ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школа «Новое поколение»
Согласовано Утверждаю
Зам. Директора по УВР Директор ЧОУ Школа
____________Пепеляева Н.А. «Новое поколение»
______________Маркелова О.А.
«____» _______________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
2019-2020 учебный год
Учитель
Класс 10
Всего часов в год34 ч
Всего часов в неделю1 ч
г. Омск, 2019
Пояснительная записка
Программа
разработана в соответствии с требованиями примерной
программы по географии на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы основного общего
образования по географии к линии учебно-методических комплексов "Полярная
Звезда" по географии для 5-11 классов.
Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина.
базовый уровень.
Общее число учебных часов в 10 классе 35 часов ( 1 час в неделю).
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно – культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
1) знать /понимать:
-этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
-важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
-необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
-особенности научно-технической революции;
-понятие «природопользование», виды природопользования;
-идеи устойчивого развития общества;
-особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
-этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
-занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
-крупнейшие города и агломерации мира;
-причины и виды миграций;
-культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
-этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
-секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические иорганизационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
-понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
-крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
-географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
-анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
-определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
-определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
-определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
-определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
-характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
-определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
-составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
-уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
-выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
-устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
-составлять развернутый план доклада, сообщения;
-составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
-строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
-составлять и презентовать реферат;
-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
-работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
3) оценивать:
-обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
-рекреационные ресурсы мира;
-современное геополитическое положение стран и регионов;
-положение России в современном мире;
-влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
-экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
-тенденции и пути развития современного мира.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
1. Предметные результаты по курсу.
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. |
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориаль-ные сочетания. |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
Тема 2. Политическая карта мира (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать/понимать |
Уметь |
|
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. |
Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. |
Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию. Работать с различными видами текста, содержащими географичес-кую информацию. |
Тема 3. География населения (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. |
Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций. |
Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности. |
Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию. |
Тема 5. География мировой экономики (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. |
Географичес-кие особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. |
Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
2. Метапредметные результаты обучения курсу:
Учащиеся должны уметь:
· Ставить учебные задачи;
· вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
· выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
· планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
· выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
· планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
· оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
· пользоваться различными способами самоконтроля;
· классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
· сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
· систематизировать и структурировать информацию;
· определять проблему и способы ее решения;
· формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
· владеть навыками анализа и синтеза;
· искать и отбирать необходимые источники информации;
· использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
· представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
· работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
· использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
· создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
· выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
· находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
3. Личностные результаты обучения по курсу:
Учащийся должен обладать:
· российской гражданской идентичностью и гражданской позицией.
· Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
· Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми.
· Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной, учебно–исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Человек и ресурсы Земли |
10 |
|
2. |
Политическая карта мира |
5
|
|
3. |
География населения мира |
5 |
|
4. |
География культуры и цивилизаций |
5 |
|
6. |
География мировой экономики |
10 |
|
Содержание учебного предмета географии 10 класса
Человек и ресурсы Земли.(10часов)
География как наука.
Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической
информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.Необходимость знания географии прошлого. Научные методы
восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический,
геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком
планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на
протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство.
Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная
среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в
освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей
средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты.
Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным.
Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ
взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на
природную среду.
Природные
ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный
потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира.
Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение
ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и
России. Малоотходная технология.
Ископаемые
природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов.
Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и
регионов.
Рудные и
нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов.
Комплексное освоение ископаемых.
Земельные
ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные
угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее
масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные
ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие
в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое
водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток
пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы.
Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете.
Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами
стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты.
Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы
Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные,
энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального
шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования
ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды
ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца,
ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики.
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое
природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные
территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь
природопользования и устойчивого развития общества.
Политическая карта мира (5 часов)
Понятие
«политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира.
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на
карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект
политической карты. Территория и границы государства. Формы правления.
Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств.
Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика.
Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная
организация. Россия в зеркале геополитики.
География населения мира (5 часов)
Демографическая
история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв:
его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория
демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство
населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика.
Мероприятия демографической политики.
Этническая и
языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные,
двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее
крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и
половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная
пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества
населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой
состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок
труда.
Размещение
населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения
Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли.
Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира.
Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы
Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы
сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции
населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения.
География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция.
Утечка умов. Утечка талантов.
География культуры и цивилизаций (5 часа)
Содержание
понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и
религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем
человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа.
Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации.
Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия.
Конвенция ЮНЕСКО.
География
религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент
духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые,
национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам
верующих людей.
Цивилизации
Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты.
Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская
цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской
цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные
ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции
и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика,
культурные ценности.
Цивилизации
Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности
историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное
наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и
восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
География мировой экономики (10 часов)
Мировая экономика как система взаимосвязанных
национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный,
третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные,
постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура
экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание
научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное
разделение труда — высшая форма географического разделения труда.
Международная специализация государств и роль в этом географических факторов.
Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР:
технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия,
тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым
ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность
мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика.
Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая
промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие
отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и
размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира.
Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское
хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые
связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного
типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство.
Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные
сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и
сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и
НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта.
Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера
услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных
потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля,
транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное
питание и др.), деловые, социальные.
Мировые
экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция.
Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Используемый УМК:
· Гладких Ю.Н., Николина В.В. География. 10кл. М.:Просвещение,2018
Использование линии «Полярная звезда» в образовательном процессе в старших классах позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии, которые определены ФГОС среднего(полного) общего образования.
· Тренажер: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Мой тренажер.10-11 класс. М.,Просвещение,2012 г.
· Пособие для учителя: Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2009 г.
Интернет ресурсы
Статистическая база данных ФАО
http://faostat.fao.org/default.aspx?lang=ru
Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (английский язык). Аналитическая и статистическая информации по проблеме здоровья и долголетия населения
http://www.who.org
Статистика по горнодобывающей промышленности
http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/mcs
Статистика по энергетике на официальном сайте Международного энергетического агентства
http://www.iea.org/Textbase/stats/index.asp
Официальный сайт ЮНЕП – Программы ООН по окружающей среде (английский язык). Аналитическая и статистическая информация по экологической проблеме
http://www.grid.unep.ch/data/index.php
Официальный сайт Мирового института ресурсов. База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразия, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов
http://www.wri.org
Официальный сайт Секретариата Рамочной конференции ООН по изменению климата. Аналитическая и статистическая информация по проблеме изменения климата
http://www.unfccc.de
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Основное содержание урока
|
Характеристика основных видов деятельности(предметный результат) |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата по плану |
Дата по факту |
||
Человек и ресурсы Земли.(10часов) |
|||||||||
1. |
От древности до наших дней. |
Историческая география. Методы восстановления прошлого географической среды. Этапы освоения планеты. Ойкумена. |
Понимать и уметь анализировать основные этапы и причины расширения границ Ойкумены. Знать отличительные признаки Ойкумены, оценивать территории с точки зрения ценности их для человека. Уметь выдвигать, обсуждать и аргументировать своё мнение по спорным вопроса |
Текущий |
Изучить п.1.Ответить на вопросы 1-4. |
6.09 |
|
||
2. |
Современное освоение планеты. |
Освоение новых территорий и акваторий. Культурные и естественные ландшафты. Антропогенный ландшафт |
Разделять и идентифицировать ландшафты на природные, культурные и антропогенные. |
Текущий |
Изучить п.2.Ответить на вопросы 1-6. |
13.09 |
|
||
3. |
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения. |
Роль природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Ресурсосберегающая и энергосберегающая технологи |
Оценивать ресурсообеспеченность разных стран. Рассчитывать ресурсообеспеченность разных стран запасами нефти. |
Текущий |
Изучить п.3.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 8. |
20.09 |
|
||
4. |
Минеральные ресурсы. Обеспеченность ими различных стран и регионов. |
Земная кора и минеральные ресурсы. Месторождения. Горючие ископаемые. Рудные ископаемы Рудные пояса. Нерудные полезные ископаемые. Рейтинги стран по запасам некоторых видов природных ресурсов |
Знать расположение и наносить на контурную карту месторождения , характерные для рудных поясов, месторождения крупнейшие нефти, выделить месторождения нефти на шельфе. Страны, наиболее богатые и наиболее бедные минеральными природными ресурсами |
Текущий |
Изучить п.4.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 7. |
27.09 |
|
||
5. |
Земельные ресурсы. |
Земельный фонд и его структура. Сельскохозяйственные угодья. Пастбищные и земледельческие сельскохозяйственные ландшафты. Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель. Экологические проблемы, связанные и деградациями земельных ресурсов. Способы восстановления обрабатываемых земель |
Анализировать структуру земельных ресурсов мира. Оценивать антропогенное влияние на земельные ресурсы мира. Находить и отмечать на контурной карте основные районы распространения: черноземов и лессовидных почв. Оценивать экологические последствия при нерациональном использовании земельных ресурсов. |
Текущий |
Изучить п.5.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 7. |
4.10 |
|
||
6. |
Водные ресурсы. |
Распределение водных ресурсов на Земле. Мировое водопотребление. Основные отрасли - потребители водных ресурсов. Восполнение пресных вод. Опреснение. Оборотное водоснабжение. Гидроэнергоресурсы. Экономический гидроэнергетический потенциал. |
С помощью анализа тематических карт оценивать расположение водных ресурсов. Дискутировать на тему дефицита пресной воды, способах экономии и воспроизводства пресной воды, подъема уровня Мирового океана. Аргументировать вою позицию, участвовать в обсуждении. |
Текущий |
Изучить п.6.Ответить на вопросы 1-6. |
11.10 |
|
||
7. |
Лесные ресурсы. Контрольная работа № 1 за 1 четверть. |
Роль лесов. Запасы и размещение лесных ресурсов. Лесистость. Северный и Южный лесной пояс. Лесопользование. Вырубка лесов. Экологические проблемы, связанные с варварским уничтожением лесов. Лесовосстановление. |
Анализировать функции леса, знать географию размещения экологических проблем, связанных с уничтожением лесных ресурсов, оценивать процедуру лесовосстановления с позиций разных лесопользователей, проводить исследование «Тропические леса в опасности» |
Текущий |
Изучить п.7.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 8. |
18.10 |
|
||
8. |
Ресурсы Мирового океана. |
Богатства Мирового океана и перспективы их использования. «Мировая мусорная свалка». Биомасса. Марикультура. Аквакультура. Минеральные и энергетические ресурсы. География распространения минеральных ресурсов. Ресурсы континентального шельфа и дна Океана. Энергия приливов |
Оценивать экономическое значение ресурсов Мирового океана. Нанести на контурную карту основные запасы минеральных ресурсов на шельфе океан |
Текущий |
Изучить п.8.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 7 . |
25.10 |
|
||
9. |
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. |
Ресурсы нетрадиционной энергетики. Гелиоэнергетика. Энергия ветра. Энергия земных недр Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы |
Анализировать потенциальную возможность использования нетрадиционных видов ресурсов разными странами, выделять рекреационные региона мира и России |
Текущий |
Изучить п.9.Ответить на вопросы 1-5. |
1.11 |
|
||
10. |
Рациональное и нерациональное природопользование. |
Текущий |
Изучить п.10. |
15.11 |
|
||||
Политическая карта мира (5 часов) |
|||||||||
11. |
Формирование политической карты мира. |
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Непризнанные государства |
Заполнять таблицу «Этапы формирования политической карты мира». Оценивать географию изменений политической карты. Отметить на контурной карте страны, образовавшиеся после распада СССР, отметить те из них, которые получили независимость впервые. |
Текущий |
Изучить п.11.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 7. |
22.11
|
|
||
12. |
Государства. Формы правления. Формы государственного устройства. |
Территория и границы государства. Формы правления. Монархии и республики. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Объекты политической карты мира. Основные типы стран на политической карте мира. |
Знать различия между монархией и республикой, оценивать географию распространения тех и других, связывать её с историческими и религиозными особенностями регионов, приводить примеры перенесения и переименования столиц, называть страны сильно изменившие государственные границы, показывать страны мира и их столицы, составлять таблицу – крупнейшие страны по разным формам правления. |
Текущий |
Изучить п.12.Ответить на вопросы 1-7.. |
29.11
|
|
||
13. |
Типы государств. |
Признаки и критерии типологии стран. Географическое положение стран. Главные критерии типологии. Основные типы стран. Новые индустриальные страны. Страны «квартиросдатчик» |
Понимать принципы типизации. Составлять списки стран, относящихся к каждой выделенной типологической группе. Разработать свою типологию стран. |
Текущий |
Изучить п.13.Ответить на вопросы 1-4.Выполнить задание 5. |
6.12
|
|
||
14. |
Политическая география и геополитика. |
Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Организационная структура ООН. Политическая география и политикогеографическое положение. Двухполюсный и многополюсный мир. Россия в зеркале геополитики |
Объяснять причины геополитической нестабильности в некоторых регионах. Сравнивать геополитическое положение России и бывшего СССР. Анализировать отстаивание геополитических интересов, анализировать текущие геополитические процессы |
Текущий |
Изучить п.14.Ответить на вопросы 1-4.Выполнить задание 5. |
13.12 |
|
||
15. |
Проект «Развитие отношений России со странами -соседями: дорожная карта». |
Текущий |
Изучить п.15 |
20.12 |
|
||||
География населения мира (5 часов) |
|||||||||
16. |
Рост численности населения Земли. |
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Структура населения мира по регионам Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики |
Работать с разными источниками статистической и графической информации для анализа динамики численности населения по регионам и странам мира. Анализировать и дискутировать на тему Демографической политики разных стран, выявлять страны, которые находятся на разных этапах демографического перехода |
Текущий |
Изучить п.16.Ответить на вопросы 1-6. |
27.12 |
|
||
17. |
Этническая и языковая мозаика. |
Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Этнос и природ. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Основные языки мира. Языковая группа. Мертвые языки. Роль английского языка в мире. Страны без государственного языка |
Определять в какой стране живут люди, живущие на определенном языке, определять по карте «Народы мира» определять к какой языковой группе относятся те или иные народы, исследовать проблему мертвых языков |
Текущий |
Изучить п.17.Ответить на вопросы 1-8.Выполнить задание 9. |
14.01 |
|
||
18. |
Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения. |
Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Демографические волны. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда |
Анализировать и сравнивать между собой возрастнополовые пирамиды разных стран. Анализировать проблемы безработицы в разных странах. |
Текущий |
Изучить п.18.Ответить на вопросы 1-6.Выполнить задание 7. |
27.01 |
|
||
19. |
Расселение: жители городов и деревень. |
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Трущобная урбанизация. Бидонвилли. Фавелы. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Ферма. Деревня. Кочевые формы поселений |
По карте плотности населения анализировать размещение населения. Анализировать проблемы, возникающие в связи с его неравномерностью Выделять основные черты урбанизации. Подготовить сообщение об агломерациях мира. Анализировать проблему малых народов. Анализировать экологические проблемы, связанные с сельской местностью и с ростом урбанизации и Сообщение о малых народах мира. |
Текущий |
Изучить п.19.Ответить на вопросы 1-7.Выполнить задание 8.Подготовить сообщение ободной из крупнейших агломераций в мире(по выбору) |
31.01 |
|
||
20. |
Миграции в современном мире-что внушает тревогу? |
Текущий |
Изучить п.20. |
7.02 |
|
||||
21. |
Контрольная работа № 2 за 2 четверть.
|
Текущий |
|
14.02 |
|
||||
География культуры и цивилизаций (5часов) |
|||||||||
22. |
Что изучает «география культуры». |
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. |
Знать и уметь формулировать основные понятия, анализировать схему «Изменение доли основных цивилизаций в населении мира». Показывать на карте знаменитые объекты Всемирного культурного и природного наследия. |
Текущий |
Изучить п.21-22.Ответить на вопросы 1-6.с100,1-9с.105 |
21.02 |
|
||
23. |
География религий мира. |
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Христианство. Ислам. Буддизм. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей |
Знать и уметь формулировать отличительные особенности мировых религий, знать основные районы их распространения. Подготовить сообщение по теме «Иерусалим». |
Текущий |
|||||
24. |
Цивилизация Востока. |
Цивилизации Востока. Отличительные черты. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайскоконфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Каста. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негроафриканская цивилизация: специфика, культурные ценности |
Знать и уметь докладывать отличительные черты цивилизаций Востока. Определять по карте мира территориальные очертания цивилизаций Востока |
Текущий |
Изучить п.23.Ответить на вопросы 1-5. |
28.02 |
|
||
25. |
Цивилизация Запада. |
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Западноевропейская цивилизация. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация. Равноценность национальных культур и цивилизаций |
Знать и уметь докладывать отличительные черты цивилизаций Запада. Находить на карте мира основные районы распространения православной цивилизации, выделять страны Латинской Америки, которые сложно отнести в Западной цивилизации. С использованием учебника, дополнительных литературных источников и ресурсов Интернета заполнить таблицу «Влияние религий на экономическую, политическую и культурную жизнь народов. Приводить примеры изобретений, которые подарила миру Западная и Восточная цивилизация |
Текущий |
Изучить п.24.Ответить на вопросы 1-4.Выполнить задание 6. |
6.03 |
|
||
26. |
Постигаем историческую географию « потерянных» цивилизаций. |
Текущий |
Изучить п.25. |
13.03 |
|
||||
География мировой экономики (10 часов) |
|||||||||
27. |
Мировая экономика: состав, динамика, глобализация |
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Транснациональная корпорация. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. НТР. Основное содержание научнотехнической революции (НТР) на современном этапе |
Приводить примеры стран на разной стадии развития экономики. Анализировать место России в мировой экономике, аргументировать свою точку зрения. С помощью дополнительных литературных источников и ресурсов сформулировать плюсы и минусы глобализации |
Текущий |
Изучить п.26.Ответить на вопросы 1-5.Выполнить задание 7. |
20.03 |
|
||
28. |
Международное разделение труда: кто что производит? |
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Кооперирование. Комбинирование. Технопарк. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационноэкономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Важнейшие промышленные районы мира. Интеллектуальный капитал |
Анализировать роль географических факторов в международной специализации. Анализировать роль экологического фактора в международной специализации. |
Текущий |
Изучить п.27.Ответить на вопросы 1-5. |
3.04 |
|
||
29. |
Добывающая промышленность. Энергетика. |
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Альтернативные источники энергии и электростанции. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти |
На контурную карту наносить основные грузопотоки нефти, газа и угля, проанализировать и сделать выводы. Проанализировать причины развития альтернативных способов получения электроэнергии. |
Текущий |
Изучить п.28.Ответить на вопросы 1-4.Выполнить задание 5. |
10.04 |
|
||
30. |
Обрабатывающая промышленность. |
Обрабатывающая промышленность. Металлургия: черная и цветная, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Наукоемкость. Нанотехнологии. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. |
Давать характеристику основных отраслям промышленность, знать их географию. Анализировать роль наукоемкости в разных отраслях промышленности. Выделять и анализировать экологические проблемы, связанные с современной промышленностью |
Текущий |
Изучить п.29.Ответить на вопросы 1-6. |
17.04 |
|
||
31. |
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. «Зеленая революция». |
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». География мирового зерноводства. Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. |
Проанализировать структуру занятости населения в сельском хозяйстве в мире. Подготовить сообщения об условия возделывания и географии выращивания некоторых сельскохозяйственных культур. Выделять и отмечать на контурной карте главные районы интенсивного и экстенсивного сельского хозяйства. Объяснять причины такого распространения. Подготовиться к дискуссии «Генномодифицированные продукты» |
Текущий |
Изучить п.230-31,ответить на вопросы после параграфов. Выполнить задание 6,с.151 |
24.4 |
|
||
32. |
Транспорт и сфера услуг. |
Производственная и непроизводственная сфера. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, речной, воздушный, трубопроводный. Стратегический морской путь. «Грузооборот. Пассажирооборот. «Дешевые флаги». Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные услуги. |
Анализировать роль отдельных видов транспорта в развитии мировой экономики. Анализировать роль сферы услуг в экономике страны. Наносит на контурную карту основные крупнейшие морские и воздушные транспортные узлы, крупнейшие нефте - и газопроводы. Охарактеризовать вид транспорта по плану с использованием дополнительных источников информации. |
Текущий |
|||||
33. |
Мирохозяйственные связи и интеграция. Статистические методы при анализе мировой экоомики. |
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Внешняя торговля. Конвертируемость. Экспорт капитала. Кредиты и займы. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. Международный туризм. |
Выявить страны, для которых характерен «Экспорт капитала». Выделить и проанализировать плюсы и минусы создания и функционирования Европейского союза. Составить схему «Экономические связи». Разработать проект «Международный туризм в России». |
Текущий |
Изучить п.32.Ответить на вопросы 1-7. Изучить п.33 |
8.05 |
|
||
34. |
Контрольная работа № 4 за 4 четверть. |
|
|
|
15.09 |
|
|||
35. |
Обобщающий урок по изученному материалу. |
22.05 |
|
||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.