Директор МОУ ООШ №5
___________ Кремнева Т.С.
РОСПИСЬ
Дата: « »_________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
8 КЛАСС
Составил: биологии
Калинова Е.В.
Рудник -Абагайтуй 2019-2020 уч. г
Пояснительная записка
Статус документа
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6. ст. 28,
- требования Федерального Государственного образователдьного стандарта (ФГОС),
- учебный план школы,
- календарный учебный график,
- примерная или авторская программа по предмету,
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;
- Положение о содержании и структуре рабочей программы по учебному предмету МОУ Денисовская ООШ №5.
Программа учителя составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии 5-9 кл., издательство «Дрофа», авторы Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А.А.
Учебник: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2015
Цели и задачи изучения биологии в 8 классе.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Форма промежуточной аттестации
Тестирование
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 34-х часов (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 34 часа учебного времени из регионального компонента.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся в результате усвоения курса должны знать, понимать:
· признаки сходства и отличия человека и животных;
· сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
· особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь:
· объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
· изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
· распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
· выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
· сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
· определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
· анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
· оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного курса
Тема 1. Место человека в системе органического мира
Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.
Тема 2. Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека
Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.
Тема 4. Общий обзор организма человека
Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа:
1. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция
Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.
Лабораторная работа:
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Самонаблюдение:
1. Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.
Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.
Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Лабораторная работа:
1. Изучение внешнего строения костей.
Самонаблюдения:
1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
2. Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ
Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.
Самонаблюдения:
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Практическая работа:
1. Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Лабораторная работа:
1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Практическая работа:
1. Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.
Тема 12. Выделение
Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 13. Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Тема 14. Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена.
Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность
Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.
Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Практические работы:
1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Тематический план
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Человек как биологический вид . Происхождение человека |
2 |
2 |
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека |
1 |
3 |
Общий обзор организма человека |
4 |
4 |
Координация и регуляция |
12 |
5 |
Опора и движение |
8 |
6 |
Внутренняя среда организма |
3 |
7 |
Транспорт веществ |
5 |
8 |
Дыхание |
5 |
9 |
Пищеварение |
6 |
10 |
Обмен веществ и энергии |
4 |
11 |
Выделение |
2 |
12 |
Покровы тела |
4 |
13 |
Размножение и развитие |
3 |
14 |
Высшая нервная деятельность |
8 |
15 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Итого |
68 |
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, рекомендуемых для обязательного выполнения по УМК Н.И. Сонина:
8 класс
1. Изучение микроскопического строения тканей. Лаб. раб.
2. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Пр. раб.
3. Изучение головного мозга человека (по муляжам). Лаб. раб.
4. Изучение изменения размера зрачка. Лаб. раб.
5. Изучение внешнего строения костей. Лаб. раб.
6. Измерение массы и роста своего организма. Лаб. раб.
7. Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. Лаб. раб.
8. Изучение микроскопического строения крови. Лаб. раб.
9. Измерение кровяного давления. Лаб. раб.
10. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Лаб. раб.
11. Определение частоты дыхания. Лаб. раб.
12. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Лаб. раб.
13. Определение норм рационального питания. Пр. раб.
14. Изучение приёмов остановки кровотечения. Лаб. раб.
15. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Лаб. раб.
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ
по биологии (базовый уровень).
(Программа основного общего образования по биологии. 6-11 классы.
Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
№ |
Темы лабораторных работ |
Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
Факт |
Дата проведения |
Тема урока |
1 |
Изучение микроскопического строения тканей |
набор микропрепаратов тканей человека - 1 (на класс)
|
5 |
III.09 |
Ткани и органы. Лабораторная работа «ткани» |
2 |
Распознавание на таблицах органов и систем органов |
Набор рисунков - 1 (на класс)
|
1 |
III.09 |
Органы, системы органов. Организм. Создание биологических рисунков. |
3 |
Изучение головного мозга человека |
Муляжи - 1
|
4 |
III.10 |
Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека»
|
4 |
Изучение изменения размера зрачка |
|
|
IV.10 |
Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка». |
5 |
Изучение внешнего строения костей |
Набор костей - 1 (на класс)
|
1 |
III.11 |
Скелет конечностей лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей». |
6 |
Измерение роста и массы организма |
|
1 |
IV.02 |
Гигиена питания. Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма» |
7 |
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц |
Секундомер -1 |
1 |
IV.11 |
Мышцы, их строение и функции Лабораторная работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» |
8 |
Изучение микроскопического строения крови |
|
10 1 1 |
II.12 |
Внутренняя среда организма и ее значение. лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». |
9 - 10 |
Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений |
|
|
II.01 |
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. |
11 |
Изучение приёмов остановки кровотечения |
|
|
II.01 |
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
12 |
Определение частоты дыхания |
Секундомер 1 |
1 |
IV.01 |
Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа «Определение частоты дыхания». |
13 -14 |
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал |
|
10 5 |
III.02 |
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал» |
IV.02 |
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения лабораторная работа «Изучение действия желудочного сока на белки» |
||||
15 |
Определение норм рационального питания |
- |
|
I.03 |
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. |
16 |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье |
|
|
IV.05 |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ |
Контрольные работы
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
1 |
II.11 |
Контрольная работа «Координация и регуляция». |
2 |
II.12 |
Контрольная работа «Опора и движение». |
3 |
II.03 |
Контрольная работа «Пищеварительная система. Обмен веществ». |
4 |
IV.05 |
Итоговая контрольная работа |
Развернутое календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
(68 часов)
№ |
Дата |
Тема урока |
Лабораторные работы, экскурсии |
Форма урока |
измерители |
Умения, Навыки Учащийся должен… |
дом зад |
|||
1 четверть |
|
|||||||||
Человек как биологический вид Происхождение человека (2ч) |
|
|||||||||
1 |
|
Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. |
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. |
Вопросы со свободным ответом |
Знать Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Уметь Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью |
стр. 3, 4 -7, |
|||
2 |
|
Расы человека.. |
|
Комбинированный Обобщение |
Заполнение таблицы. |
стр. 10-13 |
||||
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1ч) |
|
|||||||||
3 |
|
История развития знаний о строении и функциях организма человека. |
|
Вводный, лекция |
Заполнение таблицы. |
Знать краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека Уметь называть ученых и показывать их значение для науки, самостоятельно работать с учебником |
стр. 20-23 учебника, стр. 24-27 учебника (по желанию). |
|||
Общий обзор организма человека (4ч) |
|
|||||||||
4
|
|
Клеточное строение организма. |
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебника. . |
Знать Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Уметь Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. |
стр. 28-29 учебника |
|||
5 |
III.09 |
Ткани и органы. Лабораторная работа «ткани» |
«ткани» |
Комбинированный |
Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебника. Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20. Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. |
Знать Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. Уметь Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. |
стр. 32-35 |
|||
6 |
III.09 |
Органы, системы органов. Организм. Создание биологических рисунков. |
|
Комбинированный |
Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.
|
Знать Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уметь Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма |
стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумайте». Подготовиться к зачету. |
|||
7 |
IV.09 |
Тест «Общий обзор организма человека» |
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
тестирование |
Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопитающих. |
|||
Координация и регуляция (12ч) |
|
|||||||||
8 |
IV.09 |
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности заполнение таблицы. |
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний |
Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 учебника. Описание рисунков на стр.48,49. Рабочая тетрадь, задания № 24,25. |
Знать Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Уметь Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. |
стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49. |
|||
9 |
V.09 |
Характеристика роли гормонов в обменных процессах. |
|
Комбинированный |
Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебника. Рабочая тетрадь, задание № 26. |
Знать Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности Уметь Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. |
стр. 45-47 учебника |
|||
10 |
I.10 |
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. |
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний |
Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 27,28,29 |
Знать Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Уметь Давать определения понятию: рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. |
стр. 50-51 учебника, «Подумайте». |
|||
11 |
II.10 |
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. |
|
Комбинированный |
Вопросы №4,5,6 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.55. Рабочая тетрадь, задания № 30,31. |
Знать Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Уметь Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. |
стр. 52-53 учебника, «Подумайте». |
|||
12 |
II.10 |
Строение и функции спинного мозга. Тестирование |
|
Комбинированный |
Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр.59. Рабочая тетрадь, задания № 32,33. |
Знать Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение Уметь Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. |
стр. 56- 57 учебника, «Подумайте». |
|||
13 |
III.10 |
Строение и функции головного мозга Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека»
|
«Изучение головного мозга человека»
|
Комбинированный |
Вопросы №1 -10 на стр. 64 учебника. Описание рисунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника. Описание рисунка на стр.70. Рабочая тетрадь, задания № 4,36,37,38,39. |
Знать Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Уметь Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. |
стр. 60- 63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте». |
|||
14 |
III.10 |
Соматическая и вегетативная нервная система. |
|
Комбинированный |
Вопросы №8,9 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.52 |
Знать Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение Уметь Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы |
стр. 51,52 учебника, «Подумайте» |
|||
15 |
IV.10 |
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. |
|
Комбинированный |
Вопросы №1,2 на стр. 78 учебника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1 0 на стр. 90 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 40,54,55. |
Знать Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий Уметь Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. |
стр. 72, 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 79. |
|||
16 |
IV.10 |
Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка». |
«Изучение изменения размера зрачка» |
Комбинированный |
Вопросы №3,4,5,6,7 на стр. 78 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 41,42, 43,44. Описание рисунка на стр. 78. |
Знать Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор Уметь Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. |
стр. 73, 74 учебника. |
|||
17 |
V.10 |
Нарушения зрения, их профилактика |
|
Комбинированный |
Вопросы №9,10 стр. 78 учебника. Рабочая тетрадь, задание № 46. |
Знать Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. Уметь Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек |
стр. 75,77 учебника. |
|||
18 |
V.10 |
Анализаторы слуха и равновесия. Заполнение таблицы. |
|
Комбинированный |
Вопросы №1 -11 на стр. 84 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 47, 48, 50, 51. |
Знать Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Уметь Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания дня: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
стр. 80-83 учебника, подготовиться к зачету. |
|||
2 четверть |
||||||||||
19 |
II.11 |
Контрольная работа «Координация и регуляция». |
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся |
|
|||
Опора и движение (8ч) |
||||||||||
20 |
II.11 |
Скелет человека, его значение и строение. Работа с моделями и таблицами. |
|
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. |
Вопросы №1 -11 стр. 96 учебника. Описание рисунка на стр. 97. Рабочая тетрадь, задания № 47, 48, 50, 51. |
Знать Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. Уметь Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей; •между строением и функциями скелета. |
стр. 92 - 95 учебника. |
|||
21 |
III.11 |
Скелет головы и скелет туловища. Заполнение таблицы. |
|
Комбинированный |
Вопросы №1,2,3,4 стр. 104 учебника. Описание рисунка на стр. 98,99. Рабочая тетрадь, задания № 66, 69, 70. |
Знать Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи Уметь Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. |
стр. 98, 99 учебника |
|||
22 |
III.11 |
Скелет конечностей лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей». |
«Изучение внешнего вида отдельных костей». |
Комбинированный |
Вопросы №5,6,7,8,9,10 стр. 104 учебника. Описание рисунка на стр. 104 Рабочая тетрадь, задания № 72, 73, 74, 75. |
Знать Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Уметь Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета |
стр. 100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105. |
|||
23 |
IV.11 |
Оказание доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
|
Комбинированный |
Рабочая тетрадь, задание № 76. Вопросы со свободным ответом |
Знать Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. Уметь Использовать приобретенные знания и умения для. •соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. |
стр. 100, 101 учебника. |
|||
24 |
IV.11 |
Мышцы, их строение и функции Лабораторная работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» |
«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» |
Комбинированный |
Вопросы № 1 -7 стр. 114 учебника. Описание рисунка на стр. 115. Вопросы № 1,3,6,7,8,9 стр. 110 учебника. Описание рисунка на стр. 111 |
Знать Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений Уметь Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц |
стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115. |
|||
25 |
I.12 |
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. |
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. Выполнение домашнего задания |
Знать Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника Уметь Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. |
стр. 113 учебника, подготовиться к зачету. |
|||
26 |
I.12 |
Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. |
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом |
Знать Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия Уметь Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
|
|||
27 |
II.12 |
Контрольная работа «Опора и движение». |
|
Урок контроля и оценки знаний |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся |
|
|||
Внутренняя среда организма (3ч) |
|
|
|
|||||||
28 |
II.12 |
Внутренняя среда организма и ее значение. лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». |
«Изучение микроскопического строения крови». |
Комбинированный |
Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр. 110 учебника. Описание рисунка на стр. 120 |
Знать Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. Уметь Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. |
стр. 116-119 учебника, «Подумайте» на стр. 121. |
|||
29 |
III.12 |
Иммунитет. Сообщения учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1-8 стр. 124 учебника. Описание рисунка на стр. 124. Рабочая тетрадь, задания № 94,95,96. |
Знать Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Уметь Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. |
стр. 119, 122 учебника. |
|||
30 |
III.12 |
Тканевая совместимость и переливание крови. |
|
Комбинированный |
|
Знать Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор Уметь Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. |
стр.122, 123 учебника, «Подумайте» на стр. 125. |
|||
Транспорт веществ (5ч) |
||||||||||
31 |
IV.12 |
Транспорт веществ. Органы кровообращения . Работа с моделями и препаратами. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -6 стр. 128 учебника. Вопросы №1-6 стр. 132 учебника Описание рисунков на стр. 130-131, стр. 133. Рабочая тетрадь, задания № 97,98, 99, 103. |
Знать Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Уметь Называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. |
стр. 126,127; стр. 130 учебника, «Подумайте» на стр. 129. |
|||
32 |
IV.12 |
Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 7,8 стр. 128 учебника. Описание рисунков на стр. 128, стр.135. Рабочая тетрадь, задания №101,102,110. |
Знать Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Уметь Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов. Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса - транспорта веществ; •сущность большого и малого кругов кровообращения; •сущность биологического процесса - лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов |
стр. 127, стр. 135 учебника. |
|||
3 четверть |
||||||||||
33 |
II.01 |
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. |
Практическая работа № 1 «Измерение кровяного давления». Выполнение практическая работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». |
Комбинированный |
Вопросы № 7, 8 стр. 132. Вопросы № 1 -10 стр. 136 учебника. Рабочая тетрадь, задания №104,105. |
Знать Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Уметь Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133. |
|||
34 |
II.01 |
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
практическая работа №3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». |
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. |
Знать Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. Уметь Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечнососудистой системы. Использовать приобретенные знания для. •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
стр. 137 учебника, подготовиться к зачету |
|||
35 |
III.01 |
Тест по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». |
|
Урок контроля и оценки знаний |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
|||
Дыхание (5ч) |
||||||||||
36 |
III.01 |
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. |
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Вопросы № 1 -9 стр. 140 учебника. Описание рисунков на стр. 141. Рабочая тетрадь, задания № 111,112,114, 115. |
Знать Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Уметь Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. |
стр. 138,139 учебника, «Подумайте» на стр. 141. |
|||
37 |
IV.01 |
Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа «Определение частоты дыхания». |
«Определение частоты дыхания». |
Комбинированный |
Вопросы № 1 -3 стр. 146 учебника. Описание рисунка на стр. 147. Рабочая тетрадь, задания №116,117,118. |
Знать Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). Уметь Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
стр. 142 - 143 учебника, «Подумайте» на стр. 147. |
|||
38 |
IV.01 |
Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Сообщения учащихся.
|
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. |
Знать Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Уметь Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. |
стр. 142 учебника (повторить), подготовить сообщения |
|||
39 |
I.02 |
Оказание первой помощи при нарушениях дыхания |
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. |
Знать Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего Уметь Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету. |
|||
40 |
I.02 |
Тест по теме «Дыхание». |
|
Урок контроля и оценки знаний.
|
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
|||
Пищеварение (6ч) |
||||||||||
41 |
II.02 |
Пищевые продукты и питательные вещества. Заполнение таблицы. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1, 2 стр. 150 учебника. Описание рисунка на стр. 151. Рабочая тетрадь, задания №119,120 |
Знать Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Уметь Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. |
стр. 148-149 учебника, «Подумайте» на стр. 151. |
|||
42 |
II.02 |
Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. |
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Вопросы № 4 -7 стр. 150 учебника. Вопрос № 1 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 152. Рабочая тетрадь, задания №121,122. |
Знать Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). Уметь Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения |
стр. 149, 152-153 учебника, «Подумайте» на стр. 155. |
|||
43 |
III.02 |
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»
|
«Действие ферментов слюны на крахмал» |
Комбинированный |
Вопрос № 8 стр. 150 учебника. Вопросы № 7,8,9,10 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 152. Рабочая тетрадь, задания №126,127,128. |
Знать Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Уметь Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма |
стр. 152-158 учебника, «Подумайте» на стр. 155. |
|||
44 |
III.02 |
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения лабораторная работа «Изучение действия желудочного сока на белки» |
«Изучение действия желудочного сока на белки» |
Комбинированный |
Вопрос № 1 -4 стр. 160 учебника. Рабочая тетрадь, задания №130,131,132. |
Знать Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Уметь Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
стр. 156 учебника, «Подумайте» на стр. 161. |
|||
45 |
IV.02 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Заполнение таблицы. |
|
Комбинированный |
Вопросы №5-14 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 160. Рабочая тетрадь, задания № 133,134, 135,136 |
Знать Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты) Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Уметь Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. |
стр. 157, 158 учебника. |
|||
46 |
IV.02 |
Гигиена питания. Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма» |
Измерение массы и роста своего организма |
Комбинированный |
Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
Знать Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. Уметь Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. |
стр. 159 учебника. |
|||
Обмен веществ и энергии(4ч) |
||||||||||
47 |
I.03 |
Пластический и энергетический обмен. Работа с учебником, заполнение таблицы |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -9 стр. 164 учебника. Описание рисунка на стр. 165. |
Знать Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Уметь Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека |
стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165. |
|||
48 |
I.03 |
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. |
практическая работа № 5 «Определение норм рационального питания». |
Комбинированный |
Вопросы № 1 -9 стр. 164 учебника. Описание рисунка на стр. 165.
|
Знать Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Уметь Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. |
стр. 162-163 учебника. |
|||
49 |
II.03 |
Витамины. Защита презентаций учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -10 стр. 168 учебника. Описание рисунка на стр. 169. |
Знать Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. Уметь Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы |
стр. 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 169, подготовиться к зачету. |
|||
50 |
II.03 |
Контрольная работа «Пищеварительная система. Обмен веществ». |
|
Урок контроля и оценки знаний. |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся |
|
|||
Выделение (2ч) |
|
|
||||||||
51 |
III.03 |
Строение и работа почек. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -8 стр. 172 учебника. Описание рисунка на стр. 173. Рабочая тетрадь, задания № 139,140, 141,143. |
Знать Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Уметь Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. |
стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173. |
|||
52 |
III.03 |
Заболевания почек и их предупреждение. Сообщения учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
Знать Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Уметь Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. |
стр. 170, 171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих. |
|||
Покровы тела (4ч) |
|
|||||||||
53 |
IV.03 |
Строение и функции кожи. Работа с учебником, оформление таблицы. |
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Вопросы № 1 -8 стр. 176 учебника. Описание рисунков на стр. 174-175,177. Рабочая тетрадь, задания № 145,146,149. |
Знать Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Уметь Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. |
стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177. |
|||
54 |
IV.03 |
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Сообщения учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1-9 стр. 180 учебника. Описание рисунка на стр. 181. Рабочая тетрадь, задания № 147,148,149. |
Знать Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Уметь Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. |
стр. 178-179 учебника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения |
|||
4 четверть |
||||||||||
55 |
I.04 |
Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. |
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. |
Знать Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Уметь Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
стр. 170, 171; 174 -179 учебника (повторить), Подготовиться к зачету. |
|||
56 |
I.04 |
Тест по темам «Выделение. Кожа». |
|
Урок контроля и оценки знаний. |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся |
|
|||
Размножение и развитие (3ч) |
|
|
|
|||||||
57 |
II.04 |
Размножение. Строение половой системы. Заполнение таблицы. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -6 стр. 186 учебника. Описание рисунков на стр. 182-183. Рабочая тетрадь, задания №151,152,153. |
Знать Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Уметь Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
стр. 182-183 учебника; подготовить сообщения |
|||
58 |
II.04 |
Развитие человека и возрастные процессы. Защита презентаций учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 7-12 стр. 186 учебника. Вопросы № 2 -7 стр. 190 учебника. Описание рисунков на стр. 184-185. Рабочая тетрадь, задания № 154,155, 156,157. |
Знать Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Уметь Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). |
|
|||
59 |
III.04 |
Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика |
|
Комбинированный |
Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. |
Знать Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Уметь Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека |
стр. 182-189 учебника (повторить). |
|||
Высшая нервная деятельность (8 ч) |
|
|
|
|||||||
60 |
III.04 |
Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание рисунка на стр. 198. Рабочая тетрадь, задания №158,159 |
Знать Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Уметь Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. |
стр.192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199 |
|||
61 |
IV.04 |
Врожденные и приобретенные формы поведения. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 4,6,8 стр. 198 учебника. Рабочая тетрадь, задания №160,161 |
Знать Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. Уметь Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. |
стр.193-195 учебника |
|||
62 |
IV.04 |
Биологические ритмы. Сон и сновидения. Сообщения учащихся. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1 -9 стр. 204 учебника. Описание рисунка на стр. 200-201 или на стр.205. Рабочая тетрадь, задания №163,164. |
Знать Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна Уметь Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания дня: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
стр.200-202 учебника, «Подумайте» на стр. 205. |
|||
63 |
I.05 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208 учебника. Вопрос № 2 стр. 209 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 165. |
Знать Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Уметь Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания дня. •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). |
стр.206-207 учебника |
|||
64 |
II.05 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. |
|
Комбинированный |
Вопросы № 5,6,7 стр. 208 учебника. Задание №3 на стр. 209 учебника. Задание «Подумайте» на стр. 209 учебника. |
Знать Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Уметь Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). |
стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209. |
|||
65 |
III.05 |
Индивидуальные особенности личности. Сообщения учащихся |
|
Комбинированный |
Вопросы № 1,3 стр. 212 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
Знать Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Уметь Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
стр. 210-211 учебника, «Подумайте» на стр. 213 |
|||
66 |
III.05 |
Промежуточная аттестация - тестирование |
|
Урок контроля знаний |
|
. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
|||
67 |
IV.05 |
Гигиена умственного труда Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье |
урок комплексного применения ЗУН |
Вопросы со свободным ответом.
|
Знать Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. ' Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Уметь Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, |
проанализировать собственный режим дня. стр. 192-207 (повторить). Подготовиться к зачету |
|||
68 |
IV.05 |
Итоговая контрольная работа |
|
Урок контроля и оценки знаний |
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.