Рабочая программа по дисциплине ОУДБ 12 ГЕОГРАФИЯ
Оценка 5

Рабочая программа по дисциплине ОУДБ 12 ГЕОГРАФИЯ

Оценка 5
docx
03.10.2020
Рабочая программа по дисциплине ОУДБ 12 ГЕОГРАФИЯ
география ТМ ОУДБ12.docx

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»

Верхнеуфалейский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебной дисциплине ОУДБ 10 География

по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г

Одобрена                                                     

Предметно-цикловой комиссией 

Председатель ПЦК ______  Хорошайло Г.В..

«__»________2018г.

Протокол____________

 

Председатель НМС

 

___________     А.В.Шебалин 

 «    »____________    2018

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по специальности  15.02.08 «Технология машиностроения»  и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.( решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))

 

 

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

 

Разработчик: Баязитова Г. С. Преподаватель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

1.       

Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины

2.       

Структура и содержание учебной дисциплины

3.       

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

4.       

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной дисциплины  

                                                  

 

 

 

 

 

 


1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

1.1 . Область применения  программы

Программа учебной дисциплины «География » предназначена для изучения географии , реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по специальности  15.02.08 «Технология машиностроения» . Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27.03.2008 № 03-1180). География изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина «География» является общей общеобразовательной учебной   дисциплиной.

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «География» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ,требования к результатам освоения дисциплины:

Цели предмета:

·        освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

·        овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

·        воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

·        использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

·        нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

·        понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

        Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений  СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

         Программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Результаты освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностные :

·        сформированность ответственного отношения к обучению;

·        готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

·        сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·        сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

·        приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

·        сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

·        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

·        критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

·        креативность мышления, инициативность и находчивость;     

 

метапредметных:

·        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;

·        готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·        умение ориентироваться в различных источниках географической       информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·         умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

·         осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

·        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

·        представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

·         понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

·        владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

·        владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

·        сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

·        владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

·        владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

·        владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

·        сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.  Количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося –46 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 36часов.

самостоятельной работы обучающихся – 10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка( всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка( всего)

36

в том числе:

-

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа студентов всего:

В том числе:

10

внеаудиторная

 10

Индивидуальные задания

-

Контрольные работы

 

Итоговая аттестация в форме

 дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «география»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1. Основы географии

 

4

 

 

Тема 1.1.

Источники географической информации

Содержание учебного материала

2

 

Источники географической информации

глобусы, географические атласы, рельефные карты, блок-диаграммы, профили,

анаглифические карты, фотокарты, карты-транспаранты, карты на микрофишах, цифровые карты, электронные карты.  Статистические материалы. Другие способы и формы получения

географической информации: использование космических снимков, моделирование

2

2

 

 

Лабораторная работа

-

 

 

Практическая работа.

-

 

 

Контрольная работа

-

 

 

Самостоятельная работ

-

 

 

Тема 1.2

Содержание учебного материала

2

 

 

Картография итопография

Составление и оформление карт.

История картографии Географическая карта – особый источник информации о действительности. Классификация карт. Легенда карты. Чтение карт.  Ориентирование по карте.Сравнительный анализ карт различной тематики План местности.  Топографические знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Компас. Ориентирование по плану местности. Определение абсолютных высот по карте.

2

2

 

Лабораторная работа

-

 

 

Практическая работа.

-

 

 

Контрольная работа

-

 

 

Самостоятельная работа: Составить простейший план местности по месту жительства.

1

 

 

Раздел 2.   География материков и океанов

 

14

2

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1

Мировой океан

Содержание учебного материала

6

 

 

Состав, площадь и питание мирового океана.

Океаны - их основные характеристики: географическое положение, площадь бассейна, климат,

течения.

Моря мирового океана.

Виды и типы морей. Реки и озера, их классификация.  Биологическое разнообразие и

промышленное значение водных объектов для человека. Экологические проблемы.

2

2

 

4

 

 

Лабораторная работа

-

 

 

Практическое занятие

 

-

 

 

 

Контрольная работа

-

 

 

 

Самостоятельная работа:.

-

 

 

Тема 2.2

Содержание учебного материала

2

 

 

Евразия

Географическая характеристика материка:

 географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра

2

3

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие

 

Контрольная работа

 

Самостоятельная работа :Экологические катастрофы, произошедшие на материке.

1

 

 

Тема 2.3

Содержание учебного материала

2

 

 

Северная и Латинская Америка

Географическая характеристика материков:

географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра.

2

3

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие

 

Контрольная работа

 

Самостоятельная работа :Экологические катастрофы, произошедшие на материке.

1

 

 

Тема 2.4

Африка и Австралия

Содержание учебного материала

4

 

 

Географическая характеристика материков:

географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра.

2

3

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие№2

Сравнительная характеристика материков

2

 

Контрольная работа

 

Самостоятельная работа: Составить презентацию на тему «Антарктида»

1

 

Раздел 3.

Политическая карта Мира

 

8

 

 

Тема 3.1

Страны Мира

Содержание учебного материала

2

3

 

Страны Мира

2

 

Лабораторная работа

-

 

Контрольная работа

-

 

Самостоятельная работа

-

 

 

Тема 3.2. География населения мира

Содержание учебного материала

4

 

География населения мира.

Численность и динамика населения мира, крупных ре­гионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира.

Понятие о качестве трудовых ресурсов. Расселение населения. Урбанизация.Экологические проблемы больших городов.

4

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие

 

Контрольная работа

 

Самостоятельная работа: Составление диаграмм по составу и структуре населения мира на примере ряда стран.

1

 

Тема 3.3

География мирового хозяйства и мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

2

 

География мирового хозяйства и мировых природных ресурсов

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших

отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура.Влияние западных санкций на экономические и торговые отношения.География природных ресурсов Земли.  Главные центры мировой торговли. Основные культурно-исторические достопримечательности и туристические районы мира. Полезные ископаемые, их обозначение на карте. Основные типы природопользования.Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды.

2

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие

 

Контрольная работа

 

Самостоятельна я работа:Обозначить и подписать топографические знаки обозначающие объекты: природных ресурсов, полезных ископаемых и животного мира.

1

 

Раздел 4.   География России

 

10

 

Тема 4.1

Физико-географическое положение России.

Содержание учебного материала

2

 

Физико-географическое положение России.

Географическое положение региональный обзор: рельеф, климат, почвы, природные зоны, водные объекты. Физико-географическое районирование. Степень антропогенного изменения территорий. Актуальные экологические проблемы - опустынивание, эрозия почв, промышленное загрязнение. Климат. Особенности природно-ресурсного потенциалаВечная мерзлота. Отличительные особенности северных природных зон (арктической пустыни, тундры, лесотундры) Флора и фауна. Полезные ископаемые севера, основные места их добычи. Экологические проблемы. Особенности метеонаблюдений на севере. Метеостанции севера. Региональный аспект.Уникальные природные объекты России, проблемы их охраны.

2

 

Лабораторная работа

 

Практическое занятие

 

Контрольная работа

 

Самостоятельная работа: Составление презентации или реферата одного из природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. (по выбору студента)

2

 

Тема 4.2

Экономическая и социальная география России.

Содержание учебного материала

5

 

Основные экономические районы.

Экономико-географическая характеристика важнейших межотраслевых комплексов хозяйства

России. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.Современный уровень социально-

экономического развития России. Место России в мировой экономике. Правовой режим Арктики и северного ледовитого океана

5

 

Лабораторная работа

-

 

Практическое занятие

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

-

 

Самостоятельная работа

Характеристика ЭГП РФ на примере Челябинской области

2

 

Тема 4.3 географические

 аспекты современных глобальных проблем

 человечества

Содержание учебного материала

2

-

 

Географические  аспекты современных глобальных проблем  человечества

Лабораторная работа

Практическое занятие

. Контрольная работа

Самостоятельная работа

Дифференцированный зачет 

1

 

Всего

36+ 10 с.р.

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)                                    


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Минимальное материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета социальных, гуманитарных и экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

1.     Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк.  2015. - 320с.

2.     Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк.  2015. - 126с.

3.     Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк.  2015. - 275с.

4.     Лебедев В.Л. Физическая география океанов/ В.Л. Лебедев. – Москва:Высш.шк.  2015. - 289с. 

5.     Кузнецов А. П., Ким Э. В. География/А.П. Кузнецов, Э.В. Ким– Москва: Базовый уровень  2015. - 368с. 

 

 

 

 

 

 

 

4.контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

уметь:

~          определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

~          оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

~          применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

~          составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

~          • сопоставлятьгеографические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

~          для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

~          нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

~          понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

 

 

Текущий контроль:

 

1.Опрос по пройденному материалу;

2.Контроль ведения конспектов;

3.Проверка результатов самостоятельной работы;

4.Тестирование;

5.Участие в повторительно-обобщающих уроках.

6. Оценка составления причинно- следственных связей.

7. Зачет по методическим указаниям.

8. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале.

знать/понимать:

~          основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

~          особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

~          географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

~          особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

Итоговый контроль:

 

1.Сдача дифференцированного зачёта по дисциплине;

2. Оценка по пятибалльной шкале.

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Одобрена

Одобрена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2020