Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно - гуманитарный техникум» Верхнеуфалейский филиал
|
Рабочая программа
по учебной дисциплине ОУДБ 10 География
по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
2018 г
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Председатель ПЦК ______ Хорошайло Г.В.. «__»________2018г. Протокол____________
|
Председатель НМС
___________ А.В.Шебалин « »____________ 2018
|
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.( решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Разработчик: Баязитова Г. С. Преподаватель биологии и химии
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной дисциплины |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
1.1 . Область применения программы
Программа учебной дисциплины «География » предназначена для изучения географии , реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» . Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27.03.2008 № 03-1180). География изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина «География» является общей общеобразовательной учебной дисциплиной.
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «География» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ,требования к результатам освоения дисциплины:
Цели предмета:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностные :
· сформированность ответственного отношения к обучению;
· готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
· приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
· сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
· критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
· готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
· умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
· представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
· понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
· владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
· владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
· сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
· владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
· владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
· владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
· сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося –46 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 36часов.
самостоятельной работы обучающихся – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка( всего) |
46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка( всего) |
36 |
в том числе: |
- |
Лабораторные работы |
- |
Практические занятия |
- |
Самостоятельная работа студентов всего: В том числе: |
10 |
внеаудиторная |
10 |
Индивидуальные задания |
- |
Контрольные работы |
|
Итоговая аттестация в форме |
дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «география»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Раздел 1. Основы географии |
|
4 |
|
|
||
Тема 1.1. Источники географической информации |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
Источники географической информации глобусы, географические атласы, рельефные карты, блок-диаграммы, профили, анаглифические карты, фотокарты, карты-транспаранты, карты на микрофишах, цифровые карты, электронные карты. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование |
2 |
2 |
|
|||
|
||||||
Лабораторная работа |
- |
|
|
|||
Практическая работа. |
- |
|
|
|||
Контрольная работа |
- |
|
|
|||
Самостоятельная работ |
- |
|
|
|||
Тема 1.2 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||
Картография итопография |
Составление и оформление карт. История картографии Географическая карта – особый источник информации о действительности. Классификация карт. Легенда карты. Чтение карт. Ориентирование по карте.Сравнительный анализ карт различной тематики План местности. Топографические знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Компас. Ориентирование по плану местности. Определение абсолютных высот по карте. |
2 |
2 |
|
||
Лабораторная работа |
- |
|
|
|||
Практическая работа. |
- |
|
|
|||
Контрольная работа |
- |
|
|
|||
Самостоятельная работа: Составить простейший план местности по месту жительства. |
1 |
|
|
|||
Раздел 2. География материков и океанов |
|
14 |
2 |
|
||
|
|
|
|
|
||
Тема 2.1 Мировой океан |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
||
Состав, площадь и питание мирового океана. Океаны - их основные характеристики: географическое положение, площадь бассейна, климат, течения. Моря мирового океана. Виды и типы морей. Реки и озера, их классификация. Биологическое разнообразие и промышленное значение водных объектов для человека. Экологические проблемы. |
2 |
2 |
|
|||
4 |
|
|
||||
Лабораторная работа |
- |
|
|
|||
Практическое занятие
|
- |
|
|
|||
|
Контрольная работа |
- |
|
|
||
|
Самостоятельная работа:. |
- |
|
|
||
Тема 2.2 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||
Евразия |
Географическая характеристика материка: географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра |
2 |
3 |
|
||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие |
|
|||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельная работа :Экологические катастрофы, произошедшие на материке. |
1 |
|
|
|||
Тема 2.3 |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||
Северная и Латинская Америка |
Географическая характеристика материков: географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра. |
2 |
3 |
|
||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие |
|
|||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельная работа :Экологические катастрофы, произошедшие на материке. |
1 |
|
|
|||
Тема 2.4 Африка и Австралия |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
||
Географическая характеристика материков: географическое положение, крайние точки, омывающие моря и океаны, природные зоны, рельеф, реки и озёра. |
2 |
3 |
|
|||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие№2 Сравнительная характеристика материков |
2 |
|
||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельная работа: Составить презентацию на тему «Антарктида» |
1 |
|
||||
Раздел 3. Политическая карта Мира |
|
8 |
|
|
||
Тема 3.1 Страны Мира |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|
||
Страны Мира |
2 |
|
||||
Лабораторная работа |
- |
|
||||
Контрольная работа |
- |
|
||||
Самостоятельная работа |
- |
|
|
|||
Тема 3.2. География населения мира |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
География населения мира. Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. Расселение населения. Урбанизация.Экологические проблемы больших городов. |
4 |
|
||||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие |
|
|||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельная работа: Составление диаграмм по составу и структуре населения мира на примере ряда стран. |
1 |
|
||||
Тема 3.3 География мирового хозяйства и мировых природных ресурсов |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
География мирового хозяйства и мировых природных ресурсов Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура.Влияние западных санкций на экономические и торговые отношения.География природных ресурсов Земли. Главные центры мировой торговли. Основные культурно-исторические достопримечательности и туристические районы мира. Полезные ископаемые, их обозначение на карте. Основные типы природопользования.Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. |
2 |
|
||||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие |
|
|||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельна я работа:Обозначить и подписать топографические знаки обозначающие объекты: природных ресурсов, полезных ископаемых и животного мира. |
1 |
|
||||
Раздел 4. География России |
|
10 |
|
|||
Тема 4.1 Физико-географическое положение России. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
Физико-географическое положение России. Географическое положение региональный обзор: рельеф, климат, почвы, природные зоны, водные объекты. Физико-географическое районирование. Степень антропогенного изменения территорий. Актуальные экологические проблемы - опустынивание, эрозия почв, промышленное загрязнение. Климат. Особенности природно-ресурсного потенциалаВечная мерзлота. Отличительные особенности северных природных зон (арктической пустыни, тундры, лесотундры) Флора и фауна. Полезные ископаемые севера, основные места их добычи. Экологические проблемы. Особенности метеонаблюдений на севере. Метеостанции севера. Региональный аспект.Уникальные природные объекты России, проблемы их охраны. |
2 |
|
||||
Лабораторная работа |
|
|||||
Практическое занятие |
|
|||||
Контрольная работа |
|
|||||
Самостоятельная работа: Составление презентации или реферата одного из природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. (по выбору студента) |
2 |
|
||||
Тема 4.2 Экономическая и социальная география России. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|||
Основные экономические районы. Экономико-географическая характеристика важнейших межотраслевых комплексов хозяйства России. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.Современный уровень социально- экономического развития России. Место России в мировой экономике. Правовой режим Арктики и северного ледовитого океана |
5 |
|
||||
Лабораторная работа |
- |
|
||||
Практическое занятие |
- |
|
|
|||
Контрольная работа |
- |
|
||||
Самостоятельная работа Характеристика ЭГП РФ на примере Челябинской области |
2 |
|
||||
Тема 4.3 географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Содержание учебного материала |
2 |
-
|
|||
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
||||||
Лабораторная работа |
||||||
Практическое занятие |
||||||
. Контрольная работа |
||||||
Самостоятельная работа |
||||||
Дифференцированный зачет |
1 |
|
||||
Всего |
36+ 10 с.р. |
|
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Минимальное материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета социальных, гуманитарных и экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк. 2015. - 320с.
2. Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк. 2015. - 126с.
3. Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум/ Е.В. Баранчиков. – Москва: Высш.шк. 2015. - 275с.
4. Лебедев В.Л. Физическая география океанов/ В.Л. Лебедев. – Москва:Высш.шк. 2015. - 289с.
5. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География/А.П. Кузнецов, Э.В. Ким– Москва: Базовый уровень 2015. - 368с.
4.контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
уметь: ~ определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; ~ оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; ~ применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; ~ составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; ~ • сопоставлятьгеографические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: ~ для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; ~ нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; ~ понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
|
Текущий контроль:
1.Опрос по пройденному материалу; 2.Контроль ведения конспектов; 3.Проверка результатов самостоятельной работы; 4.Тестирование; 5.Участие в повторительно-обобщающих уроках. 6. Оценка составления причинно- следственных связей. 7. Зачет по методическим указаниям. 8. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале. |
знать/понимать: ~ основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; ~ особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; ~ географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; ~ особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
|
Итоговый контроль:
1.Сдача дифференцированного зачёта по дисциплине; 2. Оценка по пятибалльной шкале. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.