МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
27 августа 2018 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
4«В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2018
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы «Физическая культура» (1-4), В.И. Лях, А.А. Зданевич, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2015 год. Программа составлена из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Физическая культура, 1-4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2017 год.
Планируемые предметные результаты освоения физической культуры
Обучающиеся 4-го класса должны научиться:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
При оценивании успеваемости по предмету «Физическая культура» учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Обучающиеся, временно освобожденные от занятий, на время восстановления организма после перенесенной болезни, на уроках «Физической культуры» изучают теоретический материал, по которому и проходит аттестация.
В соответствии с письмом Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123, в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок, в том числе временных.
Основные задачи физического воспитания обучающихся, отнесенных к СМГ:
— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
— улучшение показателей физического развития;
— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
— формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
— обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
— обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Оценивать достижения обучающихся в СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся этой группы здоровья итоговая отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков).
Перечень вопросов и практических заданий для аттестации обучающихся 4 классов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Примерные вопросы
1. Что такое "здоровый образ жизни"?
2. Что называют осанкой и какие причины нарушения осанки?
3. Какие правила закаливания ты знаешь?
4. Что значит здоровое питание?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?
7. Что необходимо учитывать при составлении режима дня?
8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями?
11. Как правильно оценивать свое самочувствие?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
Примерные виды практических заданий, двигательных умений и навыков (выполняются при отсутствии противопоказаний)
1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног; спины; брюшного пресса).
5. Комплекс упражнений для развития координации движений.
6. Комплекс упражнений для развития быстроты.
7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
8. Комплекс упражнений для развития гибкости.
9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки и выполнить его.
12. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
№ |
Название раздела |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов фактическое |
1 |
Легкоатлетические упражнения. |
9 ч. |
0 |
9 ч. |
2 |
Подвижные игры |
9 ч. |
0 |
9 ч. |
3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
24 ч. |
0 |
24 ч. |
4 |
Лыжная подготовка |
21 ч. |
0 |
21ч. |
5 |
Подвижные игры с элементами баскетбола и футбола |
27 ч. |
0 |
27 ч. |
6 |
Легкоатлетические упражнения |
12 ч |
0 |
12ч |
|
Итого |
102 ч. |
0 |
102 ч. |
1. Базовая часть:
Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы,
- социально-психологические основы,
- приёмы закаливания,
- способы саморегуляции,
- способы самоконтроля.
Легкоатлетические упражнения:
- бег,
- прыжки,
- метания.
Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения,
- общеразвивающие упражнения с предметами и без них.
- упражнения в лазанье и равновесии.
- простейшие акробатические упражнения.
- упражнения на гимнастических снарядах.
Кроссовая подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе.
- чередование ходьбы с бегом.
- упражнения на развитие выносливости.
Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов.
- система упражнений с мячом.
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами баскетбола.
Формы организации учебных занятий
1. Изучение нового материала
2. Совершенствование знаний, умений и навыков
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
5. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Становление метапредметных связей с литературным чтением
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Тематическое планирование.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
Легкоатлетические упражнения - 9 часов
|
|
|||
1 |
Техника безопасности во время занятий легкоатлетическими упражнениями |
1 |
1 неделя |
|
2 |
Прыжки в длину с места |
1 |
1 неделя |
|
3 |
Прыжки в длину с места. Тест |
1 |
1 неделя |
|
4 |
Эстафетный бег |
1 |
2 неделя |
|
5 |
Высокий и низкий старт. Бег 30 м. Стартовый разгон |
1 |
2 неделя |
|
6 |
Развитие скоростных качеств. Тест 30 м. |
1 |
2 неделя |
|
7 |
Развитие скоростных качеств. Тест 60 м. |
1 |
3 неделя |
|
8 |
Прыжки в длину с разбега |
1 |
3 неделя |
|
9 |
Прыжки в длину с разбега |
1 |
3 неделя |
|
Подвижные игры с элементами баскетбола – 15 часов
|
||||
10 |
Техника безопасности во время занятий на уроках баскетбола |
1 |
4 неделя |
|
11 |
Техника ведения баскетбольного мяча |
1 |
4 неделя |
|
12 |
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек |
1 |
4 неделя |
|
13 |
Техника ловли и передачи мяча |
1 |
5 неделя |
|
14 |
Техника бросков мяча |
1 |
5 неделя |
|
15 |
Техника защитных действий |
1 |
5 неделя |
|
16 |
Броски одной рукой |
1 |
6 неделя |
|
17 |
Бросок мяча в корзину. Тест |
1 |
6 неделя |
|
18 |
Правила игры |
1 |
6 неделя |
|
19 |
Тактика игры |
1 |
7 неделя |
|
20 |
Учебная игра в баскетбол |
1 |
7 неделя |
|
21 |
Учебная игра по упрощенным правилам |
1 |
7 неделя |
|
22 |
Учебная игра по упрощенным правилам |
1 |
8 неделя |
|
23 |
Учебная игра по правилам |
1 |
8 неделя |
|
24 |
Учебная игра по правилам |
1 |
8 неделя |
|
Гимнастика с элементами акробатики — 24 часа
|
||||
25 |
Техника безопасности во время занятий гимнастикой |
1 |
9 неделя |
|
26 |
Кувырок вперед. Длинный кувырок вперед. |
1 |
9 неделя |
|
27 |
Кувырок назад. Кувырок вперед - назад |
1 |
9 неделя |
|
28 |
Совершенствование кувырка вперед – назад. Кувырок вперед. Тест |
1 |
10 неделя |
|
29 |
Упражнение «мост», стойка на лопатках «березка» |
1 |
10 неделя |
|
30 |
Комбинация из ранее освоенных элементов |
1 |
10 неделя |
|
31 |
Комбинация из ранее освоенных элементов |
1 |
11 неделя |
|
32 |
Упражнения с обручем |
1 |
11 неделя |
|
33 |
Упражнения с обручем |
1 |
11 неделя |
|
34 |
Упражнения со скакалкой. |
1 |
12 неделя |
|
35 |
Упражнения со скакалкой. |
1 |
12 неделя |
|
36 |
Упражнения на гимнастической скамейке |
1 |
12 неделя |
|
37 |
Упражнения брусьях, на бревне |
1 |
13 неделя |
|
38 |
Упражнения брусьях, на бревне |
1 |
13 неделя |
|
39 |
Комбинация из ранее освоенных элементов на брусьях и бревне |
1 |
13 неделя |
|
40 |
Опорный прыжок |
1 |
14 неделя |
|
41 |
Опорный прыжок. Совершенствование |
1 |
14 неделя |
|
42 |
Стойка на голове |
1 |
14 неделя |
|
43 |
Стойка на руках |
1 |
15 неделя |
|
44 |
Преодоление полосы препятствий |
1 |
15 неделя |
|
45 |
Преодоление полосы препятствий |
1 |
15 неделя |
|
46 |
Развитие силы, лазанье по канату |
1 |
16 неделя |
|
47 |
Развитие силы, лазанье по канату |
1 |
16 неделя |
|
48 |
Отжимание, подтягивание. Тест |
1 |
16 неделя |
|
Лыжная подготовка — 21 час
|
||||
49 |
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Попеременный двухшажный ход |
1 |
17 неделя |
|
50 |
Попеременный двухшажный ход |
1 |
17 неделя |
|
51 |
Одновременный бесшажный ход |
1 |
17 неделя |
|
52 |
Одновременный двухшажный и бесшажный ход |
1 |
18 неделя |
|
53 |
Одновременный двухшажный и бесшажный ход |
1 |
18 неделя |
|
54 |
Подъем «полуелочкой», «елочкой» спуск под уклон в основной стойке на лыжах |
1 |
18 неделя |
|
55 |
Торможение «плугом» |
1 |
19 неделя |
|
56 |
Торможение и поворот упором |
1 |
19 неделя |
|
57 |
Повороты переступанием |
1 |
19 неделя |
|
58 |
Коньковый ход |
1 |
20 неделя |
|
59 |
Прохождение дистанции 2,5 км. на лыжах |
1 |
20 неделя |
|
60 |
Прохождение дистанции 2,5 км. на лыжах. Тест |
1 |
20 неделя |
|
61 |
Подвижная игра на лыжах «Гонка с преследовани ем» |
1 |
21 неделя |
|
62 |
Подвижная игра на лыжах «Гонка с выбыванием» |
1 |
21 неделя |
|
63 |
Подъем в гору скользящим шагом |
1 |
21 неделя |
|
64 |
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы |
1 |
22 неделя |
|
65 |
Совершенствование лыжных ходов |
1 |
22 неделя |
|
66 |
Подвижные игры на лыжах |
1 |
22 неделя |
|
67 |
Подвижные игры на лыжах |
1 |
23 неделя |
|
68 |
Лыжная эстафета |
1 |
23 неделя |
|
69 |
Лыжная эстафета |
1 |
23 неделя |
|
Подвижные игры — 9 часов
|
||||
70 |
Техника безопасности во время занятий подвижными играми |
1 |
24 неделя |
|
71 |
Подвижные игры на развитие координации |
1 |
24 неделя |
|
72 |
Подвижные игры на развитие ловкости |
1 |
24 неделя |
|
73 |
Подвижные игры на развитие меткости |
1 |
25 неделя |
|
74 |
Подвижные игры с элементами творчества |
1 |
25 неделя |
|
75 |
Подвижные игры с предметами |
1 |
25 неделя |
|
76 |
Подвижные игры на развитие внимания |
1 |
26 неделя |
|
77 |
Подвижные игры на развитие равновесия |
1 |
26 неделя |
|
78 |
Подвижные игры на развитие скоростных качеств |
.1 |
26 неделя |
|
Легкоатлетические упражнения - 12 часов
|
||||
79 |
Техника безопасности во время занятий легкоатлетическими упражнениями |
1 |
27 неделя |
|
80 |
Броски набивного мяча |
1 |
27 неделя |
|
81 |
Броски набивного мяча. Тест |
1 |
27 неделя |
|
82 |
Прыжок в высоту «ножницы» |
1 |
28 неделя |
|
83 |
Прыжок в высоту «ножницы». Тест |
1 |
28 неделя |
|
84 |
Челночный бег 3х10 м. |
1 |
28 неделя |
|
85 |
Челночный бег 3х10 м. Тест |
1 |
29 неделя |
|
86 |
Прыжок в длину с разбега |
1 |
29 неделя |
|
87 |
Прыжок в длину с разбега. Тест |
1 |
29 неделя |
|
88 |
Бег на выносливость |
1 |
30 неделя |
|
89 |
Бег на выносливость. Тест |
1 |
30 неделя |
|
90 |
Спортивные эстафеты |
1 |
30 неделя |
|
Подвижные игры с элементами футбола – 12 часов
|
||||
91 |
Техника безопасности во время занятий по подвижным играм. Правила игры в футбол |
1 |
31 неделя |
|
92 |
Техника передвижений, остановок, поворотов |
1 |
31 неделя |
|
93 |
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов |
1 |
31 неделя |
|
94 |
Техника ударов по мячу |
1 |
32 неделя |
|
95 |
Техника ведения мяча |
1 |
32 неделя |
|
96 |
Ведение мяча «змейкой» |
1 |
32 неделя |
|
97 |
Выполнение штрафных и угловых ударов |
1 |
33 неделя |
|
98 |
Передача мяча в двойках, тройках |
1 |
33 неделя |
|
99 |
Передача мяча в двойках, тройках |
1 |
33 неделя |
|
100 |
Техника владения мячом |
1 |
34 неделя |
|
101 |
Техника защитных действий |
1 |
34 неделя |
|
102 |
Игра в мини - футбол |
1 |
34 неделя |
|
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 27.08.2018 г. №1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А. Ловицкая
27.08.2018г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.