Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Прохладненского муниципального района КБР
СОГЛАСОВАНО со старшим методистом по УВР _______/Кучковой Л. А./
«28» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по физической культуре
для 3 классов
Количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю – 2 ч.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2021-2022 учебный год.
с. Прималкинское
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
ü Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
ü Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в действующей редакции;
ü Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
ü Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
ü Устава МКОУ «СОШ с. Прималкинского» (постановление местной администрации Прохладненского муниципального района КБР №169 от 05.04.2021г.);
ü Программы воспитания начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО), среднего общего образования (СОО) (приказ МКОУ «СОШ с. Прималкинского» №106/7 от 28.08.2020г.)
ü Авторской программы по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: Просвещение 2012г.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 3 классе - 68 ч, из расчёта 2 ч в неделю
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, учебных часа.
Ценностные ориентиры
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
2. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Легкая атлетика(16 час)
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Футбол(6 час)
- старты из различных положений с последующим ускорением;
- бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- прыжки по разметкам на правой (левой) ноге;
- прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед
Подвижные игры(10 час)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале спортивных игр:
Гимнастика с основами акробатики (13 час)
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Волейбол 9 (час)
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Легкая атлетика(14 час)
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги, метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние.
3. Учебно-тематический планирование.
№ |
Наименование разделов и тем |
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» |
Всего часов |
Кол-во число контроля |
1 |
Легкая атлетика |
Проект « Физическая культура у народов Древней Руси». |
16 |
2 |
2 |
Футбол |
Соревнование по мини-футболу между 3-ими классами. |
6 |
|
3 |
Подвижные игры |
Проверочная работа «Усвоение правил здорового образа жизни». |
10 |
1 |
4 |
Гимнастика |
Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. |
13 |
1 |
5 |
Волейбол |
Конкурс рисунков «Олимпийские игры» |
9 |
|
6 |
Легкая атлетика |
Игра-викторина « Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой» |
14 |
1 |
|
Итого: |
|
68 |
5 |
4. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
- Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
5. Календарно – тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ООП (НОО, ООО, СОО) МКОУ «СОШ с. Прималкинского», является составной частью рабочей программы по литературному чтению для 1-4 классов.
№ урока |
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
1 четверть (18 часов) |
||||
|
Легкая атлетика 16 часов. |
|
|
|
1. |
Инструктаж по Т.Б. Ходьба с изменением длины и частоты шага. |
1 |
|
|
2. |
Ходьба через препятствия. Бег с высоким поднимания бедра. |
2 |
|
|
3. |
Ходьба и бег. Подготовка к тестированию бега на 30 м. |
2 |
|
|
4. |
Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (60м). |
1 |
|
|
5. |
Ходьба и бег. Тестирование бега на 30м. |
2 |
|
|
6. |
Прыжки. Разновидности прыжков. Прыжок в длину с места. |
2 |
|
|
7. |
Прыжки. Прыжок в длину с места, с разбега. |
2 |
|
|
8. |
Метание малого мяча с места на дальность. |
2 |
|
|
9. |
Метание набивного мяча. Игра «Кто дальше бросит». |
1 |
|
|
10.
|
Метание малого мяча с места на заданное расстояние. |
1
|
|
|
|
Футбол 6 часов |
|
|
|
|
Подвижные игры. Футбол. |
1 |
|
|
|
Передача и ловля мяча. |
1 |
|
|
2 четверть (14 часов) |
||||
|
Передача и ловля мяча. |
1 |
|
|
|
Подвижные игры на основе футбола |
1 |
|
|
|
Эстафеты с мячом |
1 |
|
|
11. |
Игра «Кто обгонит», «Через кочки и пенёчки». Эстафеты с мячами. |
1 |
|
|
|
Подвижные игры 10 часов. |
|
|
|
12. |
Подвижные игры. Инструктаж по Т.Б. Игра «Заяц без логова», «Удочка». Эстафеты. |
1 |
|
|
13. |
Игра «Кто обгонит», «Через кочки и пенёчки». Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей. |
2 |
|
|
14. |
Игра «Кто дальше бросит», «Кто обгонит». Эстафеты с обручами. |
2 |
|
|
15. |
Игра «Вызов номеров», «Защита укрепления». Эстафеты с гимнастическими палками. |
2 |
|
|
16. |
Подвижные игры на ловкость. |
1 |
|
|
17. |
Игра «Наступление». Эстафеты. |
2 |
|
|
3 четверть (22 часа) |
||||
|
Гимнастика 13 часов. |
|
|
|
18. |
Инструктаж по Т.Б. Строевые упражнения. Перекаты. |
1 |
|
|
19. |
Строевые упражнения. Перекаты. Кувырки. |
1 |
|
|
20. |
Строевые упражнения. Кувырки. Стойка на лопатках. |
1 |
|
|
21. |
Строевые упражнения. Мост из положения, лёжа на спине. |
1 |
|
|
22. |
ОРУ. Игра «Совушка». Развитие координационных способностей. |
1 |
|
|
23. |
Строевые упражнения. Вис стоя и лёжа. Упражнения в упоре лёжа на гимнастической скамейке. |
1 |
|
|
24. |
Строевые упражнения. Вис на согнутых руках. |
1 |
|
|
25. |
Строевые упражнения. Вис. Подтягивание в висе. |
1 |
|
|
26. |
Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». |
1 |
|
|
27. |
Ходьба приставными шагами по бревну. Игра «Посадка картофеля». |
1 |
|
|
28. |
Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Ходьба приставными шагами по бревну. |
1 |
|
|
29. |
Перелезание через гимнастического коня. |
1 |
|
|
30. |
Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками. Лазание по канату. |
1 |
|
|
Волейбол 9 часов |
|
|
||
|
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. |
2 |
|
|
|
Техника передачи мяча над собой. То же через сетку. |
2 |
|
|
|
Игра «Пионербол» по упрощенным правилам мини-волейбола |
5 |
|
|
4 четверть (14 часов) |
||||
|
Легкая атлетика 14 часов. |
|
|
|
1. |
Инструктаж по Т.Б. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (30,60м). |
1 |
|
|
2. |
Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60м). |
2 |
|
|
3. |
Бег на результат (30,60м). |
2 |
|
|
4. |
Прыжок в длину с места. Многоскоки. Игра «Гуси – лебеди». |
1 |
|
|
5. |
Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. |
1 |
|
|
6. |
Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки». |
1 |
|
|
7. |
Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. |
1 |
|
|
8. |
Метание в цель с 4-5 м. Игра «Зайцы в огороде». |
1 |
|
|
9. |
Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. |
1 |
|
|
10. |
Метание набивного мяча вперёд-вверх. |
2 |
|
|
11. |
Метание набивного мяча. Игра «Зайцы в огороде». |
1 |
|
|
Приложение.
Домашнее задание по учебнику В. И. Лях 1-4 классы « Физическая культура» Москва « Просвещение» 2012г.
№ п/п |
Виды домашнего задания |
Источник |
На каком уроке |
1 |
Когда и как возникли физическая культура и спорт |
Стр.8-13 |
1-3 |
2 |
Современные олимпийские игры |
Стр.13-18 |
4-6 |
3 |
Что такое физическая культура |
Стр.18 |
7-8 |
4 |
Твой организм |
Стр.19-24 |
9-17 |
5 |
Сердце и кровеносные сосуды |
Стр.33-35 |
18 |
6 |
Органы чувств |
Стр.35-45 |
19-24 |
7 |
Личная гигиена |
Стр.45-50 |
25-28 |
8 |
Закаливание |
Стр.50-54 |
29-32 |
9 |
Мозг и нервная система |
Стр.54-58 |
33-36 |
10 |
Органы дыхания |
Стр.58-62 |
37-40 |
11 |
Органы пищеварения |
Стр.62-63 |
41-45 |
12 |
Пища и питательные вещества |
Стр.63-66 |
46-49 |
13 |
Вода и питьевой режим |
Стр.66-68 |
50-55 |
14 |
Тренировка ума и характера |
Стр.68-75 |
56-66 |
15 |
Спортивная одежда и обувь |
Стр.75-78 |
78-82 |
16 |
Самоконтроль |
Стр.78-87 |
83-102 |
17 |
Первая помощь при травмах |
Стр.87-91 |
67-78 |
Требование к уровню физической подготовленности учащихся
3 классов.
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
5 |
4 |
3 |
|
|
|
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
|
|
|
12 |
8 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
150 – 160 |
131 – 149 |
120 – 130 |
143 – 152 |
126 – 142 |
115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, |
5,8 – 5,6 |
6,3 – 5,9 |
6,6 – 6,4 |
6,3 – 6,0 |
6,5 – 5,9 |
6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. |
5.00 |
5.30 |
6.00 |
6.00 |
6.30 |
7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. |
8.00 |
8.30 |
9.00 |
8.30 |
9.00 |
9.30 |
Контрольные нормативы
(проверка нормативов проводится в течение учебного года
с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения)
Нормативы |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||
"5" |
"4" |
"3" |
"5" |
"4" |
"3" |
"5" |
"4" |
"3" |
|||
1 |
Бег 30 м (сек.) |
м |
6,0 |
6,6 |
7,1 |
5,7 |
6,2 |
6,8 |
5,4 |
6,0 |
6,6 |
д |
6,3 |
6,9 |
7,4 |
5,8 |
6,3 |
7,0 |
5,5 |
6,2 |
6,8 |
||
2 |
Бег 1000 м (мин, сек.) ("+" - без учета времени) |
м |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
д |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
3 |
Челночный бег 3х10 м (сек.) |
м |
|
|
|
|
|
|
9,0 |
9,6 |
10,5 |
д |
|
|
|
|
|
|
9,5 |
10,2 |
10,8 |
||
4 |
Прыжок в длину с места (см) |
м |
150 |
130 |
115 |
160 |
140 |
125 |
165 |
155 |
145 |
д |
140 |
125 |
110 |
150 |
130 |
120 |
155 |
145 |
135 |
||
5 |
Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) |
м |
80 |
75 |
70 |
85 |
80 |
75 |
90 |
85 |
80 |
д |
70 |
65 |
60 |
75 |
70 |
65 |
80 |
75 |
70 |
||
6 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) |
м |
70 |
60 |
50 |
80 |
70 |
60 |
90 |
80 |
70 |
д |
80 |
70 |
60 |
90 |
80 |
70 |
100 |
90 |
80 |
||
7 |
Отжимания (кол-во раз) |
м |
10 |
8 |
6 |
13 |
10 |
7 |
16 |
14 |
12 |
д |
8 |
6 |
4 |
10 |
7 |
5 |
14 |
11 |
8 |
||
8 |
Подтягивания (кол-во раз) |
м |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
6 |
4 |
3 |
9 |
Метание т/м (м) |
м |
15 |
12 |
10 |
18 |
15 |
12 |
21 |
18 |
15 |
д |
12 |
10 |
8 |
15 |
12 |
10 |
18 |
15 |
12 |
||
10 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) |
д |
23 |
21 |
19 |
25 |
23 |
21 |
28 |
25 |
23 |
м |
28 |
26 |
24 |
30 |
28 |
26 |
33 |
30 |
28 |
||
11 |
Приседания (кол-во раз/мин) |
м |
40 |
38 |
36 |
42 |
40 |
38 |
44 |
42 |
40 |
д |
38 |
36 |
34 |
40 |
38 |
36 |
42 |
40 |
38 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.