Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык" для 7 класса. Автор учебника О.М. Александрова

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык" для 7 класса. Автор учебника О.М. Александрова

docx
13.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Род. язык 7.docx

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А. Потапова»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

 

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ  №3 им. А.А. Потапова»

 

Протокол №1

__________________________

_______________А.А.Осипов

 

от «30» августа 2019 г.

 

«30» августа 2019 г.

Приказ от           2019 г. №

 

 

 

Рабочая программа

 

     Наименование учебного предмета    родной (русский) язык

     Классы  7

     Учитель, квалификация, педагогический стаж       

     Количество часов по учебному плану: всего 17 часов  в год; в неделю  0,5  часа

 

 

    Планирование составлено на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.

 

 

·         Учебник для общеобразовательных учреждений . Русский родной язык : 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019,  рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

    Рабочую программу составила                                                                                                                

 

 

                                                                           1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17  декабря  2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением, протокол заседания № 1/15 от 15.04 2015 года, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №3, рассмотренной на педсовете 15.04.2015 года протокол № 6, утверждённой приказом от 1.07.2015года № 237, Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций под. ред. О.М. Алекандровой, реализующей программы основного общего образования , рекомендованной Министерством образования и науки Российской  Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию.  Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Потапова» на 2019-2020 учебный год (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год,  учебно-методического комплекса.

При разработке рабочей программы учтены:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

 

Учебно-методический комплекс:

·         Русский родной язык : 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019.рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения родного (русского)  языка в 7 классе являются:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры,

- включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Количество часов по учебному плану –17ч.

 

                                        2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Язык и культура (4 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Культура речи (6 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности 

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

 

                  3. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения предмета «Родной Русский язык»

 

Обучающийся научится:

- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

         - воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Обучающийся получит возможность научиться:

систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;

- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

       ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

       - аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

                                                               4. КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

                                                                      7 класс 2019-2020 учебный год                                                        

 

урока№

Наименование раздела программы

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

                                       Планируемые УУД

Дом. задание

     Личностные         

          Метапредметные

                                                                              Тема 1. Язык и культура (4 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

 

Узнают об  исторических изменениях в  языке, об этимологии языка.

Выявляют различия  общеупотребительных слов и  специальной лексики, определяют уместность / неуместность использования специальных слов в обиходе или в художественном произведении.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Коммуникативные:            слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

 

Регулятивные:                 самостоятельно выделять и формулировать                             познавательную цель, искать и выделять нужную информацию.

 

 Познавательные:            объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

П. 1,

Упр. 13

2

Устаревшие слова — живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.

 

Узнают понятие лексикология как раздела науки о языке, учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

П.2-3 , упр. 25

3

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

 

Составляют высказывания на лингвистическую тему

П.4, упр. 41

4

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Контрольная работа по теме «Язык и культура»

 

Учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Выполняют задания контрольной работы

П.5.

Подготовить презентации по заданным темам.

                                                                              Тема 2. . Культура речи (6 часов)

5

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.Ударение

 

Учатся правильно использовать орфоэпические нормы слов

 Сохраняют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе( сотрудничество, проектные формы работы)

 

 Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию.

 

Познавательные:           объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, 2 Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи 1 ошибками, связанные с употреблением паронимов. выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

П. 6

Упр.57,64

6

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях . .

 

Учатся находить нарушения орфоэпических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы.

П. 7

Упр. 89

7

Трудные случаи употребления паронимов

 

Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы.

П. 8.

Упр.97.

8

Типичные грамматические ошибки

 

Учатся определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, не допускать нарушения грамматических норм.

П.9.

Упр. 114

9

Традиции русской речевой манеры общения

 

Используют в речевой практике при создании устных и письменных высказываний  национальные особенности родного языка, основные нормы родного языка ,  речевой этикет

П. 10.

Упр. 127

10.

Нормы русского речевого и невербального этикета

Контрольная работа  по теме «Культура речи»

 

Выполняют задания контрольной работы.

 

П. 11.

Упр. 140

                                                                        Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)

11

Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения

 

Учатся пользоваться правилами речевого этикета. Использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование.

Интерес к изучению текста Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию Усвоение лексического многообразия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

 

Регулятивные:              определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

 

 Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

П. 12,

упр. 151 (устно)

12

 Текст. Виды абзацев

 

Отрабатывают приемы  смыслового чтения.

П. 13,

Упр. 165

13

Заголовки текстов, их типы

 

Работают с текстом, подбирают заглавия, отражающие тему.

П. 14.

Упр. 177

14

Разговорная речь. Спор и дискуссия

 

Строят монологическое высказывание на заданную тему, используя прямой и обратный порядок слов и предложений. Строят диалоги согласно речевой ситуации.

П.15

Упр. 181

15.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

 

Выясняют  особенности публицистического стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Знакомятся с жанром путевых заметок.

П. 16

Упр. 193

16

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

 

Составляют рекламные объявления, выполняют упражнения учебника

П. 17

Упр. 199

17

Язык художественной литературы. Притча

 

Выразительно читают притчи. Работают над смысловой структурой произведений.

П. 18 читать притчи, определить основную мысль

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)