лупы.

1

 

7.

 

 

 

 

 

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1

 

8.

 

 

 

 

 

Строение клетки.

1

 

9.

 

 

 

 

 

 

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа №2 Строение клеток кожицы чешуи лука.

1

 

10.

 

 

 

 

 

Пластиды Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

1

 

11.

 

 

 

 

 

 

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа№4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

1

 

12.

 

 

 

 

 

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

1

 

13

 

 

 

 

 

 

Деление клетки Сравнение строения клеток различных организмов.

1

 

14.

 

 

 

 

 

Понятие «ткань». Лабораторная работа№5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

1

 

15.

 

 

 

 

 

Обобщающий урок: Клетка – основа строения и жизнедеятельности. Тестирование.

1

 

Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (19 часов)

Царство бактерий. Царство грибы (5ч.)

16.

 

 

 

 

 

Классификация организмов

1

 

17.

 

 

 

 

 

 

Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в при­роде и жизни чело­века

1

 

18.

 

 

 

 

 

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

1

 

19.

 

 

 

 

 

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека Лабораторная работа№6

Особенности строения мукора и дрожжей.

1

 

20.

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок. Царство бактерий. Царство грибы. Тестирование.

1

 

Царство Растения  (7 часов)

21.

 

 

 

 

 

Ботаника – наука о растениях. Характеристика  цар­ства Растения

1

 

22.

 

 

 

 

 

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека.

1

 

23.

 

 

 

 

 

Лишайники

1

 

24.

 

 

 

 

 

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи. Плауны

1

 

25.

 

 

 

 

 

Голосеменные расте­ния

1

 

26.

 

 

 

 

 

Покрытосеменные растения Лабораторная работа №7 Внешнее строение цветкового растения.

1

 

27.

 

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме: Царство Растения. Тестирование.

1

 

Царство Животные (7 часов)

28.

 

 

 

 

Общая характеристи­ка царства Животные Разнообразие животных.

1

 

29.

 

 

 

 

Подцарство Одноклеточные животные. Лабораторная работа № 8 Разведение и изучение амёб в лаборатории.

1

 

30.

 

 

 

 

Подцарство     Многоклеточные животные.

Беспозвоночные животные

1

 

31.

 

 

 

 

 

Подцарство многоклеточные животные Холоднокровные   по­звоночные животные

1

 

32

 

 

 

 

 

 

Подцарство многоклеточные животные Теплокровные позво­ночные животные

1

 

33.

 

 

 

 

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

1

 

34.

 

 

 

 

Весенние явления в жизни природы.

Экскурсия (на усмотрение учителя)

1