Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ «ОБ утверждении и ведении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования»№ 373 от 06.10.2009г.(зарегистрирован Минюстом России 11.02.13 №26993);
3.Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018г № 345. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования.»;
4. Министерства образования и науки Алтайского края от 10.04ю2019г. № 23-0210211174 «Об изучении второго иностранного языка, родного языка и родной литературы»
5. .Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897(зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г №19644); «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего образования.»;
7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015г.№ 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России»;
8.Авторская рабочая программа «Физическая культура». предметная линия Виленский , Лях. 2014гФГОС;
9. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ» Бурлинского района Алтайского края;
10. Учебный план для 5-9,10 классов на 2020-2021 учебный год МБОУ «Новопесчанская СОШ»;
11. Годовой календарный учебный график МБОУ «Новопесчанская СОШ» на2020-2021 учебный год;
12. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в МБОУ «Новопесчанская СОШ» приказ № 30/1 от 31.08.2020г.;
. Рабочая программа ориентирована на комплексную программу В.И Ляха « Физическая культура». Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС к личностным и предметным результатам обучения по физической культуре.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психически свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной е Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспита-1 ния личности гражданина;
• Закона «Об образовании»;
• Федерального закона «О физической культуре и спорте»
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программы основного общего образования;
• приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 75 ч, в 6 классе — 75 ч, в 7 классе — 75 ч, в 8 классе — 75 ч, в 9 классе — 75 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 525 ч на пять лет обучения (по 3 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
- практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
владение умениями:
- в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
- в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
- в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
- понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
- приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
- понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:
- знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
- умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
- умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры.
Олимпийские игрь древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики.
Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика.
Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка (лыжные гонки).
Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений:
«Физическая культура. 5—7 классы», под общ. ред. М. Я. Виленского (М.: Просвещение, 2011);
«Физическая культура. 8—9 классы», под общ. ред. В. И. Ляха (М.: Просвещение, 2011).
Содержание программы.
Естественные основы
Основы физической культуры и здорового образа жизни. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Социально-психологические основы.
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Культурно-исторические основы.
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.
Приёмы закаливания
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
Водные процедуры (обтирание, душ ) купание в открытых водоёмах.
Способы самоконтроля
Приемы определения самочувствия работоспособности, сна, аппетита. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Определение нормальной массы(веса),длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Гимнастика с элементами акробатики
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Основы выполнений гимнастических упражнения. Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки.
Лёгкая атлетика
Терминология лёгкой атлетики. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетики. Беговые упражнения, бег на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетный и кроссовый бег. Прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту с разбега. Метание малого мяча.
Лыжная подготовка Основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.
Техника безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке. Самоконтроль при занятиях на лыжах.
Спортивные игры Баскетбол. Терминология баскетбола. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Технические приемы и тактические действия в баскетболе. Игра по правилам. Волейбол. Терминология волейбола. Техника безопасности при занятиях волейболом. Технические приемы и тактические действия в волейболе. Игра по правилам.
Специальная подготовка: баскетбол - передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников; волейбол - передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.
Тематический план
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов (уроков) |
1. |
Базовая часть |
75 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
1.2 |
Спортивные игры (волейбол) |
23 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
1.4 |
Лёгкая атлетика |
21 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
2. |
Вариативная часть |
25 |
2.1 |
Баскетбол/футбол |
25 |
|
Итого |
105 |
№ урока п/п |
Дата |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
||||
По плану |
фактически |
||||||
Легкая атлетика 11 часов |
|||||||
1 |
|
|
Техника безопасности на уроках физической культуры. Высокий старт. |
1 |
|||
2 |
|
|
Равномерный бег 500 м. Бег 30 м (2-3 повторения). |
1 |
|||
3 |
|
|
Прыжки в длину с разбега. Бег 500 м. Бег 30 м -учёт. |
1 |
|||
4 |
|
|
Прыжки в длину с разбега. Равномерный бег 600 м |
1 |
|||
5 |
|
|
Прыжки в длину с разбега-учёт. Равномерный бег 600 м |
1 |
|||
6 |
|
|
Метание мяча на дальность. Челночный бег 3x10м- учёт. |
1 |
|||
7 |
|
|
Метание мяча на дальность. Бег 60 м -учёт |
1 |
|||
8 |
|
|
Метание мяча на дальность-учёт. Равномерный бег 700 м. |
1 |
|||
9 |
|
|
Прыжок в длину с места-учёт. Равномерный бег до 15 мин. |
1 |
|||
10 |
|
|
Равномерный бег до 20 мин, Подвижная игра «Лапта». |
1 |
|||
11 |
|
|
Бег 1000 м –учёт. |
1 |
|||
Баскетбол15 часов |
|||||||
12 |
|
|
Баскетбол. Совершенствование техники передвижений, остановки. |
1 |
|||
13 |
|
|
Совершенствование техники поворотов, стоек в баскетболе. |
1 |
|||
14 |
|
|
Передачи мяча. Игра в баскетбол. |
1 |
|||
15 |
|
|
Сгибание разгибание тела из положения лёжа –учёт. Передачи мяча. |
1 |
|||
16 |
|
|
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
1 |
|||
17 |
|
|
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника |
1 |
|||
18 |
|
|
Наклон вперёд из положения сидя - учёт. Ведение мяча. |
1 |
|||
19 |
|
|
Передачи мяча во встречном движении. Броски в движении. |
1 |
|||
20 |
|
|
Совершенствование бросков мяча одной рукой от плеча с места и в движении |
1 |
|||
21 |
|
|
Прыжки через скакалку за одну минуту. |
1 |
|||
22 |
|
|
Броски мяча в корзину. |
1 |
|||
23 |
|
|
Броски мяча в корзину. Игра в баскетбол. |
1 |
|||
24 |
|
|
Вырывание, выбивание мяча. |
1 |
|||
25 |
|
|
Вырывание, выбивание мяча, Подтягивание. |
1 |
|||
26 |
|
|
Игра в баскетбол по основным правилам. |
1 |
|||
Гимнастика 18 часов |
|||||||
27 |
|
|
Т.Б. на уроках гимнастики. Повороты в движении. |
1 |
|||
28 |
|
|
Акробатика. Опорный прыжок.
|
1 |
|||
29 |
|
|
Акробатика. Опорный прыжок.
|
1 |
|||
30 |
|
|
Акробатика. Опорный прыжок-учёт.
|
1 |
|||
31 |
|
|
Акробатика- мост из положения лёжа на спине. Строевые упражнения. |
1 |
|||
32 |
|
|
Акробатика. мост из положения лёжа на спине-учёт. Строевые упражнения |
1 |
|||
33 |
|
|
Акробатика 2 кувырка вперёд слитно. . Строевые упражнения. |
1 |
|||
34 |
|
|
Акробатика. Элементы художественной гимнастики. |
1 |
|||
35 |
|
|
Акробатика. Элементы художественной гимнастики. |
1 |
|||
36 |
|
|
Два кувырка вперёд и стойка на лопатках -учёт. .
|
1 |
|||
37 |
|
|
Висы и упоры. Упражнения на брусьях. |
1 |
|||
38 |
|
|
Висы и упоры Упражнения на брусьях. |
1 |
|||
39 |
|
|
Висы и упоры Упражнения на брусьях. |
1 |
|||
40 |
|
|
Висы и упоры Упражнения на брусьях. |
1 |
|||
41 |
|
|
Висы и упоры. Упражнения на брусьях. |
1 |
|||
42 |
|
|
Упражнения на брусьях.=учёт |
1 |
|||
43 |
|
|
Висы и упоры-учёт. |
1 |
|||
44 |
|
|
Подтягивание из виса хватом сверху |
1 |
|||
Волейбол 5 часов. |
|||||||
45 |
|
|
Передача мяча над собой, во встречных колоннах. |
1 |
|||
46 |
|
|
Приём снизу. Отбивание мяча сверху кулаком через сетку. |
1 |
|||
47 |
|
|
Приём мяча снизу. Игра в пионербол. |
1 |
|||
48 |
|
|
Прыжки через скакалку за одну минуту. Игра в пионербол.. |
1 |
|||
49 |
|
|
Передачи мяча сверху. Игра в волейбол. |
1 |
|||
Лыжи 18 часов |
|||||||
50 |
|
|
Инструктаж по Т.Б. на уроках лыжной подготовки. |
1 |
|||
51 |
|
|
Одновременный одношажный ход |
1 |
|||
52 |
|
|
Одновременный одношажный ход |
1 |
|||
53 |
|
|
Одновременный одношажный ход |
1 |
|||
54 |
|
|
Одновременный двухшажный ход |
1 |
|||
55 |
|
|
Одновременный двухшажный ход |
1 |
|||
56 |
|
|
Одновременный двухшажный ход |
1 |
|||
57 |
|
|
Попеременный двухшажный ход |
1 |
|||
58 |
|
|
Попеременный двухшажный ход |
1 |
|||
59 |
|
|
Лыжная гонка на 1 километр |
1 |
|||
60 |
|
|
Торможение плугом |
1 |
|||
61 |
|
|
Поворот плугом |
1 |
|||
62 |
|
|
Лыжная гонка на 1 километра |
1 |
|||
63 |
|
|
Прохождение по лыжне ранее изученными ходами |
1 |
|||
64 |
|
|
Лыжная гонка на 2 километра |
1 |
|||
65 |
|
|
Переход с одного хода на другой
|
1 |
|||
66 |
|
|
Лыжная гонка на 3 километра |
1 |
|||
67 |
|
|
Встречные эстафеты на лыжах |
1 |
|||
Волейбол 12 часов |
|||||||
68 |
|
|
Передачи мяча сверху |
1 |
|||
69 |
|
|
Передачи мяча сверху. Игра в пионербол.. |
1 |
|||
70 |
|
|
Передачи мяча сверху. Игра в |
1 |
|||
71 |
|
|
Приём мяча снизу. Игра с элементами волейбола. |
1 |
|||
72 |
|
|
Приём мяча снизу. Игра в пионербол |
1 |
|||
73 |
|
|
Приём мяча снизу. Игра с элементами волейбола |
1 |
|||
74 |
|
|
Двухсторонняя игра в пионербол |
1 |
|||
75 |
|
|
Двухсторонняя игра в пионербол |
1 |
|||
76 |
|
|
Нижняя прямая подача |
1 |
|||
77 |
|
|
Нижняя прямая подача |
1 |
|||
78 |
|
|
Верхняя подача |
1 |
|||
79 |
|
|
Верхняя подача |
1 |
|||
Лёгкая атлетика 10 часов |
|||||||
80 |
|
|
Инструктаж по т.б. на уроках лёгкой атлетики. Прыжки в высоту с разбега. |
1 |
|||
81 |
|
|
Прыжки в высоту с разбега |
1 |
|||
82 |
|
|
Прыжки в высоту с разбега-учёт. |
1 |
|||
83 |
|
|
Прыжки в длину с разбега. Бег 30 м-учёт. |
1 |
|||
84 |
|
|
Прыжки в длину с разбега. Челночный бег (3*10)-учёт. |
1 |
|||
85 |
|
|
Прыжки в длину с разбега-учёт.. Бег 600 м |
1 |
|||
86 |
|
|
Метание мяча 150 г на дальность. Равномерный бег 600м |
1 |
|||
87 |
|
|
Метание мяча 150 г на дальность. Бег 60 м -учёт. |
1 |
|||
88 |
|
|
Метание мяча 150 г на дальность-учёт. Бег 700 м |
1 |
|||
89 |
|
|
Бег 2000 м –учёт. |
1 |
|||
Волейбол 6 часов
|
|||||||
90 |
|
|
Верхняя подача. Игра впионербол.. |
1 |
|||
91 |
|
|
Верхняя подача. Игра с элементами волейбола. |
1 |
|||
92 |
|
|
Встречные эстафеты с элементами волейбола. |
1 |
|||
93 |
|
|
Встречные эстафеты с элементами волейбола. |
1 |
|||
94 |
|
|
Игра пионербол |
1 |
|||
95 |
|
|
Игра с элементами волейбола. |
1 |
|||
Футбол 10 часов |
|||||||
96 |
|
|
Инструктаж по Т/Б на футболе. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. |
1 |
|||
97 |
|
|
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. Закрепление техники ударов по мячу и остановок мяча. |
1 |
|||
98 |
|
|
Удар по катящему мячу внешней стороной подъёма, носком, серединой лба( по летящему мячу). |
1 |
|||
99 |
|
|
Совершенствование техники ведения мяча. |
1 |
|||
100 |
|
|
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. |
1 |
|||
101 |
|
|
Совершенствование техники ударов по воротам. |
1 |
|||
102 |
|
|
Совершенствование техники владения мячом. |
1 |
|||
103 |
|
|
Совершенствование техники перемещений, владения мячом. |
1 |
|||
104 |
|
|
Совершенствование тактики игры. |
1 |
|||
105 |
|
|
Совершенствование тактики игры. |
1 |
|||
Контрольные упражнения для 5 класса на первую четверть
КУ |
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
Бег 30 м |
4.7 – 5.1 – 5.8с |
5.1 – 5.5 – 6.1с |
Прыжки в длину с места |
195 – 180 – 160 см |
180 – 160 – 145 см |
Бег 60 м |
8.8 – 9.7 – 10.5 с |
9.7 – 10.2 – 10.7с |
Прыжки в длину с разбега |
410 – 370 – 310 см |
360 – 310 – 260 см |
Метание мяча 150 г с двух – трёх шагов |
42 – 37 – 28 м |
27 – 21 – 17 м |
Бег 2000 м |
10.00 – 10.40 – 11.40 мин |
11 – 12.40 – 13.50 мин |
Подтягивание |
9 – 7 – 5 раз |
15 – 10 – 6 раз |
Контрольные упражнения для 5 класса на вторую четверть
КУ |
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
Акробатическое соединение |
По технике исполнения |
|
Соединение упражнений на перекладине |
По технике исполнения |
|
Кувырок вперёд и назад слитно |
По технике исполнения |
|
Длинный кувырок прыжком с места |
По технике исполнения |
|
Стойка на голове и руках |
По технике исполнения |
|
Кувырок назад в полушпагат |
|
По технике исполнения |
С моста переход на одно колено |
|
По технике исполнения |
Подтягивание |
9 – 7 – 5 раз |
15 – 10 – 6 раз |
Переворот в упор толчком двух ног |
По технике исполнения |
|
Вис на подколенках- опускание в упор присев |
По технике исполнения |
|
Соскок перемахом одной ноги |
По технике исполнения |
|
Прыжки через скакалку |
125 – 115 – 100 раз |
135 – 125 – 110 раз |
Контрольные упражнения для 5 класса на третью четверть
КУ |
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
|
Одновременный двухшажный ход |
По технике исполнения |
||
Одновременный одношажный ход |
По технике исполнения |
||
Попеременный двухшажный ход |
По технике исполнения |
||
Штрафной бросок в кольцо(10 бросков) |
3 – 2 – 1 с линии штрафного броска |
3 – 2 – 1 с 3 метров |
|
Передачи мяча |
По технике исполнения |
||
Лыжная гонка на 1 км |
5.30 – 6.00 – 7.00 мин |
6.00 – 6.30 – 7.30 мин |
|
Лыжная гонка на 2 км |
12.00 – 12.30 – 13.30 мин |
13.00 – 13.30 – 14.30 мин |
|
Лыжная гонка на 3 км |
16 – 17.00 – 18.00 |
18 – 19.00 – 20.00 |
|
Контрольные упражнения для 5 класса на четвёртую четверть
КУ |
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
Бег 30 м |
4.9 – 5.1 – 5.5 с |
5.1 – 5.4 – 5.8 с |
Прыжки в длину с места |
200 – 190 – 180 см |
190 – 175 – 160 см |
Бег 60 м |
8.8 – 9.7 – 10.5 с |
9.7 – 10.2 – 10.7 с |
Прыжки в длину с разбега |
380 – 360 – 310 см |
340 – 310 – 260 см |
Метание мяча 150 г с двух – трёх шагов |
40 – 35 – 28 м |
27 – 22 – 18 м |
Кросс 2000 м |
10.00 – 10.40 – 11.40 мин |
11.00 – 12.40 – 13.50 мин |
Подтягивание на перекладине из виса |
9 – 7 – 5 раза |
15 – 10 – 6 раз |
Прыжки в высоту с разбега, см |
125 – 115 - 105 |
115 – 105 - 95 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.