Рабочая программа по физике. 10-11 классы.

  • docx
  • 27.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rabochaia-programma-po-fizikie-10-11-klass 0202020202.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мирный

муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________/______________

Подпись         Расшифровка подписи

Протокол заседания МО

№____ от «____»__________20___ г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ с. Мирный

от «____»______________20___ г.

№________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________/______________

Подпись         Расшифровка подписи

 «____»_______________ 20___ г

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«физика»

наименование учебного предмета, курса

для 10-11 классов

среднее общее образование

уровень общего образования

 

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

Составитель

Касимов С.М.

 

Ф.И.О. учителя-составителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мирный  20___ г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса физики (далее – рабочая программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень, 10-11 классы) и авторской программы Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010), Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых школьниками.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Для реализации программы используется УМК «Классический курс»:

1.    Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.);

2.    Физика. 11 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. (под ред. Парфентьевой Н.А.);

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

·       освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

·       овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;

·       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;

·       воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; 

·       применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

·       умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

·       умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа

·       определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

·       умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

·       понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в школе на базовом уровне отводится 207 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 102 учебных часа. Рабочая программа ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

·       смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

·       смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

·       смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

·       вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

·      описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

·      отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

·      приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

·      воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·       обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

·       оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физика и методы научного познания

Физика как наука и основа естествознания. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея.  Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио - и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание. Принцип Гюйгенса. Отражение волн. Преломление волн. Дисперсия света. Построение изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы. Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

 

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Астрономия

Изучается в курсе астрономии (11 класс).

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические мероприятия (тема)

10 класс

1.

Физика и научные методы познания

1

 

 

2.

Механика

35

 

 

2.1.

Кинематика

14

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

КР–1 «Кинематика»

2.2.

Динамика

13

 

КР–2 «Динамика»

2.3.

Законы сохранения в механике

5

 

КР–3 «Законы сохранения в механике»

2.4.

Статика

3

 

 

3.

Молекулярная физика,

тепловые явления

31

 

 

3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории. Температура. Уравнение состояния идеального газа

17

Лабораторная работа №2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

КР-4 «Молекулярная физика»

3.2.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

4

 

 

3.3.

Основы термодинамики

10

 

КР-5 «Термодинамика»

4.

Основы электродинамики

29

 

 

4.1.

Электростатика

12

 

КР-6 «Электростатика»

4.2.

Законы постоянного тока Электрический ток в различных средах

17

Лабораторная работа №3

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

КР-7 «Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах»

 

Итоговое повторение

5

 

 

 

Итого:

101[1]

3

7

11 КЛАСС

4.

Основы электродинамики (продолжение)

13

 

 

4.1.

Магнитное поле.

5

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

 

4.2

Электромагнитная индукция

8

 

Контрольная работа №1

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

5.

Колебания и волны

27

 

 

5.1.

Механические колебания

8

Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

 

5.2.

Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии

11

 

 

5.3.

Механические волны

2

 

 

5.4.

Электромагнитные волны

6

 

Контрольная работа №2

«Колебания и волны»

6.

Оптика

20

 

 

6.1.

Световые волны

13

Лабораторная работа №3

«Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №4

«Измерение длины световой волны»

Контрольная работа №3

«Световые явления»

6.2.

Элементы теории относительности

4

 

 

6.3.

Излучение и спектры

3

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и

линейчатых спектров»

 

7.

Квантовая физика

24

 

 

7.1.

Световые кванты

3

 

 

7.2.

Атомная физика

5

 

Контрольная работа №4

«Элементы квантовой физики. Строение атома»

7.3.

Физика атомного ядра

10

 

 

7.4.

Элементарные частицы

6

 

Контрольная работа №5 «Ядерная физика»

 

Итоговое повторение

13

 

Итоговая контрольная работа

 

резерв

1

 

 

 

Итого:

98[2]

5

6

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мирный

муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 учителя _________________________________  по предмету _______________________

 

на ______/_______ учебный год

 

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Учитывая календарный учебный график на 2018/2019 учебный год, расписание уроков и попаданием уроков 11.10.2018, 01.05.2019, 09.05.2019 на праздничные нерабочие дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» тематическое планирование в 10 классе рассчитано на 101 час вместо 105 часов; произведено перераспределение часов для полного прохождения рабочей программы.

 

[2] Учитывая календарный учебный график на 2018/2019 учебный год, расписание уроков и попаданием уроков 11.10.2018, 01.05.2019, 09.05.2019 на праздничные нерабочие дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» календарно-тематическое планирование рассчитано на 101 час вместо 105 часов; произведено перераспределение часов для полного прохождения рабочей программы.