Рабочая программа по географии 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 6 класс

Оценка 4.9
docx
04.08.2020
Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа география 6 класс.docx

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «ООШ №16 п. Селивановка Советского района» Ставропольского края,  авторской программы  по географии Бородиной С.В. изд. Москва, «Вако» 2016 г. к  учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой «География Начальный курс» 2016 год  (М.: Дрофа), с учётом методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО «О преподавании  географии в 2019-2020 учебном году».

1.     Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса  географии по данной программе к концу шестого класса у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки пред­ставления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познава­тельные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- объяснять значение ключевых понятий курса:

- объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

- называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

- называть и показывать основные географические объекты;

- работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

- работать с контурной картой;

- производить простейшую съёмку местности;

- пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов);

- составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

- приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов  природы;

- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;

- называть меры по охране природы.

Метапредметными результатами освоения курса является формирование универсальных учебных действий УУД:

Регулятивные:

- ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе  или под руководством учителя);

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- владеть основами самоконтроля и самооценки;

- осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

- оценивать работу одноклассников;

- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и  его мнению;

- критичное отношение к своему мнению.

Познавательные:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- устанавливать причинно-следственные взаимосвязи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события  по заявленным критериям;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- решать проблемные задачи;

- искать и отбирать информацию в  учебных и справочных пособиях,  словарях;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Личностными результатами изучения  географии являются:

- ответственное отношение к учению;

 - готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- постепенное выстраивание собственной картины мира;

- приобретение опыта участия в социально-значимом труде;

- развитие коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- осознание  ценности здорового образа жизни;  понимание основ экологической культуры.

2.           Содержание  учебного  материала.

Введение (1 час).

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география – её задачи и методы. Земля – планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна – единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.

Виды изображений поверхности Земли (10  часов)

План местности (4 часа)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки – «азбука» плана. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб.
Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль
местности. Правила построения профиля местности. Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки. Практические работа № 1 «Изображение здания школы в масштабе». Практическая работа № 2 «Определение направлений и азимутов по плану местности» Практическая работа № 3. «Составление плана местности методом маршрутной съёмки»

Географическая карта (6  часов)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус – модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте. Географическая карта. Географическая карта –изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор – начало отсчета географической широты. Определение географической широты.  Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам. Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте. Практическая работа № 4 «Определение географических объектов и объектов по их географическим координатам». Региональный компонент: Определение элементов градусной сетки на карте своего края.

Строение Земли. Земные оболочки (21 час).

Литосфера (6 часов)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора – часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина. Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин. Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна мирового океана. Практическая работа № 5  «Составление описания форм рельефа». Региональный компонент: Рельеф Ставропольского края.

Гидросфера (6 часов)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий. Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу. Подземные воды. Образование подземных вод. Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод. Реки. Что такое река? Строение речной долины. Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма. Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару. Практическая работа № 6 «Составление описания внутренних вод». Региональный компонент: Артезианские воды Ставрополья.

Атмосфера (6 часов)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Как нагревается воздух? Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков. Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат.

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
 Практическая работа № 7  «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».  Практическая работа № 8 «Построение розы ветров». Практическая работа № 9  «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». Региональный компонент: Климат Ставропольского края

Биосфера. Географическая оболочка. (3 часа)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость распространения организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие – главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Практическая работа № 10  «Характеристика природного комплекса (ПК)».

Население Земли. (3 часа)

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Человеческие расы. Численность
населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления – влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.

3.     Календарно-тематическое планирование география 6 класс

 

№ п/п

Дата

Тема

План.

Факт.

Введение (1час)

1.

02.09.

 

 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы.

                                                        Виды изображений поверхности Земли (10  часов)

План местности (4 ч)                   

2.

09.09.

 

Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1. «Изображение здания школы в масштабе».

3.

16.09.

 

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 (1) «Определение направлений и азимутов по плану местности»

4.

23.09.

 

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

5.

30.09

 

Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3 «Составление плана местности методом маршрутной съёмки».

Географическая карта (6  ч)

6.

07.10.

 

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

7.

Р.к

14.10

 

Градусная сеть на глобусе и картах.

Определение элементов градусной сетки на карте своего края.

8.

21.10

 

Географическая широта.

9.

28.10

 

Географическая долгота. Географические координаты.

Практическая работа №4 (2) «Определение географических объектов и объектов по их географическим координатам».

10.

11.11

 

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Строение Земли. Земные оболочки (21 час)

Литосфера (6  часов)

11.

18.11.

 

Земля и ее внутреннее строение.

12.

25.11.

 

Движение земной коры. Вулканизм.

13.

Р.к.

02.12.

 

Рельеф суши. Горы.

Рельеф Ставропольского края.

14.

09.12.

 

Равнины суши.

Практическая работа № 5 (3) «Составление описания форм рельефа».

15.

16.12.

 

Рельеф дна Мирового океана.

Контрольное тестирование за первое полугодие.

16

23.12.

 

Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера»

Гидросфера (6 часов)

17.

13.01.

 

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

18.

20.01.

 

Движение воды в океане.

19.

Р.к.

27.01.

 

Подземные воды.

Артезианские воды Ставрополья.

20.

03.02

 

Реки. Практическая работа № 6(4) «Составление описания внутренних вод».

21.

10.02.

 

Озера. Ледники.

22.

17.02.

 

Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера».

                                               Атмосфера (6 часов)                              

23.

24.02.

 

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.

 Практическая работа № 7 (5) Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

24.

02.03.

 

Атмосферное давление. Ветер.

Практическая работа № 8 (6) Построение розы ветров.

25.

09.03.

 

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

26.

Р.к.

16.03.

 

Погода и климат.

Климат Ставрополья.

27.

23.03

 

Причины, влияющие на климат.

28.

06.04

 

Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера».

Биосфера. Географическая оболочка (3 часа)

29.

13.04.

 

Разнообразие и распространение организмов на Земле

30.

20.04

 

Природный комплекс.

Практическая работа № 10 «Характеристика природного комплекса (ПК)».

31.

27.04

 

Обобщение и контроль знаний по теме «Биосфера. Географическая оболочка».

Итоговый контроль знаний.

 Население Земли (3 часа)

32.

04.05.

 

Население Земли.

33.

11.05.

 

Человек и природа.

34.

18.05.

 

 Обобщение знаний по курсу географии 6 класса

35.

25.05

 

Игра «Геошанс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса составлена на основе

Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество; - оценивать работу одноклассников; - в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами; - осознание уважительного и доброжелательного…

Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество; - оценивать работу одноклассников; - в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами; - осознание уважительного и доброжелательного…

Введение (1 час). Открытие, изучение и преобразование

Введение (1 час). Открытие, изучение и преобразование

Определение географической широты

Определение географической широты

Свойства океанической воды: соленость и температура

Свойства океанической воды: соленость и температура

Зависимость климата от океанических течений

Зависимость климата от океанических течений

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Атмосфера: строение, значение, изучение

Атмосфера: строение, значение, изучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2020