Рабочая программа учебного курса по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «ООШ №16 п. Селивановка Советского района Ставропольского края, авторской программы по географии Петрушиной Н.П. изд. Москва, «Вако» 2016 г. к учебнику Бариновой И.И., Плешакова А.А., Сонина Н.И. «География» 5 класс, Москва: «Дрофа» 2016 г., с учётом методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО «О преподавании географии в 2019-2020 учебном году».
1. Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса географии по данной программе к концу пятого класса у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники
географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в
решении
учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- оставлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- строить простые планы местности;
-моделировать географические объекты и
явления при помощи компьютерных программ; различать изученные географические
объекты;
- процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
Метапредметными результатами освоения курса является формирование универсальных учебных действий УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения
проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный
результат, выбирать
средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностными результатами изучения географии являются:
- воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному
отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного
мира;
- формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Содержание учебного материала.
Раздел I. Что изучает география (5 часов)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления
природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика.
Экология. География – наука о Земле. Физическая и
социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание.
Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический
метод. Статистический метод.
Раздел II. Как люди открывали свою Землю (5 часов)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Раздел III. «Земля во Вселенной» (9 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.
Раздел IV. « Виды изображений поверхности Земли» (4 часа)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Региональный компонент: Географическая карта. Ставропольского края.
Раздел V. «Природа Земли» (12 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Региональный компонент: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своего края. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Региональный компонент: воды Ставропольского края. Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Региональный компонент: климат в нашей местности. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
3.Календарно-тематическое планирование. География. 5 класс
№ п/п |
Дата |
Тема |
|
План. |
Факт. |
||
Раздел I. Что изучает география (5 часов). |
|||
1. |
02.09 |
|
Мир, в котором мы живём |
2. |
09.09 |
|
Науки о природе |
3. |
16.09 |
|
География – наука о Земле |
4. |
23.09 |
|
Методы географических исследований |
5. |
30.09 |
|
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» |
Раздел II. Как люди открывали Землю (5 часов) |
|||
6. |
07.10 |
|
Практическая работа №1 Географические открытия древности и Средневековья |
7. |
14.10 |
|
Важнейшие географические открытия |
8. |
21.10 |
|
Открытия русских путешественников |
9. |
28.10 |
|
Практическая работа №2 Открытия русских путешественников |
10. |
11.11 |
|
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали свою Землю» |
Раздел III. Земля во Вселенной (9 часов) |
|||
11. |
18.11 |
|
Как древние люди представляли себе Вселенную |
12. |
25.11 |
|
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней |
13. |
02.12 |
|
Соседи Солнца |
14. |
09.12 |
|
Планеты – гиганты и маленький Плутон |
15. |
16.12 |
|
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Контрольное тестирование 1 полугодие. |
16. |
23.12 |
|
Мир звёзд |
17. |
13.01 |
|
Уникальная планета Земля |
18. |
20.01 |
|
Современные исследования космоса |
19. |
27.01 |
|
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» |
Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 часа) |
|||
20. |
03.02 |
|
Стороны горизонта |
21. |
10.02 |
|
Практическая работа № 3 Ориентирование |
22. Р.к. |
17.02 |
|
Практическая работа № 4 План местности и географическая карта. Географическая карта Ставропольского края. |
23. |
24.02 |
|
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» |
Раздел V. Природа Земли (12 часов) |
|||
24. |
02.03 |
|
Как возникла Земля |
25 Р.к. |
09.03 |
|
Внутреннее строение Земли. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своего края. |
26. |
16.03 |
|
Землетрясения и вулканы |
27. |
23.03 |
|
Путешествия по материкам |
28. Р.к. |
06.04 |
|
Вода на Земле. Воды Ставропольского края. |
29. Р.к. |
13.04 |
|
Воздушная одежда Земли Климат в нашей местности |
30. |
20.04 |
|
Живая оболочка Земли |
31. |
27.04 |
|
Почва – особое природное тело |
32. |
04.05 |
|
Человек и природа |
33. |
11.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
34. |
18.05 |
|
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» |
35 |
25.05 |
|
Игра «Мир, в котором мы живём» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.