1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология» разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
· приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) , приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 »
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
· Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия» города Гая (протокол педсовета № 11 от 30.08.2016 г )
· Примерная программа основного общего образования по обществознанию
· Учебный план МБОУ «Гимназия»
· Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС ООО МБОУ «Гимназия» города Гая
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела «Общая биология» (9 класс)
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экскурсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий.
Для изучения в этом курсе использую уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
· выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в основы общей биологии - 2 ч.
· Биология – наука о живом мире.
· Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
· Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Основы учения о клетке (10 ч.)
· Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
· Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
· Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
· Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
· Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
· Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
· Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
· Лабораторная работа:
· Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов
· Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
· Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
· Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
· Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов
· Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
· Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
· Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
· Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
· Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)
· Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
· Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.
· Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
· Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
· Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
· Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
· Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
· Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
· Памятники природы Южного Урала (ботанические, геологические).
7. Учение об эволюции (10часов)
· Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
· Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
· Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
· Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Лабораторные работы:
8. Происхождение человека (антропогенез) (6часов)
· Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
9. Основы экологии (13часов)
· Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности.
10. Заключение (1ч)
· Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
|
Тема |
кол-во часов |
экскурсии |
лаборат. работы |
контрольные работы |
|
Введение в основы общей биологии. |
2 |
|
|
|
1 |
Основы учения о клетке. |
10 |
|
1 |
1 |
2 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
5 |
|
|
1 |
3 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. |
11 |
|
2 |
1 |
4 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
5 |
|
|
|
5 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
5 |
|
|
|
6 |
Учение об эволюции. |
10 |
|
1 |
1 |
7 |
Происхождение человека (антропогенез). |
6 |
|
|
1 |
8 |
Основы экологии. |
13 |
1 |
|
1 |
9 |
Заключение. |
1 |
|
|
|
|
Всего |
68 |
1 |
4 |
6 |
Лабораторные, практические работы |
Дата |
Четверть |
Л.р.№1.Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. |
25.09. |
1 |
Л. р.№2 Решение генетических задач. |
27.11. |
2 |
Л.р.№4 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). |
04.12. |
3 |
Л.р. № 3 Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой. |
05.02 |
3 |
4. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 9 класс (приложение 1)
1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа. 2013г.
2. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа. 2013г.
3. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа. 2016г.
4. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа. 2015г.
5. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М.: Дрофа. 2012г.
18.Пасечник В. В., Латюшин В. В., Швецов Г. Г. Методическое пособие к линии учебников «Биология. 5— 9 классы». — М.: Дрофа. 2013г.
6. Календарно- тематическое планирование (Приложение 2)
Приложение 1
Входная контрольная работа
Вариант I.
Уровень А. Выберите один верный ответ.
1. Кровь относится к типу тканей:
А) соединительная
Б) нервная
В) эпителиальная
Г) мышечная
2. К мышцам таза относятся
А) ягодичные
Б) икроножные
В) двуглавая
Г) портняжная
3. Дышать следует через нос, так как в носовой полости
А) происходит газообмен
Б) образуется много слизи
В) имеются хрящевые полукольца
Г) воздух согревается и очищается
4. При артериальном кровотечении следует
А) наложить шину
Б) смазать рану иодом
В) наложить жгут
Г) приложить холодный компресс
5. В организме человека гуморальную регуляцию осуществляют
А) нервные импульсы
Б) химические вещества, воздействующие на органы через кровь
В) химические вещества, попавшие в пищеварительный канал
Г) пахучие вещества, попавшие в дыхательные пути
6. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет
А) крахмал
Б) жиры
В) белки
Г) белки, жиры и углеводы
7. Если у ребенка развивается заболевание рахит, то можно предположить нехватку витамина:
А) С
Б) А
В) Д
Г) В
8. Сахарный диабет развивается при недостатке:
А) адреналина
Б) норадреналина
В) инсулина
Г) гормона роста
9.Серое вещество спинного мозга:
А) располагается внутри
Б) состоит из тел нейронов и их дендритов
В) состоит из нервных волокон
Г) располагается снаружи
10. За координацию движений отвечает отдел головного мозга
А) продолговатый
Б) средний
В) мозжечок
Г) промежуточный
11. Анализатор состоит из:
А) рецепторов и проводящих путей
Б) проводящих путей и зоны коры
В) зоны коры и рецепторов
Г) рецепторов, проводящих путей и зоны коры больших полушарий
12.Слепое пятно расположено в месте, где находятся (находится)
А) палочки
Б) колбочки
В) выход зрительного нерва
Г) сосудистая оболочка
13. В основании корня волос открываются
А) протоки сальных желез
Б) протоки потовых желез
В) нервные окончания
Г) протоки лимфатических капилляров
14. Соляная кислота, вырабатываемая клетками пищеварительных желез, входит в состав
А) сока поджелудочной железы
Б) желудочного сока
В) желчи
Г) веществ, выделяемых печенью
15. К заболеваниям органа слуха относится
А) крапивница
Б) тугоухость
В) катаракта
Г) бельмо
Уровень В.
1. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека
Процесс пищеварения |
Отдел пищеварительного тракта |
А) опробование и измельчение пищи |
1) ротовая полость |
Б) первичное расщепление белков |
2) желудок |
В) всасывание питательных веществ микроворсинками эпителия |
3) тонкий кишечник |
Г) завершение расщепления белков, жиров и углеводов |
|
Д) первичное расщепление углеводов |
|
2. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
А) левый желудочек
Б) капилляры
В) правое предсердие
Г) артерии
Д) вены
Е) аорта
Уровень С.
1. Какова роль кожи в терморегуляции?
2. Каковы функции продолговатого мозга.
Вариант 2.
Уровень А. Выберите один верный ответ.
1. Способность клеток к быстрому размножению характерно для ткани:
А) мышечной
Б) нервной
В) соединительной
Г) эпителиальной
2. К мышцам бедра относятся
А) портняжная
Б) трехглавая
В) двуглавая
Г) дельтовидная
3. Голосовые связки у человека находятся в
А) гортани
Б) носоглотке
В) трахее
Г) ротовой полости
4. Большой круг кровообращения начинается в
А) правом предсердии
Б) правом желудочке
В) левом предсердии
Г) левом желудочке
5. Вегетативная (автономная) нервная система человека участвует в
А) осуществлении произвольных движений
Б) восприятии зрительных, вкусовых и слуховых раздражителей
В) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов
Г) формировании звуков речи
6. Артерии – сосуды, по которым кровь движется:
А) к сердцу
Б) от сердца
В) с максимальной скоростью
Г) с максимальным давлением
7. Белки перевариваются
А) в ротовой полости
Б) в желудке и двенадцатиперстной кишке
В) только в желудке
Г) только в двенадцатиперстной кишке
8. Органы, выполняющие выделительную функцию:
А) легкие
Б) мышцы
В) почки
Г) печень
9.Для успешного образования гормона щитовидной железы необходим:
А) бром
Б) иод
В) водород
Г) железо
10. К центральной нервной системе относятся:
А) нервы
Б) головной мозг
В) нервные узлы
Г) нервные импульсы
11.Зрительная зона располагается в доле:
А) лобной
Б) теменной
В) затылочной
Г) височной
12. Слуховые рецепторы находятся в
А) среднем ухе
Б) слуховом проходе
В) улитке внутреннего уха
Г) полукружных каналах внутреннего уха
13. Функцией красного костного мозга является
А) кроветворение
Б) опора
В) защита
Г) транспорт
14. К заболеваниям органа зрения относится
А) карликовость
Б) близорукость
В) гигантизм
Г) акромегалия
15. Эпителиальная ткань состоит
А) клеток с короткими и длинными отростками
Б) длинных клеток с сократительным белком и одним или несколькими ядер
В) плотно прилегающих друг к другу клеток
Г) клеток со значительным количеством межклеточного вещества
Уровень В.
1. Установите соответствие между характеристикой клеток крови и их принадлежностью к определенной группе
Характеристика |
Группа клеток |
А) не имеют постоянной формы |
1) эритроциты |
Б) не содержат ядра |
2) лейкоциты |
В) содержат гемоглобин |
|
Г) имеют форму двояковогнутого диска |
|
Д) способны к активному передвижению |
|
Е) способны к фагоцитозу |
|
2. Установите, в какой последовательности проходят световые лучи через структуры
оптической системы глаза человека:
А) стекловидное тело
Б) зрачок
В) роговица
Г) хрусталик
Д) сетчатка
Уровень С.
1.В чем состоит барьерная функция печени?
2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?
Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
1 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой
позвоночных животных?
1. Клеточную мембрану 2. Эндоплазматическую сеть 3. Вакуоль 4. Рибосому
А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате
1. Регулярных сезонных изменений в природе
2. Возрастных физиологических изменений особей
3. Природоохранной деятельности человека
4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки
1. Гистология 2. Эмбриология 3. Экология 4. Цитология
А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов
неживой природы?
1. Рост 2. Движение 3. Ритмичность 4. Раздражимость
А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
1. Хлоропластов 2. Плазматической мембраны 3. Оболочки из клетчатки
4. Вакуолей с клеточным соком
А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
1. И.И. Мечникова 2. Луи Пастера 3. Н.И. Вавилова 4. Ч. Дарвина
А 7. Какая цепь питания составлена правильно
1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение
А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу
1. Живорождение у млекопитающих
2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3. Превращение конечностей китов в ласты
4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
1. 75% 2. 10% 3. 25% 4. 50%
А10. К освобождению энергии в организме приводит
1. Образование органических веществ
2. Диффузия веществ через мембраны клеток
3. Окисление органических веществ в клетках тела
4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует
1. об их родстве
2. об общности их происхождения
3. о происхождении растений от животных
4. об их развитии в процессе эволюции
5. о единстве растительного и животного мира 6.
6. о многообразии их органов и тканей
В2. Сходство грибов и животных состоит в том, что
1. они способны питаться только готовыми органическими веществами
2. они растут в течении всей своей жизни
3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
4. в клетках содержится хитин
5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
6. они размножаются спорами
В3. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
4. Листопад осенью.
5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В4. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
1. Поглощение света
2. Окисление пировиноградной кислоты
3. Выделение углекислого газа и воды
4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии
5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света
6. Синтез углеводов из углекислого газа
1. Энергетический обмен 2. Фотосинтез |
В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
2. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
3. Использование только готовых органических веществ
4. Синтез органических веществ из неорганических
5. Выделение кислорода в процессе обмена веществ
6. Грибы
1. Автотрофы 2. Гетеротрофы
|
В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и
особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у
организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной
информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в
хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие
признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных
признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом
организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
2 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один
правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических,
называются
1. Анаэробами 2. Автотрофами 3. Аэробами 4. Гетеротрофами
А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:
1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
4. Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.
А 3. К органическим веществам клетки относятся:
1. Белки и липиды 2. Минеральные соли и углеводы
3. Вода и нуклеиновые кислоты 4. Все правильно
А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:
1. Регуляция биосинтеза белка
2. Расщепление сложных органических молекул
3. Передача наследственной информации
4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ
А 5.Для модификационной изменчивости характерно:
1. Она приводит к изменению генотипа
2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
3. Она используется для создания новых сортов растений
4. У каждого признака организмов своя норма реакции
А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:
1. Объяснил происхождения жизни 2. Создал систему природы
3. Усовершенствовал методы селекции 4. Объяснил причины приспособленности организмов
А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:
1. Семейство 2. Популяция 3. Класс 4. Особь
А 8. Отличием живых систем от неживых можно считать:
1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы
3. Способность к движению 4. Способность к увелечению массы
А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:
1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами 2. Похолодание
3. Вытаптывание травы в парках 4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса
А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из: 1. Белков и углеводов
2. Кислорода и углекислого газа 3. Углекилого газа и воды 4. Кислорода и водорода
При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Во время метафазы I происходят:
1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом
2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления
3. Окончание формирования митотического аппарата
4. Конъюгация гомологичных хромосом
5. Выстраивание бивалентов хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной
пластинки
6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки
7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
В2. В чем проявляется сходство растений и грибов
1. растут в течение всей жизни
2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
3. растут только в начале своего индивидуального развития
4. питаются готовыми органическими веществами
5. являются производителями в экосистемах
6. имеют клеточное строение
В3. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:
1. яркая окраска божьих коровок
2. чередование ярких полос у шмеля
3. чередование темных и светлых полосу зебры
4. яркие пятна ядовитых змей
5. окраска жирафа
6. внешнее сходство мух с осами
В4. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
А.Вещества окисляются
Б.Вещества синтезируются
В.Энергия запасается в молекулах АТФ
Г.Энергия расходуется
Д.В процессе участвуют рибосомы
Е.В процессе участвуют митохондрии
1. Пластический обмен 2.Энергетический обмен |
В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
А.Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б.Использование только готовых органических веществ
В.Выделение кислорода в процессе обмена веществ
Г.Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
Д.Синтез органических веществ из неорганических
Е.Грибы
1. Автотрофы 2.Гетеротрофы
|
В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.
А.Членистоногие Б.Кишечнополостные В.Земноводные Г.Рыбы Д.Птицы
С 1. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная
в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых
молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная
РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В
цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим
концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные
аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя
нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую
белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и
обеспечивается энергией АТФ.
Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.
Название процесса
|
Условия процесса(что для него необходимо?) |
Механизм процесса |
Результат процесса |
Значение процесса |
|
|
|
|
|
Где происходит процесс синтеза матричной РНК?
Итоговая контрольная работа по биологии .9 класс
ответы 1варианта
А1-2; А2-4; А3-4; А4-4; А5 -2; А6 -4; А7 -2; А8-3; А9-3; А10-3.
В.1. – 125; В 2. – 145; В3- 234. В4-211122; В5 -122112; В6-ДГВАБ
С 1.
1. В предложении (2): -Передача наследственных признаков у организма происходит при
бесполом и половом размножении
2. В предложении (5): - Совокупность всех наследственных признаков – генов организма,
полученных от обоих родителей, называют генотипом организма
3. В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются
у организма.
Ответы 2 варианта
А1-2; А2-2; А3-1; А4-3; А5 -4; А6 -4; А7 -2; А8-1; А9-4; А10-1.
В 1. – 235; В 2. -- 126; В3-124; В4-212112; В5-121212; В6- БАГВД
С 1.
1.Биосинтез белка
2.Наличие
ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ
3.Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь
4.Синтез определенного белка
5.Синтез собственных белков организма, реализациянаследственной информации.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Лабораторные работы и экскурсии |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вводимые понятия |
Дом. Зада ние |
|
|||||||||||
По пла ну |
факт |
|||||||||||||||||
1. Введение в основы общей биологии - 2 часа. |
||||||||||||||||||
1. |
|
|
Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. |
|
Знать: общие свойства живого; многообразие форм жизни уровни организации живой природы. Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека давать характеристику уровням организации живой природы. |
самовоспроизведение автотрофы гетеротрофы рост развитие биосистема уровни организации жизни |
В.1,2 §1, 2 |
|||||||||||
2. |
|
|
Многообразие форм живых организмов. |
|
§3
|
|||||||||||||
II. Основы учения о клетке – 10 часов |
||||||||||||||||||
3. |
|
|
Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. |
|
Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. |
Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. |
§4
|
|||||||||||
4. |
|
|
Химический состав клетки. |
|
Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот. |
Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода,минер.соли. |
§5 схема
|
|||||||||||
5. |
|
|
Органические вещества клети. |
|
Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. |
Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. |
§6 |
|||||||||||
6. |
|
|
Строение клетки. |
|
Уметь: Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. |
Органоиды, цпл, эу- и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. |
§ 7
|
|||||||||||
7. |
|
|
Основные органоиды клетки
растений и животных. |
Л.р. № 1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. |
Уметь: Называть функции основных органоидов клетки. |
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
§8 таблица
|
|||||||||||
8. |
|
|
Обмен веществ и энергии в клетке. |
|
Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в |
Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. |
§9
|
|||||||||||
9. |
|
|
Биосинтез белков в живой клетке. |
Комбинированный урок
|
Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. |
Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. |
§10 Т. р.
|
|||||||||||
10. |
|
|
Биосинтез углеводов – фотосинтез. |
Комбинированный урок
|
Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. |
Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. |
§11 Сооб.
|
|||||||||||
11. |
|
|
Обеспечение клетки энергией. |
Комбинированный урок презентация |
Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. |
Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена |
§ 12 Сооб.
|
|||||||||||
12. |
|
|
Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке». |
|
|
Задания 1 уровня §4-12 Стр. 62 |
||||||||||||
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов |
|
|||||||||||||||||
13. |
|
|
Размножение организмов.
|
|
Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. |
Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения |
§13 |
|
||||||||||
14. |
|
|
Деление клетки. Митоз.
|
|
Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. |
Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. |
§14 Сообщение
|
|
||||||||||
15. |
|
|
Образование половых клеток. Мейоз.
|
|
Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. |
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |
§ 15
|
|
||||||||||
16. |
|
|
Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. |
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) |
§ 16
|
|
||||||||||
17. |
|
|
Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов |
|
§ 13-16 |
|
||||||||||||
IV. Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов |
|
|||||||||||||||||
18. |
|
|
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. |
Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
§17, 18 |
|
||||||||||
19. |
|
|
Генетические опыты Г.Менделя.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. |
Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |
§19 |
|
||||||||||
20. |
|
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
|
|
Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. |
Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. |
§20 |
|
||||||||||
21. |
|
|
Сцепленное наследование генов.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
|
Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. |
§21 |
|
||||||||||
22. |
|
|
Взаимодействие генов.
|
|
Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. |
Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. |
§22 |
|
||||||||||
23. |
|
|
Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
|
Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
|
Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. |
§21-23 |
|
||||||||||
24. |
|
|
Решение генетических задач |
Л.р. № 2. Решение генетичес- ких задач
|
Уметь: Решать простейшие генетические задачи. |
|
|
|
||||||||||
25. |
|
|
Наследственная изменчивость.
|
|
Уметь: Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. |
Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. |
§24, 25 Сооб.
|
|
||||||||||
26. |
|
|
Другие типы изменчивости.
|
Л.р. № 3. Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой. |
Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. |
Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. |
§26 Сооб.
|
|
||||||||||
27. |
|
|
Генотипические и фенотипические проявления у растений |
|
Уметь: Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. |
|
§17-26
|
|
||||||||||
28. |
|
|
Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости |
|
|
§17-26
|
|
|||||||||||
V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 часов |
|
|||||||||||||||||
29. |
|
|
Генетические основы селекции организмов.
|
|
Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. |
Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.
|
§27 Таблица |
|
||||||||||
30. |
|
|
Особенности селекции растений.
|
|
Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. |
Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. |
§28 Сообщение |
|
||||||||||
31. |
|
|
Центры многообразия и происхождения культурных растений |
|
Уметь: Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. |
Селекция. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. |
§29 Таблица |
|
||||||||||
32. |
|
|
Особенности селекции животных.
|
|
Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. |
Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных.. |
§30 Сооб |
|
||||||||||
33. |
|
|
Основные направления селекции микроорганизмов
|
|
Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. |
Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. |
§27 –31 Подг.к тесту. |
|
||||||||||
VI. Происхождение жизни и развитие органического мира - 5 часов |
|
|||||||||||||||||
34. |
|
|
Современные представления о возникновении жизни на Земле. |
|
Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
|
Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
|
§32
|
|
||||||||||
35. |
|
|
Современная теория возникновения на Земле. |
|
§33 Сооб. |
|
||||||||||||
36. |
|
|
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. |
|
Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биолгической эволюции |
Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. |
§34 Таблица |
|
||||||||||
37. |
|
|
Этапы развития жизни на Земле. |
|
Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. |
Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции |
35
|
|
||||||||||
38. |
|
|
Этапы развития жизни на Земле |
|
|
|
§31 –35 Подг. к тест
|
|
||||||||||
VII. Учение об эволюции-10 часов |
|
|||||||||||||||||
39. |
|
|
Идея развития органического мира в биологии
|
|
Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина
|
Эволюция, искусственный отбор. Предпосылки возникновения теории Дарвина. |
|
|
||||||||||
40. |
|
|
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина Движущие силы эволюции
|
|
Уметь: Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. |
Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. |
§36
|
|
||||||||||
41. |
|
|
Тренировочный экзамен в форме ОГЭ
|
Л.р.№4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
|
Уметь: Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. |
Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора. |
§37 Сооб.
|
|
||||||||||
42. |
|
|
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Современные представления об эволюции органического мира. |
|
Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. |
§38
|
|
||||||||||
43. |
|
|
Вид, его структура и особенности
|
|
Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции |
Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. |
§31-39 Подг. к к. р. |
|
||||||||||
44. |
|
|
Процесс образования видов – видообразование
|
|
Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. |
Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции. |
|
|
||||||||||
45. |
|
|
Макроэволюция – результат микроэволюций.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. |
Биологический прогресс и регресс.
|
§41 Сооб.
|
|
||||||||||
46. |
|
|
Основные направления эволюции
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
|
§42 Схема
|
|
||||||||||
47. |
|
|
Основные закономерности
биологической эволюции. |
|
Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. |
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия. |
§41-43 Подг. к контрольн. работе
|
|
||||||||||
48. |
|
|
Контрольная работа №4 Учение об эволюции |
|
|
|
|
|||||||||||
VIII. Происхождение человека (антропогенез) – 6 часов |
|
|||||||||||||||||
49. |
|
|
Место и особенности человека в системе органического мира.
|
|
Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными |
Антропология, антропогенез. Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.
|
§44
|
|
||||||||||
50. |
|
|
Доказательства эволюционного происхождения человека
|
|
Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. |
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.
|
§45 Стр.212 Табл. |
|
||||||||||
51. |
|
|
Этапы эволюции вида Человек разумный
|
|
Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. |
Движущие силы антропогенеза. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека. |
§ 46, 47 Стр.220
|
|
||||||||||
52. |
|
|
Человеческие расы, их родство и происхождение |
|
Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. |
Человеческие расы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. |
§44-48,49 Подгот. к конт.раб. |
|
||||||||||
53. |
|
|
Контрольная работа №5 «Происхождение человека» |
|
Реш. задан.1 уровня § 44-49 |
|
||||||||||||
IX. Основы экологии – 13 часов |
|
|||||||||||||||||
54. |
|
|
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. |
|
Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. |
Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. |
§50
|
|
||||||||||
55. |
|
|
Закономерности действия факторов среды на организмы. |
|
Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. |
§51
|
|
||||||||||
56. |
|
|
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. |
|
Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. |
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. |
§52
|
|
||||||||||
57. |
|
|
Биотические связи в природе. |
|
Уметь: Давать определения понятиям конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп |
Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. |
§53 Сообщение
|
|
||||||||||
58. |
|
|
Популяция как форма существования видов в природе. |
|
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции |
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура |
§54 Сообщение |
|
||||||||||
59. |
|
|
Функционирование популяции и динамика её численности в природе. |
|
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. |
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. |
§55 Таблица |
|
||||||||||
60. |
|
|
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. |
|
Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. |
Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем.. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. |
§ 56 таблица |
|
||||||||||
61. |
|
|
Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. |
|
Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. |
Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов. |
§57 |
|
||||||||||
62- 63 |
|
|
Развитие и смена
биогеоценозов. |
Экскурсия
|
Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. |
Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. |
§58 |
|
||||||||||
64 |
|
|
Основные законы устойчивости живой природы. |
|
Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. |
Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. |
§59
|
|
||||||||||
65 |
|
|
Рациональное использование
природы и её охрана. |
|
Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы |
Природные ресурсы. Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. |
§60 таблица |
|
||||||||||
66 |
|
|
Экологические проблемы.
|
|
Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы |
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. |
§50 –60 Стр.225 Подг.к к.р. |
|
||||||||||
67 |
|
|
Контрольная работа №6 Основы экологии |
|
|
|
|
|||||||||||
X. Заключение – 1час |
|
|||||||||||||||||
68
|
|
|
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.