Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану школы.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
- Закон «Об образовании в городе Севастополе» от 23 января 2015 г. № 107-ЗС,
-Основная образовательная программа основного общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя « Средняя общеобразовательная школа №9» (2016-2018 гг.)
-Рабочая авторская программа «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, С.В. Суматохин и др.
–М.:«Просвещение», 2011г.
-Учебный план ГБОУ СОШ № 9 на 2017/2018 учебный год.
-Положение о разработке РП учебных предметов ГБОУ СОШ № 9
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников:
Предметная линия учебников «Линия жизни» (5-9 класс)
- учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. – М.: Просвещение, 2014.,
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Данная программа используется как для очного обучения, семейного, так и для обучения на дому по медицинским показаниям. Планируемые результаты индивидуального, семейного обучения достигаются за счет учителя и индивидуальной работы самого обучающегося.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Биология 5 класс»
В результате изучения биологии обучающиеся 5 класса
научатся:
• выделять существенные признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; давать общую характеристику растительного царства; давать характеристику основных группам растений и животных; объяснять происхождение растений и животных, основные этапы развития растительного и животного мира.
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование, работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
• объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
• проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
получат возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; рациональной организации труда и отдыха, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
· Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
· Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
· Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы
Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов
5 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
Введение (5 ч)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание строения растения с помощью лупы.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Многообразие организмов (19 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Характеристика царства Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей
Строение цветкового растения
Разведение и изучение амёб в лаборатории
Тематическое планирование
Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов
5 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
В том числе на: |
|||
Уроки |
Контрольные работы |
Форма контроля |
Лаборат.-практич., развитие речи, тв.работы, экскурсии |
|||
|
Введение |
(5 ч.) |
4 |
- |
|
1 экскурсия |
1 |
Раздел 1. Клеточное строение организмов
|
(10 ч.) |
9 |
1 |
письменный |
5 лаб. раб. |
2 |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (19 часов) |
|||||
2.1 |
Царство бактерий. Царство грибы |
(5ч.) |
4 |
1 |
письменный |
1 лаб. раб. |
2.2 |
Царство Растения |
(7ч.) |
6 |
1 |
письменный |
1 лаб. раб. |
2.3 |
Царство Животные
|
(7ч.) |
6 |
1 |
проекты |
1 лаб. раб. |
Всего: |
34 часа |
30 |
4 |
|
8 лаб. раб., 1 экскурсия |
Календарно – тематическое планирование курса биологии
5 –А, Б класс
34 часа в год (1 час в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема, содержание урока |
Кол-во часов |
Примечание |
|||
5-А |
5-Б |
||||||
П |
Ф |
П |
Ф |
||||
ВВЕДЕНИЕ ( 5часов) |
|||||||
1. |
|
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Биология — наука о живой природе Биологические науки. Роль биологии в практической деятельности людей. |
1 |
|
2. |
|
|
|
|
Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. |
1 |
|
3. |
|
|
|
|
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. |
1 |
|
4. |
|
|
|
|
Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
1 |
|
5. |
|
|
|
|
Обобщающий урок. Экскурсия1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
1 |
|
Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) |
|||||||
6. |
|
|
|
|
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1 Рассматривание строения растения с помощью лупы. |
1 |
|
7. |
|
|
|
|
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. |
1 |
|
8. |
|
|
|
|
Строение клетки. |
1 |
|
9. |
|
|
|
|
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа №2 Строение клеток кожицы чешуи лука. |
1 |
|
10. |
|
|
|
|
Пластиды Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. |
1 |
|
11. |
|
|
|
|
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. |
1 |
|
12. |
|
|
|
|
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. |
1 |
|
13 |
|
|
|
|
Деление клетки Сравнение строения клеток различных организмов. |
1 |
|
14. |
|
|
|
|
Понятие «ткань». Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. |
1 |
|
15. |
|
|
|
|
Обобщающий урок: Клетка – основа строения и жизнедеятельности. Тестирование. |
1 |
|
Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (19 часов) |
|||||||
Царство бактерий. Царство грибы (5ч.) |
|||||||
16. |
|
|
|
|
Классификация организмов |
1 |
|
17. |
|
|
|
|
Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека |
1 |
|
18. |
|
|
|
|
Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые |
1 |
|
19. |
|
|
|
|
Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека Лабораторная работа№6 Особенности строения мукора и дрожжей. |
1 |
|
20. |
|
|
|
|
Обобщающий урок. Царство бактерий. Царство грибы. Тестирование. |
1 |
|
Царство Растения (7 часов) |
|||||||
21. |
|
|
|
|
Ботаника – наука о растениях. Характеристика царства Растения |
1 |
|
22. |
|
|
|
|
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека. |
1 |
|
23. |
|
|
|
|
Лишайники |
1 |
|
24. |
|
|
|
|
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи. Плауны |
1 |
|
25. |
|
|
|
|
Голосеменные растения |
1 |
|
26. |
|
|
|
|
Покрытосеменные растения Лабораторная работа №7 Внешнее строение цветкового растения. |
1 |
|
27. |
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме: Царство Растения. Тестирование. |
1 |
|
Царство Животные (7 часов) |
|||||||
28. |
|
|
|
|
Общая характеристика царства Животные Разнообразие животных. |
1 |
|
29. |
|
|
|
|
Подцарство Одноклеточные животные. Лабораторная работа № 8 Разведение и изучение амёб в лаборатории. |
1 |
|
30. |
|
|
|
|
Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные |
1 |
|
31. |
|
|
|
|
Подцарство многоклеточные животные Холоднокровные позвоночные животные |
1 |
|
32 |
|
|
|
|
Подцарство многоклеточные животные Теплокровные позвоночные животные |
1 |
|
33. |
|
|
|
|
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» |
1 |
|
34. |
|
|
|
|
Весенние явления в жизни природы. Экскурсия (на усмотрение учителя) |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.