Рабочая программа по географии 11 класс

  • docx
  • 15.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП гео 11 класс.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № ___________

от «____»_______ _______г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 

____________Быцюта Ю.А.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГОУ ЛНР «НОВОСВЕТЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Олейник М.А.

Приказ № __________

от «____»_______ _______г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

для 11 класса

 

 

 

 

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Ревага Е.В.

учитель географии

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

  Рабочая программа по географии (базового уровня) для 10 класса на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) и Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденной МОН ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016 г.), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06. 2022г.). При реализации  рабочей программы используется учебник -  Максаковский В.П. География. 10-11 классы :учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. - М.: Просвещение, 2016.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Конвенции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного среднего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.

Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Примерная программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе среднего общего образования «География» -  обязательный учебный предмет, который входит в предметную область «Общественные науки».

Освоение содержания курса «География» в 11 классе средней основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «География» (10 класс).

Учебным планом на изучение предмета «География» в 11 классе на базовом уровне отводится один час в неделю, всего – 34 часа.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

11 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

 

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

 

1

Раздел 1. Регионы и страны мира

25

2

Тема 1. Зарубежная Европа

3

3

 Тема 2. Зарубежная Азия

5

4

Тема 3. Австралия. Африка

8

5

Тема 4. Северная Америка

5

6

Тема 5. Латинская Америка

4

7

Раздел 2. Россия в современном мире

4

8

Тема 1. Россия в современном мире

4

9

Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5

10

Тема 1. Глобальные проблемы человечества

5

 

ИТОГО

34

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

–          готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; отстаивать личное достоинство, собственное мнение, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;

–          уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи       народов;             воспитание    уважительного          отношения     к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–          нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

–          мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Метапредметные результаты:

–          самостоятельное определение цели, задавание параметров и критериев, по которым можно определить, что цель достигнута;

–          формулирование       собственных задач   в          образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–          критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций,  распознавание и фиксирование противоречия в информационных источниках;

–          находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

             –          выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

             –          выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

             –         менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;

             –         осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

             –           при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

             –           развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

Предметные результаты для 11 класса:

В результате изучения предмета «География» ученик 11 класса должен:

знать/понимать:

–          понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

 –         понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

–          переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–          составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

уметь:

–          определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

–          составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

–          сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

–          выявлять закономерности   и тенденции развития          социальноэкономических   и             экологических процессов и явлений на    основе картографических и статистических источников информации;

–          выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

–          решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

–          оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

–          рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

–          анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

            определять     принадлежность       стран к          одному           из        уровней

экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

–          оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

–          оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

–          объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

–          оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–          оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое

хозяйство;

–          анализировать           региональную           политику        отдельных     стран и регионов;

–          анализировать           основные       направления международных исследований малоизученных территорий;

–          давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

–          выделять        наиболее        важные           экологические,         социально - экономические проблемы;

–          характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

 

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «География»

1. Оценивание учащихся по географии

Уровни учебных достижений

Оценка

Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы

Критически низкий уровень

1

Учащийся:

- не может ответить ни на один из поставленных вопро­сов;

- полностью не усвоил материал;

- отказался отвечать;

Начальный уровень

2

Учащийся:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материа­ла;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе допускает более двух грубых ошибок, кото­рые не может исправить даже при помощи учителя;

- не делает выводов и обобщений;

- имеются грубые ошибки в использовании карты;

Средний уровень

3

Учащийся:

- имеет пробелы в усвоении материала, не препятствую­щие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает не систематизированно, фрагментар­но, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдель­ных знаний и умений; выводы и обобщения аргументи­рует слабо, допускает в них ошибки;

- допускает ошибки и неточности в использовании тер­минологии, определения понятий дает недостаточно чет­кие;

- испытывает затруднения в применении знаний, необхо­димых для решения задач различных типов, при объяс­нении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практиче­ского применения теорий;

- слабое знание географической номенклатуры;

- отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масшта­бом, тематическими картами и т.д.);

Достаточный уровень

4

Учащийся:

- демонстрирует знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- незначительные ошибки и недочёты при воспроизведе­нии изученного материала: дает неполные определения понятий, небольшие неточности при использовании тер­минов или в выводах и обобщениях;

- материал излагает в определенной логической последо­вательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить само­стоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

- применяет полученные знания на практике в видоизме­нённой ситуации;

- понимает основные географические взаимосвязи;

- небольшие погрешности в знании географической но­менклатуры;

- имеет практические навыки работы в области геогра­фии (умение пользоваться компасом, масштабом, тема­тическими картами и т.д.);

Высокий уровень

5

Учащийся:

- демонстрирует глубокие и системные знания: понима­ние всего объёма программного материала, сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, са­мостоятельно подтверждать ответ конкретными приме­рами, фактами; самостоятельно и аргументировано де­лать анализ, обобщения, выводы;

- умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнитель­ную литературу, первоисточники;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

- допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;

- владеет картографическими умениями;

- имеет практические навыки работы в области геогра­фии (умение пользоваться компасом, масштабом, тема­тическими картами и т.д.).

2. Оценивание качества выполнения практических работ по географии

Уровни учебных достижений

Оценка

Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы

Критически низкий уровень

1

Учащийся не приступил к выполнению работы.

Начальный уровень

2

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Получен­ные результаты не позволяют сделать правильных выво­дов и полностью расходятся с поставленной целью. Об­наружено плохое знание теоретического материала и от­сутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Средний уровень

3

Практическая работа выполнена и оформлена учащими­ся с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащих­ся. Учащиеся показали знания теоретического материа­ла, но испытывали затруднения при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Достаточный уровень

4

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последователь­ности выполнения, не влияющее на правильность конеч­ного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Рабо­та показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоя­тельного выполнения работы.

Допускаются неточности в оформлении результатов ра­боты.

Высокий уровень

5

Практическая работа выполнена в полном объеме с соб­людением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необхо­димые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практи­ческих работ теоретические знания, практические уме­ния и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фикса­ции результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

3. Оценивание качества выполнения работ

в контурных картах по географии

Уровни учебных достижений

Оценка

Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы

Критически низкий уровень

1

Учащийся не приступил к выполнению работы.

Начальный уровень

2

Выставляется в том случае, если контурная карта запол­нена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учи­телю.

Средний уровень

3

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные геогра­фические объекты.

Достаточный уровень

4

Выставляется в том случае, если контурная карта в це­лом заполнена правильно и аккуратно, но есть неболь­шие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Высокий уровень

5

Выставляется в том случае, если контурная карта запол­нена аккуратно и правильно. Местоположение всех гео­графических объектов обозначено верно. Контурная кар­та сдана на проверку своевременно.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

11 класс (34 ч 1 часа: 1 час в неделю)

п/п

№ ур

в теме

 

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

 

1 СЕМЕСТР

Раздел 1. Регионы и страны мира

Тема 1. Зарубежная Европа (3 часа).

1

1

Введение. Общая характеристика.

 

 

 

2

2

Расселение и хозяйство.

 

 

 

3

3

Субрегионы и страны.

 

 

 

Тема 2. Азия (5 часов).

4

1

Общая характеристика Азии.

 

 

 

5

2

Китай.

 

 

 

6

3

Япония.

 

 

 

7

4

Индия.

 

 

 

8

5

Взаимосвязь между размещением населения и природными условиям. Практическая работа № 1.  

 

 

 

9

6

Повторение по теме: «Азия»

 

 

 

Тема 3. Австралия. Африка (8 часов).

10

1

Австралия.

 

 

 

11

2

Африка. Общая характеристика.

 

 

 

12

3

Страны и субрегионы.

 

 

 

13

4

Комплексная характеристика стран разных типов. Практическая работа №2.

 

 

 

14

5

ЮАР.

 

 

 

15

6

Обобщение по теме «Австралия. Африка».

 

 

 

16

7

Австралия. Африка. Контрольная работа № 1.

 

 

 

2 СЕМЕСТР

Тема 4. Северная Америка (5 часов).

17

1

Общая характеристика стран Северной Америки.

 

 

 

18

2

Общая характеристика США.

 

 

 

19

3

Макрорегионы США.

 

 

 

20

4

Канада.

 

 

 

21

5

Повторение по теме «Северная Америка».

 

 

 

Тема 5. Латинская Америка (4 часа).

22

1

Латинская Америка. Обзор.

 

 

 

23

2

Бразилия.

 

 

 

24

3

Повторение  по теме «Латинская Америка».

 

 

 

25

4

Сравнение роли США и Бразилии в производстве различных видов продукции.

Практическая работа № 3.

 

 

 

Раздел 2. Россия в современном мире

Тема 1. Россия в современном мире (4 часа).

26

1

Россия в мировой политике.

 

 

 

27

2

Россия в мировом хозяйстве.

 

 

 

28

3

Анализ геополитического и геоэкономического положения России. Практическая работа №4.

 

 

 

29

4

Повторение по теме «Россия в современном мире».

 

 

 

Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Тема 1. Глобальные проблемы человечества (5 часов).

30

1

Глобальные проблемы человечества.

 

 

 

31

2

Стратегия устойчивого развития.

 

 

 

32

3

Итоговая контрольная работа

 

 

 

33

4

Обобщение пройденного материала.

 

 

 

34

5

Контрольная работа № 2

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

«География.»

11 класс

 

Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

1.      Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. X-XI классы. Базовый уровень

2.      География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П.Максаковского. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Сост. К.Н.Вавилова]. - М.: Просвещение, 2015. - 46 с.

Учебная литература

География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.