ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации, развитию их культурного уровня.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно- ориентационную).
1. Предметно – информационная:
– формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
– способствование усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
– раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
– освоение приемов и правил ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
2. Коммуникативно – деятельностная:
- формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные ситуации;
- вырабатывание навыка правильного анализа и адекватного поведения;
- содействие приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
- активизация творческих способностей;
- развитие у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- коррекция отклонений в интеллектуальном развитии.
3. Ценностно - ориентационная:
- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими, обучающимися в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
Специальной задачей обучения, является приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и нравственного поведения.
Согласно учебному плану 2021 – 2022 учебного года для обучения по предмету «Этикет» во 2 классе отводится следующее количество часов:
Период |
2 класс |
Количество часов |
|
Неделя |
1 |
1 четверть |
9 |
2 четверть |
7 |
3 четверть |
9 |
4 четверть |
8 |
Год |
33 |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основании:
Программа:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Содержательный минимум образования 1.Правила поведения в школе.
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Как вести себя на улице и дома.
2. О добром отношении к людям.
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Заповеди. Дал слово держи.
3.Дружеские отношения.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
4. Понять другого.
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого, по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этикета за год.
Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые учебные действия |
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
2.Регулятивные базовые учебные действия |
- входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
3.Познавательные базовые учебные действия |
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. |
4.Коммуникативные |
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, |
базовые учебные действия |
ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
– осознание себя как гражданина России;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Этикет»
на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
- различение хороших и плохих поступков; - представление о правилах поведения в образовательной организации; - уважать родителей, старших; - устанавливать дружеские взаимоотношений в коллективе; - бережное, гуманное отношение ко всему живому; - представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства. |
- умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его; - иметь представление о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе; - уважать родителей, старших, доброжелательно относиться к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому; - иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямств; - знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). |
Программное и учебно-методическое обеспечение Программа:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2007 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2006 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2004 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2007 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
8. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 – 4 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат» на 2021 – 2022 учебный год. Приказ № 679 от 11.06.21г.
10. Учебный план для обучающихся 1 – 4 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2021 – 2022 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2021 – 2022 учебный год. Приказ № 680 от 11.06.21г.
12. Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2021 – 2022 учебного года.
Оборудование:
Дидактический материал:
- книги (сказки);
- комплекс логопедической разминки;
- наборы сюжетных и предметных картинок;
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр).
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет |
Этикет |
Класс |
2 класс |
Ф.И.О. учителя |
Покровских Любовь Алексеевна |
Количество учебных часов: |
Всего – 33 ч. |
В неделю – 1 ч. |
1.Обучающе-развивающих |
33 ч. |
|
2. Контрольных |
- |
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности |
Формы деятельности |
Примечание |
|||
1-9. |
1 четверть |
9 |
01.09.- 29.10. |
|
|||||
1-9. |
Правила поведения в школе |
9 |
01.09.- 27.10. |
||||||
1-2. |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
2 |
01.09 08.09 |
Работа по коррекционным карточкам по правилам поведения на уроке и на перемене. Просмотр презентации. Работа по дидактическому материалу. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
|||
3. |
Правила гардеробе. |
поведения |
в |
1 |
15.09 |
Просмотр презентации. Практическая работа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
|
4. |
Правила столовой. |
поведения |
в |
1 |
22.09 |
Сюжетно-ролевая Практическая работа. |
игра. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
5. |
Правила |
поведения |
в |
1 |
29.09 |
Просмотр презентации. |
Фронтальная, |
|
|
|
библиотеке. |
|
|
Экскурсия. Работа по вопросам. |
индивидуальная, групповая. |
|
6. |
Правила поведения в школьном дворе. |
1 |
06.10 |
Практическая работа. Беседа по наглядному материалу. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
7-9. |
Как вести себя на улице и дома. |
3 |
13.10 21.10 27.10 |
Просмотр презентации. Работа по дидактическому материалу. Рисунок. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
10-16. |
2 четверть |
7 |
08.11.- 28.12. |
|
||
10-16. |
О добром отношении к людям |
7 |
11.11.- 23.12. |
|||
10. |
Что такое «добро и зло». |
1 |
10.11 |
Закрепление изученного материала. Просмотр презентации. Беседа. Творческая работа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
11. |
«Ежели вы вежливы». |
1 |
17.11 |
Работа по коррекционным карточкам. Практическая работа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
12. |
Добрые и не добрые дела. |
1 |
24.11 |
Просмотр мультфильма. Беседа. Рисунок. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
13. |
Ты и твои друзья. |
1 |
01.12 |
Просмотр презентации. Сюжетно-ролевая игра. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
14. |
Помни о других – ты не один на свете. |
1 |
08.12 |
Беседа. Пение песни. Сюжетно- ролевая игра. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
15. |
Заповеди. |
1 |
15.12 |
Просмотр презентации. Беседа. |
Фронтальная, |
|
|
|
|
|
Составление краткого рассказа. |
индивидуальная, групповая. |
|
16. |
Дал слово - держи! |
1 |
22.12 |
Работа в парах. Игра. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
17-25. |
3 четверть |
9 |
17.01.- 25.03. |
|
||
16-25. |
Дружеские отношения |
9 |
13.01.- 17.03. |
|||
17-18. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
2 |
19.01 26.01 |
Закрепление изученного. Просмотр мультфильма. Беседа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
19. |
Преданный друг. |
1 |
02.02 |
Этическая беседа. Просмотр социального ролика. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
20-21. |
О доброте и бессердечие. |
2 |
09.02 16.02 |
Просмотр презентации. Игровые ситуации. Беседа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
22-23. |
Об уважительном отношении к старшим. |
2 |
02.03 09.03 |
Чтение рассказа. Беседа. Творческая работа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
24. |
О зависти и скромности. |
1 |
16.03 |
Просмотр презентации. Беседа по вопросам. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
25. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
23.03 |
Просмотр презентации. Беседа по вопросам. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
|
|
|
|
|
групповая. |
|
26-33. |
4 четверть |
8 |
04.04.- 27.05. |
|
||
26-33. |
Понять другого |
8 |
31.03.- 19.03. |
|||
26. |
Золотые правила. |
1 |
06.04 |
Работа по коррекционным карточкам. Работа в парах. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
27-28. |
Учимся понимать настроение другого, по внешним признакам. |
2 |
13.04 20.04 |
Работа с наглядным материалом. Просмотр социального ролика. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
29-30. |
О тактичном и бестактном поведении. |
2 |
27.04 04.05 |
Практическая работа. Сюжетно- ролевая игра. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
31-32. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
2 |
11.05 18.05 |
Чтение рассказа. Беседа. Творческая работа. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
33. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
25.05 |
Чтение сказок. Работа по вопросам. Подвижные игры. |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.