МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
«Согласовано» Методическим советом
|
«Согласовано» Заместителем директора по УВР
|
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №6
|
Сарбаа Л.Н. /_________/ |
Сарбаа Л.Н. /_________/
|
Малюкина О.Н. /__________/
|
Протокол №1 От «30» августа 2017 г. |
«30» августа 2017 г. |
Приказ №345 От «31» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Предмет: физика Класс: 10-11 Учитель: Морозова Ирина Викторовна |
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике разработана на основе ФК ГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6.
Рабочая программа по физике разработана с учетом примерной программы основного общего образования по физике авторской программы курса программы курса Физика. 10-11 классы. П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009 Рабочие программы УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.
Учебники:
1. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
2. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
Согласно учебному плану на изучение физики отводится 136 часов, из них:
- в 10 классе 68 часа в год, (2 часа в неделю);
- в 11 классе 68 часа в год, (2 часа в неделю);
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Программа курса соответствует образовательному стандарту и включается в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования науки России.
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
· смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
· отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
· оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
· рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание учебного предмета физика.
10-й класс (68ч, 2 часа в неделю)
Глава 1. Введение. (1ч.)
Физика и познание мира .
Глава 2. Механика ( 22 ч.)
Раздел 1. Кинематика (7 ч.)
Раздел 2. Динамика и силы в природе (8 ч.)
Раздел 3. Законы сохранения в механике. Статика (7ч.)
Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения. Равномерное движение материальной точки по окружности. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач на законы Ньютона. Силы в механике. Гравитационные силы. Сила тяжести и вес. Силы упругости – силы электромагнитной природы. Силы трения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы (механическая работа). Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии. Закон сохранения энергии в механике.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Лабораторная работа по теме «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости»
2. Лабораторная работа «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»
Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика»
Зачёт № 1 по теме «Динамика. Силы в природе»
Тестовая работа №1 по теме: «Законы сохранения в механике»
Ученик научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Глава3. Молекулярная физика. Термодинамика. (21 ч.)
Раздел 1. Основы молекулярно-кинетической теории (9ч.)
Раздел 2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4ч.)
Раздел 3. Термодинамика ( 8ч.)
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Решение задач на характеристики молекул и их систем. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева -Клапейрона). Газовые законы. Решение задач на уравнение Менделеева -Клапейрона и газовые законы. Реальный газ. Воздух. Пар. Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. Твёрдое состояние вещества. Термодинамика как фундаментальная физическая теория. Работа в термодинамике. Решение задач на расчёт работы термодинамической системы. Теплопередача. Количество теплоты. Первый закон (начало) термодинамики. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы.
3. Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
Контрольная работа №2 по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа»
Тестовая работа №2 по теме: «Жидкие и твёрдые тела»
Зачёт № 2 по теме: «Термодинамика»
Ученик научится:
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Глава 4. Электродинамика. (21 ч.)
Раздел 1. Электростатика. (8ч.)
Раздел 2. Постоянный электрический ток. (7ч.)
Раздел 3. Электрический ток в различных средах. (6 ч.)
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость. Идея близкодействия. Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Стационарное электрическое поле. Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи. Решение задач на расчёт электрических цепей. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах». Электрический ток в металлах. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. Закономерности протекания тока в вакууме. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.
Фронтальные лабораторные работы.
4. Лабораторная работа по теме: «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»
5. Лабораторная работа по теме: «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока
Контрольная работа № 3 по теме: «Электростатика»
Зачёт № 3 по теме: «Электрический ток в различных средах»
Ученик научится:
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Глава 5. Итоговое повторение (3ч.)
Повторение по теме: «Механика». Повторение по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика».
Повторение по теме: «Основы электродинамики».
Тестовая работа.
Резервное время (2 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
В результате изучения физики на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
· смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
· отличать гипотезу от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды;
· решать задачи на применение изученных физических законов.
Содержание учебного предмета физика.
11-й класс (68ч, 2 часа в неделю)
Глава 1. Электродинамика (продолжение) (10 ч.)
Раздел 1. Магнитное поле. ( 6 ч.)
Раздел 2. Электромагнитная индукция. (4 ч.)
Стационарное магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Лабораторная работа по теме: « Действие магнитного поля на ток».
2. Лабораторная работа по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции».
Тестовая работа № 1 по теме: «Стационарное магнитное поле».
Зачёт № 1 по теме: «Электромагнитная индукция»
Выпускник научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Глава 2. Колебания и волны. (10 ч.)
Раздел 1. Механические колебания.(1ч.)
Раздел 2. Электромагнитные колебания. (3 ч.)
Раздел 3. Производство, передача и использование электрической энергии. (2ч.)
Раздел 4. Механические волны. (1ч.)
Раздел 5. Электромагнитные волны.( 3ч.)
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний. Переменный электрический ток. Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии. Волна. Свойства волн и основные характеристики. Опыты Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи.
Фронтальная лабораторная работа.
3. Лабораторная работа по теме: «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»
Контрольная работа № 1 по теме: «Колебания и волны»
Выпускник научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
Глава 3. Оптика. (13 ч.)
Раздел 1. Световые волны. (7ч.)
Раздел 2. Элементы теории относительности. (3 ч.)
Раздел 3. Излучение и спектры. (3 ч.)
Введение в оптику. Основные законы геометрической оптики. Дисперсия света. Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Элементы релятивистской динамики. Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности». Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. Решение задач по теме «Излучение и спектры»
Фронтальные лабораторные работы.
4. Лабораторная работа по теме: «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»
5. Лабораторная работа по теме: «Измерение длины световой волны»
6. Лабораторная работа по теме: «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»
7. Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Контрольная работа № 2 по теме: «Оптика»
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
-описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Глава 4. Квантовая физика. - 13 часов
Раздел 1. Световые кванты. - 3 часа
Раздел 2. Атомная физика. - 3 часа
Раздел 3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. - 7 часов
Законы фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля. Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света. Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. Лазеры. Радиоактивность. Энергия связи атомных ядер. Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция. Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Фронтальная лабораторная работа.
8. Лабораторная работа по теме: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Контрольная работа № 3 по теме : «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц»
Зачёт № 2 по темам :«Световые кванты», «Атомная физика»
Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Глава 5. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества.(1ч.)
Физическая картина мира.
Глава 6. Строение и эволюция Вселенной . (9 ч.)
Небесная сфера. Звёздное небо. Законы Кеплера. Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. Физическая природа звёзд. Наша Галактика. Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение. Жизнь и разум во Вселенной.
Тестовая работа № 2 по теме: « Строение и эволюция Вселенной»
Выпускник научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы
Глава 7. Обобщающее повторение. (12 ч.)
Повторение по теме: «Магнитное поле». Повторение по теме: «Электромагнитная индукция». Повторение по теме: «Механические колебания.» Повторение по теме: «Электромагнитные колебания». Повторение по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии». Повторение по теме: «Механические волны». Повторение по теме: «Электромагнитные волны». Повторение по теме: «Световые волны». Повторение по теме: «Элементы теории относительности». Повторение по теме: «Излучения и спектры». Повторение по теме: «Световые кванты. Атомная физика».
Повторение по теме: «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».
Резервное время (2 ч.)
Тематическое планирование предмета физика
№ |
Наименование раздела |
Количество |
|||||
часов |
Лабораторных работ |
Контрольных работ |
Тестовых работ |
Зачётных работ |
|||
10 класс |
|
|
|||||
1. |
Глава 1. Введение. Основные особенности физического метода исследования |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
2. |
Глава 2. Механика Раздел 1. Кинематика Раздел 2. Динамика и силы в природе Раздел 3. Законы сохранения в механике. Статика
|
22 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
3. |
Глава3. Молекулярная физика. Термодинамика. Раздел 1. Основы молекулярно-кинетической теории Раздел 2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела Раздел 3. Термодинамика
|
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4. |
Глава 4. Электродинамика. Раздел 1. Электростатика. Раздел 2. Постоянный электрический ток. Раздел 3. Электрический ток в различных средах.
|
21 |
2 |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Глава 5. Итоговое повторение
|
3 |
- |
- |
1 |
- |
|
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
||
Итого |
68 |
5 |
3 |
3 |
3 |
||
11 класс |
|
|
|||||
1. |
Глава 1. Электродинамика (продолжение) Раздел 1. Магнитное поле Раздел2.Электромагнитная индукция
|
10 |
2 |
- |
1 |
1 |
|
2. |
Глава 2. Колебания и волны. Раздел 1. Механические колебания. Раздел 2. Электромагнитные колебания. Раздел 3. Производство, передача и использование электрической энергии. Раздел 4. Механические волны. Раздел5. Электромагнитные волны
|
10 |
1 |
1 |
- |
- |
|
3. |
Глава 3. Оптика. Раздел 1. Световые волны. Раздел2. Элементы теории относительности. Раздел 3. Излучение и спектры.
|
13 |
4 |
1 |
- |
- |
|
4. |
Глава 4. Квантовая физика. Раздел 1. Световые кванты. Раздел 2. Атомная физика. Раздел 3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.
|
13 |
1 |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Глава 5. Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества
|
1 |
- |
- |
- |
- |
|
6. |
Глава 6. Строение и эволюция Вселенной
|
9 |
- |
- |
1 |
- |
|
7 |
Глава 7. Обобщающее повторение.
|
12 |
- |
- |
- |
- |
|
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
||
Итого |
68 |
8 |
3 |
2 |
2 |
||
Итого 10-11 |
136 |
13 |
3 |
5 |
5 |
||
Перечень проверочных работ в 10 классе
Тестовая работа №1 по теме: «Законы сохранения в механике»
Тестовая работа №2 по теме: «Жидкие и твёрдые тела»
Тестовая работа № 3 по теме: «Механика»
Лабораторная работа № 1 по теме «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»
Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»
Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика»
Контрольная работа №2 по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа»
Контрольная работа № 3 по теме: «Электростатика»
Зачёт № 1 по теме «Динамика. Силы в природе»
Зачёт № 2 по теме: «Термодинамика»
Зачёт № 3 по теме: «Электрический ток в различных средах»
Перечень проверочных работ в 11 классе:
Тестовая работа № 1 по теме: «Стационарное магнитное поле»
Тестовая работа № 2 по теме: « Строение и эволюция Вселенной»
Лабораторная работа № 1 по теме: « Действие магнитного поля на ток»
Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа № 3 по теме: «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»
Лабораторная работа № 4 по теме: «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа № 5 по теме: «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
Лабораторная работа № 6 по теме: «Измерение длины световой волны»
Лабораторная работа № 7 по теме: «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»
Лабораторной работы № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Лабораторная работа № 9 по теме: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Контрольная работа № 1 по теме: «Колебания и волны»
Контрольная работа № 2 по теме: «Оптика»
Контрольная работа № 3 по теме : «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц»
Зачёт № 1 по теме: «Электромагнитная индукция»
Зачёт № 2 по темам :«Световые кванты», «Атомная физика»
Календарно-тематическое планирование
10 класс
2017-2018 учебный год
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание материала |
Требования к базовому уровню подготовки |
Дата проведения |
|
||||
план |
факт |
|
||||||||
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования - 1 час |
|
|||||||||
1/1 |
Физика и познание мира |
1 |
|
Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическаягипотеза-модель→физическаятеория→критериальный эксперимент
|
|
|
|
|||
Глава 2. МЕХАНИКА - 22 часа Раздел 1. Кинематика - 7 часов |
|
|||||||||
1/2 |
Основные понятия кинематики |
1 |
Относительность движения. Система отсчёта. Прямолинейное равномерное движения. Скорость равномерного движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Относительность перемещения и траектории. Прямолинейное равноускоренное движение. Измерение ускорения. Акселерометр. Падение тел в воздухе и разрежённом пространстве. Траектория движения тела, брошенного горизонтально. Время движения тела, брошенного горизонтально. Равномерное движение по окружности. Линейная скорость |
Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение Уметь применять полученные знания при решении задач |
|
|
|
|||
2/3 |
Скорость. Равномерное прямолинейное движение |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
3/4 |
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
4/5 |
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
||||||||
5/6 |
Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
6/7 |
Равномерное движение материальной точки по окружности |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
7/8 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Кинематика» |
1 |
|
|||||||
Раздел 2. Динамика и силы в природе - 8 часов |
|
|||||||||
1/9 |
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение |
1 |
Примеры механического взаимодействия. Сила. Измерение силы. Сложение сил. Масса тел. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Знакомство учащихся с силами по обобщённому плану ответа. Различие силы тяжести и веса тела. Центр тяжести. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость. Закон Гука. Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления. Силы трения покоя и скольжения. Законы сухого трения. Трение качения |
Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения |
|
|
|
|||
2/10 |
Решение задач на законы Ньютона. Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
|||||
3/11 |
Силы в механике. Гравитационные силы |
1 |
|
|
|
|||||
4/12 |
Сила тяжести и вес |
1 |
|
|
|
|||||
5/13 |
Силы упругости – силы электромагнитной природы |
1 |
|
|
|
|||||
6/14 |
Лабораторная работа № 1 по теме «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости»» |
1 |
|
|
|
|||||
7/15 |
Силы трения |
1 |
|
|
|
|||||
8/16 |
Зачёт № 1 по теме «Динамика. Силы в природе» |
1 |
|
|
|
|||||
Раздел 3. Законы сохранения в механике. Статика - 7 часов |
|
|||||||||
1/17 |
Закон сохранения импульса |
1 |
Импульс силы. Импульс тела. Квазиизолированные системы. Закон сохранения импульса. Ракета. Реактивное движение. Космические полёты. Реактивные двигатели. Превращение одних видов движения в другие. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы. |
Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике Уметь применять полученные знания при решении задач Знать/понимать виды равновесия и его законы Уметь применять полученные знания при решении задач |
|
|
|
|||
2/18 |
Реактивное движение |
1 |
|
|
|
|||||
3/19 |
. |
1 |
|
|
|
|||||
4/20 |
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии |
1 |
|
|
|
|||||
5/21 |
Закон сохранения энергии в механике |
1 |
|
|
|
|||||
6/22 |
Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» |
1 |
|
|
|
|||||
7/23 |
Тестовая работа №1 по теме: «Законы сохранения в механике» |
1 |
|
|
|
|||||
ГЛАВА 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА - 21 час Раздел 1. Основы молекулярно-кинетической теории - 9часов |
|
|||||||||
1/24 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование |
1 |
Броуновское движение. Диффузия газов. Притяжение молекул. Свойства вещества в различных агрегатных состояниях. Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса, молярная масса вещества, масса молекулы (атома), количество вещества, число молекул, постоянная Авогадро. Зависимость давления газа от числа частиц и их средних кинетических энергий. Определение постоянной Больцмана. Газовый термометр. Прибор для демонстрации газовых законов. Зависимость между объёмом, давлением и температурой для данной массы газа. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс. |
Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля Уметь применять полученные знания при решении задач |
|
|
|
|||
2/25 |
Решение задач на характеристики молекул и их систем. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
|||||
3/26 |
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа |
1 |
|
|
|
|||||
4/27 |
Температура |
1 |
|
|
|
|||||
5/28 |
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона) |
1 |
|
|
|
|||||
6/29 |
Газовые законы |
1 |
|
|
|
|||||
7/30 |
Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы |
1 |
|
|
|
|||||
8/31 |
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» |
1 |
|
|
|
|||||
9/32 |
Контрольная работа №2 по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа» |
1 |
|
|
|
|||||
Раздел 2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела - 4часа |
|
|||||||||
1/33 |
Реальный газ. Воздух. Пар |
1 |
Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объёма. Кипение воды при пониженном давлении. Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра). Свойства поверхности жидкости. Изучение свойств поверхности жидкости с помощью мыльных плёнок. Капиллярные явления. Сравнение кристаллических и аморфных тел. Рост кристаллов. Пластическая деформация твёрдого тела |
Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Уметь применять полученные знания при решении задач |
|
|
|
|||
2/34 |
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости |
1 |
|
|
|
|||||
3/35 |
Твёрдое состояние вещества |
1 |
|
|
|
|||||
4/36 |
Тестовая работа №2 по теме: «Жидкие и твёрдые тела» |
1 |
|
|
|
|||||
Раздел 3. Термодинамика - 8часов |
|
|||||||||
1/37 |
Термодинамика как фундаментальная физическая теория |
1 |
Представление термодинамики как физической теории с выделением её оснований. Ядра и выводов-следствий. Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе. Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятностное толкование равновесного состояния системы.
|
Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь решать задачи с применением изученного материала |
|
|
|
|||
2/38 |
Работа в термодинамике |
1 |
|
|
|
|||||
3/39 |
Решение задач на расчёт работы термодинамической системы. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
|||||
4/40 |
Теплопередача. Количество теплоты |
1 |
|
|
|
|||||
5/41 |
Первый закон (начало) термодинамики
|
1 |
|
|
|
|||||
6/42 |
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики |
1 |
|
|
|
|||||
7/43 |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды |
1 |
|
|
|
|||||
8/44 |
Зачёт № 2 по теме: «Термодинамика» |
1 |
|
|
|
|||||
ГЛАВА 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА - 21 час Раздел 1. Электростатика - 8часов |
|
|||||||||
1/45 |
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория |
1 |
Электризация тел. Притяжение наэлектризованным телом ненаэлектризованных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Устройство и принцип действия электрометра. Делимость электричества. Два рода электрических зарядов. Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел. Сравнение закона Кулона с законом всемирного тяготения. Справедливость закона Кулона. Характеристика поля по обобщённому плану. Проявления электростатического поля. Определение результирующего вектора напряжённости. Проводники и диэлектрики. Распределение зарядов на проводнике. Полная передача заряда проводником. Явление электростатической индукции. Распределение зарядов на поверхности проводника. Экранизующее действие проводников. Поляризация диэлектриков. Особенности проводников и диэлектриков в сравнении. Особенности энергетических характеристик электростатического и гравитационного полей. Измерение разности потенциалов. Измерение электроёмкости. Электроёмкость плоскости конденсатора. Устройство конденсатора переменной ёмкости. Энергия заряженного конденсатора. |
Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость» |
|
|
|
|||
2/46 |
Закон Кулона |
1 |
|
|
|
|||||
3/47 |
Электрическое поле. Напряжённость. Идея близкодействия
|
1 |
|
|
|
|||||
4/48 |
Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
||||||||
5/49 |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
6/50 |
Энергетические характеристики электростатического поля |
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
7/51 |
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора |
1 |
|
|||||||
8/52 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Электростатика» |
1 |
|
|
|
|||||
Раздел 2. Постоянный электрический ток -7часов |
|
|||||||||
1/53 |
Стационарное электрическое поле |
1 |
Характеристика и сравнение полей с помощью обобщённого плана ответа. Электрическое поле в цепи постоянного тока. Одновременное существование в цепи постоянного тока как электрического поля, так и магнитного поля. Решение разнообразных задач. Построение эквивалентных схем электрических цепей. Работа в исследовательском режиме. Использование формул для расчёта энергетических характеристик тока и законов соединения проводников. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи.
|
Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи |
|
|
|
|||
2/54 |
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи |
1 |
|
|
|
|||||
3/55 |
Решение задач на расчёт электрических цепей |
1 |
|
|
|
|||||
4/56 |
Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» |
1 |
|
|
|
|||||
5/57 |
Работа и мощность постоянного тока |
1 |
|
|
|
|||||
6/58 |
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
|||||
7/59 |
Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока» |
1 |
|
|
|
|||||
Раздел 3. Электрический ток в различных средах – 6 часов. |
|
|||||||||
1/60 |
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» |
1 |
Характеристика закономерностей протекания тока в среде. Зависимость сопротивления полупроводника от температуры. Зависимость сопротивления полупроводника от освещённости. Явление термоэлектронной эмиссии. Односторонняя проводимость диода. Вольт-амперная характеристика диода. Электропроводность дистиллированной воды. Электропроводность раствора серной кислоты. Электролиз раствора сульфата меди. |
Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимости металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы Уметь решать задачи с применением изученного материала |
|
|
|
|||
2/61 |
Электрический ток в металлах |
1 |
|
|
|
|||||
3/62 |
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках |
1 |
|
|
|
|||||
4/63 |
Закономерности протекания тока в вакууме |
1 |
|
|
|
|||||
5/64 |
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях |
1 |
|
|
|
|||||
6/65 |
Зачёт № 3 по теме: «Электрический ток в различных средах» |
1 |
|
|
|
|||||
ГЛАВА 5. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ - 3 часа |
|
|
||||||||
1/66 |
Повторение по теме: «Механика». Тестовая работа. |
1 |
Тренировочные упражнения из сборников познавательных и развивающих заданий |
Уметь решать задачи с применением изученного материала |
|
|
|
|||
2/67 |
Повторение по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика».
|
1 |
|
|||||||
|
|
|
||||||||
3/68 |
Повторение по теме: «Основы электродинамики» |
1 |
|
|
|
|||||
|
Календарно-тематическое планирование
11 класс
2017-2018 учебный год
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание материала |
Требования к базовому уровню подготовки |
Дата проведения |
||||
план |
факт |
||||||||
ГЛАВА 1. ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 10 часов Раздел 1. Магнитное поле - 6 часов |
|||||||||
Стационарное магнитное поле |
1 |
Магнитное поле постоянного тока. Магнитное поле постоянных магнитов. Наблюдение картин магнитных полей. Взаимодействие параллельных токов. Действие прибора магнитоэлектрической системы. Действие магнитного поля на электрические заряды. Движение электронов в магнитном поле. Магнитная запись информации. Зависимость ферромагнитных свойств от температуры. |
Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях |
|
|
||||
Сила Ампера |
1 |
|
|
||||||
Лабораторная работа № 1 по теме: « Действие магнитного поля на ток» |
1 |
|
|
||||||
Сила Лоренца |
1 |
|
|
||||||
Магнитные свойства вещества |
1 |
|
|
||||||
Тестовая работа № 1 по теме: «Стационарное магнитное поле» |
1 |
|
|
||||||
Раздел 2. Электромагнитная индукция - 4 часа |
|||||||||
1/7 |
Явление электромагнитной индукции |
1 |
Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур. Особенности вихревого электрического поля и явления самоиндукции. Демонстрация правила Ленца. Вихревые токи и их применение на практике. Использование компьютерной модели явления. Закон электромагнитной индукции |
Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме |
|
|
|||
2/8 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца |
1 |
|
|
|||||
3/9 |
Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» |
1 |
|
|
|||||
4/10 |
Зачёт № 1 по теме: «Электромагнитная индукция» |
1 |
|
|
|||||
ГЛАВА 2. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ - 10 часов Раздел 1. Механические колебания - 1 час |
|||||||||
1/11 |
Лабораторная работа № 3 по теме: «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» |
1 |
Оценка своего роста с помощью маятника |
Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания |
|
|
|||
Раздел 2. Электромагнитные колебания - 3 часа |
|||||||||
1/12 |
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями |
1 |
Заполнение обобщающей таблицы.
Устройство и принцип работы индукционного генератора |
Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами |
|
|
|||
2/13 |
Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний |
1 |
|
|
|||||
3/14 |
Переменный электрический ток |
1 |
|
|
|||||
Раздел 3. Производство, передача и использование электрической энергии - 2 часа |
|||||||||
1/15 |
Трансформаторы |
1 |
Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Выпрямление переменного тока. Доклады учащихся |
Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения |
|
|
|||
2/16 |
Производство, передача и использование электрической энергии |
1 |
|||||||
|
|
||||||||
Раздел 4. Механические волны - 1 час |
|||||||||
1/17 |
Волна. Свойства волн и основные характеристики |
1 |
Наблюдение поперечных волн. Наблюдение продольных волн. Волны на поверхности воды. Отражение поверхностных волн. Отражение волн. Преломление волн. Прохождение волн через треугольную призму. Интерференция волн. Бегущие волны. Дифракция волн. Поляризация волн |
Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны |
|
|
|||
Раздел 5. Электромагнитные волны - 3 часа |
|||||||||
1/18 |
Опыты Герца |
1 |
Электромагнитные волны. Радиоуправление. Устройство и принцип работы простейшего радиоприёмника |
Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения Знать/понимать смысл понятий: амплитудная модуляция, детектирование, радиолокация; знать историю изобретения радио; уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи и телевидения, решать задачи на распространение и приём электромагнитных волн |
|
|
|||
2/19 |
Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи |
1 |
|
|
|||||
3/20 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Колебания и волны» |
1 |
|
|
|||||
ГЛАВА 3. ОПТИКА - 13 часов Раздел 1. Световые волны - 7 часов |
|||||||||
1/21 |
Введение в оптику |
1 |
Получение тени и полутени. Преломление света. Кольца Ньютона. Интерференция света в тонких плёнках. Получение дифракционного спектра. Поляризация света. Явление дисперсии. Обнаружение внешнего фотоэффекта. Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора. Преломление света в призме. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале. Законы преломления света. Формула тонкой линзы. Определение относительного показателя преломления двумя методами (с/без транспортира). Явление дисперсии. Оценка длины световой волны с помощью дифракционной решётки. Экспериментальное наблюдение волновых свойств света. Определение длины по интерференционной картине (кольца Ньютона) |
Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения |
|
|
|||
2/22 |
Основные законы геометрической оптики |
1 |
|
|
|||||
3/23 |
Лабораторная работа № 4 по теме: «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» |
1 |
|
|
|||||
|
|
||||||||
4/24 |
Лабораторная работа № 5 по теме: «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» |
1 |
|||||||
|
|
||||||||
5/25 |
Дисперсия света |
1 |
|||||||
|
|
||||||||
6/26 |
Лабораторная работа № 6 по теме: «Измерение длины световой волны» |
1 |
|||||||
7/27 |
Лабораторная работа № 7 по теме: «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» . |
1 |
|||||||
|
|
||||||||
Раздел 2. Элементы теории относительности - 3 часа |
|||||||||
1/28 |
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна |
1 |
Факты (наличие противоречия) → проблема → гипотеза-модель → следствия → эксперимент Повторение цепочки научного познания. Заполнение таблицы с формулами |
Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики |
|
|
|||
2/29 |
Элементы релятивистской динамики |
1 |
|
|
|||||
3/30 |
Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» |
1 |
|
|
|||||
Раздел 3. Излучение и спектры - 3 часа |
|||||||||
1/31 |
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений |
1 |
Приёмники теплового излучения. Обнаружение инфракрасного излучения в сплошном спектре нагретого тела. Обнаружение ультрафиолетового излучения. Зависимость люминесценции от температуры. Демонстрация рентгеновских снимков |
Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение |
|
|
|||
Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
1 |
|
|
||||||
2/32 |
|||||||||
3/33 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Оптика» |
1 |
|
|
|||||
ГЛАВА 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА - 13 часов Раздел 1. Световые кванты - 3 часа |
|||||||||
1/34 |
Законы фотоэффекта |
1 |
Законы внешнего фотоэффекта. Возникновение квантовой физики. Применение фотоэффекта на практике. Опыты Вавилова. Волновые свойства частиц. Дифракция электронов. Гипотеза де Бройля. Вероятностно-статистический смысл волн де Бройля. Принцип неопределённостей Гейзенберга (соотношения неопределённостей). Корпускулярно-волновой дуализм. Понятие о квантовой и релятивистской механике. Фотохимические реакции. Опыты Резерфорда.
|
Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света |
|
|
|||
2/35 |
Фотоны. Гипотеза де Бройля |
1 |
|
|
|||||
|
|
||||||||
3/36 |
Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света |
1 |
|||||||
Раздел 2. Атомная физика - 3 часа |
|||||||||
1/37 |
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом |
1 |
Дискретность энергетических состояний атомов. Сравнение свойств лазерного излучения и излучения обычного источника света |
Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров |
|
|
|||
|
|
||||||||
2/38 |
Лазеры |
1 |
|||||||
3/39 |
Зачёт № 2 по темам :«Световые кванты», «Атомная физика» |
1 |
|
|
|||||
Раздел 3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы - 7 часов |
|||||||||
1/40 |
Лабораторная работа № 9 по теме: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
1 |
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям, полученным в камере Вильсона. Правила смещения для всех видов распада. Механизм осуществления процессов распада. Естественная и искусственная радиоактивность (история открытия). Трансурановые химические элементы. Мария кюри – великая женщина-учёный. Закон радиоактивного распада. Состав ядра атома. Ядерные реакции и их энергетический выход. Ознакомление с двумя способами расчёта энергии связи. И.В. Курчатов – выдающийся учёный России. Область использования достижений физики ядра на практике (медицина, энергетика, транспорт будущего. Космонавтика, сельское хозяйство, археология, промышленность, в том числе и военная) Примеры записей уравнений, моделирующих процессы взаимопревращений и распадов частиц. Метод Фейнмана |
Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики |
|
|
|||
2/41 |
Радиоактивность |
1 |
|
|
|||||
3/42 |
Энергия связи атомных ядер |
1 |
|
|
|||||
4/43 |
Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция |
1 |
|
|
|||||
5/44 |
Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений |
1 |
|
|
|||||
6/45 |
Элементарные частицы |
1 |
|
|
|||||
7/46 |
Контрольная работа № 3 по теме : «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц» |
1 |
|
|
|||||
ГЛАВ 5. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА -1час |
|||||||||
1/47 |
Физическая картина мира |
1 |
Физическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Временные и пространственные масштабы Вселенной. Предмет изучения физики; её методология. Физические теории: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика |
Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса |
|
|
|||
ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ - 9 часов |
|||||||||
1/48 |
Небесная сфера. Звёздное небо |
1 |
Видеофильмы, слайды и таблицы по астрономии; портреты выдающихся астрономов; карта звёздного неба; научно-популярная литература, справочники и энциклопедии; электронные библиотеки по астрономии |
Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан, созвездие (и зодиакальное), дни летнего/зимнего солнцестояния и весеннего/осеннего равноденствия, звезда, планета, астероид, комета. Метеорное тело, фото- и хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер, звёзды-гиганты и –карлики, переменные и двойные звёзды, нейтронные звёзды, чёрные дыры; уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, пояс астероидов, изменение внешнего вида комет, метеорные потоки, ценность метеоритов; знать основные параметры, историю открытия и исследований планет-гигантов |
|
|
|||
2/49 |
Законы Кеплера |
1 |
|
|
|||||
3/50 |
Строение Солнечной системы |
1 |
|
|
|||||
4/51 |
Система Земля – Луна |
1 |
|
|
|||||
5/52 |
Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение |
1 |
|
|
|||||
6/53 |
Физическая природа звёзд |
1 |
|
|
|||||
7/54 |
Наша Галактика |
1 |
|
|
|||||
8/55 |
Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение |
1 |
|
|
|||||
9/56 |
Жизнь и разум во Вселенной. Тестовая работа № 2 по теме: « Строение и эволюция Вселенной» |
1 |
|
|
|||||
ГЛАВА 7. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ - 12 часов |
|||||||||
1/57 |
Повторение по теме: «Магнитное поле» |
1 |
Мультимедийные средства |
Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры Знать основной материал 11-14 глав Уметь применять его на практике |
|
|
|||
2/58 |
Повторение по теме: «Электромагнитная индукция» |
1 |
|
|
|||||
|
|||||||||
3/59 |
Повторение по теме: «Механические колебания» |
1 |
|||||||
|
|
||||||||
4/60 |
Повторение по теме: «Электромагнитные колебания» |
1 |
|
|
|||||
5/61 |
Повторение по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии» |
1 |
|
|
|||||
6/62 |
Повторение по теме: «Механические волны» |
1 |
|
|
|||||
7/63 |
Повторение по теме: «Электромагнитные волны» |
1 |
|
|
|||||
8/64 |
Повторение по теме: «Световые волны» |
1 |
|
|
|||||
9/65 |
Повторение по теме: «Элементы теории относительности» |
1 |
|
|
|||||
10/66 |
Повторение по теме: «Излучения и спектры» |
1 |
|
|
|||||
11/67 |
Повторение по теме: «Световые кванты. Атомная физика» |
1 |
|
|
|||||
12/68 |
Повторение по теме: «Физика атомного ядра. Элементарные частицы» |
1 |
|
|
|||||
Резерв |
2 |
|
|
|
|
||||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.