МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
РАССМОТРЕНА протокол от 30 августа 2021г. № 1 Председатель МС ___________ / Румянцева Т. В.
|
ПРИНЯТА педагогическим советом протокол от 30 августа 2021 г. № 1
|
УТВЕРЖДЕНА приказом от 31 августа 2021 г. № 294/01-04 Директор ___________ / Безрученкова С. П.
|
Рабочая программа
начального общего образования
по физической культуре
для 1 А класса
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора ____________ /Калинина Л.В. 31 августа 2021 г.
|
|
Составитель: Громова Нина Александровна, учитель физической культуры I квалификационной категории
|
пгт Верхнеднепровский
2021
Рабочая программа по физической культуре для 1 А класса составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
• Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
• Примерной программы начального общего образования по физической культуре. – М.: Просвещение, 2016
• Программы для общеобразовательных учреждений: В.И. Лях. Физическая культура. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2016
• Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
• Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
• Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных учреждений: В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы: для общеобразовательных организаций. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрна уки РФ от 20. 05. 2020 г. № 254.
Данная программа составлена на 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2021-2022 уч. год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
– формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование уважительного отношения к культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Метапредметные:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Обучающийся научится:
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- проводить закаливающие процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- вести тетрадь по физической культуре;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
II. Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт минуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например, 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные игры. Эстафеты, подвижные игры: «К своим флажкам», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». «Волк во рву», «Пустое место». «Белые медведи». На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Формы контроля:
Проверка и оценка уровня физических качеств, тестирование, демонстрация комплексов упражнений двигательных умений и навыков, защита проектов, творческих работ, промежуточная аттестация.
Задания и формы работы по формированию УУД: личностные (проект, подведение итогов урока имеющие практические применения, самооценка событий), познавательные (выделение необходимой информации, работа с алгоритмами, выбор эффективных способов решения учебной задачи, сравнение), регулятивные (поиск информации указанных источниках, взаимоконтроль, задание на самопроверку, оценку результатов), коммуникативные (диалог, групповая, парная работа).
Целью реализации образовательной программы начального общего образования в полном объеме использовать электронное обучение дистанционной общеобразовательной технологии.
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Контрольные упражнения |
|
1 |
Основы знаний о физической культуре |
в процессе урока |
|
|
2 |
Легкая атлетика |
16 |
3 |
|
3 |
Подвижные игры |
8 |
1 |
|
4 |
Гимнастика с элементами акробатики |
16 |
2 |
|
5 |
Лыжная подготовка |
12 |
2 |
|
6 |
Подвижные игры на основе спортивных игр |
14 |
2 |
|
Итого: |
66 |
10 |
||
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ темы (раздела |
Название темы (раздела) |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Легкая атлетика. Инструктаж по ОТ № 48 Т.С. Когда и как возникли физическая культура и спорт Игра: «К своим флажкам». |
8 |
03.09 |
|
2 |
Высокий старт. Беговые упражнения. Игра: «Вызов номеров». |
|
07.09 |
|
3 |
Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег 30 метров. Игра «Вызов номеров». |
|
10.09 |
|
4 |
Прыжковые упражнения: На одной ноге, двух на месте. Игра «Прыгающие воробушки». |
|
14.09 |
|
5 |
Метание малого мяча в вертикальную цель. Бег 2 минуты в среднем темпе. Игра: «Кто дальше бросит». |
|
17.09 |
|
6 |
Метание малого мяча на заданное расстояние. Бег 3 минуты в среднем темпе. Игра: «Воробьи и вороны». |
|
21.09 |
|
7 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты с бегом на скорость. |
|
24..09 |
|
8 |
Прыжок в длину с места. Бег 30 метров. Игра: «Вызов номеров». |
|
28.09 |
|
9 |
Подвижные игры. Инструктаж по ОТ № 50 Т.С. Современные Олимпийские игры. Игра: «К своим флажкам». Эстафеты с мячом. |
8 |
01.10 |
|
10 |
Упражнения со скакалкой. Игра: «Пятнашки». Эстафеты с мячом. |
|
05.10 |
|
11 |
Упражнения с обручами. Игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты с мячом. |
|
08.10 |
|
12 |
Упражнения на развитие координационных способностей. Игры: «К своим флажкам», «Пятнашки с ленточкой». |
|
12.10 |
|
13 |
Сочетание различных видов ходьбы. Игры: «Пятнашки», «Волк во рву». |
|
15.10 |
|
14 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Челночный бег 3х10 метров. Игра «Пустое место». |
|
19.10 |
|
15 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Челночный бег 3х10 метров. Игра: «Белые медведи». |
|
22.10 |
|
16 |
Упражнения со скакалкой. Техника челночного бега 3х10 метров. Игра: «Пятнашки». Эстафеты с мячом. |
|
26.10 |
|
17 |
Гимнастика с основами акробатики. Инструктаж по ОТ № 47 Т.С. Название снарядов и гимнастических элементов. |
16 |
29.10 |
|
18 |
Строевые упражнения. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. |
|
09.11 |
|
19 |
Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на лопатках согнув ноги. Игра «Пройти бесшумно». |
|
12.11 |
|
20 |
Строевые упражнения. Из стойки на лопатках, перекат вперед в упор присев. Игра «Совушка». |
|
16.11 |
|
21 |
Строевые упражнения. Кувырок вперед, упражнение в висе стоя. Игра «Пройти бесшумно». |
|
19.11 |
|
22 |
Кувырок вперед. В висе спиной гимнастической стенки, поднимание согнутых и прямых ног. Игра: «Волна». |
|
23.11 |
|
23 |
Строевые упражнения. Стойка на носках, ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через мячи. |
|
26.11 |
|
24 |
Стойка на носках, ходьба по гимнастической скамейке, с поворотами на 900. Игра: «Змейка». |
|
30.11 |
|
25 |
Лазание по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. «Мост из положения лежа на спине». |
|
03.12 |
|
26 |
Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. «Мост из положения лежа на спине». |
|
07.12 |
|
27 |
Лазание по гимнастической стенке. Техника кувырка вперед. Игра: «Змейка». |
|
10.12 |
|
28 |
Лазание по канату. Подтягивание в висе лежа согнувшись. Игра: «Волна». |
|
14.12 |
|
29 |
Лазание по канату. Ходьба по бревну с выполнением заданий. Игра: «Ниточка и иголочка». |
|
17.12 |
|
30 |
Ритмическая гимнастика. Опорный прыжок на горку из гимнастических матов. |
|
21.12 |
|
31 |
Ритмическая гимнастика. Опорный прыжок: вскок в упор на коленях. |
|
24.12 |
|
32 |
Ритмическая гимнастика. Техника лазания по канату. Игра: «Ниточка и иголочка». |
|
28.12 |
|
33 |
Лыжная подготовка. Инструктаж по ОТ № 49 Т.С. Что такое физическая культура. Подбор лыж. Повороты на месте. Передвижение ступающим шагом. Прохождение до 500 м. |
12 |
11.01 |
|
34 |
Переноска лыж. Построение на лыжах. Скользящий шаг без палок. Переступание на месте. |
|
14.01 |
|
35 |
Переноска лыж. Построение на лыжах. Скользящий шаг без палок. Переступание на месте. |
|
18.01 |
|
36 |
Передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты переступания. |
|
21.01 |
|
37 |
Передвижение скользящим шагом с палками. Передвижение на лыжах до 800 м. |
|
25.01 |
|
38 |
Техника передвижения скользящим шагом до 500 м. Подъем ступающим шагом. |
|
28.01 |
|
39 |
Передвижение скользящим шагом до 1000 м. Подъем «Лесенкой» и спуски под уклон. |
|
01.02 |
|
40 |
Передвижение на лыжах до 1500 м. Повороты переступанием в движении. |
|
04.02 |
|
41 |
Подъем полуёлочкой. Игра: «Кто дальше прокатится». Прохождение дистанции в среднем темпе. |
|
08.02 |
|
42 |
Подъем «Лесенкой» Прохождение дистанции 1500 м. |
|
11.02 |
|
43 |
Техника подъема «Лесенкой». Прохождение дистанции 1000м. |
|
22.02 |
|
44 |
Спуск со склона в основной стойке. Передвижение на лыжах до 1500 м. |
|
25.02 |
|
45 |
Подвижные игры на основе спортивных игр. Инструктаж по ОТ № 50 Т.С. Личная гигиена. Стойка баскетболиста. Игра «Собачка». |
14
|
01.03 |
|
46 |
Передача и ловля мяча. Ведение мяча левой, правой рукой. Броски в цель «Щит». |
|
04.03 |
|
47 |
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Игра «Гонки мячей по кругу» |
|
11.03 |
|
48 |
Ведение мяча правой и левой рукой. Эстафеты с элементами баскетбола. Игра «Точный расчет» |
|
15.03 |
|
49 |
Бросок мяча двумя руками от груди с места. Ловля и передача мяча двумя руками. Игра «Мяч в корзину» |
|
18.03 |
|
50 |
Бросок мяча двумя руками от груди с места. Эстафета с ведением, передачей мяча. |
|
29.03 |
|
51 |
ТС. Органы чувств. Ловля и передача мяча в кругу. Игра «Снайперы». |
|
01.04 |
|
52 |
Передача мяча сверху двумя руками. Игры с прыжками с использованием скакалки. |
|
05.04 |
|
53 |
Перемещение в стойке приставными шагами. Игра «Горячая картошка». |
|
08.04 |
|
54 |
Передача мяча сверху двумя руками. Ловля мяча. Игра «Зайцы в огороде». |
|
12.04 |
|
55 |
Передача мяча сверху двумя руками. Игра «Пятнашки». |
|
15.04 |
|
56 |
Отбивание мяча от стены. Ловля мяча. Игра «Два капитана» |
|
19.04 |
|
57 |
Передача мяча двумя руками сверху. Ловля мяча. Игра «Лисы и куры» |
|
22.04 |
|
58 |
Передачи мяча над головой с хлопом перед собой, за спиной, над головой. Игра «Зайцы в огороде» |
|
26.04 |
|
59 |
Легкая атлетика. Инструктаж по ОТ № 48 Т. С. Органы дыхания. Прыжок в высоту согнув ноги. |
8
|
29.04 |
|
60 |
Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в высоту с прямого разбега. Игра «Волк во рву». |
|
06.05 |
|
61 |
Метание мяча с места в цель. Бег по пересеченной местности. Игра «Борьба за мяч». |
|
13.05 |
|
62 |
Метание мяча с места. Техника бега 30 м. Игра «Охотники и утки». |
|
17.05 |
|
63 |
Техника высокого старта. Техника 6-минутного бега. Эстафета. |
|
20.05 |
|
64 |
Промежуточная аттестация (практическая часть). |
|
24.05 |
|
65 |
Бег 1000 м без учета времени. Игра «Капитаны» |
|
27.05 |
|
66 |
Техника метания мяча с места в цель. Бег по пересеченной местности. Игра «Борьба за мяч». |
|
31.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.