Рабочая программа по дополнительной образовательной программе "Баскетболл"

  • docx
  • 31.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа баскетбол девушки 2023.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Александровский сельскохозяйственный колледж»

 

 

 

    Согласованно:                                                                          Утверждаю:

Начальник отдела по СВ и ВР

___________С.В.Сушилина

_______________2023 г.

Директор ГБПОУ АСХК

____________________С.С.Бурлаченко

____________________2023 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по баскетболу (девушки)

Срок реализации: 1 год

 

 

 

Разработчик программы: преподаватель Т.Р. Давыдова ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Александровское, 2023

 

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка

 

2. Учебно-тематический план

 

3. Содержание программы

 

4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания

программы

 

5. Формы аттестации

 

6. Диагностические средства

 

7. Учебно-методическое обеспечение программы

 

- Формы проведения занятий

 

- Рекомендации по организации образовательного процесса

 

- Дидактический материал

 

- Требования техники безопасности

 

8. Материально-техническое оснащение

 

9. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в дистанционном формате

 

10. Список литературы

 

11. Календарно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа является составительской, а по уровню усвоения - общекультурной.

Актуальность программы. Баскетбол занимает одно из приоритетных              направлений и интенсивное освоение баскетбола детьми и подростками, актуализированного в здоровом стиле их жизни, во всех регионах Российской Федерации.

Новизна программ в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Новизна также состоит в том, что центр тяжести обучения смещен в сторону ценностных ориентаций оздоровления и повышения уровня физической подготовленности школьников разного возраста на основе  трансформации оздоровительно-тренирующих воздействий за счет заимствования приемлемых средств спортивной тренировки в доступных видах спортивной деятельности, к которым, безусловно, относится баскетбол. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 16-18 лет, желающих заниматься спортивными играми, имеющими навыки спортивных игр на уровне общеобразовательной школьной программы, соответствующей возрасту, и входящими в 1 -2 группы здоровья.

Срок реализации программы: 1 год.

Цели программы:

- укрепление здоровья, закаливание организма;

- содействие дальнейшему гармоничному физическому развитию личности;

- пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы.

Образовательные:

Обучить теоретическим основам баскетбола.

Обучить основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, ведению мяча, броскам в корзину.

Обучить индивидуальным и групповым тактическим действиям. Сформировать систему навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

Развивающие:

Развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

Развитие и укрепление опорно-двигательного и суставно-связочного аппарата.

Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств) для успешного овладения навыками игры в баскетбол.

Воспитательные:

Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом (баскетболом).

Формирование здорового образа жизни.

Воспитание умения действовать в команде.

Формирование стойкого интереса к занятиям, трудолюбия.

 

Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуально-групповая.

Методы обучения:

Теоретические:

Словесный (беседы, рассказы, лекции)

Наглядный ( показ элементов техники педагогом, посещение матчей ВТБ и ГХБЛ)

Практические:

Метод групповой тренировки,

Поточный метод тренировки,

Круговой метод тренировки Игровой и соревновательный

Результативность программы: в процессе учебно-тренировочных занятий занимающиеся овладевают техникой и тактикой игры. На методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры, получают знания о значении физической культуры для укрепления здоровья, о ее роли в воспитании, сведения о спортивной квалификации, о состоянии и развитии баскетбола в России, понятия о гигиене и санитарии, общие представления о физиологии человека, и о влиянии физических упражнений на организм.

1.    

 

Техническая подготовка 

50

Игровая подготовка

30

Соревновательная подготовка 

30

Контрольные нормативы, занятия

8

ИТОГО практических занятий

345

Всего часов 

360

 

                                                     2.Учебно-тематический  план

С учетом изложенных выше задач представлен примерный учебный план с расчетом на 360 часов занятий непосредственно в условиях колледжа.

 

 

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Общая физическая

подготовка

130

10

120

Тестирование

2.

Специальная физическая и теоретическая подготовка

110

10

100

Тестирование

3.

Технико-тактическая

подготовка

100

10

90

Тестирование

4.

Восстановительные мероприятия

10

2

8

Опрос

5.

Инструкторская и судейская

практика

В процессе тренировки

 

 

6.

 

Контрольные нормативы

 

10

 

2

 

8

Сдача контрольных

нормативов

8.

Участие в соревнованиях

(согласно календарному плану)

Участие в соревнованиях

 

Всего часов:

360

34

326

 

Учебный план тренировочных занятий для спортивно-оздоровительной группы по баскетболу (нагрузка 9 часов в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содержание программы

 Теоретические занятия.

 

Инструктаж по технике безопасности.

Понятие техники безопасности. Организация работы по технике безопасности в спортивном зале. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения занимающихся в спортивном зале.

 

Физическая культура и спорт в России.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.

 

Состояние и развитие баскетбола в России.

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.

 

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом.

 

Гигиенические требования к занимающимся спортом., врачебный контроль, первая мед помощь при травмах.

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек. Первая мед. помощь при различных травмах: ушибах, вывихах, переломах, солнечном ударе, переохлаждении, порезах, ушибах и т.п.

 

Места занятий, оборудование и инвентарь.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию, сроки службы, безопасность использования.

 

ОФП. Общеподготовительные упражнения.

 

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки: сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания;. отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса; отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

 

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с

широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и крути. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в волейбол.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки, с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда)». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции до 5 км.

 

СФП. Специально-подготовительные упражнения.

 

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой, Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение гантелей. Метание мячей различного веса и объема (теннисного хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Падение на руки вперед, а стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота., кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча, в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой, ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

 

Тактическая подготовка.

Тактика нападения:

Выход для получения мяча Выход для отвлечения мяча Розыгрыш мяча Атака корзины «Передай мяч и выходи» Заслон Наведение Пересечение Тактика защиты:

Противодействие получению мяча Противодействие выходу на свободное место Противодействие розыгрышу мяча Противодействие атаке корзины Система личной защиты

 

Техническая подготовка.

Прыжок: толчком двух ног, толчком одной ноги.

Остановка: шагом, прыжком, двумя шагами.

Повороты: вперед и назад

Ловля мяча: двумя руками на месте, двумя руками в прыжке двумя руками при встречном движении двумя руками при поступательном движении двумя руками при движении сбоку одной рукой на месте одной рукой в движении одной рукой в прыжке одной рукой при поступательном движении одной рукой при движении сбоку

Передача мяча: двумя руками сверху, двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками с места, двумя руками в движении, одной рукой от плеча, одной рукой с места, одной рукой от плеча в движении, из-за спины, двумя руками в прыжке, двумя руками сверху, обманная передача, с отскоком от пола с места и в движении, обманные движения на передачу

Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком, по прямой, зигзагом, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, на месте восьмеркой, со сменой рук, за спиной, со сменой положения кисти руки, в движении зигзагом, кругами, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, с сопротивлением защитников.

Обводка соперника с изменением высоты отскока.

Броски в корзину: с места ближние, с двух шагов в движении, одной рукой с отскоком от щита, одной рукой средние, штрафные, дальние, броски в прыжке с ближней дистанции, в прыжке со средней и дальней дистанции, в прыжке с сопротивлением, на скорость выпуска мяча, бросок после передачи.

 

Игровая подготовка и судейская практика.

Значение спортивных соревнований. Правила соревнований по баскетболу, жесты судьи в баскетболе. Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибала», «Собачка», футбол, салки и тд.). Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.

 

Контрольные нормативы.

Нормативные требования по физической подготовке.

Прыжок в длину с места (см)                      2080

Высота подскока по Абалакову (см)          43

Бег 20 м (с)                                                  3.6

 

Нормативные требования по технической подготовке.

Передвижения в защитной стойке (с)         8,5

Скоростное ведение (с)                               13,8

Передача мяча (с)                                       13,5

Дистанционные броски (%)                        58

Штрафные броски (%)                                60

 

 

4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания Программы

На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:

·      стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

·      стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;

·      уровень освоения основ техники баскетбола;

·      уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Педагог должен поддерживать контакт с родителями занимающихся в секции волейбола, с классными руководителями, заместителем директора по учебной и воспитательной рабо


 

                                                5.Формы аттестации

Для оценки уровня освоения рабочей программы дополнительного образования проводится итоговая аттестация обучающихся в форме сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке. В начале года проводится входное тестирование.

Приём контрольных нормативов проводится в мае педагогом доп.образования, проводящим занятия по баскетболу, возможно с привлечением преподавателей физической культуры ГБПОУ АСХК и студентов.

С целью проверки использования в соревновательных условиях изученных технических приёмов и тактических действий организуется участие обучающихся в соревнованиях различного уровня согласно плану спортивно-массовых мероприятий.

 

Метапредметные результаты освоения программы:

 

1.   Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером- преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью.

Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:

1.Адаптация студента к условиям детско-взрослой общности;

2.Удовлетворенность студента своей деятельностью в секции дополнительного образования, самореализация;

3.Повышениетворческойактивностистудента,проявлениеинициативыи любознательности;

4.Формирование ценностных ориентаций;

5.Формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

6.Навыки в изложении своих мыслей, взглядов

7.Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;

8.Развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себ


 

6.Диагностические средства

По окончании цикла подготовки, обучающиеся должны выполнить нормативные требования физической подготовленности, а также принять участие в соревнованиях.

Участие в соревнованиях: Стартовый уровень

Внутриколледжевские соревнования по баскетболу

Базовый уровень

Внутриколледжевские и муниципальные соревнования по баскетболу в соответствующем возрасте.

Воспитательная работа.

 Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Преподаватель решает поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы (команды), учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по решению собственных проблем.

Функции    преподавателя     при   построении воспитательной  работы       в коллективе:-        организация разнообразной деятельности в группе;

-        забота о развитии каждого обучающегося;

-        помощь в решении возникающих проблем.

Основой формирования коллектива является цель, достижению которой подчинена деятельность его членов. Намеченная цель должна показывать коллективу возможности развития и перспективы. В спорте такой перспективой будет победа в матче, турнире, первенстве. Достижение одной цели должно сопровождаться постановкой другой, более сложной. Только в этом случае возможно поступательное развитие коллектива.

Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований, так и во внеурочное время в форме бесед, лекций, экскурсий, участия в различных праздниках, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к учебно-тренировочным занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины.

В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания.Воспитательные средства:

      личный пример и педагогическое мастерство тренера;

      высокая организация тренировочного процесса;

      атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

      дружный коллектив;

      система морального стимулирования;

      наставничество опытных спортсменов

Воспитательная работа должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, само актуализации каждого обучающегося.

Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности, формирование спортивного характера.

Требования техники безопасности. В ходе реализации Программы необходимо руководствоваться инструкциями по охране труда при проведении тренировочных занятий по волейболу (в спортивном зале, на спортплощадке), подвижным играм, лёгкой атлетике, при проведении спортивных соревнований

8.      Материально-техническое оснащение

Гимнастические скамейки 3шт

Мячи баскетбольные 6 шт

Кольца баскетбольные 2шт

Мячи набивные 5шт

 

 

9.      Реализация программы по баскетболу в дистанционном формате

1.      Общие положения.

Одной из форм организации образовательного процесса в подготовке обучающегося, ориентированного на профессию в области физической культуры и спорта является электронное образование с использованием технологий дистанционного обучения. Рабочая учебная программа электронного образования с использованием технологий дистанционного образования разработана на основе нормативных документов:

Данная программа рассчитана на организацию учебного процесса как в форме электронного обучения, так и смешанного обучения, т.е. использование очных форм в сочетании с дистанционными образовательными технологиями.

Цель программы: развитие индивидуальных особенностей обучающихся на основе формирования навыков саморегуляции и осознанного выбора направления деятельности в сфере физической культуры и выбранного вида спорта.

Задачи. Образовательные:

-обучение технике двигательных действий в виде спорта,

-обучение двигательным умениям и навыкам в смежных видах,

-формирование основ знаний по физической культуре и спорту, теории и методики физического воспитания, -формирование навыков саморегуляции,

-обучение умению самоорганизации,

-обучение использования дистанционных технологий. Развивающие:

-развитие познавательной активности,

-формирование творческой активности,

-формирование осознанного выбора, ориентированного на профессию,

-развитие навыков онлайн-общения,

-развитие индивидуального потенциала обучающихся. Воспитательные:

-воспитание воли, самообладания, дисциплинированности, -формирование стремления к самопознанию.

-        воспитание физических качеств с использованием технологий дистанционного образования

Принципы построения программы

Общепедагогические принципы:

-        Организация педагогического взаимодействия на основе компетентностного подхода к образованию. Данное позволяет ориентировать целеполагание занятий на формирование и развитие умений и навыков обучающегося.

-        Интеграция учебной и социальной среды позволит влиять на изменения на уровне личности обучаемого. Создание сообществ и консультативный характер общения решают личностные проблемы обучаемого, позволяет самоутвердиться и оказывают педагогическую поддержку.

-        Комплексное использование современных технологий – образовательных, управленческих, коммуникативных, информационных.

-        Доступность и открытость дистанционного образования. Для устранения демотиваторов обучения в дистанционном режиме необходимо разнообразить формы общения, время их проведения, доступность в географическом отношении.

-        Индивидуально-личностный подход к реализации задач физического воспитания. Данный принцип требует учета образовательных потребностей обучаемого, его индивидуальных особенностей, построения индивидуальных траекторий развития.

Специфические принципы:

Соблюдение возрастных и индивидуальных физических и функциональных особенностей обучаемых.

Постепенное увеличение физической нагрузки в течение дистанционного периода обучения.

Систематичность в занятиях физическими упражнениями.

Разнообразие форм мотивации к занятиям физическими упражнениями и контроля над разными аспектами их выполнения.

Проведение занятий в дистанционном формате осуществляется через специальные платформы для проведения онлайн-занятий:

•        Zoom (ссылка для скачивания, ссылка для ознакомления с инструкцией к программе).

•        Moodle (ссылка для скачивания, ссылка для ознакомления с инструкцией к программе).

Во время проведения онлайн-занятий можно использовать видеохостинг YouTube (ссылка). На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по физической культуре и спорту.

Для самостоятельной работы обучающихся можно использовать сайты

«Российской электронной школы» (ссылка).

2.Учебный план

При разработке учебного плана реализации рабочей учебной программы с применением электронного образования на основе использования дистанционных образовательных технологий учитывается специфика подготовки юных спортсменов на основе периодичности тренировочного процесса с использованием микро-макро-циклов, условий организации тренировочного процесса (наличие в данный момент спортивной базы, спортивного инвентаря, гаджетов и т.д.).

При совмещенном образовании сочетаются как аудиторные занятия (практические занятия с использованием спортивной базы), так и дистанционные формы.

 

На каждое занятие (или используя микро-макроциклы) преподаватель разрабатывает план – конспект. В учебный план входят следующие разделы:

1.      Теоретические основы физической культуры и спорта (ссылка)

2.      Общая физическая подготовка (комплексы упражнений по ОФП, ссылка)

3.      Вид спорта:

4.      практические занятия (конспекты занятий, ссылка)

5.      технические умения и навыки (ссылка)

6.      специальные навыки (ссылка)

7.      Теоретические основы. Контроль и зачетные требования:

8.      тестирование (ссылка);

9.      анкетирование (ссылка);

10.    онлайн-беседы;

11.    наблюдение;

12.    конкурсные проекты(презентация).

13.    Самостоятельная работа

14.    Практическая часть может включать в себя:

-        мониторинг. Пример: выполнение обучающимися пробы Руфье для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.

-        педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО.

-        фото и видеоотчет. Пример: фото- и видео-фиксация специально подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также ученики могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.

-        дневник самоконтроля. Пример: регулярное наблюдение обучающегося за состоянием своего здоровья и физического развития, и их изменений под влиянием занятий ФК и спортом. Дневник самоконтроля развивает метапредметные умения. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки

В целях контроля за работой обучающихся на занятиях преподаватель рассылает обучающимся «Спортивный дневник» , который должен заполняться ребенком после каждого занятия: перечислить выполненные им упражнения с указанием количества повторений и/или серий упражнений, описать самочувствие, настроение, ощущения, указать трудности, возникшие в процессе занятия.

Собранные дневники вместе с журналом, а также конспекты тренировочных занятий тренер-преподаватель обязан сдать заместителю директора по воспитательной работе.

Конспекты           тренировочных   занятий,     спортивные дневники занимающихся и журнал учета работы тренера являются подтверждением реализации программы            и       основанием для    начисления заработной платы преподавателю.

При осуществлении смешанного обучения каждый педагог действует по заданному алгоритму с той лишь разницей, что некоторые разделы практической части (техническая подготовка, специальные навыки) выносятся на очное обучение с использованием моделей смешанного обучения.

3.Техника безопасности

Организация пространства для занятий физической культурой и спортом (далее- ФК) и инвентарь должны соответствовать технике безопасности (Приложение 2).

Так как обучение в домашних условиях подразумевает под собой ряд определенных пространственных и иного рода ограничений, выполнение упражнений с оборудованием снижается до минимального, за исключением наличия на занятиях гимнастического коврика или альтернативной ему замены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Список литературы

 

1.        Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореф.дис... .канд.пед.наук.-Омск, 2021-21с.

2.        Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. - М.,2020

3.        Айропетянц Л.Р.. Гадик М.А, Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. С ин. 2019.-90с.

4.        Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2017.

5.        Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. -,2018

6.        Баскетбол. Броски по кольну - Мастера советую т. /'/ Физкультура в школе -2018. - . -с. 15-17.

7.        Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.:Физкультура и Спорт. 2019.-480с.

8.        Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва// М.: Физкультура и спорт, 2019 Под обшей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. - М.: 2019.- 154с.

9.        Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 2018

10.      Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу /У Физкультура в школе,-2022,-№6,7- с.17-18.

11.      Белов С.А. Секреты баскетбола. - М.: 2020. - 198с.

12.      Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск: Полынья , 2019. - 111с.

13.      Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение, 2018.-111с.

14.      Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. лед. наук. - Киев, 2021.-24с.

15.      Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 2018

16.      Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. - VI.: Физкультура и спорт, 2019.

17.      Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. -   М.:

18.      Физкультура и спорт, 2020.

19.      Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе .: Атореф.дис.....доктора пед. наук-М. 2012.-43с.

20.      Джон Р..     Вуден. Современный баскетбол.    -        М.:    Физкультура и спорт  2019.-58с.

21.      Дьячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов.-М.: Физкультура испорт, 2020.-35

 

11.КТП

 

№ занятия

Наименование разделов

Количество часов

Вид занятий

 

Теория

ПЗ

1.                   

Правила баскетбол. История развития баскетбола. Передвижения без мяча и с мячом

2

1

ПЗ

2.                   

Передвижения. Остановка и повороты без мяча и с мячом. Передачи на месте

 

3

ПЗ

3.                   

Передача одной рукой (левой, правой), от плеча, снизу, над головой, ловля мяча двумя руками

1

2

ПЗ

4.                   

Передачи на месте, в движении, в прыжке

 

3

ПЗ

5.                   

Ловля мяча одной рукой с поддержкой. Остановки и поворот без мяча. Ведение мяча

 

3

ПЗ

6.                   

Передачи в прыжке. Ведение мяча (правой, левой). Ловля мяча в движении

 

3

ПЗ

7.                   

Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски мяча в корзину с двух шагов

1

2

ПЗ

8.                   

Обводка противника. Броски мяча в корзину с остановкой прыжком

 

3

ПЗ

9.                   

Техника наружного заслона. Броски с различных дистанций

1

2

ПЗ

10.               

Ведение мяча без постоянного зрительного контроля. Броски одной рукой от плеча

 

3

ПЗ

11.               

Передача через всю площадку. Штрафной бросок

 

3

ПЗ

12.               

Выполнение бросков под различными углами с отскоком от щита. Передачи в прыжке. Повороты без мяча и с мячом

 

3

ПЗ

13.               

Техника внутреннего заслона. Броски в прыжке, с места

1

2

ПЗ

14.               

Обманные движения на бросок в корзину. Броски мяча сверху

 

3

ПЗ

15.               

Штрафные броски. Обводка противника. Ловля мяча одной рукой

 

3

ПЗ

16.               

Обманные движения на бросок в корзину. Броски мяча сверху

 

3

ПЗ

17.               

Бросок в прыжке. Передвижения без мяча. Техника наружного и внутреннего заслона

1

2

ПЗ

18.               

Ведение мяча без постоянного зрительного контакта. Обманные движения на рывок

 

3

ПЗ

19.               

Сочетание приемов: финт, рывок-остановка, поворот-рывок

 

3

ПЗ

20.               

Сочетание технических приемов: поворот-передача, бросок-передача

 

3

ПЗ

21.               

Сочетание приемов: проход-передача, ловил-бросок-проход-бросок

 

3

ПЗ

22.               

Сочетание технических приемов: поворот-рывок, финт на рывок-рывок, поворот-передача.

 

3

ПЗ

23.               

Штрафные броски. Передача мяча через всю площадку

 

3

ПЗ

24.               

Обводка противника. Финт на бросок в корзину. Штрафные броски

 

3

ПЗ

25.               

Техника перемещений: остановка, защитная стойка, перехват мяча

 

3

ПЗ

26.               

Виды перемещений защитника. Техника овладения мячом

1

2

ПЗ

27.               

Вырывания и выбивания мяча, перемещение защитника

 

3

ПЗ

28.               

Противодействие ведению. Овладение мячом отскакиванием от щита

 

3

 

29.               

Противодействие броском в корзину. Выбивание мяча

 

3

 

30.               

Перехват мяча. Овладение мячом отскакиванием от щита

1

2

ПЗ

31.               

Личная защита.’’Заслон”. Бросок в прыжке. Передача в прыжке

 

3

ПЗ

32.               

Быстрый прорыв, штрафной бросок. Заслоны

 

3

ПЗ

33.               

Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении

 

3

ПЗ

34.               

Атака в движении после передачи. Личная защита на своей половине

 

3

ПЗ

35.               

Нападение против личной защиты по всей площадке.

1

2

ПЗ

36.               

Нападение против зонной системы защиты. Вырывание и выбивание мяча

 

3

ПЗ

37.               

Взаимодействие двух игроков при помощи заслона в движении. Атака на кольцо

 

3

ПЗ

38.               

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении. Личная защита по всей площадке

1

2

ПЗ

39.               

Встречная передача в движении. Съём мяча. Добивание мяча

 

3

ПЗ

40.               

Штрафной бросок. Атака после длинной передачи

 

3

ПЗ

41.               

Броски со средней и дальней дистанции. Финты на рывок. Система зонной защиты(3-2)

 

3

ПЗ

42.               

Система зонной защиты (1-3-1). Взаимодействие трёх защитников против малой восьмёрки

 

3

ПЗ

43.               

Совершенствование нападения против зонной системы защиты. Прессинг

 

3

ПЗ

44.               

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении («наведение», «пересечение»)

 

3

ПЗ

45.               

Взаимодействие трёх игроков («малая восьмёрка», «скрестный выход»)

1

2

ПЗ

46.               

Взаимодействие трёх защитников против скрестного выхода

 

3

ПЗ

47.               

Переход в процесс игры от личной системы к зонной и обратно

1

2

ПЗ

48.               

Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении. Быстрый прорыв

 

3

ПЗ

49.               

Нападение против зонной системы защиты. Атака на кольцо

 

3

ПЗ

50.               

Личная защита на своей половине. Броски со средней и дальней дистанции

 

3

ПЗ

51.               

Встречная передача в движении. Овладение мячом, отскакивание

 

3

ПЗ

52.               

Штрафной бросок. Игра, бег, ведение. Передача через всю площадку

 

3

ПЗ

53.               

Личная защита «заслон». Подстраховка. Бросок в прыжке, передача в прыжке

 

3

ПЗ

54.               

Совершенствование системы стремительного нападения «быстрым прорывом» с участием 3-х , 4-х игроков

 

3

ПЗ

55.               

Совершенствование системы позиционного нападения(нападение двумя центровыми)

 

3

ПЗ

56.               

Противодействие ведению, выбивание, вырывание мяча

 

3

ПЗ

57.               

Атака в движении после передачи. Личная защита по всей половине площадки

 

3

ПЗ

58.               

Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении. Атаки на кольцо

 

3

ПЗ

59.               

Совершенствование нападения против зонной системы защиты

 

3

ПЗ

60.               

Взаимодействие трёх игроков(скрестный выход). Броски со средней и дальней дистанции

 

3

ПЗ

61.               

Переход в процессе игры от личной системы защиты к зонной

 

3

ПЗ

62.               

Перехват мяча. Передача через всю площадку. Отрыв

 

3

ПЗ

63.               

Съём мяча. Добивание мяча. Штрафной бросок. Игра без ведения

 

3

ПЗ

64.               

Система зонной защиты(3-2, 1-3-1). Сочетание технических приёмов типа: рывок-остановка

1

2

ПЗ

65.               

Совершенствование системы позиционного нападения с непрерывным заслоном

 

 

ПЗ

66.               

Сочетание технических приёмов типа: проход-передача, левая-бросок, проход-бросок

 

3

ПЗ

67.               

Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении («наведение», «пересечение»

 

3

ПЗ

68.               

Правила 3-х секунд. Персональный фол. Длительная передача

 

3

ПЗ

69.               

Спортивный бросок. Противодействие движению Выбивание, вырывание мяча

 

3

ПЗ

70.               

Перемещение защитника. Техника овладения мячом Заслон

 

3

ПЗ

71.               

Передача в прыжке. Ловля мяча одной рукой. Обводка противника

 

 

ПЗ

72.               

Выполнение бросков под различными углами с отражением от щита

1

2

ПЗ

73.               

Передача в движении. Повороты без мяча и с мячом. Штрафной бросок

 

3

ПЗ

74.               

Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски по кольцу

 

3

ПЗ

75.               

Обманные движения на проход. Передача мяча через всю площадку

 

3

ПЗ

76.               

Ведение мяча без постоянного зрительного контроля. Обманные движения на рывок

 

3

ПЗ

77.               

Обманные движения на бросок в корзину. Броски со средней и дальней дистанции

 

3

ПЗ

78.               

Передача на щит. Сброс мяча. Зонный прессинг

 

3

ПЗ

79.               

Игра без ведения. Обманная передача. Бросок в прыжке

 

3

ПЗ

80.               

Совершенствование системы позиционного нападения(«нападение двумя центрами»)

 

3

ПЗ

81.               

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении «наведение»

 

3

ПЗ

82.               

Личный прессинг. Передача в движении. Наружный и внутренний заслон

 

3

ПЗ

83.               

Обводка противника. Финт на бросок в корзину Штрафные броски

 

3

ПЗ

84.               

Сочетание технических приёмов типа: поворот-передача- финт на бросок-передача

 

3

ПЗ

85.               

Взаимодействие трёх защитников против малой восьмёрки и «скрестного выхода»

 

3

ПЗ

86.               

Зонная защита(3-2; 3-1). Особенности нападения против зонной защиты

 

3

ПЗ

87.               

Защитная стойка. Перехват мяча. Противодействие ведению

 

3

ПЗ

88.               

Противодействие броскам в корзину. Выбивание мяча

 

3

ПЗ

89.               

Быстрый прорыв. Штрафной бросок. Заслон

 

3

ПЗ

90.               

Атаки в движении после передачи. Личная защита на своей половине

 

3

ПЗ

91.               

Броски со средней и дальней дистанции. Финты на рывок. Система зонной защиты (3-2)

 

3

ПЗ

92.               

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении(нападение, пересечение)

 

3

ПЗ

93.               

Переход в процессе игры от личной защиты до зонной и обратно

 

3

ПЗ

94.               

Личная защита на своей половине. Броски со средней и дальней дистанции

 

3

ПЗ

95.               

Овладение мячом, отскочившим от щита. Добивание мяча

 

3

ПЗ

96.               

Совершенствование системы стремительного нападения, быстрый прорыв с участием 3-4 игроков

 

3

ПЗ

97.               

Атака в движении после передачи. Противодействие ведению

 

3

ПЗ

98.               

Взаимодействие трёх игроков( скрестный выход) Штрафной бросок

 

3

ПЗ

99.               

Организация борьбы за мяч, отскочивший от щита. Добивание мяча

 

3

ПЗ

100.           

Нападение против личной защиты по всей площадке. Длинная передача

 

3

ПЗ

101.           

Штрафной бросок. Сочетание технических приемов типа; финт на бросок-передача

 

3

ПЗ

102.           

Противодействие ведению, проходам, бросков в корзину

 

3

ПЗ

103.           

Передача одной рукой от плеча. Сочетание технических приёмов типа: ловля-бросок, проход-бросок

 

3

ПЗ

104.           

Игра без ведения. Обильные передачи. Бросок в прыжке

 

3

ПЗ

105.           

Совершенствование позиционного нападения «двумя руками»

 

3

ПЗ

106.           

Передача на щит. Сброс мяча. Зонный прессинг. Штрафной бросок

 

3

ПЗ

107.           

Броски в прыжке с поворотом. Вырывание и выбивание мяча

 

3

ПЗ

108.           

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении. Финт на проход на кольцо

 

3

ПЗ

109.           

Выполнение бросков под различными углами с отскоком от щита

 

3

ПЗ

110.           

Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении, пересечении

 

3

ПЗ

111.           

Обводка противника (3-2). Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении

 

3

ПЗ

112.           

Зонная защита (2x3). Ведение мяча без зрительного контроля

 

3

ПЗ

113.           

Нападение против личной защиты по всей площадке

 

3

ПЗ

114.           

Финт: на рывок, бросок в корзину. Съём мяча, добивание мяча

 

3

ПЗ

115.           

Переход в процессе игры от личной защиты к зонной, и обратно

 

3

ПЗ

116.           

Взаимодействие 3-х защитников против «восьмёрки» и скрестного выхода

 

3

ПЗ

117.           

Прессинг. Игра без ведения. Бросок со средней и дальней дистанции

 

3

ПЗ

118.           

Атака в движении после передачи мяча. Личная защита на своей половине

 

3

ПЗ

119.           

Передачи в движении. Звездой в нападение и удобная атака по кольцу

 

3

ПЗ

120.           

Сочетание технических приёмов непосредственно в игре

 

3

ПЗ

 

Всего 360 часов