Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Полтавская адаптивная школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ ОО «Полтавская
адаптивная школа - интернат»
_________________ Г.И. Алексеева
(подпись) «9» сентября 2020 г.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Чтение»
для учащихся 1 класса адаптивной школы (1 вариант) на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: учитель высшей кв. категории А.А. Тарабунова
______________
(подпись)
Рассмотрено
На заседании МО
общеобразовательных
предметов
Протокол №__ от
«31 » августа 2020 г.
Руководитель МО
Е.П. Шмидт ________
(подпись)
Согласовано
«4» сентября 2020 г.
Зам. директора по УВР
С.В. Нечипоренко________
(подпись)
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» предназначена для учащихся 1 класса с лёгкой степенью умственной отсталости и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528); - Конституции Российской Федерации; - Устава КОУ «Полтавская адаптивная школа - интернат»; - Учебного плана КОУ «Полтавская адаптивная школа - интернат»;
Рабочая программа по предмету «Чтение» в первом классе (вариант 1) разработана на основе: - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (вариант 1) и утверждена на педсовете 31.08.2020 г., протокол № 1.
- ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы. / [А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев и др.] – 3-е изд., исправ. / Под ред. кандидата психологич. наук, профессора И.М. Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2011. – 240с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Букварь» 1кл.; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях М.: «Просвещение», 2018. Цель реализации программы: - формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки. Задачи:
- осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развитие познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;
- формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; - формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
I. Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным учебным предметом в программе адаптивной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению умственно отсталых детей. На уроках чтения большое внимание отводится воспитанию у детей интереса к урокам чтения и к чтению как процессу. Большое внимание на уроках чтения отводится формированию у детей правильной артикуляции и дикции. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок и небольших инсценировок.
Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме, делить слова на слоги, предложения на слова, выделять отдельные звуки в начале слова. Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги- слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, и после них слоги со стечением согласных. Большое значение уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
Для каждого года обучения определяется уровень требований к урокам чтения, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Применение на уроках чтения разнообразных типов (комбинированный урок - КУ, урок закрепления знаний и совершенствование умений и навыков - УЗЗиСУиН, урок обобщения и систематизации – УОиС,) и форм уроков (урок-игра, урок-путешествие, КВН, викторины и т.д.) повышает мотивацию учащихся к предмету и положительную динамику успеваемости. (Сокращения типов уроков применяется в календарно-тематическом плане)
Обучение школьников с особыми образовательными потребностями на уроках письма осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок письма оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Формы, методы, организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-обособленная; фронтальная; коллективная; работа в парах; групповая.
Методы организации образовательного процесса:
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа,
самостоятельная работа,
наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов),
практические методы.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:
объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;
исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Учитывая, что одним из планируемых результатов освоения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ является умение работать с различными источниками информации: вербальными, текстовыми, цифровыми, табличными, необходимо формировать умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (использование рисунков к текстам), развитие речи на основе предметов и явлений окружающей действительности (составление связных текстов), природоведением (устно или письменное описание природных явлений), математикой (счет, определение размера, цвета и т.д.).
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Всего часов за учебный год |
1 класс |
3 |
33 |
99 |
III. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальной роли;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений и договорённостей; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Предметные результаты:
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 1 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень: - различать звуки на слух и в произношении; - анализировать слова по звуковому составу;
- составлять слова из букв и слогов;
- плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Достаточный уровень: - различать звуки на слух и в произношении; - составлять слоги из букв.
IV. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Процесс обучения чтению постоянно сопровождается контролем. Способы контроля знаний разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), самоконтроль и взаимоконтроль.
В 1 классе ведётся безотметочное оценивание. Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении учебного предмета. На этом этапе обучения центральным этапом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Такая оценка деятельности ребёнка в 1-м классе даётся в словесной форме и носит преимущественно характер поощрения и похвалы. Для определения эффективности обучения детей ведутся дневники наблюдений и индивидуальные карты развития обучающихся, где наглядно показана степень усвоения учебного материала, уровень динамики развития каждого обучающегося. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. Учитывая психофизические и индивидуальные особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями в качестве критериев оценивания можно использовать, например, следующую систему оценивания: «5 баллов» - ставится ученику за умение анализировать слого - звуковой состав слов, читать плавно по слогам слова, предложения и короткие тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. «4 балла» - ставится ученику за умение анализировать слого - звуковой состав слова, читать по слогам слова, предложения и короткие тексты, неполно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, допускает единичные ошибки. «3 балла» - ставится ученику за знание звуков и букв, читать по буквам, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, нуждается в постоянной помощи учителя.
V. Содержание учебного предмета Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученик», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что – то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к чтению в процессе фронтальной и индивидуальной работы
4. Развитие устной речи учащихся: - формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию; - внятно выражать свои мысли и желания ; - слушать сказки и рассказы в устной передачи учителя; - разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя; - пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;
- называть слова по предметным картинкам;
- составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
Выработка умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка). Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги.
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов, в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными.
1-й этап Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделять). Образование из усвоенных звуков и букв слов, чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. 2-й этап Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в слове (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма -ма, мы-ла). Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). 3-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале слова, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трёх слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких согласных. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трёх-четырёх букв с последующей записью.
VI. Тематическое планирование по чтению (3 часа в неделю)
№ |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
I четверть |
||||
1. Подготовка к усвоению грамоты – 8 часов |
||||
1 |
Речь устная и письменная. Беседа по иллюстрации «Воспоминание о лете». |
1 Слушание объяснения учителя. Участие в беседе с учителем. Рассматривание и анализ наглядных пособий. Отвечать на вопросы. Оценивание друг друга. |
1
|
|
2 |
Речь. Беседа по иллюстрации «В школу». |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Отвечать на вопросы. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
3 |
Предложение и слово. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба». |
Слушание объяснения учителя. Отвечать на вопросы. Работа по учебнику, по иллюстрации. Оценивание друг друга. |
1 |
|
4-5 |
Предложение и слово. Работа по схемам. Воспроизведение сказки «Три медведя». |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Отвечать на вопросы. Оценивание друг друга. |
1
1 |
|
6 |
Составление предложений. Работа по схемам. Воспроизведение сказки «Репка». |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
7 |
Составление предложений. Работа по схемам. |
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Участие в развивающих играх. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
8 |
Слог. Деление слов на слоги. |
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Участие в развивающих играх. Работа по учебнику. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
2. Обучение грамоте – 91час |
||||
9 |
Гласный звук [а], буквы А, а. |
Слушание объяснения учителя. Анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
10 |
Гласный звук [у], буквы У, у.
|
Слушание объяснения учителя. Анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
11 |
Согласный звук [м], буквы М, м. |
Слушание объяснения учителя. Анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
12 |
Образование и чтение из усвоенных звуков и букв слов. |
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Участие в собеседовании с педагогом. Рассматривание картинок. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
13 |
Образование и чтение открытого слога МА, МУ. |
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Чтение слогов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
14 |
Гласный звук [о], буквы О, о. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами. Отвечать на вопросы. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
15 |
Образование и чтение открытого и закрытого слога ОМ, МО. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов. Работа с опорными схемами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
16
|
Согласный звук [х], буквы Х, х |
Слушание объяснения учителя. Работа с таблицами и опорными схемами. Чтение слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
17 |
Образование и чтение из слогов и слов из усвоенных слоговых структур. |
Слушание объяснения учителя. Чтение из слогов и слов. Работа с опорными схемами. Оценивание друг друга. |
1 |
|
18 |
Чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми согласными. |
Слушание объяснения учителя. Чтение открытых и закрытых слогов. Работа с опорными схемами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
19 |
Согласный звук [с], буквы С, с. |
Слушание объяснения учителя. Анализ звука и буквы. Рассматривание и анализ наглядных пособий. Работа с таблицами и опорными схемами. Чтение слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
20 |
Образование слогов и слов. Чтение предложений из двух- трёх слов. |
Слушание объяснений учителя. Повторение изученных букв. Работа с таблицами и опорными схемами. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
21 |
Согласный звук [н], буквы Н, н. |
Участие в собеседовании с учителем. Выполнение игровых упражнений. Работа с таблицами и опорными схемами. Чтение слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
22 |
Образование и чтение слогов различной структуры. Составление схем к словам. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
23 |
Гласный звук [ы], буква ы. |
Участие в собеседовании с учителем. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
24 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами к словам. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
25 |
Согласный звук [л], буквы Л, л.
|
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Рассматривание и анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
|
II четверть |
|
|
1 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
2 |
Согласный звук [в], буквы В, в.
|
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
3 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
4 |
Гласный звук [и], буквы И, и.
|
Слушание объяснения учителя. Анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
5 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
6 |
Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
7 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
8 |
Чтение слов с сочетанием ШИ. |
Слушание объяснения учителя. Знакомство с текстом. Детальное изучение текста и проведение анализа содержания. Опрос учащихся. Чтение текста |
1 |
|
9 |
Согласный звук [п] и буквы П, п. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
10 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
11 |
Согласный звук [т] и буквы Т, т. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
12 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
13 |
Чтение двухсложных и трёхсложных слов с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
14 |
Согласный звук [к] и буквы К, к. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
15 |
Образование и чтение слогов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
16 |
Образование и чтение слогов и слов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
17 |
Согласный звук [з] и буквы З, з. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
18 |
Образование и чтение слогов и слов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
19 |
Образование и чтение слогов и слов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
20 |
Согласный звук [р] и буквы Р, р. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
21 |
Образование и чтение слогов и слов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
22 |
Чтение слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
23 |
Согласный звук [й] и буквы Й, й. |
Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
III четверть |
||||
1 |
Образование и чтение слогов и слов различной структуры. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
2 |
Дифференциация звуков [и-й] |
Слушание объяснения учителя.
Работа с раздаточным материалом. Чтение слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
3 |
Согласный звук [ж] и буквы Ж,ж |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
4 |
Дифференциация звуков [ж-ш]. |
Слушание объяснения учителя. Сравнение и сопоставление звуков. Участие в играх развивающего характера. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
5 |
Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ.
|
Слушание объяснения учителя. Чтение слогов, слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
6 |
Согласный звук [б] и буквы Б,б. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
7 |
Дифференциация звуков [б-п].
|
Слушание объяснения учителя. Сопоставление слогов и букв. Участие в развивающих играх. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
8 |
Согласный звук [д] и буквы Д, д. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
9 |
Дифференциация звуков [д-т].
|
Слушание объяснения учителя. Сопоставление слогов и букв. Участие в развивающих играх. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
10 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
11 |
Согласный звук [г], буквы Г,г. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
12 |
Дифференциация звуков [г-к].
|
Слушание объяснения учителя. Сопоставление слогов и букв. Участие в развивающих играх. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
13 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
14 |
Буква Ь. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
15 |
Составление и чтение слов с Ь в середине и на конце слова. |
Слушание объяснения учителя. Сравнение и сопоставление звуков. Участие в играх развивающего характера. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
16-17 |
Чтение слов с буквой ь. Ь - показатель мягкости согласных. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
18 |
Гласный звук [е], буквы Е, е. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
19 |
Чтение слов с буквой е. Е – показатель мягкости согласных. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
20-21 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
22 |
Гласный звук [я], буквы Я,я
|
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
23-24 |
Чтение слов с буквой я, Я – показатель мягкости согласных. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
25 |
Гласный звук [ю], буквы Ю,ю. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
26 |
Буква Ю – показатель мягкости, предшествующей согласной. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
27 |
Гласный звук [ё], буквы Ё,ё
|
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
IV. четверть |
||||
1 |
Буква Ё – показатель мягкости, предшествующей согласной. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
2 |
Буква Ё – показатель мягкости, предшествующей согласной. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
3 |
Согласный звук [ч], буквы Ч, ч. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
4 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
5 |
Чтение слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЧУ.
|
Слушание объяснения учителя. Чтение слогов, слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЧУ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
6 |
Чтение слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЧУ.
|
Слушание объяснения учителя. Чтение слогов, слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЧУ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
7 |
Согласный звук [ф], буквы Ф, ф. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
8 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
9 |
Дифференциация звуков [в-ф].
|
Слушание объяснения учителя. Сопоставление слогов и букв. Участие в развивающих играх. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
10 |
Согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
11 |
Дифференциация звуков [с-ц].
|
Слушание объяснения учителя. Сопоставление слогов и букв. Участие в развивающих играх. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
12 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
13 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
14 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1
|
|
15 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
16 |
Согласный звук [щ], буквы Щ, щ. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование звука и буквы. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
17 |
Чтение слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
|
Слушание объяснения учителя. Чтение слогов, слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
18 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Текст «Сложный вопрос». |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
19 |
Разделительный Ъ. Знакомство с буквой. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с опорными схемами к словам. Анализирование буквы. Чтение слогов, слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
20 |
Чтение слогов, слов из усвоенных слоговых структур. |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
21 |
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Текст «Моя семья». |
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
22 |
Комплексная контрольная работа. |
Слушание объяснения учителя. Самостоятельное выполнение заданий в комплексной работе. |
1 |
|
23 |
Чтение коротких стихотворений. Чтение стихотворения о лесе.
|
Слушание объяснения учителя. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Использован учебный комплекс для учащихся:
Учебник «Букварь» 1кл. часть 1, часть 2: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях Москва «Просвещение», 2018
Научно-методическая литература:
1. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» 1кл.; учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2-х частях М.: «Просвещение», 2018г.
2. Бурдина С.В. ОАО «Дом печати - Вятка» Серия книг «Говорим правильно»,
Играем в слова, Делим слова на слоги, Читаем предложения.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.-448с.
4. Рудченко Л.И. Чтение. 1класс: коррекционно-развивающие занятия/авт.- сост.
Л.И. Рудченко. – Волгоград, 2007.-150с.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс. 1– 4 классы. / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]
– 8-е изд. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
6.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
7.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталость.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Иллюстрации; индивидуальный раздаточный материал;
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютер,
мультимедийные презентации, соответствующие тематике учебных курсов.).
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, алфавит, набор букв,
образцы письменных букв, фишки для звукового анализа).
Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала.
Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным
материалом.
Таблицы по чистописанию.
Таблицы по грамматике и правописанию.
Серии сюжетных картинок.
Касса букв.
Картонный словарь.
Лента букв.
Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой
работы.
Картины по временам года. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы); учебные столы, магнитная доска;
интернет ресурсы.
Печатные пособия: Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Демонстрационное пособие:
Печатные буквы на магнитах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.