Рабочая программа по этикету 2 класс 1 вариант

  • docx
  • 13.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.Рабочая программа по этикету 2 класса.docx

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа образования для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации, развитию их культурного уровня.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно- ориентационную).

1.   Предметно информационная:

     формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в


семье,   между поколениями,  этносами,  носителями различных  убеждений, представителями социальных групп;

          способствование   усвоению    правил   поведения   в    образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

     раскрытие   сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

         освоение   приемов   и   правил  ведения   дискуссии,   аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

2.   Коммуникативно деятельностная:

-  формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные ситуации;

-  вырабатывание навыка правильного анализа и адекватного поведения;

-  содействие приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;

-  активизация творческих способностей;

-  развитие у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;

-  развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

-   коррекция отклонений в интеллектуальном развитии.

3.   Ценностно - ориентационная:

-      воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

-      формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;

-      развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими, обучающимися в решении общих проблем;

-      укрепление доверия к другим людям;

-      развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания


других людей и сопереживания им;

-      формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-      формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.

Специальной задачей обучения, является приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и нравственного поведения.

Согласно учебному плану 2021 2022 учебного года для обучения по предмету «Этикет» во 2 классе отводится следующее количество часов:

Период

2 класс

Количество часов

Неделя

1

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

9

4 четверть

8

Год

33

 

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основании:

Программа:

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 

Содержательный минимум образования 1.Правила поведения в школе.


Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Как вести себя на улице и дома.

2.   О добром отношении к людям.

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Заповеди. Дал слово держи.

3.Дружеские отношения.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

4.   Понять другого.

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого, по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этикета за год.

 

Планируемые результаты изучения учебной деятельности Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


1.Личностные         базовые учебные действия

-    осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-        способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

-  самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-  самостоятельность в выполнении поручений;

-      понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-  стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

2.Регулятивные      базовые учебные действия

-  входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-       ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-  пользоваться учебной мебелью;

-        адекватно    использовать    ритуалы    школьного    поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-      работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)

-  организовывать рабочее место;

-       передвигаться   по   школе,    находить   свой   класс,    другие необходимые помещения;

-    принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-     активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-  оценивать действия одноклассников;

-      соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою

деятельность с учетом выявленных недочетов.

3.Познавательные базовые учебные действия

-     выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-    устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-   делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-            пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-  читать;

-  писать;

-   наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с

помощью учителя.

4.Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик,


базовые учебные действия

ученик ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-   использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-  обращаться за помощью и принимать помощь;

-      слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения

других участников спорной ситуации.

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:

   осознание себя как гражданина России;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

              овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

        способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

       эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

     чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

         формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;

    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Этикет»

на конец обучения во 2 классе:

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-  различение хороших и плохих поступков;

-     представление о правилах поведения в образовательной организации;

-  уважать родителей, старших;

-                                 устанавливать                дружеские взаимоотношений в коллективе;

-    бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-    представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.

-       умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его;

-            иметь представление о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;

-  уважать родителей, старших,

доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;

-                                  установление                дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-     уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;

-     иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямств;

-     знание правил этики, культуры речи недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и

нецензурных слов и выражений).

 

 

Программное и учебно-методическое обеспечение Программа:

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Дополнительная литература:

1.    Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2007 С. 218.

2.    Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005 – С. 187.

3.    Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2006 – С. 247.

4.    Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2004 С. 174.

5.    Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2007 – С. 241.

 

Нормативно-правовые документы:

 

1.                  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

3.                  Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

4.                  Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

5.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г.  № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.                  Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 

7.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года  № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» 

8.                  Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января  2020 года № 20-Д.

9.                  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 4 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат» на 2021 2022 учебный год. Приказ № 679 от 11.06.21г.

10.             Учебный план для обучающихся 1 4 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» на 2021 2022 учебный год.

11.                 Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2021 – 2022 учебный год. Приказ № 680 от 11.06.21г.

12.                  Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2021 2022 учебного года.

Оборудование:

Дидактический материал:

-   книги (сказки);

-   комплекс логопедической разминки;

-   наборы сюжетных и предметных картинок;

-    раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр).

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.

Интернет            ресурсы:            http://nsportal.ru/,            http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,           http://pedsovet.su/,           http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Предмет

Этикет

Класс

2 класс

Ф.И.О. учителя

Покровских  Любовь Алексеевна

 

Количество учебных часов:

Всего 33 ч.

В неделю – 1 ч.

1.Обучающе-развивающих

33 ч.

2. Контрольных

-

 

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

Виды деятельности

Формы

деятельности

Примечание

1-9.

1 четверть

9

01.09.-

29.10.

 

1-9.

Правила поведения в школе

9

01.09.-

27.10.

1-2.

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

01.09

08.09

Работа по коррекционным карточкам по правилам поведения на уроке и на перемене.                          Просмотр презентации. Работа по

дидактическому материалу.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

3.

Правила гардеробе.

поведения

в

1

15.09

Просмотр                    презентации. Практическая работа.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

4.

Правила столовой.

поведения

в

1

22.09

Сюжетно-ролевая Практическая работа.

игра.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

5.

Правила

поведения

в

1

29.09

Просмотр                      презентации.

Фронтальная,

 


 

 

 

 

библиотеке.

 

 

Экскурсия. Работа по вопросам.

индивидуальная,

групповая.

 

6.

Правила                       поведения                        в школьном дворе.

1

06.10

Практическая работа. Беседа по наглядному материалу.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

7-9.

Как вести себя на улице и дома.

3

13.10

21.10

27.10

Просмотр    презентации.                     Работа

по    дидактическому        материалу. Рисунок.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

10-16.

2 четверть

7

08.11.-

28.12.

 

10-16.

О добром отношении

к людям

7

11.11.-

23.12.

10.

Что такое «добро и зло».

1

10.11

Закрепление                             изученного

материала.                              Просмотр презентации. Беседа. Творческая работа.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

11.

«Ежели вы вежливы».

1

17.11

Работа        по                   коррекционным карточкам. Практическая работа.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

12.

Добрые и не добрые дела.

1

24.11

Просмотр мультфильма. Беседа. Рисунок.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

13.

Ты и твои друзья.

1

01.12

Просмотр                        презентации. Сюжетно-ролевая игра.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

14.

Помни о других ты не один на свете.

1

08.12

Беседа. Пение песни. Сюжетно- ролевая игра.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

15.

Заповеди.

1

15.12

Просмотр презентации. Беседа.

Фронтальная,

 


 

 

 

 

 

 

 

Составление краткого рассказа.

индивидуальная,

групповая.

 

16.

Дал слово - держи!

1

22.12

Работа в парах. Игра.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

17-25.

3 четверть

9

17.01.-

25.03.

 

16-25.

Дружеские отношения

9

13.01.-

17.03.

17-18.

«Дружба      каждому нужна. Дружба верностью сильна».

2

19.01

26.01

Закрепление                       изученного. Просмотр мультфильма. Беседа.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

19.

Преданный друг.

1

02.02

Этическая      беседа.                       Просмотр социального ролика.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

20-21.

О доброте и бессердечие.

2

09.02

16.02

Просмотр презентации. Игровые ситуации. Беседа.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

22-23.

Об уважительном отношении к старшим.

2

02.03

09.03

Чтение         рассказа. Беседа. Творческая работа.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

24.

О зависти и скромности.

1

16.03

Просмотр    презентации. Беседа по вопросам.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

25.

О доброте и жестокосердии.

1

23.03

Просмотр    презентации. Беседа по вопросам.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

групповая.

 

26-33.

4 четверть

8

04.04.-

27.05.

 

26-33.

Понять другого

8

31.03.-

19.03.

26.

Золотые правила.

1

06.04

Работа        по                коррекционным карточкам. Работа в парах.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

27-28.

Учимся понимать настроение

другого,         по                        внешним признакам.

2

13.04

20.04

Работа с наглядным материалом. Просмотр социального ролика.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

29-30.

О    тактичном   и       бестактном поведении.

2

27.04

04.05

Практическая работа. Сюжетно- ролевая игра.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая.

 

31-32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не

нравится.

2

11.05

18.05

Чтение         рассказа. Беседа. Творческая работа.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

33.

В мире мудрых мыслей.

1

25.05

Чтение      сказок.                  Работа       по вопросам. Подвижные игры.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru