Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к основной адаптированной
образовательной программе,для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) утверждённой
приказом № от « » 2019 г.
Рабочая программа по дефектологии
«Развитие когнитивной сферы»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
2-1 класс
Разработчик программы: Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель- дефектолог
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «» ---------2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Пояснительная записка
Целью применения данной коррекционно-развивающей программы является: ликвидация пробелов знаний учащихся 2 класса, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. Состав группы: ученики 2-1 класса (Давлат Н. Владимир К., Павлов А., Якушев С.) В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цель программы:стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации
Задачи программы:
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
·климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
·развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
·ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
Программа занятий включает следующие основные направления:
·Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
·Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
·Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
·Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
·Формирование учебной мотивации;
·Ликвидацию пробелов знаний;
·Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
·Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Планируемые результаты:
Личностные:
-сформированность внутренней позиции школьника, мотивации учения.
-положительное отношение к одноклассникам и школе
-осознание успешности своего пребывания в школе
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
- строить простейшие обобщения; - складывать узоры по образцу и памяти; - стремиться к размышлению и поиску; -переключаться с одного действия на другое. - анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;
|
- строить простейшие обобщения; - складывать узоры по образцу и памяти; - стремиться к размышлению и поиску; -переключаться с одного действия на другое. - анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога; - классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию; - находить логические ошибки; - запоминать и хранить в памяти несложные инструкции; переключиться с одного действия на другое.
|
Содержание программы:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.
Развитие памяти
Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.
Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Тематический план:
№ |
Темы и разделы |
Кол-во занятий |
1 |
Развитие аналитико-синтетической сферы
|
5 |
2 |
Развитие внимания
|
5 |
3 |
Развитие личностно-мотивационной сферы
|
10 |
4 |
Развитие воображения
|
5 |
5 |
Развитие памяти
|
5 |
6 |
Диагностика |
4 |
|
|
34 занятия |
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
· Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· Развитие зрительного восприятия и узнавания;
· Развитие зрительной памяти и внимания;
· Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
3. Развитие основных мыслительных операций:
· Навыков соотнесенного анализа;
· Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
· Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
· Развитие наглядно-образного мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Календарно-тематическое планирование
на 2019-2020 учебный год
Коррекционно-практические занятия по дефектологии .
«Развитие когнитивной сферы»
Учитель: Лазарева Л.Г..
Количество часов 34 ч., 1 час в неделю.
Дата проведения |
факт |
№ |
Тема занятия |
Методы и формы контроля |
|
|
|
Развитие аналитико-синтетической сферы
|
|
6.09 |
|
1 |
«Найди отличия». |
карточки |
13.09 |
|
2 |
Зарисовки на листе. Ориентировка: правая, левая, верх, низ. |
пиктограммы |
20.09 |
|
3 |
Труд людей осенью. предложение. |
собеседование |
27.09 |
|
4 |
«Зашифрованный рисунок».Впереди, сзади, между |
наблюдение |
04.10 |
|
5 |
«Школа». Чтение по слогам. |
Ответы на вопросы |
|
|
|
Развитие внимания
|
|
11.10 |
|
6 |
«Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10 |
тесты |
18.10 |
|
7 |
«Дом» зарисовки. Геометрические фигуры. |
карточки |
25.10 |
|
8 |
«Найди отличия» Десяток |
пиктограммы |
08.11 |
|
9 |
«Угадай слово».. «Моя семья». |
собеседование |
15.11 |
|
10 |
«Сходство и различие». Нумерация |
наблюдение |
|
|
|
Развитие воображения
|
Ответы на вопросы |
22.11 |
|
11 |
«Сгруппируй предметы». Словарь.Одежда, обувь |
|
29.11 |
|
12 |
«Исключи лишнее». . Словарь.Овощи |
тесты |
06.12 |
|
13 |
«Что перепутал художник». Состав двузначного числа |
карточки |
13.12 |
|
14 |
«Зрительный диктант». .Фрукты |
пиктограммы |
20.12 |
|
15 |
«Запутанные дорожки». Единицы измерения |
собеседование |
|
|
|
Развитие памяти
|
наблюдение |
27.12 |
|
16 |
«Найди отличия». Овощи и фрукты - разные продукты |
Ответы на вопросы |
10.01. |
|
17 |
Лабиринты. .Единицы длины. См |
|
17.01 |
|
18 |
«Снежный ком». .Зима. Зимние забавы |
тесты |
24.01 |
|
19 |
«Внимательный художник». Единицы длины. Дм |
карточки |
31.01 |
|
20 |
«Продолжи логический ряд». ПДД зимой |
пиктограммы |
|
|
|
Развитие личностно-мотивационной сферы
|
собеседование |
07.02 |
|
21 |
«Зрительный диктант». Второй десяток |
наблюдение |
14.02 |
|
22 |
«Что перепутал художник?». Жизнь зверей зимой |
Ответы на вопросы |
21.02 |
|
23 |
Шнуровочки Сложение чисел. |
|
28.02 |
|
24 |
«Составление рассказа». Деревья |
тесты |
06.03 |
|
25 |
«Продолжи логический ряд».
|
карточки |
13.03 |
|
26 |
«Найди отличия». Комнатные растения |
пиктограммы |
20.03 |
|
27 |
Лабиринты..Числа |
собеседование |
03.04 |
|
28 |
«Сходство и различие». Зима. |
наблюдение |
10.04 |
|
29 |
«Продолжи числовой ряд».
|
Ответы на вопросы |
17.04 |
|
30 |
Поиск ошибок в тексте. .ПДД весной |
|
|
|
|
Диагностика
|
тесты |
24.04 |
|
31 |
«Исключи лишнее».Классификация
|
карточки |
15.05 |
|
32 |
«Зашифрованный рисунок». Тесты.
|
пиктограммы |
22.05 |
|
33 |
«Лабиринты». Мышление логика
|
собеседование |
29.05 |
|
34 |
Обобщение
|
наблюдение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.