рабочая программа по биологии 8 класс

  • doc
  • 16.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по биологии 8 класс.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУДНИК-АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 

 

Директор МОУ ООШ №5

                                                                           ___________ Кремнева Т.С.

                                                                                                                                         РОСПИСЬ

Дата: «     »_________2019 г.                                     

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 

8 КЛАСС

                                                       

Составил: биологии

Калинова Е.В.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудник -Абагайтуй   2019-2020 уч. г

Пояснительная записка

Статус документа

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6. ст. 28,

- требования Федерального Государственного образователдьного стандарта (ФГОС),

- учебный план школы,

- календарный учебный график,

- примерная или авторская программа по предмету,

- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;

- Положение о содержании и структуре рабочей программы по учебному предмету МОУ Денисовская ООШ №5.

Программа учителя составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии 5-9 кл., издательство «Дрофа», авторы  Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А.А.

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2015

Цели и задачи изучения биологии в 8 классе.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; наблюдения за  состоянием собственного организма;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

cпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к  собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Форма промежуточной аттестации

Тестирование

Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии  на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 34-х часов (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 34 часа учебного времени из регионального компонента.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся в результате усвоения курса должны знать, понимать:

·         признаки сходства и отличия человека и животных;

·         сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

·         особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. 

уметь:

·         объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

·         изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

·         распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

·         выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

·         сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

·         определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

·         анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

·         проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

·        оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

·        рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

·        проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Содержание учебного курса

Тема 1. Место человека в системе органического мира

Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Тема 2. Происхождение человека

 Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.

Тема 4. Общий обзор организма человека

Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа:

1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий  и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность. 

Лабораторная работа:

1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Самонаблюдение:

1. Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.  Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Лабораторная работа:

1. Изучение внешнего строения костей.

Самонаблюдения:

1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

2. Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Самонаблюдения:

1. Измерение кровяного давления.

2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Практическая работа:

1. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Лабораторная работа:

1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа:

1. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.  Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.

Тема 12. Выделение

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Тема 14. Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена.

Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.

Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Практические работы:

1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

 

Тематический план

 

Тема раздела

Количество часов

1

Человек как биологический вид . Происхождение человека

2

2

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

3

Общий обзор организма человека

4

4

Координация и регуляция

12

5

Опора и движение

 8

6

Внутренняя среда организма

3

7

Транспорт веществ

5

8

Дыхание

5

9

Пищеварение

6

10

Обмен веществ и энергии

4

11

Выделение

2

12

Покровы тела

4

13

Размножение и развитие

3

14

Высшая нервная деятельность

8

15

Итоговая контрольная работа

1

 

Итого

68

 

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, рекомендуемых для обязательного выполнения по УМК Н.И. Сонина:

8 класс

1.      Изучение микроскопического строения тканей. Лаб. раб.

2.      Распознавание на таблицах органов и систем органов. Пр. раб.

3.      Изучение головного мозга человека (по муляжам). Лаб. раб.

4.      Изучение изменения размера зрачка. Лаб. раб.

5.      Изучение внешнего строения костей. Лаб. раб.

6.      Измерение массы и роста своего организма. Лаб. раб.

7.      Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. Лаб. раб.

8.      Изучение микроскопического строения крови. Лаб. раб.

9.      Измерение кровяного давления. Лаб. раб.

10.  Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Лаб. раб.

11.  Определение частоты дыхания. Лаб. раб.

12.  Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Лаб. раб.

13.  Определение норм рационального питания. Пр. раб.

14.  Изучение приёмов остановки кровотечения. Лаб. раб.

15.  Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Лаб. раб.

 

 

Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ

по биологии (базовый уровень).                                                                                        

 (Программа основного общего образования по биологии. 6-11 классы.

 Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)

 

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Факт

Дата проведения

Тема урока

1

Изучение микроскопического строения тканей

набор микропрепаратов

тканей человека - 1 (на класс)

 

5

III.09

Ткани и органы.  Лабораторная работа «ткани»

2

Распознавание на таблицах органов и систем органов

Набор рисунков - 1 (на класс)

 

1

III.09

Органы, системы органов. Организм. Создание биологических рисунков.

3

Изучение головного мозга человека

Муляжи  - 1

 

4

III.10

Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека»

 

4

Изучение изменения размера зрачка

 

 

IV.10

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение    из­менения разме­ра зрачка».

5

Изучение внешнего строения костей

Набор костей - 1 (на класс)

 

1

III.11

Скелет конечностей лабораторная работа      «Изучение внеш­него   вида   отдельных костей».

6

Измерение роста и массы организма

  • Весы – 1
  •  ростомер (в медицинском кабинете) - 1

1

IV.02

Гигиена питания. Лабораторная работа  «Измерение массы и роста своего организма»

7

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Секундомер -1

1

IV.11

Мышцы, их строение и функции Лабораторная работа  «Выявление влияния   стати­ческой и дина­мической  рабо­ты на утомление мышц»

8

Изучение микроскопического строения крови

  • Микроскоп – 1
  • Микропрепарат - 1

 

10

1

1

II.12

Внутренняя среда организма и ее значение. лабораторная работа      «Изучение мик­роскопического строения    кро­ви».

9 - 10

Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений

 

 

II.01

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосу­дов.

11

Изучение приёмов остановки кровотечения

 

 

II.01

Заболевания     сер­дечно-сосудистой системы, их преду­преждение. Приемы оказания первой по­мощи при кровоте­чениях.

12

Определение частоты дыхания

Секундомер

1

1

IV.01

Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа «Определение частоты   дыха­ния».

13 -14

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал

  • Пробирка – 2
  • чашка Петри - 1

10

5

III.02

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие фер­ментов   слюны на крахмал»

IV.02

Пищеварение в же­лудке.

Регуляция   пищева­рения лабораторная работа  «Изучение дей­ствия  желудоч­ного   сока   на белки»

15

Определение норм рационального питания

-

 

I.03

Обмен и роль бел­ков, углеводов, жи­ров. Водно-солевой обмен.

16

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

 

 

IV.05

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ

 

 

Контрольные работы

 

Дата проведения

Тема урока

1

II.11

Контрольная работа «Коор­динация и регуля­ция».

2

II.12

Контрольная работа «Опо­ра и движение».

3

II.03

Контрольная работа «Пи­щеварительная сис­тема.    Обмен    ве­ществ».

4

IV.05

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 


 

Развернутое календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс

(68 часов)

 

Дата

Тема урока

Лабораторные работы, экскурсии

Форма урока

измерители

Умения, Навыки

Учащийся должен…

дом зад

1 четверть

 

 

Человек как биологический вид Происхождение человека (2ч)

 

1

 

Место человека в системе органического мира. Эволюция человека.

 

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.

Вопросы со сво­бодным ответом

Знать Место и роль человека в сис­теме органического мира. Сходство человека с животны­ми и отличие от них.

Уметь

Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

стр. 3, 4 -7,

2

 

Расы человека..

 

Комбинированный Обобщение

Заполнение таблицы.

стр. 10-13

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1ч)

 

3

 

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

 

Вводный, лекция

Заполнение таблицы.

Знать краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека

Уметь называть ученых и показывать их значение для науки, самостоятельно работать с учебником

стр. 20-23 учеб­ника,

стр. 24-27 учебника (по желанию).

Общий обзор организма человека (4ч)

 

4

 

 

 

Клеточное строение организма.

 

Урок изучения и пер­вичного   закрепления новых знаний.

 

Вопросы №1  -9 на стр. 30 учебни­ка.

.

Знать  Клеточное строение организма человека. Строение и процес­сы жизнедеятельности орга­низма (обмен веществ, био­синтез, биологическое окисле­ние), их значение. Рост и раз­витие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Уметь Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, живот­ных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

стр. 28-29 учеб­ника

5

III.09

Ткани и органы.  Лабораторная работа «ткани»

«ткани»

Комбинированный

Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебни­ка.

Рабочая тетрадь, задания

№15,16,18,19,20. Выполнение ла­бораторной   ра­боты  и выво­ды к ней.

Знать  Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жиро­вая, кровь), мышечные (глад­кая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Меж­клеточное вещество.

Уметь Давать     определения     понятию: ткань.

Изучать   микроскопическое   строение тканей.

Рассматривать готовые микропре­параты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.

стр. 32-35

6

III.09

Органы, системы органов. Организм. Создание биологических рисунков.

 

Комбинированный

Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.

 

Знать Строение и процессы жизне­деятельности организма чело­века.

Уметь Давать    определения    понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка.

Характеризовать сущность регуля­ции жизнедеятельности организма

стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумай­те».

Подготовиться к зачету.

7

IV.09

Тест  «Общий обзор организма человека»

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

тестирование

Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

повторить   по учебнику   7   класса материал о строении и функциях нервной системы     млекопи­тающих.

Координация и регуляция (12ч)

 

8

IV.09

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности заполнение таблицы.

 

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний

Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 учебника. Описание   ри­сунков        на стр.48,49. Рабочая    тет­радь,   задания № 24,25.

Знать Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секре­ции, их строение и функции.

 Уметь

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы;

•железы внутренней секреции;

•железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секре­ции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.

стр. 44, 45 учеб­ника, задания «Вы­берите   правильный ответ» на стр.49.

9

V.09

Характеристика роли гормонов в обменных процессах.

 

Комбинированный

Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебни­ка.

Рабочая    тет­радь,   задание № 26.

Знать Гормоны.   Гормоны  гипофиза (болезни, связанные с гипо­функцией (карликовость) и ги­перфункцией (гигантизм) гипо­физа),   гормоны   щитовидной железы (болезни щитовидной железы:   базедова   болезнь, слизистый отек). Гормоны под­желудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабе­том). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении ор­ганизма к стрессовым ситуаци­ям). Болезни, связанные с ги­пофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности

Уметь Давать определение понятию: гор­моны.

Называть заболевания,   связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндок­ринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене   веществ,   жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска на здоровье.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис­тем.

стр. 45-47 учеб­ника

10

I.10

Нервная      система. Отделы       нервной системы:   централь­ный и перифериче­ский.

 

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний

Вопросы    №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая    тет­радь,   задания № 27,28,29

Знать Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: централь­ный и периферический. Спин­ной мозг, головной мозг. Нер­вы, нервные узлы.

Уметь Давать определения понятию: реф­лекс.

Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной систе­мы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таб­лицах основные отделы и органы нерв­ной системы человека. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систе­мы.

стр. 50-51 учеб­ника,

«Подумайте».

11

II.10

Рефлекторный    ха­рактер деятельности нервной системы.

 

Комбинированный

Вопросы №4,5,6 на стр. 54 учебника. Описание    ри­сунка на стр.55. Рабочая    тет­радь,   задания № 30,31.

Знать Рефлекторный характер дея­тельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Ре­цепторы. Нервная регуляция.

Уметь Давать определения понятиям: реф­лекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный реф­лекс.

Называть: принцип деятельности нерв­ной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы в организме.   Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

стр. 52-53 учеб­ника,

«Подумайте».

12

II.10

Строение и функции спинного мозга. Тестирование

 

Комбинированный

Вопросы №1 -6  на  стр.  58 учебника. Описание   ри­сунка на стр.59. Рабочая    тет­радь,   задания № 32,33.

Знать Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного моз­га. Рефлекторная и проводни­ковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение

Уметь Называть:

•особенности строения спинного мозга;

•функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга.

Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности орга­низма.

стр. 56- 57 учеб­ника, «Подумайте».

13

III.10

Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека»

 

«Изучение головного мозга человека»

 

Комбинированный

Вопросы №1 -10 на стр. 64

учебника. Описание    ри­сунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника. Описание   ри­сунка на стр.70. Рабочая    тет­радь,   задания № 4,36,37,38,39.

Знать Головной   мозг,   строение  и функции. Серое и белое веще­ство головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок.      Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая    функция коры больших полушарий. Нарушения       деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Уметь Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного моз­га в регуляции жизнедеятельности и по­ведения организма.

стр. 60- 63,

стр. 66-69 учебника,

«Подумайте».

14

III.10

Соматическая и веге­тативная     нервная система.

 

Комбинированный

Вопросы №8,9 на стр. 54 учеб­ника.

Описание   ри­сунка на стр.52

Знать Соматическая и вегетативная нервная система. Функция ав­тономного отдела. Симпатиче­ский    и    парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндок­ринной систем.

Нарушения       деятельности нервной системы и их преду­преждение

Уметь Называть:

•отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной сис­темы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы и гормонов в ор­ганизме.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис­тем.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы

стр. 51,52 учеб­ника,

«Подумайте»

15

IV.10

Органы   чувств,   их роль в жизни чело­века.   Анализаторы. Органы     осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

 

Комбинированный

Вопросы №1,2 на стр. 78 учеб­ника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1 0   на  стр.   90 учебника. Рабочая    тет­радь,   задания № 40,54,55.

Знать Органы чувств, их роль в жиз­ни человека. Анализаторы. Ре­цепторы,   проводящие   пути, чувствительные   зоны   коры больших полушарий. Органы  обоняния,  осязания, вкуса, их анализаторы. Взаи­мосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической дея­тельности косы больших по­лушарий

Уметь Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

•органы чувств человека;

•анализаторы;

•особенности строения органов обоня­ния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать:     роль     органов чувств и анализаторов в жизни человека.

стр.   72,   86-89 учебника, «Подумай­те» на стр. 79.

16

IV.10

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение    из­менения разме­ра зрачка».

«Изучение изменения размера зрачка»

Комбинированный

Вопросы №3,4,5,6,7    на стр. 78 учебни­ка.

Рабочая     тет­радь,   задания № 41,42, 43,44. Описание    ри­сунка на стр. 78.

Знать Орган зрения. Вспомогатель­ный аппарат глаза (брови, ве­ки,   ресницы).   Строение   и функции оболочек глаза. Скле­ра, роговица, сосудистая обо­лочка, радужка, зрачок. Сет­чатка. Палочки и колбочки сет­чатки. Хрусталик,  стекловид­ное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор

Уметь Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

 Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

стр. 73, 74 учеб­ника.

17

V.10

Нарушения   зрения, их профилактика

 

Комбинированный

Вопросы №9,10 стр. 78 учебника. Рабочая    тет­радь,   задание № 46.

Знать Нарушения зрения, их профи­лактика.  Заболевание и  по­вреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Уметь Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

 •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний и повреждений органов зрения;

•профилактики вредных привычек

стр. 75,77 учеб­ника.

18

V.10

Анализаторы слуха и равновесия. Заполнение таблицы.

 

Комбинированный

Вопросы №1 -11  на стр. 84 учебника. Рабочая     тет­радь,   задания № 47, 48, 50, 51.

Знать Орган слуха. Строение и функ­ции   наружного,   среднего   и внутреннего уха. Преддверие и улитка.   Звукопередающий   и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. На­рушения слуха, их профилак­тика. Гигиена слуха. Распро­странение инфекции по слухо­вой трубе в среднее ухо как осложнение  ангины,   гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вести­булярный аппарат - орган рав­новесия.

Уметь Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

 Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния дня:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

стр. 80-83 учеб­ника, подготовиться к зачету.

2 четверть

19

II.11

Контрольная работа «Коор­динация и регуля­ция».

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

 

Опора и движение (8ч)

20

II.11

Скелет человека, его значение и строение. Работа с моделями и таблицами.

 

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.

Вопросы №1 -11       стр.   96 учебника. Описание    ри­сунка на стр. 97. Рабочая    тет­радь,   задания № 47, 48, 50, 51.

Знать Опора и движение. Строение и функции  опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длин­ные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: ком­пактное   вещество,   губчатое вещество,  надкостница,  костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полупод­вижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, сус­тавной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Уметь Называть:

•особенности строения скелета челове­ка;

•функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

*Устанавливать взаимосвязь:

•между строением и функциями костей;

•между строением и функциями скелета.

стр. 92 - 95 учеб­ника.

21

III.11

Скелет   головы    и скелет туловища. Заполнение таблицы.

 

Комбинированный

Вопросы №1,2,3,4 стр. 104 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 98,99.

Рабочая    тет­радь,   задания № 66, 69, 70.

Знать Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отде­лы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, заты­лочная, теменная, лобная, ску­ловая, верхнечелюстная, ниж­нечелюстная). Скелет тулови­ща: позвоночник. Отделы по­звоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, коп­чиковый, грудная клетка (реб­ра, грудина).

Приспособление скелета чело­века к прямохождению и трудо­вой деятельности. Особенности скелета, связанные с развити­ем мозга и речи

Уметь Называть особенности строения скеле­та головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища чело­века.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

стр. 98, 99 учебника

22

III.11

Скелет конечностей лабораторная работа      «Изучение внеш­него   вида   отдельных костей».

«Изучение внеш­него   вида   отдельных костей».

Комбинированный

Вопросы №5,6,7,8,9,10 стр. 104 учеб­ника.

Описание     ри­сунка на стр. 104 Рабочая    тет­радь,   задания № 72, 73, 74, 75.

Знать Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: пле­чевой (ключицы, лопатки), та­зовый пояс. Свободные конеч­ности: верхняя (плечо - плече­вая кость; предплечье - локте­вая и лучевая; кисть - запя­стье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление ске­лета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Уметь Называть особенности строения скеле­та поясов и свободных конечностей че­ловека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных ко­нечностей человека.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

 Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета

стр. 100,101 учебника, «Подумай­те» на стр. 105.

23

IV.11

Оказание доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

 

Комбинированный

Рабочая     тет­радь,   задание № 76.

Вопросы     со

свободным

ответом

Знать Профилактика травматизма. Приемы оказания первой по­мощи при травмах опорно-двигательной системы. Трав­мы: перелом, вывих, растяже­ние связок.

Уметь Использовать приобретенные зна­ния и умения для.

•соблюдения мер профилактики травма­тизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах.

стр.   100,   101 учебника.

24

IV.11

Мышцы, их строение и функции Лабораторная работа  «Выявление влияния   стати­ческой и дина­мической  рабо­ты на утомление мышц»

«Выявление влияния   стати­ческой и дина­мической  рабо­ты на утомление мышц»

Комбинированный

Вопросы № 1 -7 стр. 114 учеб­ника.

Описание рисун­ка на стр. 115. Вопросы      № 1,3,6,7,8,9   стр. 110 учебника. Описание    ри­сунка  на  стр. 111

Знать Строение двигательной систе­мы. Обзор основных мышц че­ловека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мими­ческие мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыха­тельные мышцы (межребер­ные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной систе­мы. Динамическая и статиче­ская работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регу­ляция мышечных движений

Уметь

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результа­ты опыта по выявлению влияния ста­тической  и динамической  работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц

стр.    106-109, 112,113      учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115.

25

I.12

Заболевания  опорно-двигательной системы и их профилактика.

 

Комбинированный

Вопросы     со свободным ответом. Выполнение домашнего за­дания

Знать Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Предупреждение плоскостопия и искривления позво­ночника

Уметь Использовать приобретенные зна­ния и умения для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

соблюдения мер профилактики нару­шения осанки.

стр. 113 учебни­ка, подготовиться к зачету.

26

I.12

Роль   двигательной активности в разви­тии аппарата опоры и движения челове­ка.

 

Комбинированный

Вопросы     со

свободным

ответом

Знать Укрепление  здоровья:  двига­тельная активность. Соблюде­ние правил здорового образа жизни.     Развитие     опорно-двигательной   системы:   роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия

Уметь Использовать приобретенные зна­ния  для   профилактики   заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

 

 

27

II.12

Контрольная работа «Опо­ра и движение».

 

Урок контроля и оцен­ки знаний

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

 

Внутренняя среда организма (3ч)

 

 

 

28

II.12

Внутренняя среда организма и ее значение. лабораторная работа      «Изучение мик­роскопического строения    кро­ви».

«Изучение мик­роскопического строения    кро­ви».

Комбинированный

Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр. 110 учеб­ника.

Описание    ри­сунка  на  стр. 120

Знать Внутренняя среда организма: кровь,  тканевая  жидкость  и лимфа.   Кровь,   ее  функции. Плазма  крови,  клетки  крови (эритроциты, лейкоциты, тром­боциты). Свертывание крови.

Уметь Называть признаки биологических объ­ектов:

•составляющие внутренней среды орга­низма;

•составляющие крови (форменные эле­менты);

•составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса свертывания крови.

 Рассматривать готовые микропре­параты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравне­ния.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

стр.    116-119 учебника, «Подумай­те» на стр. 121.

29

III.12

Иммунитет.  Сообщения учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 1-8 стр. 124 учеб­ника.

Описание    ри­сунка  на  стр. 124.

Рабочая    тет­радь,   задания № 94,95,96.

Знать Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезен­ка, лимфоидная ткань). Антиге­ны и антитела. Иммунная реак­ция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Ле­чебные сыворотки. Классифи­кация иммунитета (активный и пассивный, естественный и ис­кусственный).

Уметь Давать определение понятию имму­нитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных за­болеваний.

стр.   119,   122 учебника.

30

III.12

Тканевая   совмести­мость и переливание крови.

 

Комбинированный

 

Знать Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая совмес­тимость тканей. Резус-фактор

Уметь

Называть особенности организма че­ловека, его строения и жизнедеятельно­сти: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факто­ры риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по про­блеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

стр.122,    123 учебника, «Подумай­те» на стр. 125.

Транспорт веществ (5ч)

31

IV.12

Транспорт веществ. Органы кровообращения . Работа с моделями и препаратами.

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -6 стр. 128 учеб­ника.

Вопросы №1-6 стр. 132 учеб­ника Описание   ри­сунков на стр. 130-131,     стр. 133.

Рабочая     тет­радь,    задания №    97,98,    99, 103.

Знать Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердеч­ной деятельности).

Уметь Называть:

•особенности строения организма чело­века, органов дыхательной системы;

•признаки (особенности строения) био­логического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

стр. 126,127; стр. 130 учебника, «По­думайте» на стр. 129.

32

IV.12

Большой и малый круги кровообраще­ния.

Лимфообращение.

 

Комбинированный

Вопросы № 7,8 стр. 128 учеб­ника.

Описание   ри­сунков на стр. 128, стр.135. Рабочая    тет­радь,   задания №101,102,110.

Знать Транспорт веществ. Кровенос­ные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лим­фа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, груд­ной проток, лимфатические уз­лы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфати­ческой систем.

Уметь Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть    признаки     (особенности строения) биологических объектов - кро­веносных сосудов.

Называть особенности строения орга­низма человека - органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы;

•систему лимфообращения;

•органы лимфатической системы.

Характеризовать:

•сущность биологического  процесса - транспорта веществ;

•сущность большого и малого кругов кровообращения;

•сущность биологического процесса - лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между

кровеносной и лимфатической системой.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов

стр. 127, стр. 135 учебника.

3 четверть

33

II.01

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосу­дов.

Практическая работа   №   1 «Измерение кровяного   дав­ления». Выполнение практическая работа   №   2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Комбинированный

Вопросы № 7, 8

стр. 132. Вопросы № 1 -10     стр.   136 учебника. Рабочая    тет­радь,   задания №104,105.

Знать Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки со­суда. Измерение артериально­го   давления.   Артериальное давление:   верхнее,   нижнее. Пульс. Частота сердечных со­кращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная   регуляция работы сердца и сосудов. Ав­томатизм сердечной  мышцы. Гуморальная регуляция.

Уметь Характеризовать сущность биологи­ческих процессов: •движения крови по сосудам;

•регуляции жизнедеятельности организ­ма;

автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за со­стоянием собственного организма.

 стр.  131,  стр. 134,135     учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133.

34

II.01

Заболевания     сер­дечно-сосудистой системы, их преду­преждение. Приемы оказания первой по­мощи при кровоте­чениях.

практическая работа      №3

«Изучение приемов   оста­новки капилляр­ного, венозного, артериального кровотечений».

Комбинированный

Вопросы     со свободным ответом.

Знать Сердечно-сосудистые  заболе­вания, причины и предупреж­дение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Час­тота  сердечных сокращений. Функциональная проба. Куль­тура отношения к собственному здоровью  и  здоровью  окру­жающих. Соблюдение санитар­но-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и ка­пиллярное        кровотечения. Приемы оказания первой по­мощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повяз­ка.

Уметь Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечнососудистой системы.

Использовать приобретенные зна­ния для.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (куре­ния, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна­ния для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

 Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

стр. 137 учебни­ка,

подготовиться к за­чету

35

III.01

Тест  по  темам «Внутренняя   среда. Транспорт веществ».

 

Урок контроля и оцен­ки знаний

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

Дыхание (5ч)

36

III.01

Значение   дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

 

Урок изучения и пер­вичного   закрепления новых знаний.

 

Вопросы № 1 -9 стр. 140 учеб­ника.

Описание    ри­сунков на стр. 141.

Рабочая     тет­радь,   задания № 111,112,114, 115.

Знать Дыхание. Система органов ды­хания  (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов ды­хания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Уметь Называть особенности строения орга­низма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса дыхания. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха­ния.

стр.    138,139 учебника, «Подумай­те» на стр. 141.

37

IV.01

Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа «Определение частоты   дыха­ния».

«Определение частоты   дыха­ния».

Комбинированный

Вопросы № 1 -3 стр. 146 учеб­ника.

Описание    ри­сунка  на  стр. 147.

Рабочая    тет­радь,   задания №116,117,118.

Знать Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Ды­хательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолго­ватого мозга,  высшие дыха­тельные центры коры больших полушарий головного мозга).

Уметь Характеризовать:

•сущность биологического процесса ды­хания;

•транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ­ма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха­ния.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за со­стоянием собственного организма.

стр. 142 - 143 учебника, «Подумай­те» на стр. 147.

38

IV.01

Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Сообщения учащихся.

 

 

 

 

 

Комбинированный

Вопросы     со

свободным

ответом.

Знать Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупре­ждение  распространения  ин­фекционных заболеваний и со­блюдение  мер  профилактики для защиты собственного орга­низма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вред­ные привычки, их влияние на состояние здоровья.  Чистота атмосферного воздуха как фак­тор   здоровья.   Зависимость здоровья человека от состоя­ния окружающей среды.

Уметь Называть заболевания органов дыха­ния

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболева­ний, вредных привычек (курение).

 Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей сре­ды.

Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья.

стр. 142 учебни­ка (повторить), под­готовить сообщения

39

I.02

Оказание первой помощи при нарушениях дыхания

 

Комбинированный

Вопросы     со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Знать Приемы оказания первой по­мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Уметь Называть приемы оказания первой по­мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные зна­ния для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасе­нии утопающего.

Находить в тексте учебника биоло­гическую  информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

стр. 138-143 (по­вторить), подгото­виться к зачету.

40

I.02

Тест по теме «Ды­хание».

 

Урок контроля и оцен­ки знаний.

 

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

Пищеварение (6ч)

41

II.02

Пищевые   продукты и  питательные  ве­щества. Заполнение таблицы.

 

Комбинированный

Вопросы № 1, 2

стр. 150 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 151.

Рабочая    тет­радь,   задания №119,120

Знать Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Уметь Называть питательные вещества и пи­щевые продукты, в которых они находят­ся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

стр.    148-149 учебника, «Подумай­те» на стр. 151.

42

II.02

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

 

Урок изучения и пер­вичного   закрепления новых знаний.

 

Вопросы № 4 -7 стр. 150 учеб­ника.

Вопрос № 1 стр. 154 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 152.

Рабочая    тет­радь,   задания №121,122.

Знать Пищеварение. Строение и функции пищеварительной сис­темы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (рото­вая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищева­рительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, пе­чень).

Уметь Называть особенности строения орга­низма человека - органы пищеваритель­ной системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса питания, пищеварения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пище­варения

стр. 149, 152-153 учебника, «Подумай­те» на стр. 155.

43

III.02

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие фер­ментов   слюны на крахмал»

 

 

«Действие фер­ментов   слюны на крахмал»

Комбинированный

Вопрос № 8 стр. 150 учеб­ника.

Вопросы      № 7,8,9,10

стр. 154 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 152. Рабочая     тет­радь,   задания №126,127,128.

Знать Строение и функции пищевари­тельной системы. Пищевари­тельные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль фер­ментов в пищеварении. Пище­варительные ферменты рото­вой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Уметь Давать определение понятиям: фер­мент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека.

Характеризовать:

•     сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения;

•     роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ­ма.

Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за со­стоянием собственного организма

стр.    152-158 учебника, «Подумай­те» на стр. 155.

44

III.02

Пищеварение в же­лудке.

Регуляция   пищева­рения лабораторная работа  «Изучение дей­ствия  желудоч­ного   сока   на белки»

«Изучение дей­ствия  желудоч­ного   сока   на белки»

Комбинированный

Вопрос № 1 -4 стр. 160 учеб­ника.

Рабочая    тет­радь,   задания №130,131,132.

Знать Строение и функции пищевари­тельной системы. Роль фер­ментов в пищеварении. Пище­варение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеваритель­ные ферменты желудка. Желу­дочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищева­рения.

Уметь Давать определение понятиям: фер­мент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека. Характеризовать:

•     сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения;

•     роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ­ма.

   Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пище­варения.

Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за со­стоянием собственного организма.

стр. 156 учебни­ка,

«Подумайте» на стр. 161.

45

IV.02

Пищеварение в ки­шечнике.    Всасыва­ние      питательных веществ. Заполнение  таблицы.

 

Комбинированный

Вопросы №5-14    стр.    154 учебника. Описание    ри­сунка  на  стр. 160.

Рабочая     тет­радь,   задания №        133,134, 135,136

Знать Строение и функции пищевари­тельной системы. Роль фер­ментов в пищеварении. Пере­варивание пищи в двенадцати­перстной   кишке   (ферменты)

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Уметь Давать определение понятию фер­мент.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека.

Характеризовать:

• сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пище­варения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

стр.   157,   158 учебника.

46

IV.02

Гигиена питания. Лабораторная работа  «Измерение массы и роста своего организма»

Измерение массы и роста своего организма

Комбинированный

Вопросы № 1-8 стр. 172 учеб­ника.

Вопросы     со

свободным

ответом.

Знать Укрепление здоровья: рацио­нальное питание, двигательная активность. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жиз­ни. Вредные и полезные при­вычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гипо­динамия. Профилактика пище­вых отравлений, кишечных ин­фекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Уметь Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (куре­ние, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

стр. 159 учебни­ка.

Обмен веществ и энергии(4ч)

47

I.03

Пластический и энергетический обмен. Работа с учебником,  заполнение таблицы

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -9 стр. 164 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 165.

Знать Обмен веществ и превращение энергии как необходимое усло­вие жизнедеятельности орга­низма. Пластический и энерге­тический обмен.

Уметь Давать определение понятиям:

пластический обмен,  энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превраще­ния энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедея­тельности организма человека

стр.    162-163 учебника, «Подумай­те» на стр. 165.

48

I.03

Обмен и роль бел­ков, углеводов, жи­ров. Водно-солевой обмен.

практическая работа   №   5

«Определение норм      рацио­нального   пита­ния».

Комбинированный

Вопросы № 1 -9 стр. 164 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 165.

 

Знать Обмен и роль белков, углево­дов, жиров. Водно-солевой об­мен. Определение норм пита­ния. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вред­ные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Уметь Давать определение понятиям:

пластический обмен,  энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедея­тельности организма человека. Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний связанных с нарушением обмена веществ.

Использовать приобретенные зна­ния для рациональной организации тру­да и отдыха.

   стр.    162-163 учебника.

49

II.03

Витамины. Защита презентаций учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -10     стр.   168 учебника. Описание   ри­сунка  на  стр. 169.

Знать Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в вита­минах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В С, D. Проявления ави­таминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Уметь Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятель­ность.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболева­ний, а также других заболеваний, свя­занных с недостатком витаминов в орга­низме.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы

стр.    166-167 учебника, «Подумай­те» на стр. 169, под­готовиться к зачету.

50

II.03

Контрольная работа «Пи­щеварительная сис­тема.    Обмен    ве­ществ».

 

Урок контроля и оцен­ки знаний.

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

 

Выделение (2ч)

 

 

51

III.03

Строение и работа почек.

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -8

стр. 172 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 173.

Рабочая    тет­радь,   задания №       139,140, 141,143.

Знать Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мо­чевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, моче­вого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Уметь Называть особенности строения орга­низма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, уча­ствующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

стр.   170,   171 учебника, «Подумай­те» на стр. 173.

52

III.03

Заболевания почек и их предупреждение. Сообщения учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 1-8 стр. 172 учеб­ника.

Вопросы     со

свободным

ответом.

Знать Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохра­нения здоровья. Предупрежде­ние заболеваний почек. Со­блюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фак­тор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здо­ровья.

Уметь Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний выделительной системы;

•профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья.

стр.   170,   171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове     млекопи­тающих.

Покровы тела (4ч)

 

53

IV.03

Строение и функции кожи.  Работа с учебником, оформление таблицы.

 

Урок изучения и пер­вичного   закрепления новых знаний.

Вопросы № 1 -8 стр. 176 учеб­ника.

Описание   ри­сунков на стр. 174-175,177. Рабочая     тетрадь,   задания № 145,146,149.

Знать Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподер­мы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Уметь  Называть особенности строения орга­низма человека - кожи. Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таб­лицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

стр.   174,   175 учебника,

«Подумайте» на стр. 177.

54

IV.03

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Сообщения учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 1-9 стр. 180 учеб­ника.

Описание   ри­сунка на стр. 181.

Рабочая    тет­радь,  задания № 147,148,149.

Знать Теплообразование, теплоотда­ча и терморегуляция организ­ма. Роль кожи в терморегуля­ции. Укрепление здоровья: за­каливание, рациональное пита­ние. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Уметь  Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организ­ма.

Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний.

стр. 178-179 учеб­ника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения

4 четверть

55

I.04

Уход за кожей, воло­сами, ногтями. Прие­мы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожени­ях и их профилакти­ка.

 

Комбинированный

Вопросы     со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Знать Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окру­жающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилак­тика.

Уметь Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов те­ла.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

стр. 170, 171; 174 -179   учебника   (по­вторить),

Подготовиться к за­чету.

56

I.04

Тест по темам «Вы­деление. Кожа».

 

Урок контроля и оцен­ки знаний.

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

 

Размножение и развитие (3ч)

 

 

 

57

II.04

Размножение. Строение половой системы. Заполнение таблицы.

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -6 стр. 186 учеб­ника.

Описание   ри­сунков на стр. 182-183.

Рабочая     тет­радь,   задания №151,152,153.

Знать Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яй­цеклетки в фолликуле, овуля­ция, менструация. Мужская по­ловая  система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности.

Уметь Называть особенности строения жен­ской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таб­лицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы женской и мужской половой сис­тем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за со­стоянием собственного организма.

стр. 182-183 учебника; подгото­вить сообщения

58

II.04

Развитие человека и возрастные процессы. Защита презентаций учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 7-12    стр.    186

учебника. Вопросы № 2 -7 стр. 190 учеб­ника.

Описание   ри­сунков на стр. 184-185.

Рабочая     тет­радь,   задания №       154,155, 156,157.

Знать Размножение и развитие. Внут­риутробное развитие. Оплодо­творение,  образование заро­дыша и плода. Роль генетиче­ских знаний в планировании семьи. Забота о репродуктив­ном здоровье. Соблюдение са­нитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жиз­ни.

Уметь  Давать определение понятиям: раз­множение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. 

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек  (курение,  алкого­лизм, наркомания).

 

59

III.04

Наследственные     и врожденные заболе­вания.      Инфекции, передающиеся поло­вым путем, их про­филактика

 

Комбинированный

Вопросы     со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Знать Наследование признаков у че­ловека.   Наследственные  бо­лезни, их причины и предупре­ждение.    Роль   генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся по­ловым путем (СПИД, сифилис, гонорея),    их   профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилак­тика.  Культура отношения  к собственному здоровью и здо­ровью окружающих.

Уметь  Объяснять причины проявления на­следственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о дости­жениях генетики в области изучения на­следственных болезней человека

стр. 182-189 учеб­ника (повторить).

Высшая нервная деятельность (8 ч)

 

 

 

60

III.04

Поведение человека. Рефлекс   -   основа нервной  деятельно­сти.

 

Комбинированный

Вопросы      № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание    ри­сунка  на  стр. 198.

Рабочая     тет­радь,   задания №158,159

Знать Рефлекторный характер дея­тельности   нервной   системы. Безусловные и условные реф­лексы, их биологическое значе­ние.

Уметь Давать определение понятиям: без­условные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной сис­темы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и

безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма.

Использовать приобретенные зна­ния для:

рациональной организации труда и от­дыха.

стр.192-194 учеб­ника,

«Подумайте» на стр. 199

61

IV.04

Врожденные и при­обретенные   формы поведения.

 

Комбинированный

Вопросы      № 4,6,8

стр. 198 учеб­ника.

Рабочая     тет­радь,   задания №160,161

Знать Врожденные  формы  поведе­ния:  безусловные  рефлексы, инстинкты, запечатление. При­обретенные формы поведения: условные рефлексы, динами­ческий стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение чело­века.

Уметь Давать определение понятиям: без­условные рефлексы, условные рефлек­сы.

Называть принцип работы нервной сис­темы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для:

рациональной организации труда и от­дыха.

стр.193-195 учеб­ника

62

IV.04

Биологические ритмы. Сон и сновидения. Сообщения учащихся.

 

Комбинированный

Вопросы № 1 -9 стр. 204 учеб­ника.

Описание   ри­сунка  на  стр. 200-201 или на стр.205.

Рабочая    тет­радь,   задания №163,164.

Знать Биологические ритмы. Сон (фа­зы сна) и бодрствование, зна­чение сна

Уметь Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные зна­ния дня:

•рациональной организации труда и от­дыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

стр.200-202 учеб­ника,

«Подумайте» на стр. 205.

63

I.05

Особенности     выс­шей   нервной   дея­тельности человека. Познавательные процессы.       Речь, мышление.

 

Комбинированный

Вопросы      № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208 учебника. Вопрос № 2 стр. 209 учебни­ка.

Рабочая    тет­радь,   задания № 165.

Знать Биологическая природа и соци­альная сущность человека. По­знавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятель­ности в появлении речи и осоз­нанных действий. Мышление. Особенности мыш­ления, его развитие.

Уметь Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че­ловека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные зна­ния дня.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации    учебной   деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

стр.206-207 учеб­ника

64

II.05

Особенности     выс­шей   нервной   дея­тельности человека. Память, эмоции.

 

Комбинированный

Вопросы      № 5,6,7

стр. 208 учеб­ника.

Задание №3 на стр. 209 учебни­ка.

Задание    «По­думайте»     на стр. 209 учебни­ка.

Знать Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышле­ние, способность к накоплению и передаче из поколения в по­коление информации. Память. Виды памяти, приемы запоми­нания.

Эмоции. Физиологическая ос­нова эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произволь­ное внимание. Способы под­держания внимания.

Уметь Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че­ловека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные зна­ния для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации    учебной   деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

стр.    206-207 учебника, «Подумай­те» на стр. 209.

65

III.05

Индивидуальные особенности личности. Сообщения учащихся

 

Комбинированный

Вопросы № 1,3 стр. 212 учеб­ника. Вопросы     со свободным ответом.

Знать Значение    интеллектуальных, творческих и эстетических по­требностей.  Цели  и  мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способ­ности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюде­ние правил поведения в окру­жающей среде, в опасных и чрезвычайных   ситуациях   как основа безопасности собствен­ной жизни.

Уметь  Называть психологические особенно­сти личности. Характеризовать  роль  обучения   и воспитания в развитии психики и пове­дения человека.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•рациональной организации труда и от­дыха;

•соблюдения правил поведения в окру­жающей среде.

стр.     210-211 учебника, «Подумай­те» на стр. 213

66

III.05

Промежуточная аттестация - тестирование

 

Урок контроля знаний

 

. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

67

IV.05

Гигиена умственного труда Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

урок комплексного применения ЗУН

Вопросы     со

свободным

ответом.

 

Знать Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности:    врабатывание, устойчивая работоспо­собность, утомление. Органи­зация отдыха на разных стади­ях работоспособности. Рацио­нальная организация труда и отдыха.  Режим дня. ' Сон  и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. Социальная и природная сре­да, адаптация к ней человека. Культура отношения к собст­венному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение са­нитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здо­ровья.   Влияние   наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Уметь  Давать определение понятию утом­ление.

 Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомле­ния) для здоровья.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•рациональной организации труда и от­дыха;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Объяснять   зависимость   собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм,

проанализиро­вать     собственный режим дня.

стр. 192-207 (по­вторить).

Подготовиться к за­чету

68

IV.05

Итоговая контрольная работа

 

Урок контроля и оцен­ки знаний

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

 


Посмотрите также