Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ___________ от «____»_______ _______г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
____________Быцюта Ю.А. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ГОУ ЛНР «НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» Олейник М.А. Приказ № __________ от «____»_______ _______г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
для 11 класса
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ревага Е.В.
учитель географии
2022
Рабочая программа по географии (базового уровня) для 10 класса на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) и Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденной МОН ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016 г.), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06. 2022г.). При реализации рабочей программы используется учебник - Максаковский В.П. География. 10-11 классы :учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. - М.: Просвещение, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Конвенции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного среднего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Примерная программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе среднего общего образования «География» - обязательный учебный предмет, который входит в предметную область «Общественные науки».
Освоение содержания курса «География» в 11 классе средней основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «География» (10 класс).
Учебным планом на изучение предмета «География» в 11 классе на базовом уровне отводится один час в неделю, всего – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов
|
1 |
Раздел 1. Регионы и страны мира |
25 |
2 |
Тема 1. Зарубежная Европа |
3 |
3 |
Тема 2. Зарубежная Азия |
5 |
4 |
Тема 3. Австралия. Африка |
8 |
5 |
Тема 4. Северная Америка |
5 |
6 |
Тема 5. Латинская Америка |
4 |
7 |
Раздел 2. Россия в современном мире |
4 |
8 |
Тема 1. Россия в современном мире |
4 |
9 |
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
5 |
10 |
Тема 1. Глобальные проблемы человечества |
5 |
|
ИТОГО |
34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; отстаивать личное достоинство, собственное мнение, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты:
– самостоятельное определение цели, задавание параметров и критериев, по которым можно определить, что цель достигнута;
– формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.
Предметные результаты для 11 класса:
В результате изучения предмета «География» ученик 11 класса должен:
знать/понимать:
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
уметь:
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней
экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое
хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– выделять наиболее важные экологические, социально - экономические проблемы;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «География»
1. Оценивание учащихся по географии
Уровни учебных достижений |
Оценка |
Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы |
Критически низкий уровень |
1 |
Учащийся: - не может ответить ни на один из поставленных вопросов; - полностью не усвоил материал; - отказался отвечать; |
Начальный уровень |
2 |
Учащийся: - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; - имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; - при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя; - не делает выводов и обобщений; - имеются грубые ошибки в использовании карты; |
Средний уровень |
3 |
Учащийся: - имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; - допускает ошибки и неточности в использовании терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие; - испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; - слабое знание географической номенклатуры; - отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом, тематическими картами и т.д.); |
Достаточный уровень |
4 |
Учащийся: - демонстрирует знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; - незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала: дает неполные определения понятий, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях; - материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; - применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации; - понимает основные географические взаимосвязи; - небольшие погрешности в знании географической номенклатуры; - имеет практические навыки работы в области географии (умение пользоваться компасом, масштабом, тематическими картами и т.д.); |
Высокий уровень |
5 |
Учащийся: - демонстрирует глубокие и системные знания: понимание всего объёма программного материала, сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; - умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; - самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; - допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; - владеет картографическими умениями; - имеет практические навыки работы в области географии (умение пользоваться компасом, масштабом, тематическими картами и т.д.). |
2. Оценивание качества выполнения практических работ по географии
Уровни учебных достижений |
Оценка |
Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы |
Критически низкий уровень |
1 |
Учащийся не приступил к выполнению работы. |
Начальный уровень |
2 |
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
Средний уровень |
3 |
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. |
Достаточный уровень |
4 |
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности в оформлении результатов работы. |
Высокий уровень |
5 |
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. |
3. Оценивание качества выполнения работ
в контурных картах по географии
Уровни учебных достижений |
Оценка |
Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы |
Критически низкий уровень |
1 |
Учащийся не приступил к выполнению работы. |
Начальный уровень |
2 |
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. |
Средний уровень |
3 |
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. |
Достаточный уровень |
4 |
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов. |
Высокий уровень |
5 |
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно. |
Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 ч 1 часа: 1 час в неделю)
№ п/п |
№ ур в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|
|||
1 СЕМЕСТР |
|||||
Раздел 1. Регионы и страны мира |
|||||
Тема 1. Зарубежная Европа (3 часа). |
|||||
1 |
1 |
Введение. Общая характеристика. |
|
|
|
2 |
2 |
Расселение и хозяйство. |
|
|
|
3 |
3 |
Субрегионы и страны. |
|
|
|
Тема 2. Азия (5 часов). |
|||||
4 |
1 |
Общая характеристика Азии. |
|
|
|
5 |
2 |
Китай. |
|
|
|
6 |
3 |
Япония. |
|
|
|
7 |
4 |
Индия. |
|
|
|
8 |
5 |
Взаимосвязь между размещением населения и природными условиям. Практическая работа № 1. |
|
|
|
9 |
6 |
Повторение по теме: «Азия» |
|
|
|
Тема 3. Австралия. Африка (8 часов). |
|||||
10 |
1 |
Австралия. |
|
|
|
11 |
2 |
Африка. Общая характеристика. |
|
|
|
12 |
3 |
Страны и субрегионы. |
|
|
|
13 |
4 |
Комплексная характеристика стран разных типов. Практическая работа №2. |
|
|
|
14 |
5 |
ЮАР. |
|
|
|
15 |
6 |
Обобщение по теме «Австралия. Африка». |
|
|
|
16 |
7 |
Австралия. Африка. Контрольная работа № 1. |
|
|
|
2 СЕМЕСТР |
|||||
Тема 4. Северная Америка (5 часов). |
|||||
17 |
1 |
Общая характеристика стран Северной Америки. |
|
|
|
18 |
2 |
Общая характеристика США. |
|
|
|
19 |
3 |
Макрорегионы США. |
|
|
|
20 |
4 |
Канада. |
|
|
|
21 |
5 |
Повторение по теме «Северная Америка». |
|
|
|
Тема 5. Латинская Америка (4 часа). |
|||||
22 |
1 |
Латинская Америка. Обзор. |
|
|
|
23 |
2 |
Бразилия. |
|
|
|
24 |
3 |
Повторение по теме «Латинская Америка». |
|
|
|
25 |
4 |
Сравнение роли США и Бразилии в производстве различных видов продукции. Практическая работа № 3. |
|
|
|
Раздел 2. Россия в современном мире |
|||||
Тема 1. Россия в современном мире (4 часа). |
|||||
26 |
1 |
Россия в мировой политике. |
|
|
|
27 |
2 |
Россия в мировом хозяйстве. |
|
|
|
28 |
3 |
Анализ геополитического и геоэкономического положения России. Практическая работа №4. |
|
|
|
29 |
4 |
Повторение по теме «Россия в современном мире». |
|
|
|
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
|||||
Тема 1. Глобальные проблемы человечества (5 часов). |
|||||
30 |
1 |
Глобальные проблемы человечества. |
|
|
|
31 |
2 |
Стратегия устойчивого развития. |
|
|
|
32 |
3 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
33 |
4 |
Обобщение пройденного материала. |
|
|
|
34 |
5 |
Контрольная работа № 2 |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
«География.»
11 класс
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. X-XI классы. Базовый уровень 2. География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П.Максаковского. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Сост. К.Н.Вавилова]. - М.: Просвещение, 2015. - 46 с. |
Учебная литература |
География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.