Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2021 г. _____________ Невзорова В.П. Ф.И.О. руководителя ШМО
|
Согласовано заместитель директора по УВР: __________ Ж.В.Гавриленкова 30.08.2021 г.
|
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08. 2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: __________________ Л.В. Антоненкова Приказ № б от 31.08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования по биологии
2021-2022 учебный год
5 класс
Составитель: Баринова А.А.,
учитель географии и
биологии,
первая категория
2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
§ Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс Авторы Н.И.Сонин , В.Б. Захаров.
§ Биология. 5-9 классы :Рабочие программы: методическое пособие/сост. Г.М. пальдяева.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.
5класс
Количество недельных часов – 1. Количество часов в год – 34
1.Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: М.: Дрофа, 2016 г
2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2019 г
Планируемые результаты освоения
курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
· Основные признаки живой природы;
· Устройство светового микроскопа;
· Основные органоиды клетки;
· Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;
· Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
Учащиеся должны уметь:
· Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
· Характеризовать методы биологических исследований;
· Работать с лупой и световым микроскопом;
· Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
· Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке;
· Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
· Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· Ставить учебную задачу под руководством учителя;
· Систематизировать и обобщать разные виды информации;
· Составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2.Многообразие живых организмов.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
· Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
· Основные признаки представителей царств живой природы;
· Учащиеся должны уметь;
· Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
· Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
· Различать изученные объекты в природе, на таблицах;
· Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
· Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны уметь;
· Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
· Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
· Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздел 3. Среды обитания живых организмов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать;
· Основные среды обитания живых организмов;
· Природные зоны нашей планеты, их обитателей;
Учащиеся должны уметь:
· Сравнивать различные среды обитания;
· Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
· Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
· Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;
· Приводить примеры обитателей морей и океанов;
· Наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
· Находить и использовать причинно-следственные связи;
· Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
· Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4.Человек на Земле.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
· Предков человека, их характерные черты, образ жизни;
· Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
· Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
· Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;
Учащиеся должны уметь:
· Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
· Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
· Соблюдать правила поведения в природе;
· Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
· Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
· Работать в соответствии с поставленной задачей;
· Составлять простой и сложный план текста;
· Участвовать в совместной деятельности;
· Работать с текстом параграфа и его компонентами;
· Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения.
· Формирование ответственного отношения к обучению;
· Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:
· Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
· Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
· Формирование основ экологической культуры.
Результаты учебного предмета изучения.
Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
· формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование основ экологической культуры.
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
· сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении метопредметных результатов, таких как:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разумные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи.
· проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
· самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
· находить и использовать причинно-следственные связи;
· строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
· выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
· работать в соответствии с поставленной задачей;
· составлять простой и сложный план текста;
· участвовать в совместной деятельности;
· работать с текстом параграфа и его компонентами;
· узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
· основные признаки живой природы;
· устройство светового микроскопа;
· основные органоиды клетки;
· основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
· ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
· характеризовать методы биологических исследований;
· работать с лупой и световым микроскопом;
· узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
· объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
· соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Учащиеся должны знать:
· существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
· основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
· определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
· устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
· различать изученные объекты в природе, на таблицах;
· устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
· объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Учащиеся должны знать:
· основные среды обитания живых организмов;
· природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
· сравнивать различные среды обитания;
· характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
· сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
· выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
· приводить примеры обитателей морей и океанов;
· наблюдать за живыми организмами.
Учащиеся должны знать:
· предков человека, их характерные черты, образ жизни;
· основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
· правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
· простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
· объяснять роль растений и животных в жизни человека;
· обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
· соблюдать правила поведения в природе;
· различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
· вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс
(34 часов, 1час в неделю).
Тема 1. «Живой организм: строение и изучение» (8часов)
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы.Живые клетки.Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Лабораторные работы.
· Знакомство с оборудованием для научных исследований.
· Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
· Изучение химического состава семян
· Описание и сравнение признаков различных веществ.
· Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Демонстрации:
· Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
· Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.
· Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
· Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
· Плакат: Науки о природе.
Тема 2. «Многообразие живых организмов» (14часов)
Как развивалась жизнь на земле.Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Демонстрации:
· Гербарии растений, муляжи грибов.
· Компьютер
· Микроскоп, лупы
· Плакаты
Тема3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов).
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Демонстрации:
Темы 4. « Человек на Земле» (6часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.
Демонстрации
Практическая работа
· Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время(1часа)
Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
Тематическое планирование по географии составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
-развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле,
-основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
Тема |
Содержание |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Живой организм: строение и изучение (8 ч) Входной мониторинг |
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели |
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук |
Многообразие живых организмов (14 ч) |
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека |
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении |
Среда обитания живых организмов (6 ч) |
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах |
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред |
Человек на Земле (5ч)
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. |
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни |
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
Резервное время — 1 ч |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.