Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Дербетовка
ПРИНЯТА Педагогическим советом МКОУ СОШ № 6 Протокол заседания №____ от «_____» _____________ 2016 г. Председатель педагогического совета ______ Л.В.Кудрявцева |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно – воспитательной работе МКОУ СОШ № 6 с. Дербетовка
_________ Л.В.Гочияева
|
УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ СОШ № 6 с. Дербетовка ___________ С.А.Касягина
Приказ № ____ от «_____» _____________ 2016 г.
|
Рабочая программа
Спецкурса «Экология Ставрополья»
для_7__ класса
основного общего образования
Срок реализации программы 2016 - 2017 год
Составил: учитель биологии
МКОУ СОШ№6 с. Дербетовка
____Мамонтов Вадим Николаевич
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
· Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее – СанПиН 2.4.2. 2821-10);
· Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
· Устав МКОУ СОШ №6 с.Дербетовка
· Учебный план на 2016 – 2017 учебный год
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей) педагогов МКОУ СОШ №6 с.Дербетовка
Программа спецкурса «Экология Ставрополья» (35 часов) предназначена для учащихся 7-х классов.
Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с экологией Ставропольского края, а практические исследования расширяют экологические знания по курсу.
Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи Экологии с практикой и окружающей действительностью.
Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации.
Цели программы «Экология Ставрополья»:
· Формирование у школьников знаний о экологической обстановке родного края, района, своего населённого пункта;
· Активизация познавательной деятельности учащихся;
· Развитие интереса к изучению родного края;
· Создание условий для развития навыков исследовательской работы для изучения экологии своей местности, развитие умений работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности;
· Воспитание чувства патриотизма, экологическое просвещение (образование и воспитание), воспитание любви к своему народу и малой родине;
· овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
Задачи курса:
- развитие экологического мышления учащихся;
- формирование экологической культуры и мировоззрения;
- изучение природы родного края;
- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, истории, анатомии, обеспечивая закрепление меж предметных связей.
Результаты обучения.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
· выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
· выбор условий проведения наблюдения или опыта;
· поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
· подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения дисциплины учащийся должен
знать:
· актуальные экологические проблемы края;
· особо охраняемые природные территории края;
· о воздействии, экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;
· влияние природных и антропогенных факторов на экологическую обстановку в крае;
уметь:
· приводить примеры актуальных экологических проблем края;
· называть особо охраняемые природные территории края;
· объяснять, как связаны здоровье, и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека;
· описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
· приводить примеры влияния природных и антропогенных факторов на экологическую обстановку в крае;
Содержание рабочей программы.
Антропогенное изменение среды неизбежно приводит к возникновению экологических проблем. Экологическая проблема- это явление связанное с отрицательным воздействием человека на природу и с обратным влиянием изменённой природы на здоровье человека и его экономику.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской федерации были утверждены «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Согласно им экологическая обстановка может классифицироваться по возрастанию степени неблагополучия:
1. Относительно удовлетворительная,
2. Напряженная,
3. Критическая,
4. Кризисная (чрезвычайная экологическая ситуация),
5. Катастрофическая(экологическое бедствие).
Введение в курс. (1 час)В настоящее время в Ставропольском крае освоено 95% всех площадей, и это привело к резкому обострению экологических проблем.
Виды экологических проблем. (2 часа)К ним относятся проблемы: сохранения здоровья людей, плодородия земель, ландшафтной среды, атмосферы и вод. А также проблем отходов, сохранения флоры и фауны, биологического загрязнения.
Сама природа Ставропольского края предрасположена к возникновению экологических проблем: зональное положение края в степях и полупустынях.
Здесь мало воды, грунтовые воды засолены, частые засухи, пыльные бури, почвы разрушаются стадами животных. Рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из хозяйственной деятельности большие территории.
В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека. Согласно «критериям оценки экологической обстановки» Ставропольский край следует отнести к зоне чрезвычайной экологической ситуации (кризисной).
Главная из всех экологических проблем – проблема сохранения здоровья людей(3 часа). Именно здоровье человека является отражением экологического состояния среды. Официальные данные свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости многими болезнями в крае превышает средний уровень по России. Это болезни кожи и эндокринной системы, злокачественные новообразования и др. Ежегодно возрастает заболеваемость новорождённых и подростков, растёт уровень младенческой смертности.
За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель(3часа). Система интенсивного земледелия, принятая в нашем крае, ведёт к деградации и уничтожению почв. Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы «мелиорации» приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Страдают почвы от тяжелой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50- 70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 20- 30%. В связи с этим необходима детальная оценка угодий, сохранение их оставшегося уникального потенциала и восстановление экологического равновесия на основе использования современных научных разработок.
Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды ландшафтов(3 часа). В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твердые частицы, жидкие ядовитые вещества. Источники таких загрязнений многочисленны. Радиоактивное загрязнение ландшафтов вызвано как естественными, так и антропогенными факторами. К ним относятся: радиоактивные отходы, остающиеся после добычи, транспортировки и переработки урановых руд, нефти, газа, а также некоторых строительных материалов, термальных и минеральных вод. Особо опасными оказались пластовые воды, извлекаемые на поверхность из глубоких недр при добыче нефти. Эти воды отличаются повышенной радиоактивностью. Радиоактивная обстановка КМВ осложнена наличием отработанных урановых месторождений гг. Бештау и Бык. В наиболее опасной зоне находится г. Лермонтов.
Проблема загрязнения атмосферы(3 часа). Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, газовая промышленость, химическая и нефтехимическая, машиностроительная, металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 220 вредных химических веществ, в том числе канцерогены и тяжелые металлы.
Проблемы воды(2 часа). Вода в реках нашего края сильно загрязнена, а такие реки как Калаус, Подкумок, Кума, Мамайка, практически превращены в сточные канавы. В них собираются неочищенные стоки предприятий, содержащие нефтепродукты, соли тяжелых металлов, нитраты, биогенные вещества, ядохимикаты.
Проблема отходов(4 часа). В ставропольском крае накопились миллионы тонн бытовых и промышленных отходов. Это горы мусора в окрестностях городов и посёлков. Особенно тревожное положение создалось в зоне КМВ, где свалки эксплуатируются без технической документации и без должностного контроля.
Проблема сохранения флоры и фауны(3 часа). Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий существования флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние эфемеры, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращаются их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.
Проблема биологического загрязнения(4 часа). Большой ущерб земледелию, огородам, садам наносят насекомые и растения, завезённые из других стран. Это колорадский жук, клещ варроа, амброзия. С ростом городов появились живущие вблизи человека звери и птицы (крысы, голуби, вороны), которые разносят болезни, уничтожают продовольствие. Поражены гельминтами рыбы в прудах и водоёмах.
Проблема особо охраняемых природных территорий(6 часов). Особо охраняемые территории – это территории, в пределах которых обеспечивается охрана и поддержание естественного состояния природного комплекса в научных, учебно- просветительских и культурно – эстетических целях. К таким территориям в России относятся заповедники, заказники, резерваты, национальные и природные парки, памятники природы, лесопарки, зоны отдыха городов и водоохранные леса и много других. Всего более 40 видов таких территорий.
В настоящее время в крае разработан проект Гос. Ставропольского лесостепного заповедника. В окрестностях г. Ставрополя действует архиологический и природный музей – заповедник «Татарское годище», где сохранились естественные природные комплексы, выделены участки заповедной природы и буферные природные зоны.
Ученые настаивают на скорейшем восстановлении сильно нарушенных ландшафтов. В систему особо охраняемых территорий всемирного значения должны войти уникальные Ландшафты Кавказских минеральных Вод, где происходит формирование целебных вод, не имеющих по запасам и разнообразию аналогов в мире. Указом Президента РФ этому региону придан статус особо охраняемого эколого – курортного региона, утверждена федеральная программа его развития и охраны.
Литература
Составлена на основе учебника Физическая география Ставропольского края: учебник для 6-8 кл. общеобразоват. Учреждений / под ред. В.В. Савельевой, В.А. Шальнева.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
курса «Экология Ставрополья» в 7 классе
на 2016-2017 учебный год
№ урока |
№ тем |
Содержание |
Коли-чество часов |
Дата |
Виды и формы контроля |
Раздел 1. Введение. (1час) |
|||||
1. |
1 |
Введение. Экология как наука. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел2.Виды экологических проблем.(2 часа) |
|||||
2. |
1 |
Экологические проблемы природного характера. |
1 |
|
Индивид. опрос |
3. |
2 |
Экологические проблемы Антропогенного характера. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел3.Проблема сохранения здоровья людей.(3 часа) |
|||||
4. |
1 |
Здоровье человека как зеркало экологической обстановки. |
1 |
|
Индивид. опрос |
5. |
2 |
Повышение заболеваемости населения. |
1 |
|
Индивид. опрос |
6. |
3 |
Повышение смертности населения. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел4.Проблема сохранения плодородных пахотных земель.(3 часа) |
|||||
7. |
1 |
Деградация и уничтожение плодородных почв. |
1 |
|
Индивид. опрос |
8. |
2 |
Загрязнение почв ядохимикатами. |
1 |
|
Индивид. опрос |
9. |
3 |
Уплотнение почв с/х техникой. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел5.Проблема загрязнение природной среды ландшафтов.(3 часа) |
|||||
10. |
1 |
Загрязнение токсичными газами и жидкими ядохимикатами. |
1 |
|
Индивид. опрос |
11. |
2 |
Радиоактивное загрязнение. |
1 |
|
Индивид. опрос |
12. |
3 |
Радиоактивная обстановка КМВ. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел6.Проблема загрязнения атмосферы.(3 часа) |
|||||
13. |
1 |
Загрязнение промышленными предприятиями. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
14. |
2 |
Загрязнение автомобильным транспортом. |
1 |
|
Индивид. опрос |
15. |
3 |
Вредные вещества которые содержатся в атмосфере. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел7.Проблемы воды.(2 часа) |
|||||
16. |
1 |
Загрязнение крупных рек. |
1 |
|
Индивид. опрос |
17. |
2 |
Меры борьбы с загрязнением рек. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел8. Проблема отходов.(4 часа) |
|||||
18. |
1 |
Бытовые отходы. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
19. |
2 |
Промышленные отходы. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
20. |
3 |
Надзор за стихийными свалками. |
1 |
|
Индивид. опрос |
21. |
4 |
Проблема загрязнения КМВ. |
1 |
|
Индивид опрос. |
Раздел9. Проблема сохранения флоры и фауны.(3 часа) |
|||||
22. |
1 |
Проблема сохранения флоры. |
1 |
|
Индивид. опрос |
23. |
2 |
Проблема сохранения фауны. |
1 |
|
Индивид. опрос |
24. |
3 |
Исчезновение ареалов обитания животных. |
1 |
|
Индивид. опрос |
Раздел10.Проблема биологического загрязнения.(4часа) |
|||||
25. |
1 |
Ущерб наносимый мелкими насекомыми. |
1 |
|
Индивид. опрос |
26. |
2 |
Ущерб наносимый сорными растениями. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
27. |
3 |
Животные переносящие инфекционные заболевания. |
1 |
|
Индивид. опрос |
|
|
|
|||
28. |
4 |
Животные и растения загрязнённые вредными веществами. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
Раздел11.Проблема особо охраняемых природных территорий.(6 часов) |
|||||
29. |
1 |
Особо охраняемые территории. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
30. |
2 |
Заповедники, заказники. |
1 |
|
Индивид. опрос |
31. |
3 |
Музей – заповедник «Татарское городище». |
1 |
|
Индивид. опрос. |
32. |
4 |
Особо охраняемые территории КМВ. |
1 |
|
Индивид. опрос |
33. |
5 |
Промышленность в курортной зоне КМВ. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
34. |
6 |
Меры охраны особо охраняемых территорий. |
1 |
|
Индивид. опрос. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.