Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«ЧИТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА» (ГПОУ «ЧТОТиБ»)
Утверждаю:
Заместитель директора по учебной работе
____________________А.С.Варфоломеева
«___» _____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 Основы философии
для специальности: 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Форма обучения: очная
Курс (семестр): III (5)
2020 г.
Разработал программу: Турчина Т.С., преподаватель ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
Эксперты: Ж.В. Терукова, заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования: 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
У2. Выстраивать социокультурный контекст на основе общечеловеческих ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1. Основные категории и понятия философии;
З2. Роль философии в жизни человека и общества;
З3. Основы философского учения о бытии;
З4. Сущность процесса познания;
З.5 Основы научной, философской и религиозной картин мира;
З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности;
З8. общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Шифр комп. |
Наименование компетенций |
Дескрипторы (показатели сформированности) |
Умения |
Знания |
ОК 1 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. |
Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 2 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности |
Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска |
Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации
|
ОК 3 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования |
Выстраивать траектории профессионального и личностного развития |
Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 4 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность |
Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами. |
Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности |
ОК 6 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. |
Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. |
Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК 7 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте
|
Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 9 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности |
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение |
Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
48 |
Объем образовательной программы |
48 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
18 |
практические занятия |
26 |
самостоятельная работа |
4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Формируемые ОК |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Предмет философии и ее история. |
22 |
|
||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии. Методы философии и ее внутреннее строение. |
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-4 З 1-2 У 1-2 |
|
1 |
Становление философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискуссионность. Предмет философии. Определения философии. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный Строение философии и ее основные направления. Этапы философии: античный, средневековый, нового времени, XX века. |
|||
Тема 1.2.Философия Древнего мира.
|
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-4
З 1-8 У 1-2 |
|
1 |
Предпосылки философии в Древнем мире. Буддизм: четыре благородные истины буддизма, теория практичности, непостоянство элементов, серединный путь, восьмеричный путь. Даосизм: «Учение о Дао и Дэ», теория недеяния. Конфуцианство: основные принципы. |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
1 |
Практическая работа №1. Философия Древнего Китая, Древней Индии: сравнительный аспект. |
2 |
|
|
Тема 1.3 Античная философия |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Становление философии в Древней Греции.Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Зенон. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическая философия: школа киников, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. |
ОК 1-4
З 1-8 У 1-2 |
||
Практические занятия |
4 |
|||
1 |
Практическая работа №2. Античная философия. |
2 |
||
2 |
Практическая работа №3. Философские школы Древнего Востока и Древней Греции – сравнительный аспект |
2 |
||
Тема 1.3 Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.
|
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-6 З 1-8 У 1-2 |
|
1 |
Основные принципы христианской философии: креационизм, провиденционализм, мистицизм, ревеляционизм (принцип богооткровенности). Патристика. Августин Блаженный «О граде Божьем» Схоластика. Фома Аквинский: теория о гармонии веры и разума. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. |
|||
Практические занятия |
2 |
ОК 1-9 З 1-8, У 1-2 |
||
1 |
Практическая работа №4. Философия Средних веков |
2 |
||
Тема 1.4 Философия Нового времени и Эпохи Просвещения. |
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-9 З 1-8 У 1-2 |
|
1
|
Особенности эпохи Нового времени. Ориентация философии на проблему познания. Эмпиризм. Ф. Бэкон и формирование методов эмпирических исследований. Рационализм. Р. Декарт и интеллектуальная интуиция Философия просвещения. Т. Гоббс и теория общественного договора, Д.Локк и теория естественных прав человека Классическая немецкая философия. Теория априорного знания Канта. Моральный закон Канта. Гегель и законы диалектики. |
|||
Практические занятия |
4 |
ОК 8 З 1-8 У 1-2 |
||
1 |
Практическая работа №5. Социалисты-утописты о справедливом обществе. |
2 |
||
1 |
Практическая работа №6. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. |
2 |
||
Тема 1.5 Постклассическая и современная философия. Особенности русской философии.
|
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-8 З 1-8 У 1-2
|
|
1 |
Иррационализм как ведущее направление философии второй половины XIX - XX веков. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше). Психоаналитическая философия (Фрейд, Юнг). Экзистенциализм (Кьеркегор, Хайдеггер). Позитивизм и неопозитивизм: «Долой метафизику, да здравствует физика!» (Спенсер, Рассел). Прагматизм. |
|||
Практические занятия |
2 |
ОК 1-8 З 1-8 У 1-2 |
||
1
|
Практическая работа №7. Русская философия. |
2 |
||
Раздел 2. Основные направления философии. |
26 |
ОК 4-8 З 3-4 У 1-2
|
||
Тема 2.1 Учение о бытии и теория познания.
|
Содержание учебного материала |
2
|
||
1 |
Основные проблемы онтологии. Бытие и небытие Мифологическая, религиозная, научная картина мира. Философская картина мира: материальное и идеальное бытие, категории «материя» и «сознание». Свойства материи, способы существования материи. |
|||
Практические занятия |
6 |
ОК 1-11 З 5 У 1-2 |
||
1 |
Практическая работа №8. Бытие и материя |
2 |
||
1 |
Практическая работа №9. Сравнительная характеристика философской, научной и религиозной картины мира. |
2 |
||
1 |
Практическая работа №10. Философская теория познания. |
2 |
||
Тема 2.2.1 Проблема человека в философии.
|
Содержание учебного материала |
2
|
ОК 1-9 З 7-8 У 1-2
|
|
1 |
Бытие человека: образы человека в истории философской мысли, социальная и биологическая природа человека. Что есть «Человек»? Человек: индивид, индивидуальность, личность (проблема «Я»). Проблема смысла жизни (проблема живого человека). Характеристики человека. |
|||
Тема 2.2.2. Этика и система ценностей |
1 |
Виды ценностей, иерархия ценностей. Красота, любовь, истина. Свобода и ответственность. Смысл жизни и предназначение человека. |
2 |
ОК 3-11 З 6 У 1-2 |
Практические занятия |
4 |
|||
1 |
Практическое занятие № 11. Ценностные ориентации и проблема духовности в философии. |
2 |
||
1 |
Практическое занятие № 12. Проблемы свободы и ответственности личности в технологическом обществе. |
2 |
||
Тема 2.3 Социальная философия. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1-11 З 1-8 У 1-2 |
|
1 |
Общество. Причины возникновения общества. Механическая и органическая общность людей (этносы). Социальная структура общества. Концепции однолинейного (Маркс, Ростоу), многолинейного (Ясперс) и циклического (Шпенглер) развития общества. Проблема конца истории. Общество и природа. Этические проблемы, связанные с развитием науки, техники и технологий. Экогуманизм. Римский клуб и исследование глобальных проблем. |
|||
Практические занятия |
2 |
ОК 8-11 З 1-8 У 1-2 |
||
1 |
Практическое занятие № 13. Философский анализ общества |
2 |
||
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение.
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4
|
ОК 1-11 З 1-8 У 1-2 |
|
1 |
Самостоятельная работа №1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. |
|||
1 |
Самостоятельная работа № 2. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. |
|||
Всего: |
48 |
3.условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличие кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект практических заданий на каждый рабочий стол;
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор.
Основные источники:
1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 480 с. - Режим доступа: http://znanium.com
2. Горелов А.А. Основы философии[Текст]: Учебник /А.А. Горелов.- М.: Академия, 2017.- 215с.
Дополнительные источники:
3. Голубева Т.В. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 266 с. - Режим доступа: http://znanium.com
4. Губин В.Д. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 288 с. - Режим доступа: http://znanium.com
5. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 368 с. - Режим доступа: http://znanium.com
Электронные ресурсы:
Видеофильмы
Генетики против Дарвина
Всемирный потоп как предчувствие
Животное под названием Человек
Видеоролики
Картина мира
Глобальные проблемы современности
Репродукции
Винсент Ван Гог картина: «Башмаки»
Требования к квалификации педагогических кадров: наличие высшего образования, соответствующего профилю дисциплины, повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
У2.Социокультурный контекст; выстраивать отношения на основе общечеловеческих ценностей
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З1. Основные категории и понятия философии
|
Критерии 5 |
Составление словаря-справочника
|
З2. Роль философии в жизни человека и общества
|
Критерии 1, 2, 3, 4
|
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З3. Основы философского учения о бытии
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З4. Сущность процесса познания
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З6.О условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
З8. Общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде.
|
Критерии 1, 2, 3, 4 |
Практические работы Опорно-схематичный конспект Тестирование Устный опрос
|
К 1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Оценка «отлично» выставляется, если студент обстоятельно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, точные определения ключевых понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести примеры, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке правил или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, перерывами.
К 2. Оценка опорно-схематичного конспекта.
Опорно-схематичный конспект (ОСК) – вид письменной работы, в которой перед студентами ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями.
Критерии оценки |
Кол-во баллов на оценку |
|||
5 |
4 |
3 |
2 |
|
Полнота использования учебного материала |
В полном объеме |
В полном объеме |
Отсутствует часть смысловых блоков |
-- |
Объём ОСК – один лист формата А 4 |
Заполнен на 75% |
Заполнен на 50% |
Заполнен на 30% |
отсутствует |
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). |
имеется |
Есть ошибки |
нарушена |
-- |
Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК) |
Имеются, читабель ный |
Имеются, читабель ный |
Имеются, читается с трудом |
-- |
Грамотность (терминологическая и орфографическая) |
Нет ошибок |
Не более 2-3 ошибок |
Более 3 ошибок |
-- |
Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы |
Только опорные сигналы |
Имеются 2-3 связанных предложения |
Только связанные предложения |
-- |
Самостоятельность при составлении |
Без помощи преподавателя |
Помощь преподавателя изредка |
Постоянная помощь преподавателя |
-- |
К 3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы |
Критерии оценивания тестовых заданий |
1 б |
Задания с выбором 1 ответа из 3,4 |
2 б |
Задания с выбором 2 и более ответов из 4 |
3 б |
Задания на определение понятия |
|
|
Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100 |
Отлично |
80 ÷ 89 |
Хорошо |
50 ÷ 70 |
Удовлетворительно |
менее 50 |
не удовлетворительно |
К 4. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы |
Критерии оценивания устного опроса |
5 |
Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы |
4 |
Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода |
3 |
Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода |
2 |
Отсутствует ответ на вопрос |
К 5. Критерии оценивания словаря терминов:
Оценка |
Критерий (показатель оценивания) |
5 |
Работа выполнена в полном объеме, даны определения всем предложенным терминам |
4 |
Работа выполнена не в полном объеме, даны определения 90% предложенных терминов |
3 |
Работа выполнена не в полном объеме, даны определения 80% предложенных терминов |
3 |
Работа выполнена не в полном объеме, даны определения 50 % предложенных терминов |
2 |
Работа выполнена не в полном объеме, даны определения менее 50% предложенных терминов |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата |
Содержание изменения и дополнения |
№ страницы, пункт |
Автор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.