Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А. Потапова»
|
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
на заседании МО |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ «СОШ №3 им. А.А. Потапова» |
|
|
Протокол №1 |
__________________________ |
_______________А.А.Осипов |
|
|
от «30» августа 2019 г.
|
«30» августа 2019 г. |
Приказ от 2019 г. № |
|
Рабочая программа
Наименование учебного предмета родной (русский) язык Классы 7 Учитель, квалификация, педагогический стаж Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год; в неделю 0,5 часа
Планирование составлено на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.
· Учебник для общеобразовательных учреждений . Русский родной язык : 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
|
|||
Рабочую программу составила
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением, протокол заседания № 1/15 от 15.04 2015 года, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №3, рассмотренной на педсовете 15.04.2015 года протокол № 6, утверждённой приказом от 1.07.2015года № 237, Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций под. ред. О.М. Алекандровой, реализующей программы основного общего образования , рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Потапова» на 2019-2020 учебный год (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год, учебно-методического комплекса.
При разработке рабочей программы учтены:
Учебно-методический комплекс:
· Русский родной язык : 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019., рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения родного (русского) языка в 7 классе являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры,
- включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Количество часов по учебному плану –17ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Язык и культура (4 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи (6 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
3. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения предмета «Родной Русский язык»
Обучающийся научится:
- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
4. КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
7 класс 2019-2020 учебный год
урока№ |
Наименование раздела программы |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые УУД |
Дом. задание |
|
Личностные |
Метапредметные |
|||||
Тема 1. Язык и культура (4 ч) |
||||||
1 |
Русский язык как развивающееся явление |
|
Узнают об исторических изменениях в языке, об этимологии языка. Выявляют различия общеупотребительных слов и специальной лексики, определяют уместность / неуместность использования специальных слов в обиходе или в художественном произведении. |
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова |
П. 1, Упр. 13 |
2 |
Устаревшие слова — живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы. |
|
Узнают понятие лексикология как раздела науки о языке, учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. |
П.2-3 , упр. 25 |
||
3 |
Употребление устаревшей лексики в новом контексте |
|
Составляют высказывания на лингвистическую тему |
П.4, упр. 41 |
||
4 |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Контрольная работа по теме «Язык и культура» |
|
Учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Выполняют задания контрольной работы |
П.5. Подготовить презентации по заданным темам. |
||
Тема 2. . Культура речи (6 часов) |
||||||
5 |
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.Ударение |
|
Учатся правильно использовать орфоэпические нормы слов |
Сохраняют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе( сотрудничество, проектные формы работы)
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, 2 Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи 1 ошибками, связанные с употреблением паронимов. выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова |
П. 6 Упр.57,64 |
6 |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях . . |
|
Учатся находить нарушения орфоэпических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы. |
П. 7 Упр. 89 |
||
7 |
Трудные случаи употребления паронимов |
|
Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы. |
П. 8. Упр.97. |
||
8 |
Типичные грамматические ошибки |
|
Учатся определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, не допускать нарушения грамматических норм. |
П.9. Упр. 114 |
||
9 |
Традиции русской речевой манеры общения |
|
Используют в речевой практике при создании устных и письменных высказываний национальные особенности родного языка, основные нормы родного языка , речевой этикет |
П. 10. Упр. 127 |
||
10. |
Нормы русского речевого и невербального этикета Контрольная работа по теме «Культура речи» |
|
Выполняют задания контрольной работы. |
|
П. 11. Упр. 140 |
|
Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) |
||||||
11 |
Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения |
|
Учатся пользоваться правилами речевого этикета. Использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование. |
Интерес к изучению текста Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию Усвоение лексического многообразия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. |
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.
Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.
Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. |
П. 12, упр. 151 (устно) |
12 |
Текст. Виды абзацев |
|
Отрабатывают приемы смыслового чтения. |
П. 13, Упр. 165 |
||
13 |
Заголовки текстов, их типы |
|
Работают с текстом, подбирают заглавия, отражающие тему. |
П. 14. Упр. 177 |
||
14 |
Разговорная речь. Спор и дискуссия |
|
Строят монологическое высказывание на заданную тему, используя прямой и обратный порядок слов и предложений. Строят диалоги согласно речевой ситуации. |
П.15 Упр. 181 |
||
15. |
Публицистический стиль. Путевые заметки. |
|
Выясняют особенности публицистического стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Знакомятся с жанром путевых заметок. |
П. 16 Упр. 193 |
||
16 |
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности |
|
Составляют рекламные объявления, выполняют упражнения учебника |
П. 17 Упр. 199 |
||
17 |
Язык художественной литературы. Притча |
|
Выразительно читают притчи. Работают над смысловой структурой произведений. |
П. 18 читать притчи, определить основную мысль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.