Рабочая программа по географии 5 класс по УМК Климанова

  • docx
  • 14.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по гео 5 кл.Баринова А.А.2021-22гг.. УМК Климанова..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 1

от   30.08.2021 г.

_____________

Невзорова В.П.

Ф.И.О. руководителя ШМО

 

 

 

 

Согласовано заместитель директора по УВР:

          __________

 Ж.В.Гавриленкова

    30.08.2021 г.

 

 

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08. 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

 __________________                     

Л.В. Антоненкова

Приказ №         б

от 31.08.2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

основного общего образования по географии

2021-2022 учебный год

5 класс

                                                                                        

Составитель: Баринова А.А.,

учитель географии и

                                                                        биологии ,

 первая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010;

§  География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2020;

§  Рабочие программы по учебникам географии для 5-9 классов под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева/сост. И.Г. Смирнова, разработанные в соответствии с ФГОС;

  • примерной программы основного общего образования по географии;
  • ООП ООО МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок
  •  учебного плана МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок  на 2021-2022 учебный год;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СШ № 1.
  •   Федерального перечня учебников;
  •  УМК по географии

    5 класс.

Количество недельных часов – 1.   Количество часов в год – 34

1)Учебник: : География.Землеведение.5—6 классы;

 (О. А. Климанова,В. В. Климанов, Э. В. Ким).

 2)География. Атлас. Введение в географию. Физическая география.5-6,-М.:изд.«Русское лово»,2019г.

3)Контурные карты. География.5 класс, -М.: «Русское слово», 2019 г.

4)География. Землеведение. 5—6  классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

   

Планируемые результаты освоения учебного предмета География».

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

 Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются: формирование всесторонне     образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии в 5 классе:

- Ценностные ориентации учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности.

 -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы Земли;

-представление и России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- Образовательные результаты- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

, детьми старшего и младшего возраста, взрослым в процессе образовательной,

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность;

-определять её  цели и задачи;

-выбирать средства   и применять их на практике;

-оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

       Предметными результатами освоения учащимися  основной школы программы по географии являются:

В 5- 6  классах

- Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- Умение работать с разными источниками географической информации;

-Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- Картографическая грамотность;

- Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

-Умение вести наблюдения объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

-Умение применять географических знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

-Умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

-  Знать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов;

- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

-Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

-Сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические

материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

-Понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;

-Описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их

географической экспертизы;

-Понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-Определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;

-Правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.

                                  Содержание учебного предмета «География».

                                 ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАССЫ

5 КЛАСС(1ч в неделю, всего 34 ч )

 Раздел I. Как устроен наш мир (9ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ(5ч)

 Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир? Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

 Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему? Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю? Земля  — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

 ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ(4ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус? Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8ч)

ТЕМА  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА  4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ(6ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? Великие географические открытия. Почему наступила эпоха.

 Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

 В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения  как источники географической информации.

 Раздел III. Как устроена наша планета(14ч)

 ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА(5ч)

Внутреннее строение Земли.

 Каково внутреннее устройство нашей планеты?

 Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

 Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

 Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА  6. ГИДРОСФЕРА (3ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера  — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

 ТЕМА  7. АТМОСФЕРА (3ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА  8. БИОСФЕРА (2ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

 ТЕМА  9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК(1ч)

 Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

            Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Тематическое планирование по географии  составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

-развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле,

-основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

 

п\п

Название  раздела курса

 

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

 Как устроен наш мир.

9

 

1 Представления об устройстве мира Объяснять понятия и термины: Солнечная система, галактика, планета, астероид, комета; называть имена ученых, внесших вклад в изучение Земли; объяснять отличия геоцентрической и гелиоцентрической моделей устройства мира; изучать по схеме способ измерения расстояния до недоступного предмета; изучать и приводить примеры планет Солнечной системы; сравнивать космические тела по степени опасности для людей; сравнивать и называть сходство и различия между Землей и ее спутником — Луной; объяснять причины смены дня и ночи и времен года на Земле; аргументировать, почему Земля, в отличие от других планет, обитаема.                                                      

Объяснять понятия и термины: Мировой океан, материк, остров, полуостров, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы;   называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе, карте полушарий и физической карте России; определять (измерять) направления, расстояния на

глобусе, на карте, на местности; читать план местности и карту; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории.

 

2

Развитие географических знаний о земной поверхности. 

 

8

Объяснять понятия и термины: план, карта, географический атлас, аэрофотоснимок, космический снимок, геоинформационная система (ГИС);

изучить и сравнивать, называть особенности различных источников географической информации — географических карт, планов местности, аэрофото- снимков и космических снимков;

приводить примеры видов деятельности людей, где необходимо использование различных источников географической информации.

Работать с текстом учебника для изучения значения выражений: путь «из варяг в греки», Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы, викинги, русские землепроходцы; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; изучать и показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

                 

3.

Как устроена наша планета.  

17

Выделять главное и существенные признаки

понятий: земная кора, ядро, мантия, литосфера, горные породы, минералы, полезные ископаемые, рельеф, формы рельефа, материковый склон, ложе океана;

характеризовать методы изучения Земли и ее недр; показывать по карте разные формы рельефа; изучать горные породы в ходе выполнения практической.  сравнивать формы рельефа суши и дна Мирового океана; изучать и приводить примеры влияния деятельности человека на изменения рельефа на  Земле. Работать с новыми понятиями и терминами темы: гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив, пролив, части реки, речная система; работать со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью выявления  отличительных особенностей частей Мирового океана. Изучать метеорологические приборы; определять различные параметры состояния погоды: температуры воздуха, атмосферное давление, направление ветра; описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения за погодой.                          

Работать с новыми понятиями и терминами темы: биосфера, биологический круговорот; приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле; вести наблюдения во время экскурсий.