Рабочая программа по экологии
Оценка 5

Рабочая программа по экологии

Оценка 5
docx
25.01.2024
Рабочая программа по экологии
рабочая программа по экологии.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91

 

 

 

 

 

Рабочая программа отряда юных экологов

«Эколята-дошколята»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 

 

 

 

 

 


Разработала:

Воспитатель: Белогорцева Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Югорск

2021

 

 

 

 

Содержание

 

 

Стр.

1. Пояснительная записка

3

1.1.Актуальность программы

4

1.2.Цель программы

4

1.3. Задачи программы

5

1.4.Принципы программы

5

1.5. Этапы экологического воспитания по программе

5

1.6. Ожидаемые результаты

6

2. Материально-техническое обеспечение

6

2.1.Технические средства обучения

6

2.2.Учебно-наглядные пособия

7

2.3.Оборудование и материалы

7

3. Работа с родителями

7

4. Взаимодействие с социальными партнёрами.

7

5.Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

9

6. Мониторинг по экологическому воспитанию

14

7. Список литературы

16

7.1.Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

16

7.2.Литература, рекомендуемая для детей по данной программе

16

7.3. Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе

17

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Данная программа построена на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

В России существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

         Закон Российской Федерации “Об образовании”

         Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”

         ФГОС ДО

         Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

         Рабочая Программа воспитания ДОУ.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное          отношение     к          природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

 

1.1.Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

 

1.2.Цель программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

 

1.3. Задачи программы

         дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

         способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

         помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

         расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

         помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

         способствовать         воспитанию  потребности  принимать     активное        участие           в природоохранной и экологической деятельности.

 

1.4. Принципы программы:

         системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

         использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

         последовательность в обучении и воспитании;

         преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

         анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

         простота и доступность изучаемого материала;

         наглядность при изучении тем и вопросов;

         присутствие  в учебно-воспитательном   процессе элементов сравнения и различных примеров;

         наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

         добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

         безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

         наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

 

1.5. Этапы экологического воспитания по программе:

 1 этап (с 5 до 6 лет)

         Соблюдение правил поведения в окружающей среде;

         контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

         выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

         доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

 

2 этап (с 6 до 7 лет)

 

         Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

         Осознанное отношение ко  всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

         обобщенное  представление о типичных экологических системах(лес, луг, водоем);

         отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

         познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

         экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

          

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 32.

 

1.6. Ожидаемые результаты

 

         Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;

         Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;

         Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;

         Ребёнок понимает ценность природных объектов.

 

2. Материально-техническое обеспечение

 

2.1.Технические средства обучения:

-          музыкальный центр

-          ноутбук

-          мультимедиа

-          фотоаппарат

-          Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:

-          «Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы.

-          «Времена года» стихи русских поэтов о природе

-          «Экологические игры».

-          «Звуки, голоса и шумы окружающего мира».

-          «Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа).

-          «Земля»» (BBC: Живая природа).

 

2.2.Учебно-наглядные пособия:

-         Политическая, физическая карты мира.

-         Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,

-         «Движение Земли вокруг Солнца»

-         Демонстрационные картины и динамические модели.

-         Экологические знаки «Как вести себя в лесу».

-         Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.

-         Интерактивный глобус.

-         «Красная книга».

-         Календарь природы.

 

2.3.Оборудование и материалы:

-       Метеостанция

-       Инвентарь по уходу за растениями.

-       Магнитная доска с магнитами.

-       Сюжетные игрушки.

-       Кормушки.

-       Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.

-       Сыпучие продукты: крахмал, соль.

-       Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).

-       Красители: пищевые, гуашь, акварель.

-       Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

 

3. Работа с родителями

Совместно обсудив план работы отряда «Эколята-дошколята» и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении умных книжек-самоделок, плакатов, коллажей, лэпбуков, создании мультимедийных презентаций.

 

План взаимодействия с родителями подготовительной группы  по экологическому воспитанию дошкольников.

Месяц                    

                             Формы работы    

 

сентябрь

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»

 

октябрь

Наглядная информация «Советы по воспитанию у ребенка бережного отношения к природе»

 

ноябрь

Беседа «Берегите природу»

 

декабрь

Создание альбома «Природа нашего края»

            Участие в акции «Снежное одеяло для деревьев».

январь

Акция «Покормите птиц зимой»

 

февраль

Консультация «В какие игры по экологии можно поиграть дома с ребенком»

Создание экологической газеты «Юный эколог»

март

Беседа «Пусть город будет чистым»

Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята-друзья и защитники природы!»

апрель

Наглядная информация «Если ребенок боится насекомых»

Участие в акции «Дом для птиц»

май

Консультация «Как провести время с ребенком на природе»

Участие в конкурсе «Вторая жизнь не нужных вещей»

Озеленение площадки «Метеостанции»

 

4. Взаимодействие с социальными партнёрами.

Взаимодействие с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

Чтобы быть успешным в современном демократичном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – период жизни, когда происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребёнка дошкольного возраста с учётом того, что каждый ребёнок

–член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Для успешной организации работы по формированию экологической грамотности дошкольников мы активно взаимодействуем не только с родителями, но и со сторонними организациями, такими как: Югорское управление УМТСиК "ГазпромтрансгазЮгорск", Музей истории и этнографии г. Югорск, Музей истории и ремесел Советского района, ДЮЦ «Прометей», приют для животных «Кот Бегемот», являемся участниками Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята –Дошколята».

 

             2.Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лес-наш дом.»

НОД

 1.Тема: «Растения – легкие земли»

Цель: дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова.

2.Опыт «Как дышат растения?»

3.Экскурсия в парк.

Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать начало экологической культуры.

4 Беседа: «Жизнь диких животных осенью».

Цель: дать представление о взаимосвязи существующей в природе, о среде обитания, о подготовке диких животных к зиме, о поведении человека в лесу.

5.Рассматривание иллюстраций «Дикие животные.»

6.Д/ игра «Кто где живет?».

П/игра «Где мы были не скажем, а что делали, покажем».

7.Проблемная ситуация: в парке валяются пакеты с мусором.

Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации

 

О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

 

 

 

 

 

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки.

 

 

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

«Осень золотая».

НОД

1.Тема: «Растения в природном уголке группы».

Цель: учить наблюдать и отвечать на вопросы, что изменилось в уголке природы с приходом осени, чем отличаются комнатные растения от растущих на улице.

2.Чтение х/л: Б. Житков «Что я видел», «Сад».

3.Познавательно-исследовательская деятельность:

 потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете.

4. Беседа: «Для чего нужна Красная книга»

Цель: Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее нужно охранять.

5. Составление с детьми «Красной книги» своей области.

 

Подбор репродукций о природе И.Левитан

«Золотая осень», И.Шишкин «Лесная глушь».

 

 

 

Книги, иллюстрации и картины «Растения и животные родного края»

 

Месяц

Тема

 

Подготовительная  группа

Методическое обеспечение

 

 

ноябрь

 

 

 

 

«Птицы»

 

НОД

1.Тема: «Зимующие птицы».

Цель: расширять представления детей о птицах, продолжать знакомить с понятием «зимующие» птицы, обсудить как мы можем позаботиться о птицах.

2.Акция: «Покормите птиц».

3.Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделение общего и различие, повадки). Рассматривание следов на снегу, подкармливание птиц.

4.Просмотр фильма «Зимующие птицы».

5.Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Подбор сюжетных картинок о птицах, атласы, энциклопедии, подбор литературы: стихи, рассказы, 

 

 

 

диски с аудио записью голосов птиц, видео запись, конспекты занятий, дидактические игры.

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зимушка зима»

 

НОД

1.Тема: «Деревья зимой».

Цель: обогащать представления детей о природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому; любовь к природе, бережное отношение к объектам природы, желание беречь и приумножать природу.

2.Чтение х/л:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник»,

3.«Прогулка в лес».

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, воспитывать бережное отношение к объектам природы.

4.Художественное творчество. Рисование.

«Нарядная ёлка».

5.Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе, на улице.

6.Рассматривание, беседа:

«Узамбарская фиалка –цветущее растение».

 Цель: наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.

7.Проведение опыта «Как цветок пьет воду»

8.Чтение х/л:

Е. Серов «Фиалка».

 

Подбор картин, иллюстраций, репродукций о природе

 

И. Шишкин «Зима в лесу»

А.Егоров «Зимний лес»

 

 

 

 

 конспекты занятий, дидактические игры, подбор литературы: стихи, рассказы.

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Живое – неживое».

 

 

 

НОД

1Тема: «Как человек охраняет природу».

Беседа, рассматривание книг, иллюстраций о заказниках родного края: «Сузунский заказник», Заказник «Майское утро», заповедные места Искитимского района.

Цель: уточнить представления, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах, в водоемах, нуждаются в помощи и заботе людей, закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах, заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. 

2.Экскурсия в лес.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных. Воспитывать заботливое, доброжелательное, отношение к природе, любознательность.

4.Беседа: «Чем мы можем помочь природе?»

Цель: способствовать углублению и обобщению представлений детей о природе, установлению причинно-следственных связей о зависимости жизни живых существ от условий среды их обитания.

 

Подборка фотографий,

 атласов с изображением заказников новосибирской области, 

 

 

 

 

Репродукции на тему «Природа и человек»

А.Аверин,

 

«Лето в деревне» Р.Дункан

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

«Богатство России»

 

1.Реализация проекта «Берегите бумагу»

Цель проекта: узнать, как можно использовать остатки ненужной бумаги.

2.Разговор - беседа:

"Сохраним жизнь деревьям";

"Роль деревьев в жизни человека"

«Зачем нам деревья?»

3.Создание мини - книги "Добрые советы";

 4.Акция сбор макулатуры

5.Художественное творчество:

техника папье-маше изготовление посудки для игр, изготовление органайзеров.

6.Рисование плаката «Не рубите деревья!»

7.Эксперимент «Вырасти свое деревце».

Репродукции художников к теме «Хлеб–наше богатство»

 Николаев Ю.В

Серебрякова З.Е.

 

 

 

 

Конспекты занятий, сюжетные картинки, дидактические игры

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

март

 

 

 

 

 

«Ранняя весна»

НОД

1.Тема: «Как поссорились март и февраль»

Цель: познакомить с весенними явлениями: изменениями цвета снега, таянием снега, капели.

2.Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»

3.Д/ игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

4.Чтение х/л:

И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев,

«Весенние воды».

5.Рассматривание картин

 И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

6. развивающее видео для детей «Весна»

 

Репродукции

Куинджи А.И.

«Ранняя весна»

Евстигнеев А. «Март»

 

 

 

 

 

Подбор книг, развивающие видеозаписи для детей,

сюжетные картинки.

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое

обеспечение

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

«Весна цветущая»

 

НОД

1.Тема: «Первые цветы на участке»

Цель:

2.Эстафета-игра «Собери цветок».

3.Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

4.Д/игра «Отгадайте: «Почему?».

5.Чтение х/л:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров

«Одуванчик».

6.Художественное творчество (оригами).

«Красивые тюльпаны».

7.Проблемная ситуация: в лесу зацвели первоцветы.

Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.

Подбор книг: стихов, рассказов,

дидактических игр, сюжетных картинок, иллюстраций

 

 

 

 

 

картина А.Саврасова «Грачи прилетели», Калиновская Е.М. «Первоцветы»

 

 

Месяц

Тема

Подготовительная группа

Методическое обеспечение

 

 

 

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Поможем сохранить красоту природе!»

 

НОД

1.Тема: «Строим экологический город».

Цель: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле, воспитывать гуманное отношение к природе. желание оберегать и сохранять красоту природы.

2.Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, за разными видами дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

3.Проблемная ситуация: после дождя на асфальте появилось много дождевых червей.

Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации.

4.Посадка рассады цветов.

5.Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе и воде; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и воды, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

6.Художественное творчество.

Рисование.

«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

7. Д/игры: «Какого цветка не стало?», «Собери букет», «Узнай растение»,

С.р/игра: Магазин «Цветы»

 

Подбор иллюстраций, фотографий, сюжетных картинок, книг, детская энциклопедия

 

 

 

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. 

 

 

 

Рисунки детей, дидактические игры.

 

 

 

6. Мониторинг по экологическому воспитанию

 

Раздел 1.        Экологические представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

 

Цель

           методика

«Удивительная прогулка»

Выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

"Живая           - неживая

природа"

Выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

"Знатоки природы"

Определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Раздел            2. Экологически ответственное отношение к природе, овладение  системой нравственных норм и правил экологического характера.

 

«Лес благодарит и сердится»

Выявить         отношение     к          природе         и          уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах

взаимодействия с нею

«Экологические знаки»

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

«Продолжи

рассказ»

Выявить         у          детей  уровень          развития         нравственных

мотивов.

Раздел 3. Эмоционально-ценностное отношение к природе.

                     Методика

"Радости        и огорчения"

Выявить         место  природы        в          системе          ценностных ориентации у старших дошкольников.

"Секретный

разговор"       (автор И. В. Цветкова)

Исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имею-

щийся у детей опыт общения с природными объектами.

"Картинная

галерея"

Выявить уровень эстетического восприятия природы

и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

Раздел 4. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

                           Методика

«Экологический светофор» (Модификация методики Цветковой И. В.)

Выявить у детей уровень:

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

опыта в экологически ориентированной деятельности.

«Кормушки   для птиц»

Определить   уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

«Забота          о

природе» (проводится в индивидуальной

форме)

Выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы

7.1.      Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

 

1.         Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

2.         Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.

3.         Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.

4.         Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

5.         Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.

6.         Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.

7.         Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

8.         Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

9.         Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

10.       Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г. 11.Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

12.       Природоохранный   социально-образовательный          проект «Эколята- дошколята». http://эколята.рф/

13.       Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

14.       Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники –

М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

15.       Федотова, А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

7.2.      Литература, рекомендуемая для детей по данной программе:

Экологические стихи для дошкольников

1.         Я. Аким. «Наша планета»

2.         С. Михалков. «Прогулка»

3.         А. Усачев. «Мусорная фантазия»

4.         С. Михалков. «Будь человеком»

5.         Г. Ладонщиков. «Дельный совет»

6.         В. Орлов. «Что нельзя купить»

7.         С. Михалков. «Случай на зимовке»

8.         С. Михалков. «Зяблик»

Сказки на экологическую тему для дошкольников

9.         В. Бианки. «Анюткина утка» 10.К. Ушинский. «Весна»

11.       М. Пришвин. «Лесной доктор»

12.       В. Чаплина. «Крылатый будильник» 13.С. Сахарнов. «Морские сказки» 14.М. Пришвин. «Золотой луг»

15.К. Паустовский. «Собрание чудес»

 

7.3.      Литература, рекомендуемая для родителей по данной программе:

1.         Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

2.         Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-

Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Содержание Стр

Содержание Стр

Пояснительная записка Данная программа построена на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята –

Пояснительная записка Данная программа построена на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята –

К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения

К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения

Цель программы Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе…

Цель программы Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе…

Соблюдение правил поведения в окружающей среде; • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; • выраженная потребность в заботе о представителях животного и…

Соблюдение правил поведения в окружающей среде; • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; • выраженная потребность в заботе о представителях животного и…

Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы

Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы

Работа с родителями Совместно обсудив план работы отряда «Эколята-дошколята» и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач

Работа с родителями Совместно обсудив план работы отряда «Эколята-дошколята» и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач

Чтобы быть успешным в современном демократичном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить…

Чтобы быть успешным в современном демократичном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить…

Месяц Тема Подготовительная группа

Месяц Тема Подготовительная группа

Зимушка зима» НОД 1.Тема: «Деревья зимой»

Зимушка зима» НОД 1.Тема: «Деревья зимой»

НОД 1Тема: «Как человек охраняет природу»

НОД 1Тема: «Как человек охраняет природу»

Весна цветущая» НОД 1.Тема: «Первые цветы на участке»

Весна цветущая» НОД 1.Тема: «Первые цветы на участке»

НОД 1.Тема: «Строим экологический город»

НОД 1.Тема: «Строим экологический город»

НОД 1.Тема: «Строим экологический город»

НОД 1.Тема: «Строим экологический город»

Список литературы 7.1.

Список литературы 7.1.

С. Михалков. «Будь человеком» 5

С. Михалков. «Будь человеком» 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024