Пояснительная записка
Рабочая программа по «Географии» в 6 классе составлена на основании:
· федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень);
· программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс, составитель Е.В. Овсянникова. под редакцией В.П. Дронова, М. Дрофа. 2010 год.;
· авторской программы по географии В. П. Дронова, Л. Е. Савельева «Землеведение». 6 класс. — М.: Дрофа, 2010.;
· инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2019-2020 учебном году»;
· Учебного плана МБОУ «Сафоновская ООШ»
Для реализации рабочей программы используются следующие УМК:
Учебник - В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, География. Землеведение. М. Дрофа. 2016г.
Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебный предмет «География» входит в состав учебного плана школы. Согласно учебному плану школы география изучается с 5-9 классы. Объём в 6 класс-34 часа. (1 час в неделю)
Общая характеристика курса
География в 6 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в 6 классе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Краткая характеристика содержания курса
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде основного блока: «География Земли». Благодаря которому у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Основная цель: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию географического мышления обучающихся.
2. Передать обучающимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
3. Формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира.
4. Способствовать формированию картографической грамотности.
В авторскую программу внесены изменения: программа для общеобразовательных учреждений по географии для 6 класса, под редакцией В.П. Дронова рассчитана на 68 ч., с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, согласно учебного плана школы рабочая программа рассчитана на 34 часов, 1 ч. в неделю и, следовательно, произошло сокращение часов на изучение тем.
Изучение разделов по географии в 6 классе
Атмосфера |
11 |
Гидросфера |
12 |
Биосфера |
7 |
Географическая оболочка |
4 |
Итого: |
34 |
Место предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ «Сафоновская ООШ» на 2019 - 2020 учебный год на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии календарным учебным графиком МБОУ «Сафоновская ООШ» на 2019 - 2020 учебный год рабочая программа в 6 классе 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений.
Объяснять последовательность приемов построения планов местности; построение градусной сетки на картах; объяснять черты сходства и различия плана местности и географической карты.
Определять (измерять) на местности стороны горизонта, направления расстояния; по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты.
Определять принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам.
Применять в процессе учебного познания понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты.
Называть (показывать) примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт. Способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Чтобы произвести, обработку данных наблюдений за погодой в полной мере необходимы показатели погоды за несколько месяцев и сезонов года. Все это позволит организовать работу для формирования навыков сравнения объектов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.
6 КЛАСС.
Раздел V. Введение. Атмосфера . (11 ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы.1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2.Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы). Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы.4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практические работы.5.Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (4 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. |
Атмосфера |
11 |
2. |
Гидросфера |
12 |
3. |
Биосфера |
7 |
4. |
Географическая оболочка |
4 |
Итого: |
34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы уч.в.
|
Характеристика деятельности учащихся (ФГОС) УУД |
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Раздел 5. Атмосфера (11 часов) |
|
|
|||||
1 |
Ведение. Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Входной контроль
|
1 |
Знать и объяснять существенные признаки понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», свойства воздуха, его состав, строение атмосферы. Характеризовать особенности каждого слоя атмосферы. Описывать значение озонового слоя. Объяснять значение атмосферы |
Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения |
|
|
2 |
Нагревание воздуха и его температура. П/р № 1 «Вычисление средних суточных и годовых температур воздуха, амплитуды, построение графика годового хода температур».
|
1 |
Знать и объяснять существенные признаки понятий «средняя суточная температура», «суточный ход температуры воздуха», «годовой ход температуры воздуха». Знать причины неравномерного нагревания атмосферы. Уметь определять по
имеющимся данным средние температуры воздуха |
Проводить наблюдение под руководством учителя. Устанавливать причинно-следственные связи |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
3 |
Зависимость температуры воздуха от географической широты |
1 |
Уметь определять температуру воздуха по карте с помощью изотерм. Приводить примеры жарких и холодных областей Земли. Описывать зависимость изменения температуры воздуха от угла падения солнечных лучей |
Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать и преобразовывать схемы для решения задач |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
4 |
Влага в атмосфере. П/р № 2 « Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности».
|
1 |
Знать определения понятий «абсолютная влажность», «относительная влажность», «облака». Называть разные виды облаков. Определять визуально разные виды облаков и степень облачности, относительную влажность воздуха. Объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха. Понимать устройство гигрографа |
Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
5 |
Атмосферные осадки. П/р № 3 «Построение и анализ диаграмм количества осадков». |
1 |
Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосферные осадки». Называть виды атмосферных осадков. Понимать условия распределения атмосферных осадков на земной поверхности. Объяснять образование осадков разного происхождения. Понимать устройство осадкомера, приёмы работы с ним. Вычислять количество осадков за сутки, месяц, год, среднее многолетнее количество. Строить и анализировать диаграммы количества осадков |
Проводить наблюдения под руководством учителя. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Формировать действия целеполагания |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
6 |
Давление атмосферы |
1 |
Знать определение понятия «атмосферное давление», понимать устройство барометра – анероида, приёмы работы с ним. На основании расчётов определять давление на разной высоте в тропосфере. Описывать и объяснять причины изменения атмосферного давления |
Давать определения понятиям. Проводить наблюдения под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
7 |
Ветры. П/р № 4 «Построение розы ветров» |
1 |
Знать определение понятия «ветер», основные виды ветров. Понимать причины возникновения ветров. Называть ветры разных направлений. Понимать устройство флюгера, приёмы работы с ним. Объяснять образование ветров и их разную скорость. Строить и анализировать розу ветров |
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели |
|
|
8 |
Погода |
1 |
Знать определение понятия «погода». Знать и объяснять существенные признаки понятия «элементы погоды». Называть источники, на информации которых строится прогноз погоды, метеорологические приборы и инструменты, приёмы работы с ними. Обрабатывать данные собственных наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её описание. Работать с синоптической картой |
Проводить наблюдения, обрабатывать данные наблюдений и делать выводы. |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
9 |
Климат |
1 |
Знать определение понятия «климат», «климатообразующие факторы». Понимать отличие климата от погоды. Объяснять причины изменения климата |
Осуществлять сравнение. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
10 |
Человек и атмосфера |
1 |
Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере и возможных действий в ЧС |
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения |
Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья |
|
|
11 |
Итоговый урок по разделу «Атмосфера» |
1 |
Знать содержание всей темы |
Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию |
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности |
|
|
Раздел 6. Гидросфера (12 часов) |
|
|
|||||
12 |
Вода на земле. Круговорот воды в природе |
1 |
Знать и раскрывать существенные признаки понятий «гидросфера», «круговорот воды». Называть части гидросферы. Объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, значение круговорота для природы Земли. Доказывать единство гидросферы |
Преобразовывать схему для решения задачи. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию |
|
|
13 |
Мировой океан – основная часть гидросферы. П/р № 5 «Обозначение на контурной карте границ океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей». |
1 |
Знать определения понятий «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров». Называть и показывать на карте части Мирового океана. Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов |
Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия |
Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
|
|
14 |
Свойства океанических вод |
1 |
Знать свойства вод мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли |
Осуществлять сравнение. Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
15 |
Движения воды в океане. Волны |
1 |
Знать и раскрывать существенные признаки понятий «волна», прилив», «отлив», «цунами», «течение». Назвать виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения |
Осуществлять логическую операцию установления родовитых отношений, ограничение понятия. Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности
|
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
16 |
Течения. П/р № 6 «Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений» |
1 |
Знать и раскрывать существенные признаки понятия «течение». Показывать на карте течения. Приводить примеры параметров тёплых и холодных течений |
Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
17 |
Реки. П/р № 7 «Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов». |
1 |
Знать определения понятий «река», «исток», «устье», русло», речная система», водораздел», «речной бассейн». Знать части реки, источники питания рек. Называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России |
Знать определения понятий «река», «исток», «устье», русло», речная система», водораздел», «речной бассейн». Знать части реки, источники питания рек. Называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
18 |
Жизнь рек П/р № 8 «Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт» |
1 |
Знать определение понятий «речная долина», «пойма», «русло». Называть типы рек по характеру течения. Приводить примеры рек, различных по характеру течения. Объяснять различия в характере течения горной и равнинной реки. Описывать режим рек России. Объяснять зависимость питания и режима рек от климата |
Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения и принятия. Корректно отстаивать свою позицию |
|
|
19 |
Озера и болота. П/р № 9 «Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира»
|
1 |
Знать определение понятия «озеро». Знать и объяснять существенные признаки понятий «болото», водохранилище», «пруд». Знать виды озёр, способы образования их котловин. Называть и показывать на карте озёра. Описывать по карте озеро |
Осуществлять сравнение. Владеть устной речью, строить монологической высказывани |
Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
|
|
20 |
Подземные воды |
1 |
Знать и объяснять существенные признаки понятий «подземные воды», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «гейзер». Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород |
Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели |
Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию |
|
|
21 |
Ледники. Многолетняя мерзлота |
1 |
Знать определение понятия «ледник», «многолетняя мерзлота». Знать типы ледников и причины их образования. Называть и показывать области распространения ледников на Земле. Приводить примеры крупнейших областей оледенения. |
Формирование действий целеполагания. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения |
Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
|
|
22 |
Человек и гидросфера |
1 |
Называть основные причины нехватки пресной воды на Земле, основные источники загрязнения гидросферы, стихийные явления в гидросфере. Раскрывать направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС |
Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою точку зрения |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Формировать потребность в самореализации и самовыражении, социальном признании. Понимать ценности жизни и здоровья |
|
|
23 |
Итоговый урок по разделу «Гидросфера» |
1 |
Знать содержание всей темы |
Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия |
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности |
|
|
Раздел 7. Биосфера (7 часов) |
|
|
|||||
24
|
Что такое биосфера и как она устроена Роль биосферы в природе |
1
|
Знать и объяснять существенные признаки понятия «биосфера». Называть границы биосферы и её состав. Описывать этапы расширения биосферы. Раскрывать роль круговорота вещества в биосфере Знать какую роль биосфера выполняет в природе |
Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
25
|
Особенности жизни в океане Распространение жизни в океане |
1
|
Знать основные факторы, влияющие на распространение организмов в Мировом океане. Называть группы водных организмов, представителей морских организмов Знать факторы распространения жизни в океане |
Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
26 |
Жизнь на поверхности суши. Леса |
1 |
Знать основные факторы, влияющие на распространение организмов на суше. Раскрывать зависимость растительного и животного мира от климата |
Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
27 |
Жизнь в безлесных пространствах |
1 |
Знать основные факторы, влияющие на распространение организмов на суше. Раскрывать зависимость растительного и животного мира от климата |
Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
28 |
Почва.
|
1 |
Знать определение понятия «почва». Знать и объяснять существенные признаки понятий «почва», «плодородие», «перегной», состав и строение почвы. Приводить примеры наиболее распространённых почв России. Объяснять условия образования почвы, причины разной степени плодородия почв. Описывать строение почв |
Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Планировать пути достижения цели |
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
|
|
29 |
Человек и биосфера.
|
1 |
Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды |
Проводить наблюдение под руководством учителя. Объяснять явления, выявленные в ходе наблюдения |
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели |
|
|
30 |
Итоговый урок по разделу «Биосфера» |
1 |
Знать содержание всей темы |
Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия |
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности |
|
|
Раздел 8. Географическая оболочка (4 часа) |
|
|
|||||
31 |
Из чего состоит географическая оболочка |
1 |
Знать определение понятия «географическая оболочка». Называть свойства географической оболочки, её границы. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах ГО. Объяснять уникальность ГО |
Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий |
Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
|
|
32 |
Особенности географической оболочки |
1
|
Знать особенности географической оболочки |
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения |
|
|
33 |
Территориальные комплексы |
1 |
Знать определение понятия «природный комплекс». Называть компоненты и приводить примеры ПК |
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности |
|
|
34 |
Итоговый контроль по курсу. |
1 |
Закрепить, обобщить и систематизировать знания за курс географии 6 класса |
Выполнить тестовые задания.
|
Адекватно оценивать свои возможности |
|
|
Перечень практических, контрольных работ в 6 класс
№ |
Виды работы. |
1 |
Вводный контроль. |
2 |
П/р № 1 «Вычисление средних суточных и годовых температур воздуха, амплитуды, построение графика годового хода температур».
|
3 |
П/р № 2 «Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности».
|
4 |
П/р № 3 «Построение и анализ диаграмм количества осадков». |
5 |
П/р № 4 «Построение розы ветров» |
6 |
П/р № 5 «Обозначение на контурной карте границ океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей». |
7 |
П/р № 6 «Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений» |
8 |
П/р № 7 «Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов». |
9 |
П/р № 8 «Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт» |
10 |
П/р № 9 «Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира»
|
11 |
Итоговый контроль по курсу. |
Итого:
1-вводный контроль
1-итоговый контроль
9-практическая работа
Формы организации учебного процесса
- фронтальный и индивидуальный устный опрос;
- географический диктант;
- зачет;
- практикум;
- индивидуальная и групповая работа.
Формы и средства контроля:
· тестовый контроль,
· топографические и географические диктанты,
· работы с контурными картами.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
§ выполнил работу без ошибок и недочетов;
§ допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
§ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
§ не более двух грубых ошибок;
§ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух-трех негрубых ошибок;
§ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
§ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
§ Не приступал к выполнению работы;
§ Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании
или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Перечень учебно-методических средств обучения
по географии
.
№ п/п |
Средства обучения |
% оснащен ности |
|
Оборудование и приборы
|
|
|
· Компас, транспортир. Красная книга Белгородской области, атлас Белгородской области. Солнечная система. |
|
|
Объекты натуральные |
|
1 |
· коллекции горных пород и минералов (раздаточная) · коллекция шкала твёрдости (демонстрационная) · коллекция полезных ископаемых (раздаточная) |
100 |
|
Приборы |
|
2 |
· лабораторные - компасы · средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска |
100 |
3 |
Модели, макеты, муляжи · демонстрационные – глобусы, флюгер · макеты, имитирующие явления и процессы природы (модель вулкана, речной долины, форм и типов рельефа, внутреннего строения Земли). |
100 |
|
Информационные источники |
|
4 |
Плакаты портреты ученых-географов и путешественников |
100 |
|
Картографические пособия |
|
6 |
6 класс Великие географические открытия Физическая карта полушарий Политическая карта мира |
100 |
|
Мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы |
|
12 |
Мультимедийный электронный учебник «Начальный курс географии. 6 класс» Мультимедийный электронный учебник «География материков и океанов. 7 класс» Мультимедийный диск «География 6-10 класс» Диск «Карта мира» Диск «Уроки географии 6-10 класс (с применением информационных технологий)» География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение. |
100 |
Основная литература
1. Учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. «География. Землеведение. 6 класс». Москва. «Дрофа». 2009 год.
2. Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2009
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии: 6 класс/ В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
1.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
2.Сиротин В.И. Пособие для учителя. Практические работы по географии 6-10 классы. – М.:Дрофа, 2006
3. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М.:Дрофа, 2003.
Интернет ресурсы
1)Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
2)География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28
3) География. Планета Земля. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?interface=catalog&class=48&subject=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ.http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok).http://geo.1september.ru/urok/
Лист корректировки
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.