Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе, утверждённой
приказом № от « » 2019 г.
Рабочая программа по дефектологии
«Особый ребенок»
11 и 21 класс
для обучающихся с УУО
(вариант УО - 2)
Разработчик программы:
Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель-дефектолог
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» « » 2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Пояснительная записка:
Для детей с умеренной умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), основным является развитие личности, формирование общейкультуры, соответствующей общепринятым нравственным исоциокультурным ценностям, формирование необходимых длясамореализации и жизни в обществе практических представлений, уменийи навыков, позволяющих достичь максимальновозможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
По результатам диагностики сентября 2019 года учащиеся с умеренной умственной отсталостью- Каролина В. 2 класс и ученик 1 класса Максим Р. Были объединены в одну группу для занятий с дефектологом исходя из материалов обследования и диагностики.
Специфические нарушения у данной группы учащихся 1-1 и 2-1 класса, на которые следует обратить внимание специалисту-дефектологу в процессе индивидуальной работы:
1. Замедленный темп психического развития даже в сравнении с одноклассниками УО.
2. Замедленный прием и переработка информации.
3. Неравномерность психического и физического развития.
4. Ослабленная роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).
5. Малоэффективность и малоконструктивность общения.
6. Дисгармоничность особенностей первичной системы (расторможенность и заторможенность).
7. Реактивность, часто импульсивность и неадекватность поведения.
8. Разные личностно-поведенческие нарушения.
· Цель рабочей программы: осуществление коррекционного воздействия дляулучшения функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, повышение работоспособности, на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я.
· Программа ориентирована на решение следующих задач:
· - снятие мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
· - активация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды;
· - стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух)
· - развитие двигательных функций;
-создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному процессу.
Длительность проведения каждого индивидуального занятия – 15-20 мин.
Занятия проходят как группой в 2 человека, так и индивидуально. Индивидуальной работой охвачены все ученики. Эти учащиеся по итогам диагностики на начало учебного года показали наиболее низкий уровень развития, как высших психических функций, так и моторных навыков. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по расписанию), для каждого ученика составлена своя сетка занятий с календарно-тематическим планом.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-Умение достигать состояния релаксации и мышечного расслабления
-Душевное равновесие
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
|
Достаточный уровень:
|
-Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
|
-Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. -Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными и диагностическими показаниями. - Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. -Ориентация в окружающем пространстве, осознание себя и своего физического Я. |
Содержание рабочей программы:
Расширение кругозора и общего запаса знаний с темами: Мозаика, природные фантазии, художественное творчество, птицы, в царстве Нептуна и Веселый паровозик.(8 часов)
Развитие мышления, внимания, памяти.
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие) Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи.(8 часов)
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие)
“Сравнение понятий”,“Простые аналогии”,“Подбери заплатку” , “Дорисуй чего не хватает”, Увлекательная математика и т.д.(9 часов)
Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи.( 5 часов)
Тематический план
Тематический раздел |
часы |
Диагностика |
4 |
Расширение кругозора и общего запаса знаний об окружающем мире. |
8 |
Развитие мышления, внимания, памяти. |
8 |
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие) |
9 |
Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), развитие речи. |
5 |
Итого 34 часа
|
34 |
Календарно-тематический планиндивидуальных и групповых занятий
на 2019-2020 учебный год
по дефектологии «Особый ребенок»
Учитель-дефектолог: Лазарева Л.Г..
Количество часов 34 ч., 1 час в неделю.
№ занятия |
Кол-во часов
|
Дата (групповое занятие) |
Факт (групповое занятие) |
Название раздела, тематика занятий |
Волянюк Каролина |
Рогульчик Максим |
|
4 |
|
|
Диагностическая работа
|
|
|
1 2 3 4 |
1 1 1 1 |
05.09 12.09 19.09 26.09 |
|
Диагностика учащихся,работа над программой,сипр и т.д. |
04.09 11.09 18.09 25.09 |
03.09 10.09 17.09 24.09 |
|
|
|
|
Расширение кругозора и общего запаса знаний
|
|
|
5 |
1 |
03.10 |
|
Мозаика |
02.10 |
01.10 |
6 |
1 |
10.10 |
|
Природные фантазии |
09.10 |
08.10 |
7 |
1 |
17.10 |
|
Художник |
16.10 |
15.10 |
8 |
1 |
24.10 |
|
Птицы |
23.10 |
22.10 |
9 |
1 |
07.11 |
|
В царстве Нептуна |
06.11 |
05.11 |
10 |
1 |
14.11 |
|
Веселый паровозик |
13.11 |
12.11 |
|
|
|
|
Развитие мышления, внимания,памяти
|
|
|
11 |
1 |
21.11 |
|
“ Запоминай порядок” |
20.11 |
19.11 |
12 |
1 |
28.11 |
|
“Пуговицы” |
27.11 |
26.11 |
13 |
1 |
05.12 |
|
“Найди различия |
04.12 |
03.12 |
14 |
1 |
12.12 |
|
” “Найди зашифрованные слова” |
11.12 |
10.12 |
15 |
1 |
19.12 |
|
“Четвертый лишний” |
18.12 |
17.12 |
16 |
1 |
26.12 |
|
“Назови одним словом |
25.12 |
24.12 |
|
|
|
|
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности(зрительная и слуховая память, зрительное восприятие) |
|
|
17 |
1 |
16.01 |
|
” “Найди путь» |
15.01 |
14.01 |
18 |
1 |
23.01 |
|
“Продолжи ряд” |
22.01 |
21.01 |
19 |
1 |
30.01 |
|
“Подбери заплатку” |
29.01 |
28.01 |
20 |
1 |
06.02 |
|
“Дорисуй чего не хватает” |
05.02 |
04.02 |
21 |
1 |
13.02 |
|
“Подбери соответствующее слово” |
12.02 |
11.02 |
22 |
1 |
20.02 |
|
“Исключение лишнего” |
19.02 |
18.02 |
23 |
1 |
27.02 |
|
“Сравнение понятий” |
26.02 |
25.02 |
24 |
1 |
05.03 |
|
“Простые аналогии” |
04.03 |
03.03 |
25 |
1 |
12.03 |
|
Увлекательная математика |
11.03 |
10.03 |
|
|
|
|
Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра), |
|
|
26 |
1 |
19.03 |
|
“Составь слова” |
18.03 |
17.03 |
27 |
1 |
02.04 |
|
Сказка «Маша и медведь» |
01.04 |
31.03 |
28 |
1 |
09.04 |
|
Сказка «Три медведя» |
08.04 |
07.04 |
|
|
|
|
Формирование навыков вербального общения ,развитие речи. |
|
|
29 |
1 |
16.04 |
|
Русские сказки |
15.04 |
14.04 |
30 |
1 |
23.04 |
|
Немецкие сказки |
22.04 |
21.04 |
31 |
1 |
3004 |
|
Бурятские сказки |
29.04 |
28.04 |
32 |
1 |
07.05 |
|
Сказки народов мира |
07.05 |
06.05 |
33 |
1 |
13.05 |
|
Диагностика на конец года |
13.05 |
12.05 |
34 |
1 |
20.05 |
|
Итоговое занятие |
20.05 |
19.05 |
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом №_____от «___»___________2019 г.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по дефектологии «Особый ребенок»
для обучающихся с УУО (вариант УО - 2)
Разработчик программы: Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель-дефектолог
«Рассмотрена» На Методическом Совете МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Протокол №_______ от «_____»_____________2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.