Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
Согласованно: Утверждаю:
Начальник отдела по СВ и ВР ___________С.В.Сушилина _______________2023 г. |
Директор ГБПОУ АСХК ____________________С.С.Бурлаченко ____________________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по баскетболу (девушки)
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: преподаватель Т.Р. Давыдова ____________
Александровское, 2023
Содержание
1. Пояснительная записка |
|
2. Учебно-тематический план |
|
3. Содержание программы |
|
4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы |
|
5. Формы аттестации |
|
6. Диагностические средства |
|
7. Учебно-методическое обеспечение программы |
|
- Формы проведения занятий |
|
- Рекомендации по организации образовательного процесса |
|
- Дидактический материал |
|
- Требования техники безопасности |
|
8. Материально-техническое оснащение |
|
9. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в дистанционном формате |
|
10. Список литературы |
|
11. Календарно-тематический план |
|
1.Пояснительная записка
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа является составительской, а по уровню усвоения - общекультурной.
Актуальность программы. Баскетбол занимает одно из приоритетных направлений и интенсивное освоение баскетбола детьми и подростками, актуализированного в здоровом стиле их жизни, во всех регионах Российской Федерации.
Новизна программ в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Новизна также состоит в том, что центр тяжести обучения смещен в сторону ценностных ориентаций оздоровления и повышения уровня физической подготовленности школьников разного возраста на основе трансформации оздоровительно-тренирующих воздействий за счет заимствования приемлемых средств спортивной тренировки в доступных видах спортивной деятельности, к которым, безусловно, относится баскетбол. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 16-18 лет, желающих заниматься спортивными играми, имеющими навыки спортивных игр на уровне общеобразовательной школьной программы, соответствующей возрасту, и входящими в 1 -2 группы здоровья.
Срок реализации программы: 1 год.
Цели программы:
- укрепление здоровья, закаливание организма;
- содействие дальнейшему гармоничному физическому развитию личности;
- пропаганда здорового образа жизни.
Задачи программы.
Образовательные:
Обучить теоретическим основам баскетбола.
Обучить основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, ведению мяча, броскам в корзину.
Обучить индивидуальным и групповым тактическим действиям. Сформировать систему навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Развивающие:
Развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
Развитие и укрепление опорно-двигательного и суставно-связочного аппарата.
Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств) для успешного овладения навыками игры в баскетбол.
Воспитательные:
Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом (баскетболом).
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание умения действовать в команде.
Формирование стойкого интереса к занятиям, трудолюбия.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуально-групповая.
Методы обучения:
Теоретические:
Словесный (беседы, рассказы, лекции)
Наглядный ( показ элементов техники педагогом, посещение матчей ВТБ и ГХБЛ)
Практические:
Метод групповой тренировки,
Поточный метод тренировки,
Круговой метод тренировки Игровой и соревновательный
Результативность программы: в процессе учебно-тренировочных занятий занимающиеся овладевают техникой и тактикой игры. На методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры, получают знания о значении физической культуры для укрепления здоровья, о ее роли в воспитании, сведения о спортивной квалификации, о состоянии и развитии баскетбола в России, понятия о гигиене и санитарии, общие представления о физиологии человека, и о влиянии физических упражнений на организм.
1.
Техническая подготовка |
50 |
Игровая подготовка |
30 |
Соревновательная подготовка |
30 |
Контрольные нормативы, занятия |
8 |
ИТОГО практических занятий |
345 |
Всего часов |
360 |
С учетом изложенных выше задач представлен примерный учебный план с расчетом на 360 часов занятий непосредственно в условиях колледжа.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Общая физическая подготовка |
130 |
10 |
120 |
Тестирование |
2. |
Специальная физическая и теоретическая подготовка |
110 |
10 |
100 |
Тестирование |
3. |
Технико-тактическая подготовка |
100 |
10 |
90 |
Тестирование |
4. |
Восстановительные мероприятия |
10 |
2 |
8 |
Опрос |
5. |
Инструкторская и судейская практика |
В процессе тренировки |
|
||
6. |
Контрольные нормативы |
10 |
2 |
8 |
Сдача контрольных нормативов |
8. |
Участие в соревнованиях |
(согласно календарному плану) |
Участие в соревнованиях |
||
|
Всего часов: |
360 |
34 |
326 |
|
Учебный план тренировочных занятий для спортивно-оздоровительной группы по баскетболу (нагрузка 9 часов в неделю)
3.Содержание программы
Теоретические занятия.
Инструктаж по технике безопасности.
Понятие техники безопасности. Организация работы по технике безопасности в спортивном зале. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения занимающихся в спортивном зале.
Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом.
Гигиенические требования к занимающимся спортом., врачебный контроль, первая мед помощь при травмах.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек. Первая мед. помощь при различных травмах: ушибах, вывихах, переломах, солнечном ударе, переохлаждении, порезах, ушибах и т.п.
Места занятий, оборудование и инвентарь.
Требования к спортивному инвентарю и оборудованию, сроки службы, безопасность использования.
ОФП. Общеподготовительные упражнения.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки: сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания;. отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса; отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с
широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и крути. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в волейбол.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки, с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда)». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции до 5 км.
СФП. Специально-подготовительные упражнения.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой, Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение гантелей. Метание мячей различного веса и объема (теннисного хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Падение на руки вперед, а стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота., кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча, в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой, ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Тактическая подготовка.
Тактика нападения:
Выход для получения мяча Выход для отвлечения мяча Розыгрыш мяча Атака корзины «Передай мяч и выходи» Заслон Наведение Пересечение Тактика защиты:
Противодействие получению мяча Противодействие выходу на свободное место Противодействие розыгрышу мяча Противодействие атаке корзины Система личной защиты
Техническая подготовка.
Прыжок: толчком двух ног, толчком одной ноги.
Остановка: шагом, прыжком, двумя шагами.
Повороты: вперед и назад
Ловля мяча: двумя руками на месте, двумя руками в прыжке двумя руками при встречном движении двумя руками при поступательном движении двумя руками при движении сбоку одной рукой на месте одной рукой в движении одной рукой в прыжке одной рукой при поступательном движении одной рукой при движении сбоку
Передача мяча: двумя руками сверху, двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками с места, двумя руками в движении, одной рукой от плеча, одной рукой с места, одной рукой от плеча в движении, из-за спины, двумя руками в прыжке, двумя руками сверху, обманная передача, с отскоком от пола с места и в движении, обманные движения на передачу
Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком, по прямой, зигзагом, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, на месте восьмеркой, со сменой рук, за спиной, со сменой положения кисти руки, в движении зигзагом, кругами, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, с сопротивлением защитников.
Обводка соперника с изменением высоты отскока.
Броски в корзину: с места ближние, с двух шагов в движении, одной рукой с отскоком от щита, одной рукой средние, штрафные, дальние, броски в прыжке с ближней дистанции, в прыжке со средней и дальней дистанции, в прыжке с сопротивлением, на скорость выпуска мяча, бросок после передачи.
Игровая подготовка и судейская практика.
Значение спортивных соревнований. Правила соревнований по баскетболу, жесты судьи в баскетболе. Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибала», «Собачка», футбол, салки и тд.). Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
Контрольные нормативы.
Нормативные требования по физической подготовке.
Прыжок в длину с места (см) 2080
Высота подскока по Абалакову (см) 43
Бег 20 м (с) 3.6
Нормативные требования по технической подготовке.
Передвижения в защитной стойке (с) 8,5
Скоростное ведение (с) 13,8
Передача мяча (с) 13,5
Дистанционные броски (%) 58
Штрафные броски (%) 60
На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:
· стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
· стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;
· уровень освоения основ техники баскетбола;
· уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Педагог должен поддерживать контакт с родителями занимающихся в секции волейбола, с классными руководителями, заместителем директора по учебной и воспитательной рабо
5.Формы аттестации
Для оценки уровня освоения рабочей программы дополнительного образования проводится итоговая аттестация обучающихся в форме сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке. В начале года проводится входное тестирование.
Приём контрольных нормативов проводится в мае педагогом доп.образования, проводящим занятия по баскетболу, возможно с привлечением преподавателей физической культуры ГБПОУ АСХК и студентов.
С целью проверки использования в соревновательных условиях изученных технических приёмов и тактических действий организуется участие обучающихся в соревнованиях различного уровня согласно плану спортивно-массовых мероприятий.
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером- преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью.
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:
1.Адаптация студента к условиям детско-взрослой общности;
2.Удовлетворенность студента своей деятельностью в секции дополнительного образования, самореализация;
3.Повышениетворческойактивностистудента,проявлениеинициативыи любознательности;
4.Формирование ценностных ориентаций;
5.Формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
6.Навыки в изложении своих мыслей, взглядов
7.Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
8.Развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себ
6.Диагностические средства
По окончании цикла подготовки, обучающиеся должны выполнить нормативные требования физической подготовленности, а также принять участие в соревнованиях.
Участие в соревнованиях: Стартовый уровень
Внутриколледжевские соревнования по баскетболу
Базовый уровень
Внутриколледжевские и муниципальные соревнования по баскетболу в соответствующем возрасте.
Воспитательная работа.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Преподаватель решает поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы (команды), учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по решению собственных проблем.
Функции преподавателя при построении воспитательной работы в коллективе:- организация разнообразной деятельности в группе;
- забота о развитии каждого обучающегося;
- помощь в решении возникающих проблем.
Основой формирования коллектива является цель, достижению которой подчинена деятельность его членов. Намеченная цель должна показывать коллективу возможности развития и перспективы. В спорте такой перспективой будет победа в матче, турнире, первенстве. Достижение одной цели должно сопровождаться постановкой другой, более сложной. Только в этом случае возможно поступательное развитие коллектива.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований, так и во внеурочное время в форме бесед, лекций, экскурсий, участия в различных праздниках, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к учебно-тренировочным занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания.Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация тренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
наставничество опытных спортсменов
Воспитательная работа должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, само актуализации каждого обучающегося.
Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности, формирование спортивного характера.
Требования техники безопасности. В ходе реализации Программы необходимо руководствоваться инструкциями по охране труда при проведении тренировочных занятий по волейболу (в спортивном зале, на спортплощадке), подвижным играм, лёгкой атлетике, при проведении спортивных соревнований
8. Материально-техническое оснащение
Гимнастические скамейки 3шт
Мячи баскетбольные 6 шт
Кольца баскетбольные 2шт
Мячи набивные 5шт
9. Реализация программы по баскетболу в дистанционном формате
1. Общие положения.
Одной из форм организации образовательного процесса в подготовке обучающегося, ориентированного на профессию в области физической культуры и спорта является электронное образование с использованием технологий дистанционного обучения. Рабочая учебная программа электронного образования с использованием технологий дистанционного образования разработана на основе нормативных документов:
Данная программа рассчитана на организацию учебного процесса как в форме электронного обучения, так и смешанного обучения, т.е. использование очных форм в сочетании с дистанционными образовательными технологиями.
Цель программы: развитие индивидуальных особенностей обучающихся на основе формирования навыков саморегуляции и осознанного выбора направления деятельности в сфере физической культуры и выбранного вида спорта.
Задачи. Образовательные:
-обучение технике двигательных действий в виде спорта,
-обучение двигательным умениям и навыкам в смежных видах,
-формирование основ знаний по физической культуре и спорту, теории и методики физического воспитания, -формирование навыков саморегуляции,
-обучение умению самоорганизации,
-обучение использования дистанционных технологий. Развивающие:
-развитие познавательной активности,
-формирование творческой активности,
-формирование осознанного выбора, ориентированного на профессию,
-развитие навыков онлайн-общения,
-развитие индивидуального потенциала обучающихся. Воспитательные:
-воспитание воли, самообладания, дисциплинированности, -формирование стремления к самопознанию.
- воспитание физических качеств с использованием технологий дистанционного образования
Принципы построения программы
Общепедагогические принципы:
- Организация педагогического взаимодействия на основе компетентностного подхода к образованию. Данное позволяет ориентировать целеполагание занятий на формирование и развитие умений и навыков обучающегося.
- Интеграция учебной и социальной среды позволит влиять на изменения на уровне личности обучаемого. Создание сообществ и консультативный характер общения решают личностные проблемы обучаемого, позволяет самоутвердиться и оказывают педагогическую поддержку.
- Комплексное использование современных технологий – образовательных, управленческих, коммуникативных, информационных.
- Доступность и открытость дистанционного образования. Для устранения демотиваторов обучения в дистанционном режиме необходимо разнообразить формы общения, время их проведения, доступность в географическом отношении.
- Индивидуально-личностный подход к реализации задач физического воспитания. Данный принцип требует учета образовательных потребностей обучаемого, его индивидуальных особенностей, построения индивидуальных траекторий развития.
Специфические принципы:
Соблюдение возрастных и индивидуальных физических и функциональных особенностей обучаемых.
Постепенное увеличение физической нагрузки в течение дистанционного периода обучения.
Систематичность в занятиях физическими упражнениями.
Разнообразие форм мотивации к занятиям физическими упражнениями и контроля над разными аспектами их выполнения.
Проведение занятий в дистанционном формате осуществляется через специальные платформы для проведения онлайн-занятий:
• Zoom (ссылка для скачивания, ссылка для ознакомления с инструкцией к программе).
• Moodle (ссылка для скачивания, ссылка для ознакомления с инструкцией к программе).
Во время проведения онлайн-занятий можно использовать видеохостинг YouTube (ссылка). На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по физической культуре и спорту.
Для самостоятельной работы обучающихся можно использовать сайты
«Российской электронной школы» (ссылка).
2.Учебный план
При разработке учебного плана реализации рабочей учебной программы с применением электронного образования на основе использования дистанционных образовательных технологий учитывается специфика подготовки юных спортсменов на основе периодичности тренировочного процесса с использованием микро-макро-циклов, условий организации тренировочного процесса (наличие в данный момент спортивной базы, спортивного инвентаря, гаджетов и т.д.).
При совмещенном образовании сочетаются как аудиторные занятия (практические занятия с использованием спортивной базы), так и дистанционные формы.
На каждое занятие (или используя микро-макроциклы) преподаватель разрабатывает план – конспект. В учебный план входят следующие разделы:
1. Теоретические основы физической культуры и спорта (ссылка)
2. Общая физическая подготовка (комплексы упражнений по ОФП, ссылка)
3. Вид спорта:
4. практические занятия (конспекты занятий, ссылка)
5. технические умения и навыки (ссылка)
6. специальные навыки (ссылка)
7. Теоретические основы. Контроль и зачетные требования:
8. тестирование (ссылка);
9. анкетирование (ссылка);
10. онлайн-беседы;
11. наблюдение;
12. конкурсные проекты(презентация).
13. Самостоятельная работа
14. Практическая часть может включать в себя:
- мониторинг. Пример: выполнение обучающимися пробы Руфье для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.
- педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО.
- фото и видеоотчет. Пример: фото- и видео-фиксация специально подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также ученики могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.
- дневник самоконтроля. Пример: регулярное наблюдение обучающегося за состоянием своего здоровья и физического развития, и их изменений под влиянием занятий ФК и спортом. Дневник самоконтроля развивает метапредметные умения. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки
В целях контроля за работой обучающихся на занятиях преподаватель рассылает обучающимся «Спортивный дневник» , который должен заполняться ребенком после каждого занятия: перечислить выполненные им упражнения с указанием количества повторений и/или серий упражнений, описать самочувствие, настроение, ощущения, указать трудности, возникшие в процессе занятия.
Собранные дневники вместе с журналом, а также конспекты тренировочных занятий тренер-преподаватель обязан сдать заместителю директора по воспитательной работе.
Конспекты тренировочных занятий, спортивные дневники занимающихся и журнал учета работы тренера являются подтверждением реализации программы и основанием для начисления заработной платы преподавателю.
При осуществлении смешанного обучения каждый педагог действует по заданному алгоритму с той лишь разницей, что некоторые разделы практической части (техническая подготовка, специальные навыки) выносятся на очное обучение с использованием моделей смешанного обучения.
3.Техника безопасности
Организация пространства для занятий физической культурой и спортом (далее- ФК) и инвентарь должны соответствовать технике безопасности (Приложение 2).
Так как обучение в домашних условиях подразумевает под собой ряд определенных пространственных и иного рода ограничений, выполнение упражнений с оборудованием снижается до минимального, за исключением наличия на занятиях гимнастического коврика или альтернативной ему замены.
10. Список литературы
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореф.дис... .канд.пед.наук.-Омск, 2021-21с.
2. Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. - М.,2020
3. Айропетянц Л.Р.. Гадик М.А, Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. С ин. 2019.-90с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
5. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. -,2018
6. Баскетбол. Броски по кольну - Мастера советую т. /'/ Физкультура в школе -2018. - . -с. 15-17.
7. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.:Физкультура и Спорт. 2019.-480с.
8. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва// М.: Физкультура и спорт, 2019 Под обшей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. - М.: 2019.- 154с.
9. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 2018
10. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу /У Физкультура в школе,-2022,-№6,7- с.17-18.
11. Белов С.А. Секреты баскетбола. - М.: 2020. - 198с.
12. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск: Полынья , 2019. - 111с.
13. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение, 2018.-111с.
14. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. лед. наук. - Киев, 2021.-24с.
15. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 2018
16. Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. - VI.: Физкультура и спорт, 2019.
17. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.:
18. Физкультура и спорт, 2020.
19. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе .: Атореф.дис.....доктора пед. наук-М. 2012.-43с.
20. Джон Р.. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт 2019.-58с.
21. Дьячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов.-М.: Физкультура испорт, 2020.-35
11.КТП
№ занятия |
Наименование разделов |
Количество часов |
Вид занятий
|
|
Теория |
ПЗ |
|||
1. |
Правила баскетбол. История развития баскетбола. Передвижения без мяча и с мячом |
2 |
1 |
ПЗ |
2. |
Передвижения. Остановка и повороты без мяча и с мячом. Передачи на месте |
|
3 |
ПЗ |
3. |
Передача одной рукой (левой, правой), от плеча, снизу, над головой, ловля мяча двумя руками |
1 |
2 |
ПЗ |
4. |
Передачи на месте, в движении, в прыжке |
|
3 |
ПЗ |
5. |
Ловля мяча одной рукой с поддержкой. Остановки и поворот без мяча. Ведение мяча |
|
3 |
ПЗ |
6. |
Передачи в прыжке. Ведение мяча (правой, левой). Ловля мяча в движении |
|
3 |
ПЗ |
7. |
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски мяча в корзину с двух шагов |
1 |
2 |
ПЗ |
8. |
Обводка противника. Броски мяча в корзину с остановкой прыжком |
|
3 |
ПЗ |
9. |
Техника наружного заслона. Броски с различных дистанций |
1 |
2 |
ПЗ |
10. |
Ведение мяча без постоянного зрительного контроля. Броски одной рукой от плеча |
|
3 |
ПЗ |
11. |
Передача через всю площадку. Штрафной бросок |
|
3 |
ПЗ |
12. |
Выполнение бросков под различными углами с отскоком от щита. Передачи в прыжке. Повороты без мяча и с мячом |
|
3 |
ПЗ |
13. |
Техника внутреннего заслона. Броски в прыжке, с места |
1 |
2 |
ПЗ |
14. |
Обманные движения на бросок в корзину. Броски мяча сверху |
|
3 |
ПЗ |
15. |
Штрафные броски. Обводка противника. Ловля мяча одной рукой |
|
3 |
ПЗ |
16. |
Обманные движения на бросок в корзину. Броски мяча сверху |
|
3 |
ПЗ |
17. |
Бросок в прыжке. Передвижения без мяча. Техника наружного и внутреннего заслона |
1 |
2 |
ПЗ |
18. |
Ведение мяча без постоянного зрительного контакта. Обманные движения на рывок |
|
3 |
ПЗ |
19. |
Сочетание приемов: финт, рывок-остановка, поворот-рывок |
|
3 |
ПЗ |
20. |
Сочетание технических приемов: поворот-передача, бросок-передача |
|
3 |
ПЗ |
21. |
Сочетание приемов: проход-передача, ловил-бросок-проход-бросок |
|
3 |
ПЗ |
22. |
Сочетание технических приемов: поворот-рывок, финт на рывок-рывок, поворот-передача. |
|
3 |
ПЗ |
23. |
Штрафные броски. Передача мяча через всю площадку |
|
3 |
ПЗ |
24. |
Обводка противника. Финт на бросок в корзину. Штрафные броски |
|
3 |
ПЗ |
25. |
Техника перемещений: остановка, защитная стойка, перехват мяча |
|
3 |
ПЗ |
26. |
Виды перемещений защитника. Техника овладения мячом |
1 |
2 |
ПЗ |
27. |
Вырывания и выбивания мяча, перемещение защитника |
|
3 |
ПЗ |
28. |
Противодействие ведению. Овладение мячом отскакиванием от щита |
|
3 |
|
29. |
Противодействие броском в корзину. Выбивание мяча |
|
3 |
|
30. |
Перехват мяча. Овладение мячом отскакиванием от щита |
1 |
2 |
ПЗ |
31. |
Личная защита.’’Заслон”. Бросок в прыжке. Передача в прыжке |
|
3 |
ПЗ |
32. |
Быстрый прорыв, штрафной бросок. Заслоны |
|
3 |
ПЗ |
33. |
Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении |
|
3 |
ПЗ |
34. |
Атака в движении после передачи. Личная защита на своей половине |
|
3 |
ПЗ |
35. |
Нападение против личной защиты по всей площадке. |
1 |
2 |
ПЗ |
36. |
Нападение против зонной системы защиты. Вырывание и выбивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
37. |
Взаимодействие двух игроков при помощи заслона в движении. Атака на кольцо |
|
3 |
ПЗ |
38. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении. Личная защита по всей площадке |
1 |
2 |
ПЗ |
39. |
Встречная передача в движении. Съём мяча. Добивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
40. |
Штрафной бросок. Атака после длинной передачи |
|
3 |
ПЗ |
41. |
Броски со средней и дальней дистанции. Финты на рывок. Система зонной защиты(3-2) |
|
3 |
ПЗ |
42. |
Система зонной защиты (1-3-1). Взаимодействие трёх защитников против малой восьмёрки |
|
3 |
ПЗ |
43. |
Совершенствование нападения против зонной системы защиты. Прессинг |
|
3 |
ПЗ |
44. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении («наведение», «пересечение») |
|
3 |
ПЗ |
45. |
Взаимодействие трёх игроков («малая восьмёрка», «скрестный выход») |
1 |
2 |
ПЗ |
46. |
Взаимодействие трёх защитников против скрестного выхода |
|
3 |
ПЗ |
47. |
Переход в процесс игры от личной системы к зонной и обратно |
1 |
2 |
ПЗ |
48. |
Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении. Быстрый прорыв |
|
3 |
ПЗ |
49. |
Нападение против зонной системы защиты. Атака на кольцо |
|
3 |
ПЗ |
50. |
Личная защита на своей половине. Броски со средней и дальней дистанции |
|
3 |
ПЗ |
51. |
Встречная передача в движении. Овладение мячом, отскакивание |
|
3 |
ПЗ |
52. |
Штрафной бросок. Игра, бег, ведение. Передача через всю площадку |
|
3 |
ПЗ |
53. |
Личная защита «заслон». Подстраховка. Бросок в прыжке, передача в прыжке |
|
3 |
ПЗ |
54. |
Совершенствование системы стремительного нападения «быстрым прорывом» с участием 3-х , 4-х игроков |
|
3 |
ПЗ |
55. |
Совершенствование системы позиционного нападения(нападение двумя центровыми) |
|
3 |
ПЗ |
56. |
Противодействие ведению, выбивание, вырывание мяча |
|
3 |
ПЗ |
57. |
Атака в движении после передачи. Личная защита по всей половине площадки |
|
3 |
ПЗ |
58. |
Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении. Атаки на кольцо |
|
3 |
ПЗ |
59. |
Совершенствование нападения против зонной системы защиты |
|
3 |
ПЗ |
60. |
Взаимодействие трёх игроков(скрестный выход). Броски со средней и дальней дистанции |
|
3 |
ПЗ |
61. |
Переход в процессе игры от личной системы защиты к зонной |
|
3 |
ПЗ |
62. |
Перехват мяча. Передача через всю площадку. Отрыв |
|
3 |
ПЗ |
63. |
Съём мяча. Добивание мяча. Штрафной бросок. Игра без ведения |
|
3 |
ПЗ |
64. |
Система зонной защиты(3-2, 1-3-1). Сочетание технических приёмов типа: рывок-остановка |
1 |
2 |
ПЗ |
65. |
Совершенствование системы позиционного нападения с непрерывным заслоном |
|
|
ПЗ |
66. |
Сочетание технических приёмов типа: проход-передача, левая-бросок, проход-бросок |
|
3 |
ПЗ |
67. |
Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении («наведение», «пересечение» |
|
3 |
ПЗ |
68. |
Правила 3-х секунд. Персональный фол. Длительная передача |
|
3 |
ПЗ |
69. |
Спортивный бросок. Противодействие движению Выбивание, вырывание мяча |
|
3 |
ПЗ |
70. |
Перемещение защитника. Техника овладения мячом Заслон |
|
3 |
ПЗ |
71. |
Передача в прыжке. Ловля мяча одной рукой. Обводка противника |
|
|
ПЗ |
72. |
Выполнение бросков под различными углами с отражением от щита |
1 |
2 |
ПЗ |
73. |
Передача в движении. Повороты без мяча и с мячом. Штрафной бросок |
|
3 |
ПЗ |
74. |
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски по кольцу |
|
3 |
ПЗ |
75. |
Обманные движения на проход. Передача мяча через всю площадку |
|
3 |
ПЗ |
76. |
Ведение мяча без постоянного зрительного контроля. Обманные движения на рывок |
|
3 |
ПЗ |
77. |
Обманные движения на бросок в корзину. Броски со средней и дальней дистанции |
|
3 |
ПЗ |
78. |
Передача на щит. Сброс мяча. Зонный прессинг |
|
3 |
ПЗ |
79. |
Игра без ведения. Обманная передача. Бросок в прыжке |
|
3 |
ПЗ |
80. |
Совершенствование системы позиционного нападения(«нападение двумя центрами») |
|
3 |
ПЗ |
81. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении «наведение» |
|
3 |
ПЗ |
82. |
Личный прессинг. Передача в движении. Наружный и внутренний заслон |
|
3 |
ПЗ |
83. |
Обводка противника. Финт на бросок в корзину Штрафные броски |
|
3 |
ПЗ |
84. |
Сочетание технических приёмов типа: поворот-передача- финт на бросок-передача |
|
3 |
ПЗ |
85. |
Взаимодействие трёх защитников против малой восьмёрки и «скрестного выхода» |
|
3 |
ПЗ |
86. |
Зонная защита(3-2; 3-1). Особенности нападения против зонной защиты |
|
3 |
ПЗ |
87. |
Защитная стойка. Перехват мяча. Противодействие ведению |
|
3 |
ПЗ |
88. |
Противодействие броскам в корзину. Выбивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
89. |
Быстрый прорыв. Штрафной бросок. Заслон |
|
3 |
ПЗ |
90. |
Атаки в движении после передачи. Личная защита на своей половине |
|
3 |
ПЗ |
91. |
Броски со средней и дальней дистанции. Финты на рывок. Система зонной защиты (3-2) |
|
3 |
ПЗ |
92. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении(нападение, пересечение) |
|
3 |
ПЗ |
93. |
Переход в процессе игры от личной защиты до зонной и обратно |
|
3 |
ПЗ |
94. |
Личная защита на своей половине. Броски со средней и дальней дистанции |
|
3 |
ПЗ |
95. |
Овладение мячом, отскочившим от щита. Добивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
96. |
Совершенствование системы стремительного нападения, быстрый прорыв с участием 3-4 игроков |
|
3 |
ПЗ |
97. |
Атака в движении после передачи. Противодействие ведению |
|
3 |
ПЗ |
98. |
Взаимодействие трёх игроков( скрестный выход) Штрафной бросок |
|
3 |
ПЗ |
99. |
Организация борьбы за мяч, отскочивший от щита. Добивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
100. |
Нападение против личной защиты по всей площадке. Длинная передача |
|
3 |
ПЗ |
101. |
Штрафной бросок. Сочетание технических приемов типа; финт на бросок-передача |
|
3 |
ПЗ |
102. |
Противодействие ведению, проходам, бросков в корзину |
|
3 |
ПЗ |
103. |
Передача одной рукой от плеча. Сочетание технических приёмов типа: ловля-бросок, проход-бросок |
|
3 |
ПЗ |
104. |
Игра без ведения. Обильные передачи. Бросок в прыжке |
|
3 |
ПЗ |
105. |
Совершенствование позиционного нападения «двумя руками» |
|
3 |
ПЗ |
106. |
Передача на щит. Сброс мяча. Зонный прессинг. Штрафной бросок |
|
3 |
ПЗ |
107. |
Броски в прыжке с поворотом. Вырывание и выбивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
108. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении. Финт на проход на кольцо |
|
3 |
ПЗ |
109. |
Выполнение бросков под различными углами с отскоком от щита |
|
3 |
ПЗ |
110. |
Взаимодействие двух защитников против заслонов в движении, пересечении |
|
3 |
ПЗ |
111. |
Обводка противника (3-2). Взаимодействие двух игроков при помощи заслонов в движении |
|
3 |
ПЗ |
112. |
Зонная защита (2x3). Ведение мяча без зрительного контроля |
|
3 |
ПЗ |
113. |
Нападение против личной защиты по всей площадке |
|
3 |
ПЗ |
114. |
Финт: на рывок, бросок в корзину. Съём мяча, добивание мяча |
|
3 |
ПЗ |
115. |
Переход в процессе игры от личной защиты к зонной, и обратно |
|
3 |
ПЗ |
116. |
Взаимодействие 3-х защитников против «восьмёрки» и скрестного выхода |
|
3 |
ПЗ |
117. |
Прессинг. Игра без ведения. Бросок со средней и дальней дистанции |
|
3 |
ПЗ |
118. |
Атака в движении после передачи мяча. Личная защита на своей половине |
|
3 |
ПЗ |
119. |
Передачи в движении. Звездой в нападение и удобная атака по кольцу |
|
3 |
ПЗ |
120. |
Сочетание технических приёмов непосредственно в игре |
|
3 |
ПЗ |
Всего 360 часов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.